Информация Прокуратуры Ивановской области от 17 февраля 2011 г.
Прокуратурой Ленинского района г. Иваново выявлены нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей при оказании физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг в деятельности спортивно-развлекательного комплекса "Олимпия"
Прокуратурой района, в связи с поступившими обращениями граждан, проведена проверка Спортивного развлекательного комплекса "Олимпия" (далее - СРК "Олимпия") по вопросу исполнения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей при оказании физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.
Установлено, что в 2010 году бригадой скорой медицинской помощи выполнено 18 вызовов по поводу травм, полученных несовершеннолетними лицами в СРК "Олимпия".
В СРК "Олимпия" разработаны "Правила посещения СРК "Олимпия". Указанные правила разработаны в целом по всему комплексу, по всем видам оказываемых спортивных услуг, в том числе и по посещению ледового поля.
При проведении проверки установлено, что действующие "Правила посещения "СРК "Олимпия" не отвечают требованиям ч. 1 ст. 1, пп. 1, 3 ст. 7 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", требованиям ГОСТов "Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные", "Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные "Требования безопасности потребителей".
Так, для снижения травматизма при оказании спортивных услуг в СРК "Олимпия" не выполнялась профилактика травматизма, включая обучение потребителей навыкам самоконтроля при проведении занятий, тренировок, соревнований; информирование потребителей услуг о факторах риска и мерах по предупреждению травм; Потребители должны быть проинформированы о том, как избежать возможных травм и какие экстренные меры следует предпринять в случае получения травмы. Для потребителя услуг необходимо проводить инструктаж по безопасности, учитывающий специфику физкультурно-оздоровительных занятий, тренировок и соревнований по конкретным видам спорта.
Таким образом, в СРК "Олимпия" отсутствует комплект действующих документов по обеспечению безопасности потребителей.
По результатам проведенной проверки в адрес генерального директора ООО "СТ "Спортивный мир" внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей при оказании физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. Представление находится на рассмотрении.
Прокуратура Ивановской области выяснила, что перевозчиками региона не выполнена оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров специализированной организацией в области обеспечения транспортной безопасности.
Такие выводы сделаны по итогам проведенной органами прокуратуры Ивановской области проверке исполнения законодательства о транспортной безопасности.
Так, в нарушение п. 2 ст. 5 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" ни одним хозяйствующим субъектом, занимающимся перевозками на территории Ивановской области, а также ни одним владельцем и руководителем объектов транспортной инфраструктуры на территории Ивановской области не выполнена оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров специализированной организацией в области обеспечения транспортной безопасности.
Также на транспортные средства и объекты транспортной инфраструктуры отсутствуют Планы обеспечения транспортной безопасности.
Так, только прокуратурой портового города Кинешмы по фактам выявленных нарушений Закона внесено 19 представлений, в том числе руководителю объекта транспортной инфраструктуры - ОАО "Ивановское производственное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций" и в адрес 18 индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки на территории городского округа Кинешма.
Шуйской межрайонной прокуратурой аналогичные представления внесены в адрес 15 хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозки.
Прокуратурой Ленинского района г. Иваново установлено, что МУП "Ивановский пассажирский транспорт", осуществляющее пассажирские перевозки по городу Иваново и имеющий на балансе 108 троллейбусов, в нарушение вышеуказанных требований Закона также не выполнило оценку уязвимости транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров, не разработало План обеспечения транспортной безопасности, не приняло мер к внесению транспортных средств в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Кроме того, аналогичные нарушения допущены и другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими перевозки пассажиров в городе Иваново.
Кроме того, прокурорскими проверками выявлены и факты нарушения Федерального закона "О противодействии терроризму" и Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Например, прокуратурой Комсомольского района установлено, что здание вокзала не оборудовано системой видеонаблюдения, на входах в здание не установлены стационарные металлодетекторы, отсутствует кнопка экстренного вызова милиции с выводом на пульт ОВО при ОВД по Комсомольскому муниципальному району.
Прокуратурой Савинского района выявлено, что здание автостанции, расположенной на ул. Советской пос. Савино не соответствует требованиям законодательства о противодействии терроризму: технические средства охраны здания полностью отсутствуют.
Аналогичное нарушение выявлено прокуратурой Лежневского района в здании Лежневской автостанции.
Тейковской межрайонной прокуратурой в ходе проверки установлено, что генеральным директором ОАО "Ивановское производственное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций" издан приказ от 29 марта 2010 года N 102 "О предупреждении актов терроризма и ликвидации их последствий", согласно которому на автостанциях Ивановской области должны быть размещена информация о действиях пассажиров во время террористических актов. Однако, на автостанции городского округа Тейково указанная информация не размещена. Сотрудники автостанции не знают о профилактических мерах, направленных на обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности автостанции, не знают содержание разработанной на предприятии инструкции "По профилактическим мерам и действиям работников в ОАО "Ивановское производственное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций" в ситуациях обнаружения признаков террористических актов" и фактически профилактическую работы, направленную на обеспечение безопасности граждан не ведут. Таким образом, надлежащие меры в области обеспечения безопасности объекта транспортной инфраструктуры - автостанции городского округа Тейково в нарушение п. 1 ст. 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" не приняты.
Кроме того, указанной прокуратурой установлено, что в нарушение п. 5 приказа Минтранса РФ от 01.11.2010 N 234 "Об утверждении требований к оборудованию автовокзалов" на автовокзале отсутствуют помещения для отдыха водителей, водители в межрейсовое время находятся на улице или в автобусах.
Прокуратурой Родниковского района установлено, что в нарушение п.п. 5, 12, 14 приказа Минтранса РФ от 01.11.2010 N 234 "Об утверждении требований к оборудованию автовокзалов" в Родниковской автостанции нет системы для хранения персональных данных пассажиров, асфальтобетонное покрытие посадочной площадки и площадки для высадки пассажиров находится в ненадлежащем состоянии, специальная разметка на территории для организации движения транспортных средств и пассажиров не нанесена.
Также, прокуратурой указанного района выявлено, что вопреки требованиям ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" и ст. 14 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на Родниковской автостанции отсутствует система видеонаблюдения за периметром территории с круглосуточным документированием, не организован пост физической охраны здания, на прилегающей территории допускается стоянка постороннего автотранспорта.
Всего по результатам настоящей проверки выявлено 180 нарушений законодательства, органами прокуратуры области внесено 90 представлений об устранении нарушений законодательства.
Выполнение требований законодательства о транспортной безопасности органами прокуратуры взято на контроль.
Прокуратурой Пучежского района выявлены нарушения в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Прокуратурой Пучежского района в ходе проведенной проверки установлено, что 17.09.2010 г. состоялся открытый аукцион на право заключения муниципального контракта на выполнение ремонтно-строительных работ по ремонту кровли жилых зданий в г. Пучеже в соответствии с техническим заданием документации об аукционе. Для участия в аукционе зарегистрировались 5 участников. В результате аукциона победителем признан ООО "Технострой", цена контракта составила 2 496 972 руб.
06.10.2010 г. между заказчиком - Администрацией Пучежского городского поселения, управляющей домами организации ООО "Управдом" и Подрядчиком - ООО "Технострой" заключено 4 муниципальных контракта на общую сумму 2 496 972 руб. Срок выполнения работ согласно п. 2.1. указанных контрактов устанавливался до 01.11.2010 г.
29 октября 2010 г. между заказчиком и подрядчиком заключены дополнительные соглашения о внесении изменений в муниципальные контракты, в которых срок выполнения работ продлен до 01.12.2010 г. Кроме того, дополнительными соглашениями от 02.11.2010 г., 11.11.2010 г. к муниципальным контрактам, объем работ в порядке исполнения муниципальных контрактов изменен, что в конечном итоге повлияло на изменение цены муниципального контракта.
Однако согласно ч. 4.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 настоящей статьи. Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта.
Частью 5 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" установлено четкое требование, что при заключении и исполнении государственного или муниципального контракта изменение условий контракта по соглашению сторон или в одностороннем порядке не допускается.
Кроме того, частями 6 - 6.6. и 8.1 статьи 9 Закона о размещении заказов установлен перечень случаев, когда возможно изменить условие контракта по соглашению сторон или в одностороннем порядке.
Изменение срока выполнения работ в ходе исполнения муниципального контракта муниципальным заказчиком по согласованию с исполнителем в вышеуказанный перечень случаев не входит.
Кроме того, ч. 9 ст. 9 Закона о размещении заказа предусмотрено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Заказчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
При этом, частью 11 ст. 9 Закона установлено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Поставщик (исполнитель, подрядчик) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.
Несмотря на это, муниципальным заказчиком (администрацией Пучежского городского поселения) не реализовано право потребовать от подрядчика уплаты неустойки за нарушение установленных сроков выполнения работ.
Кроме того, 27 сентября 2010 г. между заказчиком - Администрацией Пучежского городского поселения, в лице главы администрации поселения Макарушкова В.П., управляющей домами организации ООО "Управдом" и Подрядчиком - ООО "Аккаунт" заключено 5 муниципальных контрактов на выполнение монтажных работ по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии в соответствии с техническим заданием документации об аукционе на общую сумму 1410470 руб. Срок выполнения работ согласно п. 2.1. в указанных контрактах установлен до 31.10.2010 г.
В нарушение вышеуказанных положений закона 29 октября 2010 г. между заказчиком и подрядчиком заключены дополнительные соглашения о внесении изменений в муниципальные контракты NN 25 - 29, в которых срок выполнения работ продлен до 01.12.2010 г.
Законодательные ограничения возможности изменения условий государственного и муниципального контракта носят антикоррупционный характер, поскольку они позволяют свести к минимуму сговоры между государственными и муниципальными заказчиками, с одной стороны, и исполнителями соответствующих контрактов- с другой.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Изменение договорных (контрактных условий) на основе дополнительных соглашений меняет смысл проведения торгов на размещение соответствующего заказа, ущемляет права других участников аукциона, создает условия для злоупотреблений.
По результатам проверки прокуратурой района применены меры прокурорского реагирования: внесено 3 представления, в отношении главы администрации Пучежского городского поселения возбуждено административное производство по ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ (заключение контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков по результатам проведения торгов или проведения запроса котировок цен на товары, работы, услуги с нарушением объявленных условий торгов или запроса котировок цен на товары, работы, услуги либо условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд заключается контракт.)
Заявления прокурора Юрьевецкого района о взыскании задолженности по заработной плате удовлетворены судом.
Прокуратурой Юрьевецкого района в январе 2011 года проведена проверка соблюдения трудового законодательства в открытом акционерном обществе "Водоканал" в связи с обращениями в прокуратуру Юрьевецкого района работников предприятия по вопросу нарушения сроков выплаты заработной платы.
Установлено, что вопреки требованиям ст. 140 Трудового кодекса РФ в ООО "Водоканал", при увольнении двум работникам не выплачена заработная плата на общую сумму 33 тысячи рублей.
По результатам проверки прокуратурой района 28.01.2011 года в интересах названных граждан в суд предъявлены заявления о взыскании невыплаченной в срок заработной платы.
01.02.2010 года заявления о взыскании заработной платы судом рассмотрены и удовлетворены.
Вопрос об исполнении решений суда о взыскании задолженности по заработной плате находится на контроле в прокуратуре района.
Кроме того, по результатам проверки в отношении директора ООО "Водоканал" Ильичева А.С. прокурором возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушения трудового законодательства.
В адрес ООО "Водоканал" также внесено представление об устранении нарушений трудового законодательства (на рассмотрении).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Прокуратуры Ивановской области от 17 февраля 2011 г.
Информация предоставлена Прокуратурой Ивановской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве