Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Главы администрации
МО "Родниковский
муниципальный район"
от 29 июля 2010 г. N 644
Муниципальная программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в МО "Родниковский муниципальный район" на 2010-2020 годы"
Паспорт программы
Наименование Программы |
Муниципальная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в МО "Родниковский муниципальный район" на 2010 - 2020 годы" (далее - Программа) |
Срок реализации Программы |
этап 1 - 2010 - 2012 гг. этап 2 - 2013 г. - перспектива до 2020 г. |
Администратор Программы |
Администрация муниципального образования "Родниковский муниципальный район" |
Исполнители МО "Родниковский муниципальный район", реализующие Программу |
Руководители предприятий ЖКХ, руководители бюджетных организаций |
Цель Программы |
Обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий, а также повышение энергетической эффективности в МО "Родниковский муниципальный район" и снижение энергоемкости организаций и предприятий по сравнению с 2008 годом |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- создание системы управления проектами по энергосбережению, содействующей переводу экономики МО "Родниковский муниципальный район" на энергосберегающий путь развития; - прекращение безучетного потребления энергоресурсов организациями, финансируемыми из бюджета МО "Родниковский муниципальный район"; - сокращение нерационального расходования топливно-энергетических ресурсов к 2020 году минимум на: суммарная экономия электрической энергии - 4250,36 тыс. кВт*ч суммарная экономия тепловой энергии - 1653,6 тыс. Гкал. суммарная экономия топливно-энергетических ресурсов - 19,6 тыс. т.у.т. |
Задачи Программы |
- снижение удельных показателей потребления электрической и тепловой энергии, воды и природного газа, сокращение потерь энергоресурсов; - сокращение расхода бюджетных средств на возмещение выпадающих доходов теплоснабжающим организациям при государственном и муниципальном регулировании тарифов на тепловую энергию для населения; - разработка комплекса нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере энерго- и ресурсосбережения, а также проведение комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением для создания системы показателей, характеризующих эффективность использования энергетических ресурсов, их мониторинга, а также сбора и анализа информации об энергоемкости экономики района; - принятие долгосрочных целевых программ по повышению эффективности использования энергии муниципальных предприятий и организаций района; - расширение практики применения энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов; - реконструкция и модернизация существующих котельных и тепловых сетей с целью достижения качественного теплоснабжения населения при условии экономической устойчивости работы системы теплоснабжения; - проведение энергоаудита, энергетических обследований, обязательное ведение энергетических паспортов; - обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов; - организация ведения топливно-энергетических балансов; - нормирование и установление обоснованных лимитов потребления энергетических ресурсов. |
Перечень разделов |
1. Социально-экономическая проблема МО "Родниковский муниципальный район". 2. Цель Программы, целевые индикаторы и ожидаемые результаты. 3. Задачи Программы, сроки реализации, мероприятия и ресурсное обеспечение программы. Раздел 1. Энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве. Раздел 2. Энергоэффективность в социальной сфере. 4. Контроль за выполнением Программы. |
Объемы и источники финансирования Программы |
Этап 1: внебюджетные источники - 99 806 тыс. руб. Этап 2: - средства федерального бюджета; - средства областного бюджета; - средства местных бюджетов; - другие внебюджетные источники. |
1. Социально-экономическая проблема МО "Родниковский муниципальный район"
1.1 Краткая характеристика района
Родниковский район расположен в центре Ивановской области, являющейся составной частью Центрального региона России. Город Родники относится к малым городам России с районным подчинением. Расстояние до областного центра г. Иваново - 56 км, до Москвы - 370 км. Площадь района - 934 кв. км. Имеется железнодорожное сообщение с Москвой, автомобильное сообщение с Центральными регионами России, через территорию района проходит автомобильная трасса Федерального значения, соединяющая Иваново с волжским портом Кинешма. Административный центр г. Родники имеет территорию 1733 га.
Численность населения в 2008 году составляла 36,9 тыс. жит.
Административное деление:
Таблица 1
Число сельских поселений |
3 |
Число городских поселений |
1 |
Экономика района исторически связана с развитием текстильного производства. Одно из крупнейших предприятий Ивановской области - открытое акционерное общество "Родники-Текстиль" было основано в 1820 году на базе небольшого текстильного производства. В настоящее время - это градообразующее предприятие с численностью занятых 4700 человек, специализирующееся на выпуске тяжелых хлопчатобумажных тканей для спецодежды с различными видами пропиток: огнезащитная, водоотталкивающая, комбинированная, противогнилостная, кислотная, масловодоотталкивающая. В районе наряду с текстильной промышленностью динамично развивается агропромышленный сектор, представлены машиностроение, деревообработка, строительное и швейное производства.
Структура основных потребителей топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на территории МО "Родниковский муниципальный район" выглядит следующим образом:
Потребители |
Электроэнергия |
Тепловая энергия |
Природный газ |
Каменный уголь |
Водопотребление |
единица измерения |
кВт*ч |
Гкал |
куб. м |
т |
куб. м |
МУК РСКО |
294275 |
2108,7 |
- |
160 |
2084 |
МУК Родниковская районная централизованная библиотечная система |
42384 |
371,3 |
- |
13,0 |
186 |
Учреждения образования |
1633425 |
15338 |
668 |
28,5 |
109921 |
МУЗ Родниковская ЦРБ |
893774 |
3088600 |
17500 |
34 |
40629,6 |
ООО "Коммунальщик" |
3546354 |
40835 |
3756000 |
6374 |
509843 |
МУП ЖКХ "Служба заказчика" |
- |
128297 |
- |
- |
2496120 |
ЗАО "ПК "Нордтекс" |
20467,9 |
8638 |
35027000 |
- |
2577178 |
ЗАО "РМЗ" |
5398000 |
68771 |
9202469 |
- |
500042 |
1.2 Постановка социально-экономической проблемы
Анализ отчетных топливно-энергетических балансов МО "Родниковский муниципальный район" за 2004 - 2009 годы показывает, что структура энергопотребления нашего района относительно стабильна.
Основу топливной составляющей структуры потребления МО "Родниковский муниципальный район" составляет природный газ (86%). Этот факт определяет зависимость экономики от поставок данного вида топлива и существенно снижает энергетическую безопасность нашего района.
Существуют проблемы и в сфере производства и распределения тепловой энергии. В связи с изменением экономической ситуации котельные несут нагрузку ниже установленной мощности. Генерирующее оборудование имеет значительный износ и, как следствие, заниженный КПД и значительные потери при передаче и распределении. При этом в энергетику района вкладывается недостаточно средств на замену оборудования, исчерпавшего свой ресурс, и на реконструкцию генерирующих и сетевых объектов. Такое положение дел может привести к нарушению устойчивой работы самого энергокомплекса, что повлечет за собой снижение надежности теплоснабжения промышленных предприятий и населения.
В 2009 году теплоснабжение Родниковского района осуществляли 22 котельные.
Население города Родники получают тепло от 3-х котельных:
- от котельной ООО СП "РУП" - 36%
- от котельной ЗАО ПК "Нордтекс" - 60%
- от котельной ООО "Коммунальщик" - 4%
Наиболее крупный источник тепла - котельная ЗАО ПК "Нордтекс", которая эксплуатируется порядка 35 лет и находится в неудовлетворительном состоянии. Фактическая производительность объекта намного ниже номинальной и требует крупные капиталовложения на проведение реконструкции и капитальный ремонт оборудования и коммуникаций. В настоящее время руководством ЗАО ПК "Нордтекс" решается вопрос о консервации котельной в связи с пуском ТЭЦ.
Вторым крупным источником тепла является котельная ООО СП "РУП", которая возведена в эксплуатацию 25 лет назад, загружена не более 20% от установленной мощности и находится в удовлетворительном состоянии.
Третьим источником является котельная ООО "Коммунальщик", которая эксплуатируется с 1978 года (перевод котельной на газовое топливо 1991 год) и также находится в удовлетворительном состоянии.
В конце 2009 на территории ЗАО ПК "Нордтекс" закончилось строительство современной ТЭЦ, обеспечивающей выработку тепловой и электрической энергии для собственных нужд и сторонних потребителей. Общая тепловая мощность установленного оборудования составляет 95.4 Гкал/ч. Суммарная установленная электрическая мощность станции составляет 17 МВт. Основным топливом ТЭЦ является природный газ, аварийным - дизельное топливо для паровых котлов.
С учетом пуска данного объекта и в целях снижения затрат по транспортировке тепловой энергии возможна корректировка утвержденной схемы теплоснабжения города Родники.
На большинстве промышленных предприятий МО "Родниковский муниципальный район" используется оборудование, которое в настоящее время морально устарело и требует для своей работы значительных затрат энергоресурсов, что определяет большую энергоемкость выпускаемой продукции. Рост объемов производства продукции неизбежно потребует увеличения выработки энергии, а следовательно и увеличения расхода топлива.
Последнее время в основном с увеличением количества бытовой техники резко возросло потребление энергии населением.
В этой ситуации, когда энергопотребление неуклонно растет, а имеющиеся ресурсы ограничены, основной проблемой становится неэффективность использования топлива и энергии. Она связана, прежде всего, с отсутствием у производителей и потребителей энергоресурсов стимулов к проведению мероприятий по энергосбережению и повышению эффективности их использования, что определено несовершенством действующих правовых, финансово-экономических и тарифных механизмов.
Они, в настоящее время, не стимулируют производителей и потребителей энергоресурсов снижать затраты на энергоносители.
Также необходимо отметить и другие барьеры, сдерживающие развитие энергосбережения и энергоэффективности в районе. Их можно разделить на три основные группы:
- недостаток организации и координации;
- недостаток опыта финансирования проектов;
- недостаток информации.
Общие проблемы в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности.
- отсутствие эффективной рыночной инфраструктуры предоставления услуг в сфере энергоснабжения;
- нехватка специалистов, имеющих необходимые профессиональные навыки и профильную подготовку в сфере эффективного и рационального использования энергии;
- слабая нормативно-правовая база по эксплуатации общедомовых приборов учета;
- неразвитость механизма стимулирования энергосбережения;
- недостаток финансовых средств для внедрения энергосберегающих технологий, повсеместной установки приборов учета и регулирования тепловой энергии;
- отсутствие организационно - правовой базы для притока инвестиций в энергосберегающие проекты.
Жилищно-коммунальное хозяйство.
Одной из важнейших задач является сокращение потребления тепловой и электрической энергии в жилищно-коммунальном секторе и сверхнормативных потерь при производстве и передаче энергоресурсов до потребителя.
Основные проблемы жилищно-коммунального хозяйства.
Значительный износ основных фондов, высокая аварийность оборудования, обусловленная превышением его ресурса и недостаточной технологической дисциплиной;
- значительная протяженность сетей, разбросанность поселений и социально значимых объектов;
- повышенные потери при производстве и потреблении энергии, высокий расход первичных топливных ресурсов;
- несоответствие оснащенности производства современному научно-техническому уровню;
- неплатежеспособность потребителей и ограниченность бюджетных средств для совершенствования систем энергоснабжения;
Кроме того, в жилищном хозяйстве практически везде отсутствуют общедомовые приборы регулирования расхода и учета потребления топливно-энергетических ресурсов. Не все квартиры жилых домов оборудованы квартирными приборами учета расхода газа и воды. В числе проблемы, особенно в сельских населенных пунктах, присутствует несанкционированный разбор энергоносителей.
Приоритетными направлениями деятельности по энергосбережению в сфере ЖКХ и снабжения топливно-энергетическими ресурсами являются:
- повышение коэффициента полезного действия котельных, снижение доли собственного и производственного потребления, потерь в сетях, повышение надежности и управляемости системы;
- проведение обязательных энергетических обследований, подготовка энергетических паспортов и мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов на всех тепловых станциях и сетевых предприятиях, котельных и зданиях;
- внедрение энергосберегающей технологии;
- модернизация систем теплоснабжения с применением эффективных теплоизоляционных материалов и конструкций;
- проведение режимных эксплуатационно-наладочных мероприятий;
- внедрение автоматизированной системы контроля и управления энергией на объектах;
- оснащение потребителей приборами регулирования и учета расхода электрической и тепловой энергии для снижения коммерческих потерь;
- строительство независимых источников энергии для улучшения режимов работы энергетического оборудования системы;
- снижение расходов организаций жилищно-коммунального хозяйства на топливо, тепловую, электрическую энергию;
- перевод угольных котельных на природный газ или альтернативные (в том числе местные) виды топлива;
- использование частотных преобразователей для регулирования производительности насосов в котельных, центральных тепловых пунктах, насосных станциях;
- внедрение газотурбинных установок в котельных, работающих на природном газе для выработки электроэнергии, в том числе на собственные нужды, с целью демонополизации рынков электрической и тепловой энергии;
- внедрение устройств водоподготовки в котельных с использованием современных средств противонакипной и противокоррозионной обработки воды, применение современных биоразлагаемых моющих средств для промывки котельного оборудования с целью продления срока его службы;
- упорядочение режимов работы котельных установок в соответствии с расчетными нагрузками с целью повышения их коэффициента полезного действия;
- регулирование расхода теплоносителя за счет использования систем автоматического регулирования;
- снижение теплопотребления строящихся и эксплуатируемых зданий за счет повышения термического сопротивления ограждающих конструкций, применения стеклопакетов, приведение показателей воздухообмена в соответствие со строительными нормами;
- экономически обоснованный перевод потребителей на автономные системы отопления и горячего водоснабжения с использованием современных энергоэффективных систем на основе природного газа, электрических водогрейных систем с накоплением тепла;
в организациях, финансируемых из бюджетов различных уровней:
- повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, потребляемых организациями бюджетной сферы, и сокращение на этой основе их затрат на энергообеспечение;
- оснащение приборами учета всех потребителей энергоресурсов;
- формирование комплекса перспективных энергосберегающих мероприятий на основе энергоаудита.
Выводы:
С учетом указанных обстоятельств, проблема заключается в том, что при существующем уровне энергоемкости экономики и социальной сферы района предстоящие изменения стоимости топливно-энергетических и коммунальных ресурсов приведут к следующим негативным последствиям:
- росту затрат предприятий области на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;
- росту стоимости жилищно-коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулировать объем их потребления;
- снижению эффективности бюджетных расходов, вызванному ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на государственное и муниципальное управление;
- опережающему росту затрат на оплату коммунальных ресурсов в расходах на содержание областных и муниципальных бюджетных организаций здравоохранения, образования, культуры, социальной поддержки населения и т.п., и вызванному этим снижению эффективности оказания услуг.
Главной из основных угроз социально-экономическому развитию МО "Родниковский муниципальный район" становится снижение конкурентоспособности предприятий и отраслей экономики района, вызванное ростом затрат на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, опережающих по темпам роста экономическое развитие. Высокая энергоемкость предприятий в этих условиях может стать причиной снижения темпов роста экономики района и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Для решения проблемы необходимо срочное осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются в разработке, принятии и реализации срочных согласованных действий со стороны органов местного самоуправления, предприятий и организаций по повышению эффективности потребления энергии и ресурсов других видов на территории МО "Родниковский муниципальный район".
1.3 Программно-целевой метод управления энергосбережением
Основным инструментом управления энергосбережением в МО "Родниковский муниципальный район" предлагается программно-целевой метод, предусматривающий разработку, принятие и исполнение долгосрочной целевой муниципальной программы энергосбережения.
В предстоящий период должны быть выполнены требования в части управления процессом энергосбережения, в том числе:
- проведение энергетических обследований;
- учет энергетических ресурсов;
- ведение энергетических паспортов;
- ведение топливно-энергетических балансов;
- нормирование потребления энергетических ресурсов;
- муниципальное наблюдение за потреблением энергетических ресурсов и их эффективным использованием.
Необходимость решения проблемы энергосбережения программно-целевым методом обусловлена следующими причинами:
1. Проблема повышения энергоэффективности комплексная и необходимо разработка скоординированных муниципальных действий по ее решению.
Повышение эффективности использования энергии и других видов ресурсов требует координации действий поставщиков и потребителей ресурсов, выработки общей технической политики, согласования договорных условий, сохранения баланса и устойчивости работы технических систем и т.п. Интересы участников рыночных отношений при этом не совпадают, а часто прямо противоположны, что требует участия в процессе третьей стороны в лице органов местного самоуправления, имеющих полномочия в сфере регулирования коммунальных услуг.
В силу преимущественно монопольного характера рынка энергии и других коммунальных ресурсов без муниципального участия баланс в отношениях поставщиков и потребителей ресурсов будет смещен в пользу поставщиков.
Отдельной проблемой является снижение издержек на получение информации, сравнение эффективности различных энергосберегающих мероприятий и выбор из них наиболее оптимальных для применения.
Для МО "Родниковский муниципальный район" серьезным препятствием является недостаток бюджетных средств для финансирования мероприятий по энергосбережению.
2. Необходимостью обеспечить выполнение задач социально-экономического развития, поставленных на федеральном и региональном уровне.
3. Необходимостью повышения эффективности расходования бюджетных средств, снижения рисков развития района.
Анализ стоимости коммунальных услуг показывает, что затраты на оплату основных топливно-энергетических и коммунальных ресурсов значительны по учреждениям социальной сферы района. Доля затрат на оплату коммунальных услуг может достичь 20 процентов от общих расходов на содержание бюджетной сферы, что, в свою очередь, приведет к снижению эффективности использования бюджетных средств и повышению зависимости расходной части бюджета от изменения тарифов.
В результате реализации Программы темпы роста доли затрат на приобретение энергии в экономике района значительно замедлятся. Основные риски, связанные с реализацией Программы, определяются следующими факторами:
- неопределенностью конъюнктуры и неразвитостью институтов рынка энергосбережения;
- незавершенностью реформирования энергетики и предстоящими изменениями в управлении отраслью на федеральном уровне.
В настоящее время создание условий для повышения эффективности использования энергии и других видов ресурсов в экономике района становится одной из приоритетных задач социально-экономического развития района.
Выполнение Программы будет содействовать переводу экономики МО "Родниковский муниципальный район" на энергосберегающий путь развития на основе создания организационных, экономических, научно-технических и других условий, обеспечивающих высокоэффективное использование энергоресурсов, снижение удельного уровня их потребления, повышение конкурентоспособности предприятий и экономики района в целом.
Прогноз развития сложившейся проблемной ситуации без использования программно-целевого метода (вариант 1) и при его применении (вариант 2) выглядит следующим образом:
Наименование показателя |
Значение показателей по годам |
||||
2008 |
2011 |
2020 |
|||
вариант N 1 |
вариант N 2 |
вариант N 1 |
вариант N 2 |
||
Доля затрат на оплату коммунальных услуг в общих расходах на содержание социальной сферы, в процентах |
13,3 |
17,2 |
14,9 |
18,0 |
15,9 |
Электропотребление на территории района, тыс. кВт*ч |
12879,87 |
13395,06 |
12197,24 |
17130,23 |
10402,81 |
Теплопотребление на территории района, тыс. Гкал |
4134,31 |
4291,41 |
3863,93 |
6008,81 |
3823,82 |
При сохранении существующих тенденций без применения программно-целевого метода доля расходов потребителей на оплату коммунальных ресурсов возрастет к 2020 году в 1,4 раза по сравнению со средними показателями за 2008 год, а при его применении лишь в 1,19 раз.
2. Цель Программы, целевые индикаторы и ожидаемые результаты
2.1 Цели Программы
В общем виде проблемная ситуация выглядит так: в условиях реформирования экономики, глубокого спада производства, массовых неплатежей нарастает зависимость района от стоимости ввозимых энергоресурсов, растут дотации из бюджета, увеличиваются вредные выбросы в окружающую среду, снижается уровень жизни населения, растет социальная и политическая напряженность в обществе.
Поэтому глобальной целью Программы является повышение эффективности использования ресурсов за счет снижения расхода топливно-энергетических ресурсов к 2020 году на 40%, что позволит экономике МО "Родниковский муниципальный район" выйти на следующий этап развития, а также повысит энергетическую безопасность района. Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в МО "Родниковский муниципальный район" позволит обеспечить снижение объема потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов до уровня, позволяющего в рамках утвержденного лимита потребления газа реализовать дальнейший темп социально-экономического развития. Кроме того, реализация программных мероприятий позволит сократить вредные выбросы в атмосферу.
Глобальная цель разбивается на подцели:
Основными целями 1-го этапа Программы являются создание условий для перевода экономики и бюджетной сферы района на энергосберегающий путь развития, активное вовлечение всех групп потребителей в энерго-ресурсосбережение и создание благоприятных условий для превращения энергосбережения в привлекательную сферу для бизнеса, а также снижение расхода топливно-энергетических ресурсов на 10%.
Целями 2-го этапа являются дальнейшее обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий, снижение энергоемкости производства.
Основными целями Программы являются:
- обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий;
- повышение энергетической эффективности в МО "Родниковский муниципальный район" и снижение энергоемкости организаций и предприятий по сравнению с 2008 годом;
- активное вовлечение всех групп потребителей в энерго-ресурсосбережение;
- создание благоприятных условий для превращения энергосбережения в привлекательную сферу для бизнеса;
- сокращение вредных выбросов в окружающую среду;
- перевод экономики района на энергосберегающий путь развития.
Для достижения указанных целей требуется реализовать основные программные мероприятия по двум отдельным подпрограммам, сбалансированным по целям, задачам и срокам исполнения. Каждая подпрограмма охватывает отдельное направление работ.
В соответствии с заданиями в Программе определены необходимые мероприятия по сокращению потерь и использованию выявленного потенциала энергосбережения.
2.2 Целевые индикаторы и ожидаемые результаты
Для повышения эффективности муниципального управления и регулирования энергосбережения в МО "Родниковский муниципальный район" вводится система индикативного управления.
2.2.1 Общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:
доля объемов электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета), в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) на территории муниципального образования;
доля объемов тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета), в общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) на территории муниципального образования;
доля объемов воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета), в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории муниципального образования;
доля объемов природного газа, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета), в общем объеме природного газа, потребляемого (используемого) на территории муниципального образования;
доля энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории муниципального образования;
объем внебюджетных средств, используемых для финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в общем объеме финансирования муниципальной программы;
доля предприятий, прошедших обязательный энергоаудит.
2.2.2 Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов (рассчитываются для фактических и сопоставимых условий):
экономия электрической энергии в натуральном и стоимостном выражении;
экономия тепловой энергии в натуральном и стоимостном выражении;
экономия воды в натуральном и стоимостном выражении;
экономия природного газа в натуральном и стоимостном выражении.
2.2.3 Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе:
удельный расход тепловой энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 кв. метр общей площади);
удельный расход тепловой энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 кв. метр общей площади);
изменение удельного расхода тепловой энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 кв. метр общей площади);
изменение удельного расхода тепловой энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 кв. метр общей площади);
изменение отношения удельного расхода тепловой энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов, к удельному расходу тепловой энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета;
удельный расход воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 человека);
удельный расход воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 человека);
изменение удельного расхода воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 человека);
изменение удельного расхода воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 человека);
изменение отношения удельного расхода воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов, к удельному расходу воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета;
удельный расход электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 человека);
удельный расход электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 человека);
изменение удельного расхода электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 человека);
изменение удельного расхода электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 человека);
изменение отношения удельного расхода электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов, к удельному расходу электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета;
доля объемов электрической энергии, потребляемой (используемой) бюджетными учреждениями, оплата которой осуществляется с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) бюджетными учреждениями на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
доля объемов тепловой энергии, потребляемой (используемой) бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) бюджетными учреждениями на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
доля объемов воды, потребляемой (используемой) бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) бюджетными учреждениями на территории муниципального образования;
доля расходов бюджета муниципального образования на обеспечение энергетическими ресурсами бюджетных учреждений (для фактических и сопоставимых условий);
динамика расходов бюджета муниципального образования на обеспечение энергетическими ресурсами бюджетных учреждений (для фактических и сопоставимых условий);
доля расходов бюджета муниципального образования на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива;
динамика расходов бюджета муниципального образования на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива;
доля бюджетных учреждений, финансируемых за счет бюджета муниципального образования, в общем объеме бюджетных учреждений, в отношении которых проведено обязательное энергетическое обследование;
число энергосервисных договоров (контрактов), заключенных муниципальными заказчиками;
доля государственных, муниципальных заказчиков в общем объеме государственных, муниципальных заказчиков, которыми заключены энергосервисные договоры (контракты);
доля товаров, работ, услуг, закупаемых для государственных, муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности, в общем объеме закупаемых товаров, работ, услуг для государственных, муниципальных нужд (в стоимостном выражении);
доля бюджетных организаций прошедших обязательный энергоаудит.
2.2.4 Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде:
доля объемов электрической энергии, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах, расчеты за которую осуществляются с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах на территории муниципального образования;
доля объемов тепловой энергии, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах, оплата которой осуществляется с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах на территории муниципального образования;
доля объемов воды, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах, расчеты за которую осуществляются с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
доля объемов природного газа, потребляемого (используемого) в многоквартирных домах, расчеты за который осуществляются с использованием индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого (используемого) в многоквартирных домах на территории муниципального образования;
число жилых домов, в отношении которых проведено энергетическое обследование;
доля жилых домов, в отношении которых проведено энергетическое обследование, в общем числе жилых домов;
удельный расход тепловой энергии в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета) (в расчете на 1 кв. метр общей площади);
изменение удельного расхода тепловой энергии в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета) (в расчете на 1 кв. метр общей площади, для фактических и сопоставимых условий);
удельный расход воды в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета) (в расчете на 1 кв. метр общей площади);
удельный расход воды в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (нормативов потребления) (в расчете на 1 кв. метр общей площади);
изменение удельного расхода воды в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета) (в расчете на 1 кв. метр общей площади, для фактических и сопоставимых условий);
изменение удельного расхода воды в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (нормативов потребления) (в расчете на 1 кв. метр общей площади, для фактических и сопоставимых условий);
изменение отношения удельного расхода воды в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (нормативов потребления), к удельному расходу воды в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (для фактических и сопоставимых условий);
удельный расход электрической энергии в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета) (в расчете на 1 кв. метр общей площади);
удельный расход электрической энергии в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (нормативов потребления) (в расчете на 1 кв. метр общей площади);
изменение удельного расхода электрической энергии в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета) (в расчете на 1 кв. метр общей площади, для фактических и сопоставимых условий);
изменение удельного расхода электрической энергии в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (нормативов потребления) (в расчете на 1 кв. метр общей площади, для фактических и сопоставимых условий);
изменение отношения удельного расхода электрической энергии в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (нормативов потребления), к удельному расходу электрической энергии в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (для фактических и сопоставимых условий);
удельный расход природного газа в жилых домах, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета) (в расчете на 1 кв. метр общей площади);
удельный расход природного газа в жилых домах, расчеты за который осуществляются с применением расчетных способов (нормативов потребления) (в расчете на 1 кв. метр общей площади);
изменение удельного расхода природного газа в жилых домах, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета) (в расчете на 1 кв. метр общей площади, для фактических и сопоставимых условий);
изменение удельного расхода природного газа в жилых домах, расчеты за который осуществляются с применением расчетных способов (нормативов потребления) (в расчете на 1 кв. метр общей площади, для фактических и сопоставимых условий);
изменение отношения удельного расхода природного газа в жилых домах, расчеты за который осуществляются с применением расчетных способов (нормативов потребления), к удельному расходу природного газа в жилых домах, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета (для фактических и сопоставимых условий).
2.2.5 Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры:
изменение удельного расхода топлива на выработку тепловой энергии;
доля энергоснабжающих организаций, разработавших технологические нормативы на производство и передачу энергии в соответствии с приказами Минэнерго России от 30.12.2008 N 323, N 325, N 326 и приказом N 66 от 04.09.2008;
динамика изменения фактического объема потерь тепловой энергии при ее передаче;
динамика изменения фактического объема потерь воды при ее передаче;
При утверждении Министерством регионального развития Методики расчета целевых показателей муниципальная программа будут дополнена соответствующим разделом.
Планируемые пороговые значения индикаторов ежегодно устанавливаются постановлением Главы администрации МО "Родниковский муниципальный район" и включаются в доклад по прошествии отчетного периода реализации Программы.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
- создание системы управления проектами по энергосбережению, содействующей переводу экономики МО "Родниковский муниципальный район" на энергосберегающий путь развития;
- прекращение безучетного потребления тепловой энергии организациями, финансируемыми из бюджета различных уровней;
- сокращение нерационального расходования топливно-энергетических ресурсов во всех отраслях экономики к 2020 году минимум на:
суммарная экономия электрической энергии - 4250,36 тыс. кВт*ч.
суммарная экономия тепловой энергии - 1653,6 тыс. Гкал.
суммарная экономия топливно-энергетических ресурсов - 19,6 тыс. т.у.т.
3. Задачи Программы, сроки реализации, мероприятия и ресурсное обеспечение программы
3.1 Задачи Программы
Основными задачами Программы в соответствии с поставленными целями являются:
- снижение удельных показателей потребления электрической и тепловой энергии, воды и природного газа, сокращение потерь энергоресурсов;
- сокращение выбросов продуктов сгорания при производстве тепловой и электрической энергии, в т.ч. выбросов вредных веществ;
- разработка комплекса нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере энерго- и ресурсосбережения, а также проведение комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением для создания системы показателей, характеризующих эффективность использования энергетических ресурсов, их мониторинга, а также сбора и анализа информации об энергоемкости экономики района;
- расширение практики применения энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов;
а также:
- внедрение передовых наукоемких энергосберегающих технологий, снижение удельного потребления ТЭР в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК), промышленности, жилищно-коммунальном секторе, сельском хозяйстве и в других отраслях экономики;
- определение экономических и правовых механизмов для перераспределения высвобожденных в результате энергосбережения мощностей;
- развитие образовательных программ, повышение эффективности пропаганды энергосбережения;
- подготовка в различных сферах экономики специалистов в области энергосбережения;
- организация ведения топливно-энергетических балансов.
3.2 Сроки реализации Программы
Программа рассчитана на 2010 - 2020 годы и реализуется в 2 этапа.
1 этап - 2010 - 2012 годы.
2 этап - 2013 - 2020 годы.
3.3 Мероприятия и ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет следующих источников:
1. Бюджетные средства (федеральный, областной, местный)
2. Внебюджетные средства, в том числе:
- собственные средства (прибыль, амортизация) предприятий и организаций, участвующих в Программе;
- внебюджетные источники в рамках ведомственных целевых программ;
- средства, включаемые в тарифы;
- средства, полученные в результате реализации энергосберегающих проектов (рефинансирование до 30% от общей суммы экономии).
- кредиты, лизинговые операции, факторинг, выпуск ценных бумаг.
Общий объем финансирования программных мероприятий:
1 этап Программы: 99 806 тыс. руб. - средства внебюджетных источников.
2 этап Программы - объем финансирования определяется дополнительно.
Система мероприятий первого этапа Программы, обеспечивающая выполнение поставленных целей, состоит из двух блоков.
Первый блок представляет межотраслевые мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности по району в целом, в том числе:
- организационно-правовые мероприятия;
- создание комплекса правовых актов, обеспечивающих нормативную базу для реализации энергосберегающих программ и проектов и стимулирующих повышение эффективности энергосберегающей деятельности в МО "Родниковский муниципальный район";
- образование в сфере энергосбережения.
Второй блок содержит в себе 2 раздела:
1) Энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве.
2) Энергоэффективность в бюджетной сфере.
Основные мероприятия первого этапа Программы:
- снижение потерь при передаче и распределении тепловой, потребления энергоресурсов на собственные нужды при производстве тепловой энергии;
- проведение энергетического обследования промышленных предприятий, предприятий сельского хозяйства, транспорта, реализация программ энергосбережения;
- проведение энергетических обследований и паспортизация жилых домов, стимулирование энергосбережения в жилищно-коммунальной сфере;
- паспортизация объектов бюджетной сферы, стимулирование бюджетных учреждений к проведению энергосберегающих мероприятий;
- комплексная модернизация тепло- и водоснабжения зданий с установкой автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов (ИТП);
- разработка новых и оптимизация существующих схем теплоснабжения населенных пунктов района;
- комплексная модернизация и реконструкция основных средств предприятий, участвующих в производстве и передаче топливно-энергетических ресурсов;
- установка энергосберегающего антинакипного оборудования;
- установка частотно-регулируемого привода (ЧРП);
- вовлечение в энергетический баланс района вторичных энергоресурсов, нетрадиционных и возобновляемых энергоисточников, внедрение теплонасосных систем теплоснабжения, использование солнечной энергии;
- выработка электрической и тепловой энергии при сжигании твердых бытовых отходов (ТБО).
Мероприятия второго этапа программы будут формироваться на основании утвержденных программ по энергосбережению и повышению энергоэффективности организаций и предприятий района, а также предложений органов местного самоуправления Родниковского района. В перечне мероприятий второго этапа будут обозначены все направления, предусмотренные Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ и утвержденные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с п. 7 ст. 14 вышеуказанного федерального закона.
Ежегодно, в течение всего срока действия, Программа корректируется с учетом возможности предоставления субсидий в рамках федерального, областного и местных бюджетов.
Корректировка производится посредством представления в отдел муниципального хозяйства администрации МО "Родниковский муниципальный район" заявок от заинтересованных предприятий и организаций, для последующего их обобщения и внесения изменений в установленном порядке.
3.3.1. Межотраслевые мероприятия по энергосбережению
N п/п |
Наименование мероприятия |
Объем финансирования 1 этапа, тыс. руб. |
Источник финансирования (в установленном порядке) |
Срок выполнения |
Исполнители (в установленном порядке) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Организационно-правовые мероприятия |
|
|||
1.1. |
Формирование рыночного механизма распределения объемов холодного и горячего водоснабжения между потребителями коммунальных ресурсов |
|
|
2010 - 2012 гг. |
Отдел муниципального хозяйства администрации МО "Родниковский муниципальный район" Отдел тарифной политики администрации МО "Родниковский муниципальный район" |
1.2. |
Принятие муниципальных нормативных правовых актов в сфере энергосбережения |
|
|
2010 - 2012 гг. |
Отдел муниципального хозяйства администрации МО "Родниковский муниципальный район" |
1.3. |
Разработка и внедрение формы мониторинга потребления энергетических ресурсов |
|
|
2010 - 2012 гг. |
Отдел муниципального хозяйства администрации МО "Родниковский муниципальный район" Отдел тарифной политики администрации МО "Родниковский муниципальный район" |
2. |
Информационное обеспечение энергосбережения |
|
|||
2.1. |
Участие в создании демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности в промышленности, сельском хозяйстве, бюджетной сфере |
|
|
2010 - 2012 гг. |
Отдел муниципального хозяйства администрации МО "Родниковский муниципальный район" Отдел экономического развития и экономики администрации МО "Родниковский муниципальный район" |
2.3. |
Создание и ведение раздела на сайте "Энергосбережение в МО "Родниковский муниципальный район" |
|
|
2010 - 2012 гг. |
Отдел муниципального хозяйства администрации МО "Родниковский муниципальный район" Организационный отдел администрации МО "Родниковский муниципальный район" |
3. |
Образование в сфере энергосбережения |
|
|||
3.1. |
Включение в программы повышения квалификации и обучение муниципальных служащих, работников учреждений бюджетной сферы вопросов эффективного использования энергетических ресурсов |
|
|
2010 - 2012 гг. |
Отдел муниципального хозяйства администрации МО "Родниковский муниципальный район"Организационный отдел администрации МО "Родниковский муниципальный район" |
3.3.2 Основные мероприятия программы по разделам.
Раздел 1. Энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве.
По последним данным государственного статистического наблюдения в МО "Родниковский муниципальный район" общая площадь жилищного фонда составила 824,878 тыс. м2, в том числе муниципального - 142,346 тыс. м2 (или 17,3% от общей площади).
На территории МО "Родниковский муниципальный район" имеются 88 товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ).
Количество частных предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, в том числе:
электроснабжение газоснабжение теплоснабжение водоснабжение многоотраслевые предприятия, оказывающие комплекс услуг |
- 2 (или 13,3% от общего количества), - 1 (или 6,7% от общего количества), - 3 (или 20,0% от общего количества), - 7 (или 46,7% от общего количества) - 2 (или 13,3% от общего количества), |
По состоянию на 1.01.2008 износ основных фондов ЖКХ составляет 60%.
Проблемы ЖКХ и ТЭК связаны с многолетним недофинансированием капитального ремонта, реконструкции жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. За прошедшее десятилетие существенно увеличился износ жилого фонда и коммунальных объектов, что привело к увеличению объемов ветхого и аварийного жилья, снижению надежности, экологической безопасности эксплуатации инженерных систем, повышению текущих расходов на их содержание.
Системы управления, ценообразования и финансирования отрасли в современных социально - экономических условиях не обеспечивают не только развитие, но и стабилизацию существующего уровня обслуживания населения. Одновременно возросла доля собственных расходов населения МО "Родниковский муниципальный район" на оплату жилья и коммунальных услуг в структуре семейных расходов. Темпы роста доли платежей граждан за жилье и коммунальные услуги, без заметного улучшения их качества, все чаще вызывают неудовлетворение низкодоходной части населения. При этом во многом высокие эксплуатационные затраты жилищно - коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) вызваны низким качеством проектирования и строительства объектов, применением недолговечных материалов, пренебрежением к последующим затратам на текущее содержание жилья и коммунальной инфраструктуры.
Жилищно-коммунальное хозяйство относится к наиболее капиталоемким отраслям экономики области. Мероприятия по повышению эффективности использования энергии в жилищно-коммунальном хозяйстве будут осуществляться по следующим направлениям:
- повышение эффективности использования энергии в муниципальном жилищном фонде МО "Родниковский муниципальный район" и на коммунальных объектах муниципальной собственности;
- осуществление демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности в муниципальном жилищном фонде;
- проведение энергосберегающих мероприятий (проведение энергетических обследований, составление энергетических паспортов, обеспечение приборами учета коммунальных ресурсов и устройствами регулирования потребления тепловой энергии, энергосберегающими приборами защиты теплового оборудования).
Основной задачей в сфере жилищно-коммунального хозяйства области является реализация комплекса мер, направленных на приведение показателей энергоемкости в данной сфере к современным требованиям, поэтапной реализации проектов высокой энергетической эффективности на объектах муниципальной собственности. В результате проведения данных мероприятий темп роста стоимости коммунальных услуг для граждан, проживающих в жилищном фонде области, не должен превысить индекса потребительских цен за соответствующий период.
Одновременно при обеспечении установленных стандартов качества и надежности предоставления коммунальных услуг должна быть решена задача по предоставлению возможности гражданам индивидуально регулировать потребление коммунальных ресурсов и получать текущую информацию о фактических объемах их потребления.
Реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности в муниципальном жилищном фонде проводится в целях отработки механизмов внедрения и управления энергосбережением в жилищно-коммунальном комплексе региона, сокращением материальных, временных, информационных затрат на выбор и доступ к энергосберегающим технологиям, создания условий для их массового внедрения и интенсификации энергосбережения в отрасли.
В результате реализации проектов высокой энергетической эффективности в муниципальном жилищном фонде темп роста стоимости жилищно-коммунальных услуг для граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, в которых были проведены энергосберегающие мероприятия, не должен превысить индекса потребительских цен за соответствующий период.
Для повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов необходимо проведение следующих мероприятий, направленных на снижение потерь тепловой и электрической энергии:
- замена санитарно-технического оборудования и запорной арматуры на энергосберегающие;
- реконструкция водопроводных сетей;
- реконструкция и модернизация сооружений станций водоподготовки;
- модернизация насосного оборудования перекачивающих станций;
- реконструкция систем электроснабжения;
- замена ламп накаливания на энергосберегающие осветительные приборы;
- реконструкция и модернизация лифтового хозяйства;
- замена старых окон на современные с применением тройных стеклопакетов;
- остекление лоджий и балконов в зданиях и др.;
- замена приборов учета по мере истечения межповерочного интервала на многотарифные приборы учета с подключением к информационной магистрали;
- монтаж светотехнических устройств на основе использования солнечных батарей;
- использование при освещении лестничных клеток жилых домов датчиков движения и энергосберегающих осветительных приборов;
- модернизация тепловых пунктов с установкой частотных регуляторов на насосное оборудование, а также контроллеров для автоматического отпуска тепловой энергии для отопления, горячего водоснабжения и насосного оборудования;
- модернизация тепловых пунктов с установкой энергосберегающих приборов защиты теплового оборудования;
- разработка комплекса мероприятий по снижению гидравлического сопротивления существующих трубопроводных систем в процессе эксплуатации без замены материала труб;
- использование частотных регуляторов для главного привода лифтов;
- внедрение схемы парной работы лифтов;
- установка балансировочных клапанов для систем отопления многоподъездных зданий;
- компенсация реактивной мощности с установкой устройств в трансформаторных подстанциях и жилых домах;
- применение люминофорных красок для указателей адресов на домах и учреждениях города, дорожных знаков и указателей.
Объем потребления основных видов топливно-энергетических ресурсов в МО "Родниковский муниципальный район" устойчиво растет.
Потребление электрической и тепловой энергии на территории МО "Родниковский муниципальный район":
Энергия |
2006 |
2007 |
2008 |
Электроэнергии, кВт*ч |
11304387,8 |
11323800,1 |
12879874,5 |
МУК РСКО |
215700 |
220300 |
221800 |
МУК Родниковская районная централизованная библиотечная система |
37811 |
38596 |
43700 |
Учреждения образования |
872069 |
1347890 |
1632746 |
МУЗ Родниковская ЦРБ |
954167 |
920990 |
904961 |
ООО "Коммунальщик" |
4027162 |
3703069 |
3603354 |
ЗАО "ПК "Нордтекс" |
23046,8 |
24375,1 |
22733,5 |
ЗАО "РМЗ" |
5174432 |
5068580 |
6450580 |
Тепловой энергии, Гкал |
3682553,2 |
3748777,8 |
4134305,6 |
МУК РСКО |
1852,3 |
1852,3 |
1852,3 |
МУК Родниковская районная централизованная библиотечная система |
371,3 |
371,3 |
371,3 |
Учреждения образования |
14675 |
15138 |
13630 |
МУЗ Родниковская ЦРБ |
3441600 |
3472300 |
3507100 |
ООО "Коммунальщик" |
45839,8 |
44695,2 |
404621 |
ЗАО "ПК "Нордтекс" |
12152 |
12044 |
11470 |
ЗАО "РМЗ" |
51862,8 |
65946 |
68771 |
МУП ЖКХ "Служба заказчика" |
114200 |
136431 |
126490 |
Первоочередным этапом в осуществлении реконструкции и модернизации коммунальной теплоэнергетики для перевода этой сферы на энергосберегающий путь развития, основой разработки и реализации инвестиционных проектов должна стать подготовка схем теплоснабжения населенных пунктов МО "Родниковский муниципальный район".
На базе схем теплоснабжения появится возможность определить размеры капитальных вложений для выполнения комплекса работ по техническому перевооружению, модернизации и реконструкции теплоэнергетического хозяйства. Это позволит обеспечить надежность и энергоэффективность теплоснабжения населенных пунктов, снизить расходы бюджета на возмещение затрат между стоимостью производства тепловой энергии и тарифами на тепло.
Для достижения цели перевода отрасти на энергосберегающий путь развития необходимо решить следующие основные задачи:
- сократить непроизводительный расход энергоресурсов за счет внедрения системы перспективных технических регламентов, отраслевых стандартов и норм расхода энергоресурсов;
- обеспечить наличие у всех энергоснабжающих организаций района нормативов потерь, расходов и запасов при выработке и передаче тепловой и электрической энергии, утвержденных приказами Минэнерго России;
- провести техническое перевооружение и модернизацию производства с целью повышения его энергетической эффективности и сокращения сверхнормативных потерь энергоресурсов при производстве, передаче и распределении ТЭР;
- отработать технологии и перейти к промышленному использованию современных возобновляемых топливных ресурсов (дрова, торф в пиллетах, брикетах и т.п.) и нетрадиционных (тепло Земли, ветер и т.п.) энергетических ресурсов;
- повысить эффективность функционирования энергоснабжающих предприятий и реализации программ снижения потерь и издержек, включающих в себя работы по следующим направлениям:
сокращение расходов на топливообеспечение;
снижение потерь энергии;
повышение эффективности проведения ремонтных работ;
оптимизация численности персонала и оплаты труда;
упорядочение использования сырья и материалов, запасов товарно-материальных ценностей;
внедрение установок, обеспечивающих комбинированное производство энергии;
- оснащение предприятий современными техническими средствами учета и регулирования расхода энергоресурсов, в том числе автоматизированной системой коммерческого учета электроэнергии и автоматизированной системой контроля и учета расхода газа, развитие инновационной деятельности по созданию и внедрению энергосберегающего оборудования, приборов защиты теплового оборудования с расчетом срока окупаемости, техники и технологий на предприятиях комплекса и у потребителей энергоресурсов;
- организация долгосрочного планирования деятельности по повышению эффективности использования ТЭР и участие в работах по повышению энергоэффективности у потребителей электрической и тепловой энергии.
Основные мероприятия раздела "Энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве"
N п/п |
Наименование мероприятия по энергосбережению |
Объем финансирования 1 этапа, тыс. руб. |
Источник финансирования (в установленном порядке) |
Исполнители (в установленном порядке) |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Организационные мероприятия, подготовка кадров и принятие программ по повышению эффективности использования энергии |
||||
1.1. |
Совершенствование нормативной базы и методического обеспечения энергосбережения |
50 |
Внебюджетные источники |
Руководство предприятий ЖКХ |
|
1.2. |
Подготовка кадров в области энергосбережения и обеспечение доступа потребителей к информации по энергосбережению |
1020 |
Внебюджетные источники |
Руководство предприятий ЖКХ |
|
1.3. |
Принятие программ энергосбережения на предприятиях ТЭК |
8122 |
Внебюджетные источники |
Руководство предприятий ЖКХ |
|
1.4. |
Анализ ситуации и разработка схем теплоснабжения населенных пунктов МО "Родниковский муниципальный район" с последующей их оптимизацией |
3000 |
Внебюджетные источники |
Администрация МО "Родниковский муниципальный район" |
|
|
ВСЕГО по разделу 1 |
12192 |
|
|
|
2. |
Применение энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов |
||||
2.1. |
Проведение комплекса работ по техническому перевооружению, модернизации, оптимизации режимов работ существующего оборудования и перераспределению тепловых нагрузок |
8842 |
Внебюджетные источники |
Руководство предприятий ЖКХ |
|
2.2. |
Повышение эффективности функционирования энергоснабжающих предприятий, реализация программ снижения потерь и издержек |
|
|
Руководство предприятий ЖКХ |
|
2.3. |
Снижение потерь при передаче и распределении электроэнергии, затрат электрической энергии на собственные нужды энергоснабжающих организаций |
|
|
Руководство предприятий ЖКХ |
|
2.4 |
Изучение причин и разработка мер по исключению роста удельного расхода тепловой энергии и других энергоресурсов в муниципальном жилищном фонде |
|
|
Управляющая компания совместно с администрацией МО "Родниковский муниципальный район" |
|
2.5 |
Реализация комплекса энергоресурсосберегающих мероприятий в муниципальном жилищном фонде района |
1000 |
Внебюджетные источники |
Управляющая компания совместно с администрацией МО "Родниковский муниципальный район" |
|
|
ВСЕГО по разделу 2 |
9842 |
|
|
|
3. |
Проведение энергоаудита, энергетических обследований, ведение энергетических паспортов |
||||
3.1. |
Проведение обязательных энергетических обследований энергоснабжающих предприятий района |
900 |
Внебюджетные источники |
Руководство предприятий ЖКХ |
|
3.2. |
Разработка и внедрение энергетических паспортов предприятий ЖКХ |
|
|
Руководство предприятий ЖКХ |
|
3.3. |
Ревизия договорных и расчет прогнозных нагрузок по тепловой энергии, внесение изменений в договоры с потребителями, приведение заявленной договорной мощности к реальным значениям нагрузки |
|
|
Руководство предприятий ЖКХ совместно с администрацией муниципального образования "Родниковский муниципальный район" |
|
3.4 |
Проведение энергетических обследований и ведение энергетических паспортов на объектах жилищного фонда |
900 |
Внебюджетные источники |
Управляющая компания совместно с администрацией МО "Родниковский муниципальный район" |
|
|
ВСЕГО по разделу 3 |
1800 |
|
|
|
4. |
Учет энергетических ресурсов |
||||
4.1. |
Оснащение предприятий современными техническими средствами учета и контроля на всех этапах выработки, передачи и потребления ТЭР |
1742 |
Внебюджетные источники |
Руководство предприятий ЖКХ |
|
4.2. |
Внедрение автоматизированной системы коммерческого учета топливно-энергетических ресурсов |
50 |
Внебюджетные источники |
Руководство предприятий ЖКХ |
|
|
ВСЕГО по разделу 4 |
1792 |
|
|
|
5. |
Разработка и ведение топливно-энергетических балансов |
||||
|
Ведение топливно-энергетических балансов предприятий ТЭК |
|
|
Руководство предприятий ЖКХ |
|
6. |
Нормирование потребления энергетических ресурсов |
||||
|
Разработка и установление лимитов и нормативов энергопотребления и предельных энергопотерь, в том числе для структурных подразделений предприятий и технологических процессов |
220 |
Внебюджетные источники |
Руководство предприятий ЖКХ |
|
7. |
Мониторинг потребления энергетических ресурсов и их эффективного использования |
||||
7.1. |
Введение форм мониторинга потребления ресурсов на предприятиях |
|
|
Руководство предприятий ЖКХ совместно с администрацией муниципального образования "Родниковский муниципальный район" |
|
7.2. |
Подготовка ежегодного доклада о потреблении энергетических ресурсов на энергоснабжающих предприятиях района |
|
|
Администрация муниципального образования "Родниковский муниципальный район" |
|
|
ИТОГО |
25846 |
|
|
|
Раздел 2 "Энергоэффективность в бюджетной сфере"
В бюджетной сфере сохраняется ряд острых проблем, важнейшей из которых является:
- высокий износ основных фондов и инфраструктуры бюджетной сферы, при крайне недостаточных инвестициях в обновление фондов.
Расходы всех уровней на содержание бюджетных учреждений составляют значительную часть. Поэтому одной из приоритетных задач в области энергосбережения является проведение мероприятий, обеспечивающих снижение энергопотребления и уменьшение бюджетных средств, направляемых на оплату энергоресурсов.
Изменение удельного веса расходов на оплату коммунальных услуг в общих расходах бюджетных организаций района в предстоящий период характеризуется следующими показателями:
Учреждения |
Расходы на оплату коммунальных услуг, в тыс. рублях |
||||
2008 (факт) |
2009 (факт) |
2010 (прогноз) |
2011 (прогноз) |
2012 (прогноз) |
|
Образовательные учреждения (36 зданий) |
20194 |
25762 |
29177,4 |
29677,4 |
30003,2 |
Библиотечная система (5 зданий) |
527,6 |
607,5 |
985 |
1085,7 |
1085,7 |
Социально-культурное объединение (18 зданий) |
3504,4 |
4296,6 |
5153,3 |
5568,5 |
5605,4 |
Учреждения здравоохранения (32 здания) |
6662,5 |
8602,5 |
10226,5 |
10229,1 |
10231,9 |
Учреждения |
Доля расходов на оплату коммунальных услуг в общих расходах, в % |
||||
2008 (факт) |
2009 (факт) |
2010 (прогноз) |
2011 (прогноз) |
2012 (прогноз) |
|
Образовательные учреждения (36 зданий) |
12,25 |
13,23 |
16,07 |
15,5 |
15,3 |
Библиотечная система (5 зданий) |
9,5 |
9,8 |
14,3 |
15,1 |
15,1 |
Социально-культурное объединение (18 зданий) |
23,9 |
25,8 |
30,2 |
30,4 |
32,8 |
Учреждения здравоохранения (32 здания) |
14,8 |
17,0 |
22,9 |
23,7 |
23,3 |
Необходимым шагом для реализации энергосберегающих мероприятий в бюджетных учреждениях является проведение энергетического обследования и паспортизации объектов бюджетной сферы. Энергетическое обследование и паспортизация объектов бюджетной сферы осуществляются в целях:
- выявления потенциала энергосбережения;
- определения основных энергосберегающих мероприятий;
- определения объектов бюджетной сферы, на которых в первую очередь необходимо проводить энергосберегающие мероприятия;
- установления нормативных показателей энергопотребления (лимитирования энергопотребления).
Основные мероприятия раздела "Энергоэффективность в бюджетной сфере"
N п/п |
Наименование мероприятия по энергосбережению |
Объем финансирования 1 этапа, тыс. руб. |
Источник финансирования (в установленном порядке) |
Исполнители (в установленном порядке) |
Примечание |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1. |
Организационные мероприятия, подготовка кадров и принятие программ по повышению эффективности использования энергии |
|||||
1.1. |
Совершенствование нормативной базы и методического обеспечения энергосбережения |
|
|
Руководители бюджетных организаций |
|
|
1.2. |
Подготовка кадров в области энергосбережения |
|
|
Руководители бюджетных организаций |
|
|
1.3. |
Внедрение системы энергетического менеджмента в организациях бюджетной сферы области |
|
|
Руководители бюджетных организаций |
|
|
1.4. |
Проведение научно-практических конференций и семинаров и участие в них |
|
|
Руководители бюджетных организаций |
|
|
|
ВСЕГО |
|
|
|
|
|
2. |
Применение энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов |
|||||
2.1. |
Реализация комплекса энергоресурсосберегающих мероприятий для снижения расходов топливно-энергетических ресурсов (по отдельному перечню мероприятий после проведения энергетических обследований) |
72890 |
Внебюджетные источники |
Руководители бюджетных организаций |
|
|
|
ВСЕГО по разделу 2 |
72890 |
|
|
|
|
3. |
Проведение энергоаудита, энергетических обследований, ведение энергетических паспортов |
|||||
3.1. |
Проведение энергетических обследований (энергоаудита) организаций бюджетной сферы области |
270 |
Внебюджетные источники |
Руководители бюджетных организаций |
|
|
3.2. |
Ведение энергетических паспортов организаций бюджетной сферы области |
|
|
Руководители бюджетных организаций |
|
|
3.3. |
Ревизия договорных и расчет прогнозных нагрузок по электрической и тепловой энергии, внесение изменений в договоры с энергоснабжающими организациями, приведение заявленной договорной мощности к реальным значениям нагрузки. |
|
|
Руководители бюджетных организаций |
|
|
|
ВСЕГО по разделу 3 |
270 |
|
|
|
|
4. |
Учет энергетических ресурсов |
|||||
4.1. |
Оснащение современными приборами учета коммунальных ресурсов и устройствами регулирования потребления тепловой энергии, замена устаревших счетчиков на счетчики повышенного класса точности всех организаций бюджетной сферы области |
200 |
Внебюджетные источники |
Руководители бюджетных организаций |
|
|
4.2. |
Внедрение автоматизированной системы коммерческого учета топливно-энергетических ресурсов в организациях бюджетной сферы области |
600 |
Внебюджетные источники |
Руководители бюджетных организаций |
|
|
|
ВСЕГО по разделу 4 |
800 |
|
|
|
|
5. |
Разработка и ведение топливно-энергетических балансов |
|||||
|
Ведение топливно-энергетических балансов организаций бюджетной сферы |
|
|
Руководители бюджетных организаций |
|
|
6. |
Нормирование потребления энергетических ресурсов |
|||||
|
Разработка и установление лимитов и норм потребления энергии и ресурсов для всех организаций бюджетной сферы |
|
|
Руководители бюджетных организаций |
|
|
7. |
Мониторинг потребления энергетических ресурсов и их эффективного использования |
|||||
7.1. |
Введение форм мониторинга потребления ресурсов в организациях бюджетной сферы |
|
|
Руководители бюджетных организаций |
|
|
7.2. |
Подготовка ежегодного доклада о потреблении энергетических ресурсов в организациях бюджетной сферы области |
|
|
Администрация МО "Родниковский муниципальный район" совместно с руководителями бюджетных организаций |
|
|
|
ИТОГО |
73960 |
|
|
|
4. Контроль за выполнением Программы
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Администрация МО "Родниковский муниципальный район" путем:
- надзора за рациональным и эффективным расходованием средств, выделяемых на реализацию Программы;
- надзора за рациональным и эффективным использованием энергетических ресурсов;
- учета расхода топливно-энергетических ресурсов, а также контроля за их потреблением;
- проведения энергетических обследований организаций;
- проведения экспертизы инвестиционных проектов.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район" Ивановской области... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.