Информация Прокуратуры Ивановской области от 25 марта 2011 г.
Прокуратура области информирует о результатах обобщения состояния прокурорского надзора по вопросам соблюдения работодателями законодательства об аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях Ивановской области.
Прокуратурой области проведено обобщение состояния прокурорского надзора по вопросам соблюдения работодателями трудового законодательства об аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях Ивановской области за период 2010 год 4 мес. 2011 года.
Установлено, что при осуществлении надзора в сфере охраны труда в анализируемом периоде гормежрайпрокурорами проводились проверки соблюдения работодателями требований ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей их обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда на предприятиях и в организациях области, в части проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда регламентируется Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (далее - Порядок).
В соответствии с п. 1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
Обобщение показало, что нарушения закона в части неисполнения работодателями обязанности по проведению аттестации рабочих мест имеют распространенный характер.
В 2010 году в данной сфере прокурорского надзора гормежрайпрокурорами проведено 113 проверок, в ходе которых выявлено 1354 нарушений закона. По результатам проверок руководителям предприятий и организаций внесено 97 представлений, по результатам рассмотрения которых привлечено к дисциплинарной ответственности 26 виновных лиц.
В указанный период по постановлениям прокуроров за нарушения законодательства об охране труда, выразившиеся в непроведении работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ 68 должностных лиц.
Кроме того, в указанный период в суды области прокурорами направлено 194 исковое заявление с требованиями проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, все заявления, кроме одного удовлетворены. По одному заявлению производство судом прекращено в виду изменения обстановки в связи с реорганизацией юридического лица.
За 4 мес. 2011 года прокурорами в данной сфере надзора проведено 125 проверок, в ходе которых выявлено 423 нарушения закона. По результатам проверок руководителям предприятий и организаций внесено 72 представления. По постановлениям прокуроров привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ 4 должностных лица.
В суды области в указанный период направлено 81 исковое заявление, из которых по 65 заявлениям требования прокуроров удовлетворены, 16 заявлений - находятся на рассмотрении.
Проверки исполнения работодателями обязанности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда проведены прокурорами на предприятиях и в организациях различных сфер деятельности и форм собственности.
Так, Тейковской межрайонной прокуратурой в прошедшем году проверки исполнения требований законодательства при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда проведены в образовательных учреждениях г.о. Тейкова.
Установлено, что в ряде образовательных учреждений директорами школ и заведующими детскими садами эти обязанности выполнены не в полном объеме. На момент проверки аттестация рабочих мест в полном объеме не завершена ни в одном из проверенны образовательных учреждений.
Так, в муниципальной средней общеобразовательной школе N 10 не аттестованы рабочие места сторожей и дворников, в детском саду компенсирующего вида N 6 "Теремок" аттестованы только рабочие места воспитателей, повара, помощника воспитателя. Остальные рабочие места (сторож, дворник, учитель-дефектолог, логопед) не прошли аттестацию.
В детском саду N 15 "Малышок" аттестованы только рабочие места воспитателей, повара, кухонного работника и помощника воспитателя. Кроме того, во всех образовательных учреждениях, в которых проведены проверки в нарушение ст. 117 Трудового кодекса Российской Федерации (по результатам аттестации рабочих мест) не предоставляется дополнительный отпуск за вредные условия труда повару (6 рабочих дней), что является нарушением Постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 "Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день".
По результатам проведенных проверок Тейковским межрайонным прокурором внесены представления в адрес заведующих детских садов "Теремок" и "Малышок", директора МСОШ N 10 и заведующей городским отделом образования. Кроме того, заведующие детскими садами "Малышок" и "Теремок", соответственно, Куранова Н.В. и Белова Л.И. по постановлениям прокурора привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Аналогичные проверки также проведены в прошедшем году прокуратурой Родниковского района в ряде образовательных учреждений района, в ходе которых выявлены нарушения законодательства в части непроведения работодателями аттестации рабочих мест по условиям охраны труда. По результатам проверки директорам МОУ "Центральная городская средняя общеобразовательная школа", МОУ "Средняя общеобразовательная школа" NN 3, 2, 4 внесены представления об устранении нарушений закона в части охраны труда. Поскольку по результатам рассмотрения представлений нарушения устранены не были, прокурором района в суд были направлены исковые заявления с требованием принять меры к устранению выявленных нарушений закона. Требования прокурора были удовлетворены в полном объеме.
Прокуратурой Фрунзенского района г. Иванова нарушения в части непроведения аттестации рабочих мест по условиям охраны труда выявлены в ОГУ "Ивановский детский дом N 3", в связи с чем прокурором района директору учреждения внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, по результатам рассмотрения представления 1 чел. привлечен к дисциплинарной ответственности.
Нарушения в сфере охраны труда, касающиеся не проведения аттестации рабочих мест по условиям охраны труда выявлены Кинешемской городской прокуратурой в деятельности индивидуального предпринимателя Кочетовой И.Г.
Установлено, что в нарушение требований ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, п.п. 1, 2, 5, 9 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, ИП Кочетовой И.Г. приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда не издавался, аттестация рабочих мест не проводилась По результатам проверки Кинешемским городским прокурором в Кинешемский городской суд было направлено исковое заявление о понуждении работодателя к аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
Нарушения законодательства в сфере охраны труда, касающиеся неисполнения работодателем обязанности по аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда выявлены также Фурмановской межрайонной прокуратурой при проверке в ООО "Швейное ателье "Силуэт", прокуратурой Ленинского района г. Иванова в ОАО "Точприбор", прокуратурой Фрунзенского района в ООО "Торговый дом ИЗТС", прокуратурой Гаврилово-Посадского района в СПК "Авангард".
Аналогичные нарушения в сфере охраны труда выявлены и в учреждениях здравоохранения.
Так, в ходе проверки, проведенной прокуратурой Савинского района в МУЗ "Савинская ЦРБ" не аттестованы 217 рабочих мест. По результатам проверки прокурором района было направлено в суд исковое заявление об обязании работодателя провести аттестацию рабочих мест, требования прокурора были удовлетворены.
В МУЗ "Комсомольская ЦРБ" на момент проверки прокуратуры Комсомольского района не были аттестованы 242 рабочих места. По результатам проверки прокуратурой района в суд направлено заявление о понуждении проведения аттестации рабочих мест, которое также было удовлетворено.
В текущем году Тейковской межрайонной прокуратурой исполнение требований законодательства в сфере охраны труда при проведении аттестации рабочих мест проверено в деятельности 8 индивидуальных предпринимателей, во всех случаях выявлены нарушения закона. По результатам проверок прокурором в суд направлены 8 исковых заявлении о понуждении работодателей к проведению аттестации рабочих мест, все иски рассмотрены и удовлетворены.
В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" на органы прокуратуры возложены полномочия по согласованию планов органов контроля.
Органы прокуратуры не только участвуют в формировании планов органов контроля, но и осуществляют надзор за их исполнением.
При осуществлении надзорных полномочий прокурорами со стороны органов контроля выявляются нарушения при исполнении планов проведения плановых проверок.
Так, Ивановским межрайонным прокурором выявлены существенные нарушения при исполнении плана проведения плановых проверок на 2011 год в деятельности отдела надзорной деятельности г. Кохма и Ивановского района ГУ МЧС России по Ивановской области.
При проверке установлено, что в нарушение Федерального закона отдел надзорной деятельности проводя проверки, руководствовался планом проверок без учета внесенных изменений при формировании плана. Следствием явились нарушения Федерального закона, прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Проверки в отношении ряда лиц проведены с нарушением дат и сроков (например, в отношении ИП Лобановой Ирины Альбертовны проверка проведена с 14.03.2011, запланирована с 20.03.2011; в отношении ИП Лукмановой Клары Ибадуиловны проверка проведена с 08.04.2011 по 23.04.2011, в соответствии с планом проверка должна проводиться в декабре 2011 года).
Не были начаты и не проведены проверки в отношении ГОУ "Кохомская коррекционная специальная школа интернат 6-го вида", МДОУ детский сад N 11 "Теремок", МДОУ детский сад N 1 "Одуванчик", ИП Гуркина Сергея Александровича.
Межрайонной прокуратурой выявлены факты нарушения сроков проведения проверок.
Например, в отношении АЗС "Арсенал" проверка согласно плану должна быть проведена 01.02.2011. Фактически проверка проведена 15.04.2011. Нарушены сроки начала проведения плановых проверок в отношении индивидуальных предпринимателей Зименкова С.В., Романовой Е.Б., Жоховой Г.Г. И других.
При проведении проверки было заявлено об исключении из плана проведения проверок на 2011 год 9 хозяйствующих субъектов: индивидуальных предпринимателей Жуковой М.С., Кузнецова Н.А., Мизина М.В., Кузнецовой С.В., Кузьминой Л.П., Нелюбина В.А., Алмазова М.Э. оглы, ООО "Стильб", ООО "Маринка".
Вместе с тем, документального подтверждения принятия уполномоченным должностным лицом ГУ МЧС России по Ивановской области решения об исключении данных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей из плана плановых проверок на 2011 год не представлено, проверки их деятельности не проведены.
Выявленные нарушения отражены в представлении на имя начальника ОНД г. Кохма и Ивановского района ГУ МЧС России по Ивановской области, которое находится в стадии рассмотрения.
Прокуратурой Пестяковского района проведена проверка исполнения требований законодательства охраны лесов от пожаров.
В ходе проведенной проверки установлено следующее.
В ходе проверки готовности населенных пунктов Неверово-Слободского, Демидовского, Пестяковского, Нижнеландеховского сельских поселений к весенне-летнему пожароопасному периоду выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
Основными нарушениями являются: отсутствие подъездов с площадками с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; отсутствие установленных указателей с цифрами, указывающими расстояние до водоисточника (объемные со светильником или плоские выполненные с использованием светоотражающих покрытий); отсутствие наружного освещения в темное время суток для быстрого нахождения подъездов к пирсам пожарных водоемов; отсутствие пожарных мотопомп для целей пожаротушения; отсутствие исправной звуковой системы оповещения населения о чрезвычайной ситуации; непроведение опашки.
По результатам проверок прокуратурой района выявлено 20 нарушений, главам администраций сельских поселений в апреле-мае 2011 года внесено 4 представления, в суд направлено 11 исковых заявлений с требованием устранить выявленные нарушения, которые находятся в стадии рассмотрения.
Во исполнение поручения Генеральной прокуратуры Российской Федерации прокуратурой области организовано регулярное проведение проверок исполнения законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.
При их планировании, организации и проведении осуществляется взаимодействие с представителями Росфинмониторинга, ГУ ЦБ по Ивановской области, ТУ Росфиннадзора в Ивановской области и др. Это и взаимный обмен информацией, и привлечение их в качестве специалистов к проводимым прокурорами проверкам.
В ходе проверок особое внимание обращается на деятельность ломбардов, других организаций, осуществляющих операции с драгоценными металлами и камнями, ювелирными изделиями, а также иных организаций, перечисленных в ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ).
Наиболее распространенные из выявленных в ходе проверок нарушений - это отсутствие в проверяемых организациях, в нарушение п. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ, правил внутреннего контроля и должностных лиц, ответственных за их соблюдение.
Такие нарушения прокурорами выявлялись и в 2010 году, и в истекшем периоде текущего года.
Так, например, в 2010 году Кинешемской городской прокуратурой при проверке ООО "Кинешемская ювелирная мануфактура" установлено, что специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ осуществления внутреннего контроля, не соответствует квалификационным требованиям.
В нарушение п. 2, п. 5, п. 10, п. 13, п. 18 Положения "О требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденных приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу N 256 от 01.11.2008 года в ООО "Кинешемская ювелирная мануфактура" не утвержден перечень работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - обучение); обучение работников не проводится; программа обучения не разработана; план-график реализации программы обучения на очередной календарный год не разрабатывается; проверка знаний и навыков работников организаций в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не проводится.
Аналогичные нарушения были выявлены в 2010 году и прокуратурой Ленинского района г. Иванова в ООО "Ломбард Голд".
Шуйской межрайонной прокуратурой установлено, что в нарушение ст. 5, п. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ в ООО "ГрандПартнер" не имеется разработанных, утвержденных и согласованных в установленном порядке правил внутреннего контроля и программ осуществления внутреннего контроля, соответственно, должностные лица, ответственные за их соблюдение, не назначены.
Аналогичные нарушения выявлены межрайонной прокуратурой и в деятельности МУП "Универсальный рынок "Северный".
Факты отсутствия правил внутреннего контроля и должностных лиц, ответственных за их соблюдение, выявлены также прокуратурами Комсомольского, Южского, Родниковского районов, прокуратурой Советского района г. Иванова,
Кинешемской городской прокуратурой, помимо прочего, в ООО "ПЦ Жилищник" выявлены нарушения ч. 9 ст. 7 Закона N 115-ФЗ - данное общество не встало на учет в уполномоченный орган.
Со стороны организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, в 2010 году также допускались нарушения Закона N 115-ФЗ.
Данные факты были вскрыты Фурмановским межрайонным прокурором в МУП "ЖКХ Дуляпинского сельского поселения" и МУП "ЖКХ Папинского сельского поселения".
Прокурором Приволжского района выявлен факт неосуществления в ЗАО "Приволжский ювелирный завод "Красная Пресня" контроля за совершением сделок на сумму, превышающую 15000 рублей, физическими лицами. Данные сделки не фиксировались, физические лица при осуществлении таких сделок не идентифицировались.
Анализ работы органов прокуратуры показал, что проведенные горрайпрокурорами в 2010 году проверки, в большинстве своем, результативны, виновные лица были привлечены к предусмотренной законодательством ответственности.
Так, например, по итогам проведенной в 2010 году прокуратурой Советского района проверки деятельности ООО "ВААЛ" в отношении данного Общества возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 15.27 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого виновное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100000 руб.
Ивановским межрайонным прокурором опротестован приказ директора ООО "Ломбард Кохомский кредит" "О назначении ответственного сотрудника по осуществлению правил внутреннего контроля и поступления денежных средств в ломбардах", поскольку он не соответствовал требованиям ч. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ.
Под пристальным вниманием прокуратуры в отчетном периоде находилась деятельность государственных органов, реализующих контрольные функции в отношении организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом (например, таких как, ГУ ЦБ по Ивановской области, ТУ Росфиннадзора в Ивановской области, Управлении Роскомнадзора Ивановской области и др.).
Нарушений законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в указанных госорганах не выявлено.
Вместе с тем, в 2010 году, в рамках проверки вышеуказанного законодательства, в ТУ Росфиннадзора в Ивановской области и в Управлении Роскомнадзора Ивановской области выявлены нарушения Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в связи с чем, руководителям данных ведомств прокуратурой области было внесено 2 представления, которые рассмотрены и признаны обоснованными.
Всего по результатам проверок прокурорами в 2010 году выявлено 82 нарушения закона, внесено 37 представлений об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 15 лиц, опротестовано 7 правовых актов, объявлено 1 предостережение, возбуждено 7 дел об административном правонарушении по ст. 15.27 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых 6 лиц привлечено к административной ответственности, вынесено 1 постановление о направлении материалов в орган предварительного расследования для проведения проверки в порядке ст.ст. 144 - 145 УПК РФ.
В истекшем периоде 2011 года работа на данной направлении надзора органами прокуратуры продолжена, организовано и проведено две проверки исполнения законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Нарушения аналогичны выявленным в 2010 году.
Прокурором Советского района г. Иванова установлено, что гр-кой в 2010 году было зарегистрировано ООО ТД, где она является генеральным директором, а также по доверенности указанное лицо зарегистрировало еще ООО, где генеральным директором является иное лицо. В соответствии с полученными объяснениями гр-ки ООО было создано с целью обналичивания денежных средств. Счета были открыты ООО ТД в АКБ "Москомприватбанк", ООО - в АКБ "Росбанк". Поступление денежных средств на расчетные счета ООО ТД и ООО обналичивались как по банковским чекам, так и по кредитным картам. За данную услугу гр-ка получала 2,75%.
Согласно проведенному ОДП УНП УВД по Ивановской области исследованию за период с 03.03.10 по 22.03.11 на расчетный счет ООО поступили денежные средства в сумме 33 842 143,2 руб.; на расчетный счет ООО ТД - в сумме 40 023 908,55 руб. Женщиной получены денежные средства в размере 5 932 700 руб. и 8 768 037 руб., перечисленные соответственно на банковскую карту ООО и ООО ТД, и были в последующем ею обналичены.
По данному факту прокурором района вынесено 30.03.2011 постановление о направление материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании гр-ки, поскольку в ее действиях могут усматриваться признаки состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 172 УК РФ.
По результатам процессуальной проверки 31.03.2011 начальником отделения СЧ СУ при УВД по г. Иваново в отношении гр-ки возбуждено уголовное дело.
Всего в истекшем периоде 2011 года прокурорами выявлено 34 нарушения Закона N 115-ФЗ, внесено 17 представлений, опротестован 1 правовой акт, вынесено 5 постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых два лица привлечены к административной ответственности, 1 - к дисциплинарной, возбуждено 1 уголовное дело.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Прокуратуры Ивановской области от 25 марта 2011 г.
Информация предоставлена Прокуратурой Ивановской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве