Решение Ивановского областного суда
от 3 апреля 2014 г. N 3-5/2014
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 июля 2014 г. N 7-АПГ14-7 настоящее решение оставлено без изменения
Ивановский областной суд в составе
председательствующего судьи Щегловой Е.С.
при секретаре Багровой Е.В.
с участием: прокурора Лебедевой Н.Ю.,
представителя Правительства Ивановской области Т.,
представителя временно исполняющего обязанности Губернатора Ивановской области Ч.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 30 декабря 2013 года N 574-п,
установил:
Постановлением Правительства Ивановской области от 30 декабря 2013 года N 574-п (далее - Постановление от 30.12.2013 N 574-п) утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - Территориальная программа).
Постановление от 30.12.2013 N 574-п подписано временно исполняющим обязанности Губернатора Ивановской области Коньковым П.А., 31 декабря 2013 года опубликовано на официальном сайте Правительства Ивановской области, и в соответствии с пунктом 2 данного Постановления оно вступило в силу с 1 января 2014 года.
Разделом VI Территориальной программы установлены средние нормативы объемов медицинской помощи:
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования на 2014 год - 0,077 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2015 год - 0,076 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2016 год - 0,076 посещения на 1 застрахованное лицо;
для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях на 2014 год - 0,051 койко-дня на 1 жителя, на 2015 год - 0,051 койко-дня на 1 жителя, на 2016 год - 0,051 койко-дня на 1 жителя;
для медицинской помощи в стационарных условиях на 2014 год - в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,182 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо, на 2015 год - в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,181 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо, на 2016 год - в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,180 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо, в том числе для медицинской реабилитации в специализированных больницах и центрах, оказывающих медицинскую помощь по профилю "Медицинская реабилитация".
Установленные разделом VII Территориальной программы средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи составляют:
на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета в 2014 году - 276, 6 рубля, в 2015 году - 235 рублей, в 2016 году - 234,3 рубля; за счет средств обязательного медицинского страхования в 2014 году - 320,6 рубля, в 2015 году - 366,4 рубля, в 2016 году - 383,6 рубля;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств областного бюджета в 2014 году - 198,8 рубля, в 2015 году - 175,3 рубля, в 2016 году - 171,3 рубля; за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы в 2014 году - 401,0 рубля, в 2015 году - 662,9 рубля, в 2016 году - 988,9 рубля.
Пунктом 7.2 Территориальной программы установлены средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные этой Программой (без учета расходов федерального бюджета): в 2014 году - 8853,2 рубля, в 2015 году - 9862,8 рубля, в 2016 году - 10360,2 рубля.
Заместитель прокурора Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими приведенных положений Территориальной программы, полагая, что в нарушение статьи 3 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", статей 3, 35, 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 года N 932 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", Территориальной программой установлены заниженные по сравнению с Федеральной программой средние нормативы объема медицинской помощи и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, а также подушевые нормативы финансирования. По мнению прокурора, указанные нарушения закона, допущенные Правительством Ивановской области при принятии Территориальной программы, ущемляют права неопределенного круга лиц - жителей Ивановской области на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в объеме, установленном Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор прокуратуры Ивановской области Лебедева Н.Ю. заявление поддержала по изложенным в нем основаниям, дополнительно пояснила, что заявителем не оспаривается соблюдение Правительством Ивановской области порядка принятия и правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, основанием заявления является только несоответствие содержания отдельных положений Территориальной программы нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Представители заинтересованного лица Правительства Ивановской области Ч. и Т., действующие на основании доверенностей от 08.11.2011 года и от 03.04.2014 года, возражали против удовлетворения заявления прокурора по основаниям, указанным в письменном отзыве и дополнениях к нему от 03.04.2014 года, полагали, что отсутствие в нормах действующего законодательства Российской Федерации прямого запрета на установление в территориальной программе более низких, чем в Федеральной программе, средних нормативов объема медицинской помощи и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, а также подушевых нормативов финансирования позволяет при формировании и экономическом обосновании Территориальной программы устанавливать как более высокие, так и более низкие показатели объемов медицинской помощи и финансовых затрат, исходя из размера бюджетных ассигнований, выделенных на реализацию указанной программы, установленной законом субъекта Российской Федерации о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования, а также особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики, климатических и географических особенностей региона и транспортной доступности медицинских организаций, сбалансированности объема медицинской помощи и его финансового обеспечения, в том числе уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Представитель заинтересованного лица временно исполняющего обязанности Губернатора Ивановской области Конькова П.А. - Ч., действующая на основании доверенности от 03.04.2011 года, просила отказать в удовлетворении заявления прокурора по мотивам, приведенным в отзыве от 03.04.2014 года, полагала, что, в нарушение требования приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 21 июня 2013 года N 252 "О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями", обращаясь в суд с настоящим заявлением, заместитель прокуратура Ивановской области допустил подмену и дублирование функций Министерства здравоохранения Российской Федерации - федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять контроль по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования. Ч. обратила внимание на то обстоятельство, что при разработке и утверждении Территориальной программы, включающей оспариваемые прокурором нормативные положения, учитывались рекомендации, содержащиеся в письме Минздрава России от 8 ноября 2013 года N 11-9/10/2-8309 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", а также считала, что до постановки перед судом вопроса о противоречии положений Территориальной программы требованиям федерального законодательства необходимо было получить заключение Минздрава России по результатам мониторинга формирования и экономического обоснования Территориальной программы, выполненного в порядке, установленном приказом Минздрава России от 18 ноября 2013 года N 854 "Об утверждении Положения об осуществлении мониторинга формирования, экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи".
Заслушав объяснения прокурора, представителей заинтересованных лиц, изучив, проверив и оценив имеющиеся в деле письменные доказательства в их совокупности, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Лицами, участвующими в деле, не ставилось под сомнение наличие у Правительства Ивановской области полномочий по утверждению Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, а также соблюдение Правительством Ивановской области и временно исполняющим обязанности Губернатора Ивановской области Коньковым П.А. порядка принятия и правил введения в действие оспариваемого прокурором нормативного правового акта.
С учетом разъяснений, содержащихся в действующей редакции пункта 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд, установив в настоящем деле, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и Ивановской области к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, проверяет доводы заявления прокурора, действующего на стороне заявителя в интересах неопределенного круга лиц, о несоответствии содержания отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В преамбуле Постановления от 30.12.2013 N 574-п указано, что Территориальная программа разработана и утверждена в соответствии с Федеральными законами от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ), от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ), постановлениями Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 года N 255 "О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией", от 18 октября 2013 года N 932 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
В соответствии с частями 2, 3 статьи 3 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, законах и нормативных актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относится разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ обязывает органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждать территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (пункт 1 статьи 81).
В силу пункта 3 статьи 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи.
В пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ приведено определение понятия обязательного медицинского страхования как вида обязательного социального страхования, представляющего собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 8 статьи 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования представляет собой составную часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющую права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающую единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частями 1, 2, 9 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ программа обязательного медицинского страхования является составной программой государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации. В базовой программе обязательного медицинского страхования устанавливаются нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу предоставления медицинской помощи. Базовая программа обязательного медицинского страхования устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
В силу статьи 36 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой медицинского страхования.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 года N 932, вступившим с силу 01.01.2014 года, утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - Федеральная программа).
Анализ приведенных нормативных положений в их системном единстве позволяет сделать вывод о том, что законодательство Российской Федерации в сфере государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи и обязательного медицинского страхования не предусматривает возможности установления в территориальной программе субъекта Российской Федерации средних нормативов объема медицинской помощи и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, а также подушевых нормативов финансирования ниже уровня, установленного Федеральной программой, поскольку дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи определяются с учетом средних нормативов, установленных Федеральной программой.
Согласно разделу V Федеральной программы средние нормативы объема медицинской помощи по ее видам в целом по Программе рассчитываются в единицах объема на 1 жителя в год по базовой программе обязательного медицинского страхования на 1 застрахованное лицо и составляют:
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования на 2014 год - 0,46 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2015 год - 0,6 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2016 год - 0,6 посещения на 1 застрахованное лицо;
для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях на 2014 год - 0,092 койко-дня на 1 жителя, на 2015 год - 0,112 койко-дня на 1 жителя, на 2016 год - 0,115 койко-дня на 1 жителя;
для медицинской помощи в стационарных условиях на 2014 год - 0,197 случая госпитализации (законченного случая лечения в стационарных условиях) на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,176 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо, на 2015 год - 0,193 случая госпитализации на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,172 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо, на 2016 год - 0,193 случая госпитализации на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,172 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо, в том числе для медицинской реабилитации в специализированных больницах и центрах, оказывающих медицинскую помощь по профилю "Медицинская реабилитация".
В разделе VI Федеральной программы определены средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой, рассчитанные из ее расходов на ее оказание, которые в среднем составляют:
на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (далее - соответствующие бюджеты) на 2014 год - 360 рублей, на 2015 год - 448,9 рубля; на 2016 год - 468,2 рубля; за счет средств обязательного медицинского страхования - 318,4 рубля, на 2015 год 351 рубль, на 2016 год - 355,5 рубля;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов на 2014 год - 559,4 рубля, на 2015 год - 734,5 рубля, на 2016 год - 766,8 рубля; за счет средств обязательного медицинского страхования - на 2014 год - 1227,9 рубля, на 2015 год - 1309,1 рубля, на 2016 год - 1323,4 рубля.
Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные разделом VI Федеральной программы (без учета расходов федерального бюджета) составляют в 2014 году - 10294,4 рубля, в 2015 году - 12096,7 рубля, в 2016 году - 12642,1 рубля, в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2014 году - 6962,5 рубля, в 2015 году - 8481,5 рубля, в 2016 году - 8863,2 рубля.
В судебном заседании представители заинтересованных лиц не оспаривали, что приведенные средние нормативы объема медицинской помощи и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, а также подушевые нормативы финансирования, установленные Федеральной программой, в Территориальной программе существенно скорректированы в сторону снижения. Аналогичные выводы содержатся в Экспертном заключении Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области от 24 февраля 2014 года N 206 по результатам проведенной правовой экспертизы Постановления от 30.12.2013 N 574-п.
В этой связи, суд приходит к выводу, что оспариваемые прокурором положения Территориальной программы не соответствуют требованиям перечисленных выше нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи и обязательного медицинского страхования, имеющих большую юридическую силу, что нарушает право неопределенного круга лиц - жителей Ивановской области на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в объеме, установленном Правительством Российской Федерации.
В нарушение требований ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, возлагающей на орган, принявший нормативный правовой акт, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности, ни Правительством Ивановской области, ни временно исполняющим обязанности Губернатора Ивановской области не представлено доказательств, объективно указывающих на отсутствие у жителей Ивановской области потребности в получении бесплатной медицинской помощи в объемах и пределах финансовых затрат, гарантированных Федеральной программой.
Утверждения представителей заинтересованных лиц о наличии у исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации права устанавливать средние нормативы объема медицинской помощи и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, а также подушевые нормативы финансирования, ниже соответствующих нормативов, предусмотренных Федеральной программой, с учетом финансового обеспечения субъекта Российской Федерации, а также иных обстоятельств, перечисленных в пункте 4 статьи 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ, основаны на неверном толковании норм законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия субъектов Российской Федерации по координации вопросов здравоохранения, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с частью 3 статьи 36 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования.
Письмо Минздрава России от 8 ноября 2013 года N 11-9/10/2-8309 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", а также приказ Минздрава России от 18 ноября 2013 года N 854 "Об утверждении Положения об осуществлении мониторинга формирования, экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи", на которые представители заинтересованных лиц ссылались в обоснование законности оспариваемых положений Постановления от 30.12.2013 N 574-п, не имеют правового значения для разрешения настоящего дела, поскольку содержащиеся в них правовые подходы неприменимы к оспариваемым положениям Территориальной программы, устанавливающим меньший, а не дополнительный объем и пределы финансовых затрат при предоставлении бесплатной медицинской помощи по сравнению с гарантированным Федеральной программой.
Доводы представителя временно исполняющего Губернатора Ивановской области, оспаривающие право прокурора на обращение в суд с настоящим заявлением по мотиву подмены и дублирования функций Минздрава России - федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять контроль по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, не могут быть признаны состоятельными.
В настоящем деле прокурор в полном соответствии со статьями 45, 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ, статьями 1, 21, 26, 35 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 21 июня 2013 года N 252 "О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями" выступил в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц - жителей Ивановской области в сфере здравоохранения, обратившись с заявлением об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.
Установив, что оспариваемые прокурором положения Территориальной программы не соответствуют требованиям имеющих большую юридическую силу Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 года N 932 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", и учитывая разъяснения, приведенные в действующей редакции пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд признает оспариваемые положения нормативного акта недействующими со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Заявление заместителя прокурора Ивановской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 30 декабря 2013 года N 574-п, удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления настоящего решения суда в законную силу следующие положения Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 30 декабря 2013 года N 574-п:
- положения раздела VI в части установления нормативов объема
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования на 2014 год - 0,077 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2015 год - 0,076 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2016 год - 0,076 посещения на 1 застрахованное лицо;
для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях на 2014 год - 0,051 койко-дня на 1 жителя; на 2015 год - 0,051 койко-дня на 1 жителя, на 2016 год - 0,050 койко-дня на 1 жителя;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "0,050" имеется в виду "0,051"
для медицинской помощи в стационарных условиях на 2014 год в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,182 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо, на 2015 год - 0,181 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо, на 2016 год - 0,180 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо, в том числе для медицинской реабилитации в специализированных больницах и центрах, оказывающих медицинскую помощь по профилю "Медицинская реабилитация";
- положения раздела VII в части установления нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи
на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета в 2014 году - 276, 6 рубля, в 2015 году - 235 рублей, в 2016 году - 234,3 рубля;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств областного бюджета в 2014 году - 198, 8 рубля, в 2015 году - 175,3 рубля, в 2016 году - 171,3 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы в 2014 году - 401 рубль, в 2015 году - 662,9 рубля, в 2016 году - 988,9 рубля;
- положения пункта 7.2 в части установления средних подушевых нормативов финансирования, предусмотренных Программой (без учета расходов федерального бюджета) в 2014 году - 8853,2 рубля, в 2015 году - 9862,8 рубля, в 2016 году - 10360, 2 рубля.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ивановского областного суда от 3 апреля 2014 г. N 3-5/2014
Текст решения предоставлен Ивановским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 июля 2014 г. N 7-АПГ14-7 настоящее решение оставлено без изменения