Информация Прокуратуры Ивановской области от 25 апреля 2011 г.
Сегодня в прокуратуре Ивановской области под председательством начальника отдела по надзору за исполнением федерального законодательства Ивана Валентиновича Устименко состоялось межведомственное совещание, на котором, в том числе, обсуждался вопрос "О результатах проверок, проведенных органами прокуратуры Ивановской области, по исполнению законодательства о пожарной безопасности в преддверии пожароопасного сезона 2011 года".
В работе заседания приняли участие: сотрудники аппарата прокуратуры области, заместитель председателя Правительства области Чужбинкин Андрей Николаевич, ВРИО начальника УНД ГУ МЧС России по Ивановской области Хвостов Роман Львович, первый заместитель и.о. председателя Комитета по лесному хозяйству Ивановской области Улитин Виктор Васильевич, руководитель Департамента внутренней политики Ивановской области Ковалевский Дмитрий Николаевич, Исполнительный директор Совета муниципальных образований Ивановской области Каталов Алексей Леонидович, представители средств массовой информации.
Иван Валентинович Устименко проинформировал собравшихся, что за истекший период 2011 года прокуратурой области неоднократно проводились проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности в лесах и населенных пунктах.
Проверкам подлежат лесопользователи, арендаторы земельных участков, а также органы местного самоуправления на предмет принятия первичных мер пожарной безопасности.
Следует отметить, что в течение 2010 года, в том числе во время пожароопасного периода 2010 года, органами прокуратуры систематически осуществлялись проверки исполнения законодательства в части принятия органами местного самоуправления мер первичной безопасности, осуществлялся мониторинг состояния с пожарами на территории области, проводились проверки целевого использования денежных средств, выделенных из федерального, областного бюджетов, а также средств благотворительного фонда на оказанием материальной помощи пострадавшим лицам и строительство, предоставления жилья лицам, утратившим его в результате лесных пожаров, соблюдения прав и свобод граждан, пострадавших от пожаров.
В ходе проверок выявлялись многочисленные нарушения ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" в деятельности органов местного самоуправления, а также лесопользователей.
Так, например, прокуратурой г. Кинешмы в марте 2011 года проведена проверка ООО "Решма-лес" на предмет готовности к пожарному сезону 2011 года.
В ходе проведенной проверки установлено, что ООО "Решма-лес", являющееся арендатором лесного участка общей площадью 66373,4071 га на территории ОГУ "Кинешемское лесничество" были выявлены нарушения требований лесного законодательства в части отсутствия необходимого технического оборудования для предотвращения лесных пожаров (отсутствуют торфяные лесопожарные стволы, отсутствуют смачиватели, пенообразователи и т.д.)
Так, прокуратурой Юрьевецкого района в ходе проверок, проведенных в августе-сентябре 2010 г., выявлены факты отсутствия муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории четырех сельских поселений; отсутствовал план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципальных образований; в ряде населенных пунктов района не были созданы условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения; отсутствовали средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в жилом секторе ряда населенных пунктов.
По результатам рассмотрения представлений, внесенных главам 6 сельских поселений приняты конкретные меры, а именно: органами местного самоуправления 4 сельских поселений разработаны и утверждены муниципальные целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории поселения на 2011-2013 годы, планы привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Органами местного самоуправления 3 сельских поселений установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей, организовано информирование населения о мерах пожарной безопасности.
Для создания условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения в целях пожаротушения органами местного самоуправления, где отсутствовали источники наружного водоснабжения, в зимний период времени содержались незамерзаемые проруби.
Администрацией Михайловского сельского поселения приобретена емкость под источник наружного водоснабжения, которая будет установлена после оттаивания грунта.
Прокуратурой Ильинского района установлено, что результатом рассмотрения актов прокурорского реагирования, внесенных в 2010 году, явилось, в том числе, создание добровольных пожарных дружин в Щенниковском и Ивашевском сельских поселениях.
Главами администраций муниципальных образований Ивановского района в ходе выполнения требований прокурора соответствующего района разработаны и утвержденные муниципальные целевые программы, предусматривающие следующие противопожарные мероприятия: организация обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганда в области пожарной безопасности, создание условий для организации деятельности добровольной пожарной охраны, обеспечение надлежащего состояния источников пожарного водоснабжения в любое время года, устройство защитных противопожарных полос, удаление сухой растительности и другие.
Вместе с тем, настоящая проверка показала, что не всеми органами местного самоуправления нарушения устранены в полном объеме. Так, прокуратурой Лежневского района выявлено, что полностью нарушения устранены в 3 из 8 сельских поселений.
Прокуратурой Пучежского района в июле-сентябре 2010 года в суд направлено 6 исковых заявлений о понуждении администраций сельских поселений к устранению нарушений пожарной безопасности в части оборудования населенных пунктов наружными водоисточниками и переносными пожарными мотопомпами. Исковые заявления рассмотрены и удовлетворены, предоставлен срок для устранения. В ходе настоящей проверки установлено, что практически все нарушения устранены до наступления срока, установленного судом.
Вместе с тем, прокуратурой указанного района выявлены и новые нарушения законодательства о пожарной безопасности.
Так, установлено, что администрацией Затеихинского сельского поселения не проведены работы по оборудованию 2 противопожарных водоисточников подъездными путями с твердым покрытием, пирсом, а также площадками с твердым покрытием для разворота и установки пожарных автомобилей. Аналогичные нарушения допущены и администрацией Сеготского сельского поселения.
В связи с чем, Пучежским районным прокурором в адрес Глав администраций названных сельских поселений внесены представления об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Прокуратурой Ленинского района г. Иваново установлено, что 40 пожарных гидрантов, расположенных в городе Иваново, не очищены от снега и льда, 30 пожарных гидрантов находятся в неисправном состоянии.
Аналогичные нарушения выявлены также Тейковской и Вичугской межрайонными прокуратурами.
Кроме того, Тейковской межрайонной прокуратурой установлено, что в собственности Тейковского муниципального района в с. Оболсуново находится земельный участок площадью 14,01 га, относящийся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов. Данный земельный участок покрыт лесными насаждениями. Проверкой установлено, что территория леса не очищена от поваленных и сломанных деревьев, что создает угрозу возникновения пожара на подведомственной территории, а также препятствия для проезда специализированной техники, прохода пожарных бригад и делают невозможным проведение мероприятий по ликвидации очагов возгорания и по тушению пожаров в случае их возникновения.
По данному факту указанной прокуратурой в адрес Главы администрации указанного района внесено представление.
Прокуратурой г. Кинешмы выявлено, что ряд населенных пунктов Луговского сельского поселения не обеспечены средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, отсутствуют запасы воды для пожаротушения. По данным фактам прокурором города возбуждено дело об административном правонарушении в отношении Главы администрации Луговского сельского поселения и внесено представление.
Фурмановской, Тейковской межрайонными прокуратурами, а также прокуратурой Гаврилово-Посадского района в суды направлены исковые заявления о понуждении к устранению выявленных нарушений.
Всего в ходе настоящей проверки выявлено 56 нарушений законодательства о пожарной безопасности, в связи с чем, внесено 38 представлений, по результатам рассмотрения которых уже 6 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности (остальные представления находятся на рассмотрении), в суды области направлено 5 исковых заявлений, вынесено 2 постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Устранение всех нарушений остается на особом контроле органов прокуратуры области.
Вместе с тем, анализируя ситуацию, существуют основания полагать, что при приближении к пожароопасному периоду подобные нарушения будут иметь место, поскольку по сообщению Главного управления МЧС России по Ивановской области органами местного самоуправления первичные меры пожарной безопасности не выполняются, слабо организована работа по созданию подразделений добровольной пожарной охраны. Комитетом по лесному хозяйству Ивановской области не принимаются достаточные меры к расчистке лесов от валежника, к укомплектованию территории области наблюдательными вышками.
Участники совещания выступили с докладами, ответили на вопросы журналистов.
По итогам межведомственного совещания будет выработано решение, обязательное для исполнения всеми заинтересованными ведомствами.
При осуществлении правотворческой деятельности прокуратурой области направлены замечания на проект закона Ивановской области "О внесении изменений в статью 8-1 Закона Ивановской области "Об Избирательной комиссии Ивановской области".
Проектом закона предусматривалось право лиц, замещавших государственные должности председателя Избирательной комиссии Ивановской области, заместителя председателя Избирательной комиссии Ивановской области, секретаря Избирательной комиссии Ивановской области, работавших на постоянной основе, на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом проект закона исключал возможность установления ежемесячной доплаты к пенсии гражданам, которым трудовая пенсия по старости назначена досрочно в соответствии с пунктами 16 - 21 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Иные граждане, которым трудовая пенсия по старости назначена досрочно по другим основаниям, предусмотренным статьей 27 названного Федерального закона, право на ежемесячную доплату к пенсии, согласно проекту закона, имели. Тем самым нарушался конституционный принцип равенства прав граждан (статья 19 Конституции Российской Федерации). По результатам рассмотрения замечаний прокуратуры области комитетом Ивановской областной Думы приняты меры по приведению проекта закона в соответствие с требованиями Конституции Российской Федерации.
Кинешемской городской прокуратурой выявлены нарушения налогового законодательства.
Прокуратурой города проведена проверка действующих на поднадзорной территории нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, принятых по вопросам установления местных налогов, а также единого налога на вмененный доход.
Представительными органами городского округа Кинешма, Наволокского городского поселения, Шилекшинского, Батмановского, Решемского, Луговского. Ласкарихинкского, Горковского сельских поселений введен в действие земельный налог на 2011 год на территориях соответствующих муниципальных образований.
В ходе проведенной проверки нормативных правовых актов об установлении земельного налога установлено, что все они противоречат требованиям действующего законодательства.
Так, решением Совета Шилекшинского сельского поселения N 34 от 13.11.2010 года установлен земельный налог на территории Шилекшинского сельского поселения.
Подпункт 2 п. 5 Решения, устанавливающий, что учреждения культуры, учредителем которых является администрация Шилекшинского сельского поселения, в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности, освобождаются от уплаты налогов, противоречит требованиям ч. 2 ст. 3 Налогового Кодекса РФ, в соответствии с которой не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Аналогичные нарушения выявлены в нормативных правовых актах по установлению земельного налога Совета Решемского сельского поселения, Горковского сельского поселения, Ласкарихинского сельского поселения, Луговского сельского поселения, Наволокского городского поселения.
Также установлено, что Решением Кинешемской городской Думы N 53/513 от 28.10.2008 года утверждено Положение о порядке исчисления и уплаты земельного налога на территории городского округа Кинешма.
Статьи 2, 3, 4, 5, 10 указанного положения, определяющие соответственно объекты налогообложения, налоговую базу, порядок определения налоговой базы, налоговый и отчетный периоды, ответственность налогоплательщиков и контроль налоговых органов противоречат п. 4 ст. 12 Налогового Кодекса РФ.
Кроме того, объект налогообложения, установленный ст. 2 Положения, определен с нарушением требований ч. 2 ст. 389 НК РФ.
Порядок определения налоговой базы, установленный ст. 4 Положения, определен с нарушением требований ч. 3 ст. 391 НК РФ.
В статье 9 Положения определены не все категории лиц, имеющих льготы по уплате земельного налога в соответствии со ст. 395 НК РФ.
Пункт 9 статьи 9 Положения, устанавливающий, что учреждения образуемые для осуществления управленческих функций городского округа Кинешма, учреждения здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания, учредителями которых являются органы местного самоуправления городского округа Кинешма в отношении земельных участков, используемых для осуществления уставной деятельности по оказанию бюджетных услуг, освобождаются от уплаты налогов, противоречит требованиям ч. 2 ст. 3 Налогового Кодекса РФ, в соответствии с которой не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Также представительными органами городского округа Кинешма, Наволокского городского поселения, Шилекшинского, Батмановского, Решемского, Луговского, Ласкарихинкского, Горковского сельских поселений введен в действие налог на имущество физических лиц на 2011 год на территориях соответствующих муниципальных образований.
При изучении нормативных правовых актов установлено, что Решения Советов Наволокского городского поселения, Шилекшинского, Батмановского, Решемского, Луговского, Ласкарихинкского, Горковского сельских поселений в части установления срока для уплаты налога на имущество физических лиц противоречат требованиям ст. 3 ФЗ "О налогах на имущество физических лиц", ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах", п. 4 ст. 12 Налогового Кодекса РФ, поскольку установление срока для уплаты названного налога не относится к компетенции органа местного самоуправления.
По результатам проведенной проверки 20.04.2011 года на названные нормативные правовые акты принесены протесты. Всего внесено 15 протестов: 7 протестов на решения Советов Наволокского городского поселения, Шилекшинского, Батмановского, Решемского, Луговского, Ласкарихинкского, Горковского сельских поселений об установлении налога на имущество физических лиц и 8 протестов на решения Кинешемской городской Думы, Советов Наволокского городского поселения, Шилекшинского, Батмановского, Решемского, Луговского, Ласкарихинкского, Горковского сельских поселений об установлении земельного налога.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Прокуратуры Ивановской области от 25 апреля 2011 г.
Информация предоставлена Прокуратурой Ивановской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве