Определение Ивановского областного суда
от 4 апреля 2012 г. N 33-546
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного
суда в составе
председательствующего Д.,
судей К., Р.,
при секретаре Кам.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Р.
дело по апелляционной жалобе городской Думы городского округа Вичуга Ивановской области
на решение Вичугского городского суда Ивановской области от 26 января 2012 г. по заявлению Вичугского межрайонного прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 35 Приложения к решению городской Думы городского округа Вичуга от 27.01.2011 г. N 6,
установила:
Решением Вичугской городской Думы Ивановской области от 31.03.2006 г. N 29 принят Устав городского округа Вичуга.
В соответствии с подпунктом 10 ч. 1 ст. 27.2 Устава (в редакции Решения Вичугской городской Думы от 18.02.2009 N 384) к компетенции главы администрации относится назначение и освобождение от должности заместителей главы администрации городского округа, руководителей органов администрации, а также руководителей муниципальных предприятий и учреждений.
Согласно ч. З ст. 53 Устава (в редакции Решения Вичугской городской Думы от 18.02.2009 N 384) глава администрации городского округа утверждает уставы муниципальных предприятий и учреждений, назначает на должность и освобождает от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивает отчеты об их деятельности не реже одного раза в год. Глава администрации городского округа вправе своим правовым актом принять решение о делегировании вышеуказанных полномочий руководителю органа администрации городского округа по управлению имуществом.
Решением городской Думы городского округа Вичуга от 27.01.2011 г. N 6 внесены изменения и дополнения в Устав городского округа Вичуга согласно приложению к настоящему решению. В частности, пункт 10 ч. 1 ст. 27.2 и ч. 3 ст. 53 Устава изложены в новой редакции (пункты 28 и 35 приложения).
В соответствии с п. 10 ч.1 ст. 27.2 Устава (в редакции решения городской Думы от 27.01.2011 г. N 6) глава администрации назначает и освобождает от должности заместителей главы администрации городского округа, руководителей органов администрации, а также с согласия городской Думы городского округа Вичуга назначает и освобождает от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений.
Согласно ч. 3 ст. 53 Устава (в редакции решения городской Думы от 27.01.2011 г. N 6) глава администрации городского округа утверждает уставы муниципальных предприятий и учреждений, с согласия городской Думы городского округа Вичуга назначает на должность и освобождает от должности руководителей данных предприятий, учреждений, заслушивает отчеты об их деятельности не реже одного раза в год. Глава администрации городского округа вправе своим правовым актом принять решение о делегировании вышеуказанных полномочий руководителю органа администрации городского округа по управлению имуществом.
В силу п. 3 решения указанные изменения вступили в силу Источник публикации 1.03.2011 г. после официального опубликования в газете "Вичугские новости", N 17(16372), 1.03.2011 г.
Решением городской Думы городского округа Вичуга от 25.08.2011 г. N 91 также внесены изменения и дополнения в Устав городского округа Вичуга согласно приложению к настоящему решению. В частности, п. 10 ч. 1 ст. 27.2 Устава изложен в новой редакции, согласно которой глава администрации представляет городской Думе кандидатуры для дачи согласия на назначение на должность и предложения об освобождении от должности первого заместителя главы администрации, заместителей главы администрации городского округа Вичуга, руководителей муниципальных предприятий и учреждений (п. 7 приложения).
Согласно п. 3 решения данные изменения вступили в силу 27.09.2011 г. после официального опубликования в газете "Вичугские новости", N 74(16429), 27.09.2011.
Вичугский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 28 и 35 Приложения к решению Городской Думы городского округа Вичуга от 27.01.2011 г. N 6.
Заявление мотивировано тем, что оспариваемые изменения в Устав противоречат ч. 4 ст. 51 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Функции и полномочия учредителя муниципальных предприятий и учреждений осуществляют администрация городского округа или ее отраслевые (функциональные) органы. К исключительной компетенции органов местного самоуправления, осуществляющих функции и полномочия учредителя, относится назначение на должность и освобождение от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений. Представительный орган местного самоуправления городского округа Вичуга данным правом не обладает и не может участвовать в процессе согласования кандидатур на назначение и освобождение от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений.
В ходе рассмотрения дела прокурор отказался от требований в части оспаривания п. 28 Приложения к Решению городской Думы городского округа Вичуга от 27.01.2011 г. N 6, поскольку данный пункт утратил свою силу в связи с принятием городской Думой Решения от 25.08.2011 г. N 91, приложением к которому п. 10 ч.1 ст. 27.2 Устава изложен в новой редакции. Определением суда от 26.01.2012 г. производство по делу в этой части прекращено.
Решением суда заявление прокурора удовлетворено. Пункт 35 Приложения к Решению городской Думы городского округа Вичуга от 27.01.2011 г. N 6 "О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Вичуга" признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу в той части, в которой он предписывает главе администрации назначать на должность и освобождать от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений с согласия городской Думы городского округа Вичуга.
С решением суда не согласна городская Дума городского округа Вичуга Ивановской области. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Выслушав пояснения представителей городской Думы городского округа Вичуга Ивановской области Соколовой Е.А. и Кузьменко В.Н., поддержавших жалобу, прокурора отдела Ивановской областной прокуратуры Гурьевой Е.А. и представителей администрации городского округа Вичуга Бетилгиреева Р.M. и Домашникова Д.Н., возражавших на жалобу, обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 51 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
Пунктами 6, 9 ч. 10 ст. 35 и ст. 37 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий. Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования.
Реализуя предоставленные п.п. 6, 9 ч. 10 ст. 35 названного Закона полномочия, представительный орган муниципального образования своим решением от 28.10.2010 г. N 103 утвердил Порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и участия городского округа Вичуга в создании хозяйственных обществ.
Согласно п. 1.2 Порядка учредителем предприятий является муниципальное образование "Городской округ Вичуга". Учредитель в лице администрации городского округа Вичуга или уполномоченных отраслевых (функциональных) органов администрации городского округа Вичуга осуществляет функции управления и контроля над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий в соответствии с нормами действующего законодательства.
В связи с этим является правильным вывод суда первой инстанции о том, что уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя муниципальных предприятий и учреждений, в городском округе Вичуга является администрация городского округа Вичуга.
Следовательно, назначение на должность и освобождение от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений в городском округе Вичуга входит в компетенцию администрации городского округа Вичуга.
При этом не могут быть приняты во внимание ссылки представителей городской Думы городского округа Вичуга на Решение городской Думы городского округа Вичуга от 29.03.2012 г. N 23, которым внесены изменения и дополнения в Решение Совета городского округа Вичуга от 20.10.2010 г. N 103, поскольку оно принято после вынесения судом решения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что городская Дума в соответствии со ст. 20 Устава также является органом местного самоуправления и также может исполнять функции учредителя, не являются основанием к отмене решения суда, поскольку установлено, что в соответствии с решением городской Думы от 28.10.2010 г. N 103 в городском округе Вичуга органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя, является Администрация городского округа.
Доводы апелляционной жалобы о том, что внесенные в Устав изменения относятся к процедурным вопросам, также следует признать несостоятельными.
В соответствии с ч. 8 ст. 44 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.
Внесенные оспариваемым решением городской Думы изменения в Устав ограничивают полномочия главы администрации городского округа Вичуга по единоличному назначению на должность и освобождению от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений. Следовательно, указанные изменения в Устав изменяют полномочия руководителя исполнительного органа местного самоуправления и, соответственно, расширяют компетенцию представительного органа местного самоуправления.
Поэтому п. 3 решения городской Думы, предусматривающий, что указанные изменения вступают в силу после официального опубликования, не соответствует ч. 8 ст. 44 Федерального закона.
При этом нельзя согласиться с доводами представителей Думы о том, что ч. 8 ст. 44 указанного Закона не относится к компетенции Главы администрации, поскольку он не является органом местного самоуправления. Пунктом 1 ст. 27.1 Устава городского округа Вичуга предусмотрено, что администрацией городского округа Вичуга руководит глава администрации городского округа Вичуга на принципах единоначалия. Поэтому оспариваемые прокурором изменения в Устав затрагивают полномочия руководителя исполнительного органа местного самоуправления.
В связи с этим судебная коллегия считает, что судом правильно применены разъяснения, содержащиеся в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. N 48 (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 г. N 13) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Таким образом, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, полном и всесторонне исследовав представленные доказательства и дав им надлежащую оценку, правильно применив нормы материального и процессуального права, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Вичугского городского суда Ивановской области от 26 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу городской Думы городского округа Вичуга Ивановской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ивановского областного суда от 4 апреля 2012 г. N 33-546
Текст определения предоставлен Ивановским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника