Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
администрации муниципального
образования "Родниковский
муниципальный район"
от 3 декабря 2013 г. N 1565
Муниципальная программа
Родниковского муниципального района "Развитие образования Родниковского муниципального района"
1. Паспорт муниципальной программы Родниковского муниципального района "Развитие образования Родниковского муниципального района"
Наименование муниципальной программы |
"Развитие образования Родниковского муниципального района" (далее - программа) |
|||
Срок реализации программы |
2014 - 2016 |
|||
Разработчик программы |
Муниципальное учреждение Отдел образования администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район" |
|||
Исполнители программы |
Отдел строительства и архитектуры администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район"; Финансовое управление администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район"; Муниципальные образовательные организации |
|||
Перечень подпрограмм |
Подпрограмма I "Дошкольное образование" Подпрограмма II "Общее образование" Подпрограмма III "Дополнительное образование и воспитание детей" Подпрограмма IV "Выявление и поддержка одаренных детей" Подпрограмма V "Обеспечение функционирования системы образования Родниковского муниципального района" Подпрограмма VI "Патриотическое воспитание детей и молодежи Родниковского муниципального района" Подпрограмма VII "Обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений" Подпрограмма VIII "Доступная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Родниковского муниципального района" Подпрограмма IX "Развитие и укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений образования" |
|||
Цель (цели) программы |
Создание условий для получения общедоступного и бесплатного дошкольного, основного общего и среднего, дополнительного образования, на территории Родниковского муниципального района Создание условий для развития социально- активной и успешной личности, обладающей высокого уровня образовательными компетенциями. |
|||
Объемы ресурсного обеспечения программы |
Расходы (тыс. рублей) |
|||
|
Всего |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Всего, в том числе по годам и источникам: |
829374,1 |
288406,9 |
280856,9 |
260110,3 |
Средства из федерального бюджета |
0 |
0 |
0 |
0 |
Средства из областного бюджета |
391794,5 |
137139,4 |
135951,7 |
118703,4 |
Средства районного бюджета |
437579,1 |
151267,5 |
144905,2 |
141406,9 |
2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации программы
2.1. Дошкольное образование
Предоставление дошкольного образования в Родниковском муниципальном районе по состоянию 01.01.2013 года осуществляют 25 образовательные организации (далее по тексту программы термины "образовательная организация" и "образовательное учреждение" используются как имеющие идентичное значение) - 18 муниципальных детских садов (11 в городе и 7 на селе), 4 учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 2 сельские средние общеобразовательные школы, 1 сельская основная общеобразовательная школа.
В структуре дошкольных образовательных организаций действуют учреждения комбинированного вида (1 ДОУ), общеразвивающего вида (3 ДОУ), детские сады (14 ДОУ). С 2011 года более 70 детей получают дошкольное образование в рамках вариативных форм дошкольного образования: адаптационные группы, консультационные пункты, мини детские центры. В 11 детских садах функционируют семейные клубы.
Численность детей, обучающихся по программам дошкольного образования, ежегодно увеличивается, что объясняется улучшением демографической ситуации в Родниковском муниципальном районе. (Таблица N 1).
Охват дошкольным образованием детей от 1 до 7 лет с учетом развития вариативных форм составляет 78,4%, охват детей от 3 до 7 лет - 99,7%. Все дети в возрасте от 5 до 7 лет имеют возможность посещать детские сады.
Таблица 1. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере дошкольного образования
N |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 оценка |
1 |
Численность детей, обучающихся по программам дошкольного образования в образовательных организациях Родниковского муниципального района (на начало учебного года) |
чел. |
1480 |
1640 |
1720 |
1780 |
2 |
Охват детей в возрасте 1 - 7 лет дошкольным образованием (на начало учебного года) |
% |
73,7 |
76,3 |
78,2 |
78,4 |
3 |
Доступность дошкольного образования (отношение численности детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3 - 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, обучающихся в школе) |
% |
96,0 |
98,0 |
99,2 |
99,6 |
На обеспечение доступности дошкольного образования направлены значительные усилия органов местного самоуправления Родниковского муниципального района. Это позволило открыть дополнительные группы в образовательных организациях. Начиная с 2010 года дополнительно создано 115 мест (6 групп) в дошкольных организациях, реализующих программы дошкольного образования, из них 55 мест в сельских образовательных организациях. В 2013 году планируется ввести 60 мест за счет выкупа здания детского сада на 60 мест с надстройкой мансардного этажа в с. Пригородное. Основным инструментом решения проблемы доступности дошкольного образования станет строительство в 2014 году детского сада на 280 мест в г. Родники в микрорайоне им. Гагарина.
В связи с высокой рождаемостью в с. Каминский и образовавшейся очередью в детский сад, в 2014 году запланировано открытие еще одной группы для детей с полутора лет в детском саду "Буратино".
В рамках поддержки развития вариативных форм дошкольного образования проводится областной конкурс "Детский сад года", в рамках которого победителям предоставляются гранты Губернатора Ивановской области. В 2011 году гранд в размере 1 млн. рублей получил детский сад комбинированного вида N 15 "Березка" за победу в номинации "Доброград для особенных детей". Полученные средства израсходованы на создание соответствующей предметно-развивающей среды в группах.
Благодаря запланированным и осуществленным мерам до конца 2013 года будет обеспечена полная доступность дошкольного образования для детей возрастной группы от 3 до 7 лет, в отдельных дошкольных учреждениях - с полутора лет.
Анализ текущего состояния системы дошкольного образования Родниковского муниципального района позволяет обозначить ряд проблем, решение которых органами местного самоуправления представляется необходимым в рамках программы:
- наличие очередности на зачисление в организации дошкольного образования, нарушающее гарантии прав граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование;
- недостаточно высокое качество оказываемых услуг в сфере дошкольного образования, в том числе обусловленное отсутствием внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- улучшение материально-технического оснащения дошкольных образовательных организаций;
- повышение средней заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в Ивановской области
Значительное увеличение уровня оплаты труда педагогических работников дошкольного образования является базовым инструментом, призванным поднять престиж профессии педагогического работника, обеспечить приток квалифицированных кадров в образовательные организации и, на этой основе, повысить качество предоставляемого дошкольного образования.
2.2. Начальное общее, основное общее, среднее общее образование
Начальное общее, основное общее, среднее общее образование в Родниковском муниципальном районе предоставляется в 14 образовательных организациях, среди них:
- 8 средние общеобразовательные школы;
- 1 открытая сменная общеобразовательная школа;
- 2 основные общие общеобразовательные школы;
- 3 начальные школы - детский сад;
- 1 филиал средней общеобразовательной школы.
9 образовательных организаций и филиал находятся в сельской местности.
Контингент обучающихся в общеобразовательных организациях составил на начало 2013 - 2014 учебного года 2897 человек. Анализ демографической ситуации позволяет предполагать, что эта цифра в среднесрочной перспективе будет иметь тенденцию к росту.
На начало 2013 года 69,23% школьников Родниковского муниципального района обучаются в школах, обеспечивающих более 80% основных видов современных условий обучения:
- 26,7% обучающихся школ имеют возможность пользоваться оборудованными спортивными площадками; 59,11%- современными библиотеками;
- 12,14% школьников получают в общеобразовательных учреждениях двухразовое горячее питание, охват горячим питанием учащихся 1 - 4 классов составляет 100%;
- 84,62% школ, в которых обучающимся обеспечена возможность пользоваться современными столовыми;
- 92,8% школ имеют лицензированные медицинские кабинеты, в 35,7% школ ведется автоматизированный мониторинг здоровья школьников;
- 100% школ района оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, 100% - системами оповещения о пожаре, 92,8% - кнопками экстренного вызова полиции;
- достигнут достаточно высокий уровень обеспеченности школ компьютерной техникой (8,4 учеников на один компьютер); мультимедийные проекторы и интерактивные доски имеются в 99% школ;
- все школы муниципального района имеют доступ к сети Интернет, собственные сайты; 27,3% обучающихся имеют возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с);
- в целях обеспечения доступности образовательной услуги для сельских школьников организуется их подвоз к месту учебы и обратно к месту жительства - работают 11 автобусов по 17 школьным маршрутам.
С целью обеспечения равного доступа к качественному образованию применяются формы дистанционного обучения для учащихся малокомплектных сельских школ. С применением данных форм обучаются школьники в 71,4% общеобразовательных организаций Родниковского муниципального района, в том числе 3 из 6 малокомплектных школ. С использованием дистанционных технологий также осуществляется образование 100%детей-инвалидов, которым по медицинским показаниями рекомендовано обучение на дому.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья в ходе реализации районной целевой долгосрочной программы "Доступная среда" созданы условия для инклюзивного образования в обычных классах в базовой общеобразовательной организации - МБОУ СОШ N 4.
В Родниковском муниципальном районе в 2012 - 2013 учебном году отмечена позитивная тенденция повышения уровня качества общего образования, о чем свидетельствуют результаты государственной итоговой аттестации.
Анализ ситуации в системе общего образования Родниковского муниципального района позволяет сделать вывод о ее динамичном развитии, в том числе в рамках реализации федерального проекта модернизации региональных и муниципальных систем общего образования, и прогнозировать сохранение позитивных тенденций в ближайшие годы. Вместе с тем, без финансовой поддержки из бюджетов всех уровней, организационно-методической базы, без реализации межшкольных и муниципальных проектов темпы модернизации общего образования не смогут обеспечить соответствие качества и доступности образования современным требованиям.
Таблица 2. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере общего образования
N |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 оценка |
1 |
Численность обучающихся по основным общеобразовательным программам в общеобразовательных организациях Родниковского муниципального района |
чел. |
2976 |
2956 |
2911 |
2897 |
2 |
Доля обучающихся, которым представлены от 80% до 100% основных видов современных условий обучения |
% |
92,7 |
93,44 |
95,9 |
96,5 |
3. |
Доля школьников, обучающихся по Федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников |
|
н.д. |
13,1 |
23,0 |
30,0 |
4. |
Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с лучшими результатами ЕГЭ) к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с худшими результатами ЕГЭ |
раз |
н.д. |
н.д. |
1,85 |
1,70 |
5. |
Количество школьных предметов, по которым результаты ЕГЭ по Родниковскому муниципальному району превышают среднерегиональные показатели |
предмет |
3 |
3 |
4 |
3 |
Органами муниципального управления Родниковского муниципального района в рамках Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", приоритетного национального проекта "Образование", федерального проекта модернизации муниципальной системы общего образования, а также собственных проектов развития реализован широкий спектр мер, направленных на модернизацию и повышение качества школьного образования.
Наиболее значимыми из них стали:
- переход на нормативно-подушевое финансирование реализации программ общего образования, а также внедрение новой системы оплаты труда в муниципальных общеобразовательных организациях;
- повышение заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в Ивановской области и, как следствие, рост материальной заинтересованности педагогов в результатах качественного труда;
- оптимизация сети общеобразовательных учреждений;
- внедрение модели дистанционного образования школьников в общеобразовательных организациях, организация обучения детей-инвалидов с применением дистанционных технологий;
- апробация и внедрение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (на начало 2012 - 2013 учебного года по новым федеральным образовательным стандартам обучалось 52% учащихся 1 - 4 классов), создание необходимых материально-технических и кадровых условий введения новых образовательных стандартов;
- совершенствование школьной инфраструктуры, проведение капитальных и текущих ремонтов, приведение зданий и помещений общеобразовательных учреждений в соответствие с требованиями комплексной безопасности;
- создание муниципальной модели сохранения и укрепления здоровья школьников, в том числе реализация регионального проекта "Межведомственная система оздоровления школьников на основе автоматизированного мониторинга", реализация комплекса мер по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни;
- внедрение в деятельность школ инструментов государственно-общественного управления и повышения открытости и прозрачности деятельности образовательных организаций (в 100% школ созданы органы государственно-общественного управления; все школы представляют публичные отчеты об итогах учебной и хозяйственной деятельности);
- организация сетевого взаимодействия школ с организациями дополнительного образования и профессиональными образовательными организациями.
Несмотря на проделанную работу, ряд проблем в сфере общего образования остается нерешенным. Ключевой проблемой на период до 2016 года выступает недостаточный уровень соответствия общеобразовательных организаций основным современным требованиям, невысокие показатели оснащенности современных оборудованием учебных кабинетов естественнонаучного цикла, низкая скорость Интернета в сельских школах.
Не все образовательные организации полностью отвечают современным требованиям к санитарно-эпидемиологической и антитеррористической безопасности.
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения на основной и старшей ступенях обучения предъявляют новые требования к информационной среде и материально-техническому оснащению школ.
Не в полной мере решена проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся общеобразовательных школ, создания условий для формирования в школах культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Доля учащихся с первой группой здоровья составляет всего 2,4%. Двухразовое горячее питание в общеобразовательных организациях получают 12,14% школьников, лишь 26,7% имеют возможность пользоваться современно оборудованными спортивными залами и спортплощадками. Не решена в полной мере проблема кадровой обеспеченности медицинского обслуживания в сельских школах.
Серьезной проблемой, ограничивающей потенциал дистанционного образования, является скорость каналов подключения общеобразовательных школ к сети Интернет. Только 23,7% школьников имеют доступ к сети Интернет на скорости свыше 2 Мб/с.
В школах сохраняется дефицит педагогических кадров по ряду специальностей (учителя иностранных языков, математики, технологии, географии, истории), доля молодых учителей не превышает доли педагогов пенсионного и предпенсионного возраста, что создает угрозу для сохранения и развития кадрового потенциала общего образования. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения требует значительных усилий по дополнительному профессиональному образованию педагогов и руководителей общеобразовательных организаций.
Проблемой для Родниковского муниципального района является существенная дифференциация учреждений по качеству предоставляемого образования. Результаты учащихся 10% лучших школ района почти в 1,5 раза превышают результаты 10% школ с худшими результатами единого государственного экзамена. Результаты ЕГЭ по ряду предметов ниже среднего областного показателя.
2.3. Дополнительное образование и воспитание детей
В системе образования Родниковского муниципального района функционируют два учреждения дополнительного образования детей:
- муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей "Центр детского творчества";
- муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа".
Программы дополнительного образования так же реализуются в общеобразовательных организациях в рамках сетевого взаимодействия организаций общего и дополнительного образования детей по организации внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Услуги по дополнительному образованию детей в муниципальных учреждениях предоставляются на бесплатной основе. В МАУ ДОД "Центр детского творчества" есть объединения, осуществляющие деятельность на платной основе.
Широкий спектр программ дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы разных категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и подростков, совершивших правонарушения.
Таблица 3. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере дополнительного образования
N |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 оценка |
1 |
Количество объединений организаций дополнительного образования детей |
шт. |
164 |
173 |
178 |
180 |
2 |
Численность детей, занимающихся в организациях дополнительного образования детей |
тыс. чел. |
1940 |
1967 |
1999 |
2028 |
3 |
Доля детей, охваченных дополнительными образовательными программами в организациях дополнительного образования |
% |
67,0 |
68,0 |
69,0 |
70,0 |
В последние годы усилия органов местного самоуправления Родниковского муниципального района в сфере дополнительного образования были направлены на:
- повышение материально-технической оснащенности организаций дополнительного образования;
- развитие сетевых форм взаимодействия организаций дополнительного образования с общеобразовательными организациями в условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов;
- содействие программно-методическому обеспечению организации деятельности организаций дополнительного образования детей;
- повышение средней заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования детей до средней заработной платы в Ивановской области.
Одной из проблем учреждений дополнительного образования является недостаточно высокое развитие их инфраструктуры. Необходимо проведение ремонтных работ, оборудование медицинского кабинета в МКОУ ДОД ДЮСШ. приобретение современного оборудования и спортивного инвентаря.
Второй по значимости выступает кадровая проблема и низкий уровень оплаты труда педагогов дополнительного образования.
2.4. Выявление и поддержка одаренных детей
Развитие системы поддержки талантливых детей является одним из приоритетных направлений деятельности в сфере образования.
Ежегодно в Родниковском муниципальном районе проводится более 50 районных мероприятий, способствующих выявлению и поддержке одаренных детей и талантливой молодежи в интеллектуальной, творческой, социальной и спортивной направленности.
В мероприятиях ежегодно принимают участие более 1400 обучающихся. В областных мероприятиях принимают участие более 130 обучающихся. Более 260 школьников являются участниками дистанционных конкурсов и олимпиад.
В 2012 году 1 обучающийся стал лауреатом премии Президента Российской Федерации по поддержке талантливой молодежи.
Таблица 4. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере выявления и поддержки одаренных детей
N |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 оценка |
1 |
Удельный вес численности обучающихся по основным общеобразовательным программам, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по основным общеобразовательным программам |
% |
38,0 |
38,0 |
38,0 |
38,0 |
2 |
Доля обучающихся, ставших победителями и призерами региональных и всероссийских конкурсов в общем числе обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы |
% |
0,4 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
В целях повышения социального статуса и поддержки одаренных детей в Родниковском муниципальном районе учреждены премии за достижения в интеллектуальной, творческой, спортивной, социальной деятельности. Лауреатами премии Главы администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район" "Браво" в 2012 году стали - 7 человек, премии "Юные дарования" - 8. Ежегодно проводится торжественный прием Главы администрации для обучающихся, закончивших школу с медалью и имеющих аттестат особого образца, а также Новогодняя елка Главы администрации для одаренных детей.
В качестве мер поддержки одаренных детей на базе лагерей дневного пребывания организуются профильные смены. В 2012 году в них приняли участие 120 обучающихся.
Обучающиеся школ Родниковского муниципального района принимают активное участие во Всероссийской олимпиаде школьников. В 2012 - 2013 учебном году в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников участвовало 551 обучающихся 7 - 11 классов. В региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие 29 обучающихся, из них 1 стал победителем, 6 - призерами. Эффективность участия в олимпиаде составила 24%. (В 2011 году эффективность участия составила 11%).
В целях развития интеллектуальной одаренности учащихся в школах района работают научные общества учащихся, апробируется система ученического портфолио.
К проблемам действующей системы выявления и поддержки одаренных детей, в настоящий момент можно отнести:
- низкую обеспеченность образовательных организаций современно оборудованными помещениями творческих студий и актовых залов, используемых для организации занятий во внеурочное время;
- дефицит качественного доступа к сети Интернет в ряде образовательных организаций, ограничивающий участие в дистанционном обучении учащихся, проживающих в отдаленных населенных пунктах, а также участие в дистанционных олимпиадах.
2.5. Подпрограмма V "Обеспечение функционирования системы образования Родниковского муниципального района" предусматривает создание современной муниципальной системы оценки качества образования, информационную открытость и прозрачность в сфере образования, реализацию функций по управлению муниципальной системой образования и мероприятия, направленные на финансовое обеспечение и бухгалтерское, хозяйственное обслуживание деятельности образовательных организаций, а также по организации бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями.
Основным условием эффективности управления качеством образования является сбор и анализ объективной информации о ходе процесса образования и его результатах, их динамике и факторах на них влияющих. В основе мониторинга качества подготовки обучающихся - получение информации о состоянии образовательных достижений обучающихся по основным учебным предметам, выявление тенденций изменения достижений на промежуточном и итоговом этапе, непрерывность и периодичность получения и анализа управленческой информации, открытость измерения образования.
Организационное, методическое и технологическое сопровождение по оценке качества образования на муниципальном уровне обеспечивает Муниципальное казенное образовательное учреждение Районный ресурсно-методический центр образования Родниковского муниципального района (далее - МКОУ РРМЦО).
Отдел образования выполняет ряд функций через структурные подразделения:
централизованную бухгалтерию (далее централизованная бухгалтерия Отдела образования), хозяйственно-эксплуатационную службу (далее - ХЭС), группу кадровой работы, правового и технического обеспечения, действующие на основании положений.
Централизованная бухгалтерия обслуживает 36 муниципальных учреждений на основании заключенных соглашений.
Для 30 муниципальных казенных учреждений осуществляется ведение бюджетного учета, составление и представление отчетности, в том числе составление бюджетной сметы, составление сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности, составление тарификационных списков работников учреждения, составление хозяйственных договоров, организация электронного взаимодействия с официальным сайтом в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и электронной торговой площадкой, проведение инвентаризаций, формирование внешней бюджетной отчетности и ее представление в установленном порядке в соответствующие органы и т.д.
Для 4 городских бюджетных общеобразовательных организаций и 1 автономного учреждения дополнительного образования выполняются отдельные полномочия по ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской отчетности.
Централизованная бухгалтерия осуществляет формирование бюджетной отчетности главного распорядителя бюджетных средств и главного администратора доходов, ее представление в установленном порядке в соответствующие органы, отправление налоговой отчетности в соответствующие органы по телекоммуникационным каналам связи и прием протоколов.
Группа кадровой работы, правового и технического обеспечения Отдела образования осуществляет обеспечение решения отдельных вопросов кадровой политики в сфере образования, правового сопровождения деятельности образовательных организаций, функционирования энергоустановок и энергетической безопасности образовательных учреждений.
Хозяйственно-эксплуатационная служба Отдела образования осуществляет хозяйственное обслуживание Отдела образования и образовательных учреждений Родниковского муниципального района.
Для организации обучения сельских школьников Отделом образования организуется их подвоз к месту учебы и обратно к месту жительства. Подвоз обеспечивают 11 автобусов по 17 школьным маршрутам.
2.6. Патриотическое воспитание детей и молодежи Родниковского муниципального района
В Родниковском муниципальном районе достигнута цель по формированию плановой, непрерывной и согласованной деятельности органов местного самоуправления, территориальных отделов федеральных органов государственной власти, образовательных и общественных организаций в вопросах гражданско-патриотического воспитания молодого поколения.
Достигнутое социальное партнерство позволило значительно развить деятельность подростковых объединений военно-патриотической и волонтерской направленности и обеспечило увеличение численности занимающихся в них детей и подростков. Более 1500 обучающихся образовательных организаций стали участниками мероприятий патриотической направленности, проходящих на территории Родниковского муниципального района в 2012 году.
Членами патриотических клубов и волонтерских организаций осуществляется шефская помощь ветеранам труда, фронта и тыла, организован патронаж за воинскими захоронениями и Обелисками славы, на базе школьных краеведческих музеев изучаются исторические и культурные традиции России, Ивановской области, Родниковского района.
Особое внимание уделено развитию морского кадетского класса, функционирующего на базе МБОУ средняя общеобразовательная школа N 3 с сентября 2009 г.
Таблица 5. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере патриотического воспитания
N |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 оценка |
1 |
Количество объединений патриотической и волонтерской направленности в образовательных учреждениях |
шт. |
9 |
14 |
17 |
17 |
2 |
Численность обучающихся, являющихся членами объединений патриотической и волонтерской направленности |
чел. |
342 |
469 |
708 |
710 |
3 |
Охват обучающихся районными мероприятиями патриотической направленности |
% |
56,7 |
61,5 |
58,1 |
62,3 |
Основными направлениями деятельности в области патриотического воспитания детей и молодежи Родниковского муниципального района являются:
- повышение качества патриотического воспитания в образовательных организациях;
- развитие деятельности объединений патриотической и волонтерской направленности;
- внедрение в деятельность организаторов и специалистов в области патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы;
- формирование позитивного отношения обучающихся к военной службе;
- профилактика преступлений и правонарушений среди детей и молодежи;
- профилактика экстремизма в молодежной среде.
Подпрограмма обеспечивает сохранение в Родниковском муниципальном районе количества ежегодных мероприятий гражданско-патриотической направленности и увеличение числа участников патриотических и волонтерских объединений.
2.7. Обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений
В Родниковском муниципальном районе функционируют 34 образовательных учреждения, размещенных в 36 зданиях.
В целях обеспечения пожарной безопасности объектов образования во всех зданиях образовательных учреждений и Отделе образования установлена автоматическая система пожарной сигнализации, система оповещения людей о пожаре, система передачи сообщения на пульт 01.
Системы аварийного эвакуационного освещения установлены в 33-х зданиях образовательных учреждений.
В зданиях образовательных учреждений и Отдела образования в течение года за счет средств районного бюджета проводятся плановые противопожарные мероприятия, в том числе:
- техническое обслуживание противопожарных систем;
- мониторинг систем пожарной безопасности;
- испытание электропроводки, петли "фаза-нуль", заземляющих устройств и другие, обеспечивающие безопасное пребывание людей в зданиях образовательных организаций.
Ежегодно, начиная с 2009 года, Родниковский муниципальный район получает средства из областного бюджета по итогам конкурса по распределению местным бюджетам субсидий областного бюджета на реализацию мероприятий по укреплению пожарной безопасности образовательных учреждений, организуемом Департаментом образования Ивановской области.
Однако, средств, выделяемых из областного и районного бюджетов на противопожарные мероприятия, недостаточно для приведения образовательных организаций в соответствие с требованиями надзорных органов.
Поэтому, в рамках подпрограммы предполагается поэтапное приведение образовательных учреждений Родниковского муниципального района в соответствие с правилами и нормами пожарной безопасности.
2.8. Доступная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Родниковского муниципального района
В настоящее время наблюдается разрыв между реальным состоянием ресурсной базы образовательных учреждений Родниковского муниципального района, оказывающих образовательные услуги детям - инвалидам и сформировавшейся потребностью эффективной реализации индивидуальных программ реабилитации детей - инвалидов, включая инклюзивное образование.
Существующая сеть образовательных учреждений Родниковского муниципального района в основном не удовлетворяет потребности детей - инвалидов, не имеет универсальной безбарьерной образовательной среды для совместного обучения детей-инвалидов и обычных школьников. Состояние материально-технической базы образовательных учреждений и их территориальная доступность имеет низкий уровень соответствия современным требованиям для организации инклюзивного совместного обучения и воспитания детей, в том числе детей - инвалидов. Образовательные учреждения не обеспечены достаточной физической доступностью для детей - инвалидов, имеют низкий уровень методической подготовки к реализации инклюзивного образования, испытывают нехватку специалистов в области социализации детей - инвалидов.
В создании в общеобразовательных учреждениях доступной образовательной среды заинтересованы дети с ограниченными возможностями, родители, представители общественности. Решение проблемы предполагает модернизацию и дооборудование базовых общеобразовательных школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования, с учетом требований доступности для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В 2013 году начато проведение мероприятий по формированию на территории Родниковского муниципального района сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья в 2013 году в ходе реализации районной целевой долгосрочной программы "Доступная среда" созданы условия для инклюзивного образования в обычных классах в базовой общеобразовательной организации - МБОУ СОШ N 4.
В учреждении установлены пандусы, проведена адаптация санитарно-гигиенических, учебных классов, адаптация дверных проемов.
Представляется необходимым в рамках программы дальнейшее проведение мероприятий по созданию доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Родниковского муниципального района.
2.9. Развитие и укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений образования
Образовательная деятельность в Родниковском муниципальном районе организуется и проводится в 36 зданиях.
8 зданий образовательных учреждений имеют сроки эксплуатации 50 лет и более. 3 здания - более 70 лет, 1 здание - около 100 лет. Общий процент износа этих зданий составляет 70%, а общая доля зданий, нуждающихся в проведении капитальных и текущих ремонтов составляет 58%. Процент износа некоторых конструктивных элементов зданий превышает 80%. Ряд объектов, требующих проведения ремонта, расположен в центре города, что неприемлемо для его архитектурного облика.
Двухэтажное здание МКОУ Каминской СОШ построено в 1935 году, за время эксплуатации капитальный ремонт не производился.
В здании школы в критическом состоянии находятся наружные кирпичные стены, кровля, деревянные оконные и дверные блоки, деревянные покрытия полов, полы из керамической плитки, система отопления, вентиляции, канализации, водоснабжения, электропроводки.
Согласно обследованию, проведенному специалистами ООО "Иваново - Проект" в ноябре 2012 года, выполнение капитального ремонта здания школы нецелесообразно.
Необходимо строительство новой школы на 150 мест, отвечающей современным требованиям, как в части пожарных, так и в части гигиенических требований. Состав помещений школы и их оборудование будет полностью отвечать современным учебным процессам.
Для координального решения проблемы по ликвидации очередности, Родниковскому муниципальному району нужен детский сад на 280 мест.
Проектно-сметная документация с экспертизой на строительство детского сада выполнена.
Не все образовательные организации полностью отвечают современным требованиям к санитарно-эпидемиологической и антитеррористической безопасности.
Подпрограмма направлена на обеспечение стабильности функционирования системы образования Родниковского муниципального района, реализацию государственной политики и требований действующего законодательства в области технической и антитеррористической безопасности зданий и сооружений образовательных организаций, предотвращения аварийных и чрезвычайных ситуаций в них.
3. Целевые индикаторы (показатели) и ожидаемые результаты реализации программы
3.1. Цели и целевые показатели программы
Целями реализации программы выступают:
Создание условий для получения общедоступного и бесплатного дошкольного, основного общего и среднего, дополнительного образования на территории Родниковского муниципального района.
Создание условий для развития социально-активной и успешной личности, обладающей высокого уровня образовательными компетенциями.
Таблица 6. Сведения о целевых индикаторах (показателях) реализации Программы
N |
Наименование целевого индикатора (показателя) |
Ед. изм. |
2012 факт |
2013 оценка |
2014 |
2015 |
2016 |
1 |
Отношение численности детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3 - 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, обучающихся в школе |
% |
98,9 |
100 |
100 |
100 |
100 |
2 |
Удельный вес численности педагогических работников дошкольных образовательных организаций, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку, в общей численности педагогических работников дошкольных образовательных организаций |
% |
94,8 |
95 |
95 |
95 |
95 |
3 |
Отношение средней заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций Родниковского муниципального района к средней заработной плате в сфере общего образования |
% |
77,3 |
95 |
100 |
100 |
100 |
4 |
Доля обучающихся, которым представлены от 80% до 100% основных видов современных условий обучения |
% |
95,9 |
96,5 |
96,5 |
96,8 |
97,0 |
5 |
Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена |
% |
1,85 |
1,70 |
1,68 |
1,65 |
1,60 |
6 |
Удельный вес численности учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций |
% |
н.д. |
8,6 |
8,7 |
9,0 |
10,0 |
7 |
Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных организаций общего образования к среднемесячной заработной плате в Ивановской области |
% |
86,4 |
93 |
100 |
100 |
100 |
8 |
Охват детей в возрасте 5 - 18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет) |
% |
69 |
70 |
71 |
72 |
73 |
9 |
Удельный вес численности учащихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности учащихся по программам общего образования |
% |
37 |
38 |
39 |
40 |
42 |
10 |
Отношение среднемесячной заработной платы педагогов организаций дополнительного образования детей к среднемесячной заработной плате в Ивановской области |
% |
64,8 |
75 |
80 |
85 |
90 |
Отчетные значения по целевым показателям определяются аналогично целевым показателям Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 792-р.
3.2. Ожидаемые результаты реализации программы
К концу 2016 года все дети в возрасте от 1,5 до 7 лет будут иметь возможность получать дошкольное образование в муниципальных образовательных организациях Родниковского муниципального района. Роль вариативных форм дошкольного образования существенно возрастет. Значительно возрастет качество дошкольного образования, произойдет переход на предоставление дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
В большинстве школ будет обеспечен удовлетворительный уровень базовой инфраструктуры в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, которая включает основные виды благоустройства, свободный высокоскоростной доступ к современным образовательным ресурсам и сервисам сети Интернет, спортивные сооружения. Каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет получать качественное общее образование и поддержку в профессиональной ориентации.
Повысится качество общего образования в образовательных организациях и удовлетворенность населения качеством образовательных услуг. Гражданам будет доступна полная и объективная информация об образовательных организациях всех уровней, содержании и качестве их программ (услуг), эффективная обратная связь с органами, осуществляющими управление в сфере образования.
Средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций составит не менее 100%, педагогов организаций дополнительного образования детей - не менее 90 % среднемесячной заработной платы в Ивановской области, а педагогических работников дошкольных образовательных организаций - не менее 100 процентов к средней заработной плате в общем образовании.
Повысится привлекательность педагогической профессии и уровень квалификации преподавательских кадров.
Существенно обновится педагогический корпус общего образования, повысится уровень профессиональной подготовки педагогов.
Возрастет охват детей дополнительным образованием, с каждым годом все большее число детей будет принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах.
Во всех образовательных организациях Родниковского муниципального района будет обеспечено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета в соответствии с законодательством о бухгалтерском и бюджетном учете, а также, исходя из структуры, особенностей деятельности учреждений. Все образовательные организации Родниковского муниципального района будут своевременно представлять отчетность в установленном порядке.
Все здания образовательных организаций Родниковского муниципального района будут соответствовать требованиям и нормам пожарной безопасности.
3.3. Задачи программы
Программа предполагает реализацию полномочий органов местного самоуправления Родниковского муниципального района и переданных государственных полномочий в сфере образования.
В рамках реализации программы в 2014 - 2016 гг. планируется решить следующие основные задачи:
1. Обеспечение доступного качественного образования и успешной социализации, независимо от места жительства, социального и материального положения семей и состояния здоровья обучающихся, в том числе:
- повышение качества образовательных услуг, предусмотренных муниципальными заданиями;
- обновление методов и технологий обучения школьников;
- создание современных, безопасных условий обучения и воспитания;
- развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций.
2. Модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на всестороннее развитие детей и достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации, в том числе:
- стимулирование качественного труда педагогических работников;
- внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
- обновление содержания, технологий и материальной среды образования;
- развитие информационных технологий.
3. Создание современной муниципальной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия, в том числе:
- внедрение объективной системы оценки качества образования;
- проведение мониторинговых исследований в образовании;
- расширение участия работодателей и общественности в оценке качества образования.
4. Обеспечение эффективности управления муниципальной системой образования, в том числе:
- развитие эффективных финансово-экономических механизмов управления образованием (совершенствование нормативного финансирования; введение эффективного контракта с работниками);
- создание условий для эффективной деятельности образовательных организаций;
- совершенствование системы оплаты труда работников образовательных организаций, ориентированной на достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых муниципальных услуг;
- создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей образовательных организаций;
- развитие кадрового потенциала работников образовательных организаций;
- проведение мероприятий по достижению целевых показателей уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
3.4. Подпрограммы муниципальной программы
Программа реализуется посредством 8 подпрограмм, которые включают в себя мероприятия, направленные на решение поставленных задач:
1) подпрограмма I "Дошкольное образование" обеспечивает организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, содержание зданий и направлена на финансовое обеспечение деятельности дошкольных образовательных организаций Родниковского муниципального района.
Кроме того, подпрограмма призвана решить проблему очередности в дошкольные образовательные организации и направлена на модернизацию системы дошкольного образования, обеспечение современных условий предоставления образования, омоложение кадрового состава педагогического корпуса, обеспечение доступности качественного дошкольного образования.
2) подпрограмма II "Общее образование" включает в себя мероприятия по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, содержанию зданий муниципальных общеобразовательных организаций, обеспечению обучающихся питанием и направлена на финансовое обеспечение деятельности общеобразовательных организаций Родниковского муниципального района. Подпрограмма призвана повысить качество предоставляемого образования и условий обучения;
3) подпрограмма III "Дополнительное образование и воспитание детей" направлена на обеспечение организации предоставления дополнительного образования детей, содержания зданий муниципальных образовательных организаций и направлена на финансовое обеспечение деятельности муниципальных организаций дополнительного образования Родниковского муниципального района. Подпрограмма должна обеспечить повышение охвата детей дополнительным образованием, обновление содержания программ и технологий дополнительного образования детей; повысить открытость организаций дополнительного образования и эффективность их деятельности;
4) подпрограмма IV "Выявление и поддержка одаренных детей" направлена на реализацию комплекса мер по выявлению и поддержке одаренных детей, развитию их интеллектуального и творческого потенциала;
5) подпрограмма V "Обеспечение функционирования системы образования Родниковского муниципального района" предусматривает финансовое обеспечение деятельности МКОУ РРМЦО, централизованной бухгалтерии и группы кадровой работы, правового и технического обеспечения Отдела образования, ХЭС Отдела образования, а также организацию бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями.
6) подпрограмма VI "Патриотическое воспитание детей и молодежи Родниковского муниципального района" включает комплекс мероприятий по дальнейшему совершенствованию и развитию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.
7) подпрограмма VII "Обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений" направлена на создание безопасных условий для пребывания в образовательных организациях и приведение зданий образовательных организаций в соответствие с нормами пожарной безопасности.
8) подпрограмма VIII "Доступная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях Родниковского муниципального района" предусматривает создание универсальной безбарьерной среды для детей-инвалидов в образовательных учреждениях, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.
9) подпрограмма IX "Развитие и укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений образования" направлена на приведение зданий образовательных организаций в соответствие со строительными и санитарными нормами, что позволит сохранить, укрепить и развить материально-техническую базу образовательных учреждений, которая создаст благоприятные и безопасные условия для обучения, воспитания детей, подростков, труда работников образования.
4. Основные мероприятия и ресурсное обеспечение программы
Подпрограммы обеспечивают выполнение полномочий и задач органов местного самоуправления Родниковского муниципального района и переданных полномочий органов государственной власти Ивановской области в сфере образования, выступают фундаментом для реализации мероприятий, направленных на модернизацию и совершенствование предоставления образования.
В рамках программы будет продолжено выполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Указах от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р, Планом мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования" Родниковского муниципального района", утвержденные постановлением администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район" Ивановской области от 22.04.2013 г. N 461.
Таблица 7. Ресурсное обеспечение реализации программы
N п/п |
Наименование подпрограммы / |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
Программа, всего: |
288406,9 |
280856,9 |
260110,3 |
|
- федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
- областной бюджет |
137139,4 |
135951,7 |
118703,4 |
|
-районный бюджет |
151267,5 |
144905,2 |
141406,9 |
|
-внебюджетные источники |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1 |
|
|
|
|
1.1 |
Подпрограмма I "Дошкольное образование" |
122558,1 |
117901,9 |
106061,6 |
|
- федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
|
- областной бюджет |
41034,6 |
39183,7 |
30841,7 |
|
-районный бюджет |
81523,5 |
78718,2 |
75219,9 |
|
-внебюджетные источники |
0 |
0 |
0 |
1.2 |
Подпрограмма II "Общее образование" |
129400,9 |
129581,0 |
120674,7 |
|
- федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
|
- областной бюджет |
96104,8 |
96768,0 |
87861,7 |
|
-районный бюджет |
33296,1 |
32813,0 |
32813,0 |
|
-внебюджетные источники |
0 |
0 |
0 |
1.3 |
Подпрограмма III "Дополнительное образование и воспитание детей" |
9620,0 |
9620,0 |
9620,0 |
|
- федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
|
- областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
|
-районный бюджет |
9620,0 |
9620,0 |
9620,0 |
|
-внебюджетные источники |
0 |
0 |
0 |
1.4 |
Подпрограмма IV "Выявление и поддержка одаренных детей" |
75,0 |
75,0 |
75,0 |
|
- федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
|
- областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
|
-районный бюджет |
75,0 |
75,0 |
75,0 |
|
-внебюджетные источники |
0 |
0 |
0 |
1.5 |
Подпрограмма V "Обеспечение функционирования системы образования Родниковского муниципального района" |
18814,7 |
17740,8 |
17740,8 |
|
- федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
- областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
-районный бюджет |
18814,7 |
17740,8 |
17740,8 |
|
-внебюджетные источники |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.6 |
Подпрограмма VI "Патриотическое воспитание детей и молодежи Родниковского муниципального района " |
270,1 |
270,1 |
270,1 |
|
- федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
- областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
-районный бюджет |
270,1 |
270,1 |
270,1 |
|
-внебюджетные источники |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.7 |
Подпрограмма VII "Обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений" |
2518,1 |
2518,1 |
2518,1 |
|
- федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
- областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
-районный бюджет |
2518,1 |
2518,1 |
2518,1 |
|
-внебюджетные источники |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.8 |
Подпрограмма VIII "Доступная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Родниковского муниципального района" |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
|
- федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
- областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
-районный бюджет |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
|
-внебюджетные источники |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.9. |
Подпрограмма IX "Развитие и укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений образования" |
5000,0 |
3000,0 |
3000,0 |
|
- федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
- областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
-районный бюджет |
5000,0 |
3000,0 |
3000,0 |
|
-внебюджетные источники |
|
|
|
<< Назад |
Приложение 1. >> Подпрограмма I "Дошкольное образование" |
|
Содержание Постановление Администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район" Ивановской области от... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.