Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Орловской области
"Об областной целевой программе
"Информатизация Орловской области
"Электронная Орловщина" (2008-2010 годы)"
от 12 ноября 2008 года N 821-ОЗ
Областная целевая программа
"Информатизация Орловской области "Электронная Орловщина"
(2008-2010 годы)"
(Утв. Законом Орловской области от 12 ноября 2008 г. N 821-ОЗ)
7 декабря 2009 г.
Законом Орловской области от 7 декабря 2009 г. N 1004 в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официально опубликования названного Закона
Паспорт
областной целевой программы"Информатизация Орловской области
"Электронная Орловщина" (2008-2010 годы)"
Наименование программы |
областная целевая программа "Информатизация Орловской области "Электронная Орловщина" (2008-2010 годы)" (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы |
Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"; Закон Орловской области от 13 мая 2008 года N 774-ОЗ "Об информатизации и информационных ресурсах Орловской области"; Концепция региональной информатизации до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 года N 1024-р; распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июля 2007 года N 871-р; Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 632-р; распоряжение Коллегии Орловской области от 17 ноября 2006 года N 291-р |
Государственный заказчик Программы |
Губернатор Орловской области |
Руководитель Программы |
руководитель Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области |
Ответственные исполнители Программы |
руководители государственных органов - исполнителей мероприятий Программы. |
Разработчики Программы |
Департамент имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области, органы исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, ОГУ "Центр государственных информационных ресурсов Орловской области" |
Цели Программы |
- повышение эффективности управления социально-экономическим развитием, области и качества управления в органах власти на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами власти информационных и коммуникационных технологий, содействие проведению административной реформы; - обеспечение доступа населения и организаций к информации о деятельности органов власти и их участии в процессе общественной экспертизы проектов решений и эффективности их реализации, повышение качества предоставления государственных услуг гражданам и организациям; - повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики области; - создание условий для развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, отвечающей современным требованиям и обеспечивающей потребности населения, организаций, органов власти в информации и информационном взаимодействии; - повышение качества жизни населения области; - обеспечение безопасности жизнедеятельности населения области, а также информационной безопасности информационных систем, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на территории области |
Задачи Программы |
- формирование нормативной правовой базы региональной информатизации, обеспечивающей эффективное использование информационных и телекоммуникационных технологий в системах государственного управления и местного самоуправления, деятельности бюджетных организаций, а также поддержку развития рынка информационных и телекоммуникационных технологий в Орловской области; - обеспечение согласованности создания, развития и учета государственных и муниципальных информационных ресурсов и систем, содержащих полную, непротиворечивую, достоверную, актуальную информацию, необходимую для выполнения основных функций государственного управления, обеспечения доступности соответствующих данных на межведомственном уровне, а также для граждан и организаций в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации; - создание и развитие архитектуры электронного правительства, включая формирование единого информационного пространства и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Орловской области, обеспечивающих поддержку деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления, эффективное межведомственное информационное взаимодействие на основе внедрения системы межведомственного электронного документооборота, формирования системы удостоверяющих центров, интеграции государственных и муниципальных информационных систем, предоставления регламентированного доступа к содержащимся в них данным и автоматизации процедур информационного обмена; - обеспечение интеграции информационно-технологической инфраструктуры региона с информационно-технологической инфраструктурой федерального уровня; - повышение оперативности и качества предоставления государственных услуг, развитие систем информационно-справочной поддержки населения по вопросам деятельности органов власти, включая организацию предоставления доступа граждан и организаций к открытой информации о деятельности органов власти, организацию информационного обслуживания граждан и организаций на основе информационных технологий "одного окна", внедрение электронных форм коммуникаций в процедуры предоставления государственных услуг населению и организациям; - развитие системы мониторинга региональной информатизации и оценки результатов реализации программ и проектов информатизации для повышения качества планирования и корректировки действующих программ информатизации, консолидация финансовых средств при реализации инфраструктурных и межведомственных проектов информатизации, обеспечение необходимого финансирования при организации информационных потоков между органами управления различных уровней, контроль за эффективным расходованием средств, создание механизмов, способствующих привлечению внебюджетных средств для реализации проектов информатизации; - создание единой информационной системы планирования и контроля результативности деятельности органов государственной власти; - создание благоприятных условий для широкого использования органами государственной власти Орловской области, органами местного самоуправления, организациями и гражданами возможностей современных информационных технологий, включая повышение уровня информационной грамотности населения, квалификации государственных и муниципальных служащих в сфере использования информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ), разработку и тиражирование типового программного обеспечения поддержки выполнения основных функций органов государственной власти области и органов местного самоуправления, содействие развитию отраслей экономики, связанных с созданием и развитием современных информационно-коммуникационных технологий, повышение уровня использования ИКТ в ключевых сферах социально-экономического развития области; - совершенствование системы обеспечения информационной безопасности деятельности органов власти и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры области; - обеспечение информационной поддержки реализации Программы |
Сроки реализации Программы |
2008-2010 годы |
Перечень основных мероприятий |
Программа предусматривает реализацию программных мероприятий по следующим основным направлениям: формирование электронного правительства в Орловской области; использование информационных и телекоммуникационных технологий для социально-экономического развития области; развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры области; создание условий для развития конкурентоспособного сектора информационных и телекоммуникационных технологий; подготовка специалистов в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; реализация общесистемных мероприятий Программы; управление реализацией Программы |
Исполнители основных мероприятий |
Аппарат Губернатора и Правительства Орловской области; Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области; Департамент экономики Орловской области; Департамент финансов Орловской области; Департамент образования, культуры и спорта Орловской области; Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области; Департамент сельского хозяйства Орловской области; Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области; Управление труда и занятости Орловской области; Управление по тарифам Орловской области; ОГУ "Центр государственных информационных ресурсов Орловской области |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования мероприятий Программы на 2008-2010 годы из областного бюджета составит 121,719 млн. рублей млн. рублей в ценах 2008 года. Объем финансирования Программы из областного бюджета составит: в 2008 г.-12,33 млн. рублей1; в 2009 г. - 10,249 млн. рублей; в 2010 г. - 99,04 млн. рублей. Прогнозируемые объемы дополнительного финансирования мероприятий Программы - 64,05 млн. рублей, в том числе за счет средств внебюджетных источников - 44,4 млн. рублей. Финансирование разработки типовых программно-технических решений поддержки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за счет средств федерального бюджета в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" составит 709 млн. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и важнейшие целевые показатели |
В результате реализации Программы ожидается достижение следующих целевых показателей: - создание эффективной областной нормативной правовой базы в сфере информатизации; - утверждение единых требований и основополагающих стандартов, обеспечивающих совместимость и возможность взаимодействия государственных информационных систем; - повышение уровня информационной открытости органов власти для общества, обеспечение доступа граждан и организаций к информации о деятельности органов государственной власти области; - внедрение информационных технологий, обеспечивающих органам государственной власти возможность интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций, повышение качества и оперативности услуг, оказываемых населению и организациям органами государственной власти области, за счет широкого использования информационных технологий в своей деятельности; - рост валового регионального продукта Орловской области за счет развития индустрии информационных и телекоммуникационных средств, систем и технологий и широкого использования информационно-коммунальных технологий в экономике области; - подключение органов государственной власти и органов местного самоуправления к единой защищенной телекоммуникационной инфраструктуре, формируемой для государственных нужд; - интеграция ведомственных информационных систем на основе общих стандартов и требований в рамках общего информационного пространства, обеспечение эффективного и защищенного информационного обмена и электронного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления между собой, с население и организациями; - внедрение систем электронного документооборота с использованием электронной цифровой подписи в органах государственной власти, в том числе и на межведомственном уровне; - разработка и тиражирование типового программного обеспечения поддержки выполнения основных функций органов государственной власти области; - создание единой информационной системы планирования и контроля результативности деятельности органов государственной власти по обеспечению социально-экономического развития Орловской области; - повышение квалификации пользователей и обслуживающего персонала по использованию информационных технологий; - формирование государственных информационных ресурсов, обеспечение доступа к ним на межведомственном уровне; - обеспечение поэтапного перевода открытой архивной информации органов государственной власти области в электронный вид. Успешная реализация Программы позволит: - повысить эффективность бюджетных расходов на внедрение информационных технологий в деятельность органов государственной власти области на 50%; - снизить затраты органов государственной власти области на организацию обмена информацией на межведомственном уровне на 25%; - снизить административную нагрузку на граждан и Организации, связанную с получением государственных услуг и необходимой информации, количеством вынужденных обращений и необходимым временем ожидания, на 10%; - обеспечить гарантированный уровень информационной открытости органов государственной власти, повышение уровня доверия и взаимодействия, сокращение затрат времени на реализацию населением и организациями области своих конституционных прав и обязанностей; - повысить оперативность и качество принимаемых решений, сократить издержки на управление за счет создания соответствующих информационных систем. |
Система координации исполнения программных мероприятий |
Обеспечение выполнения Программы осуществляют: Совет по информатизации Орловской области, осуществляющий мониторинг выполнения мероприятий Программы, подготовку рекомендаций по определению необходимых объемов бюджетного финансирования Программы; Департамент имущества, промышленности и информатизации политики области, обеспечивающий выполнение Программы, координацию действий по ее реализации; органы исполнительной государственной власти области специальной компетенции, осуществляющие функции по созданию подсистем электронного правительства региона, обеспечивающие подготовку и проведение конкурсов, заключение контрактов и координацию выполнения мероприятий Программы, рассмотрение, согласование и утверждение технических заданий и проектно-сметной документации, принятие решений о сдаче-приемке результатов; экспертные группы, создаваемые при Совете по информатизации Орловской области для проведения экспертизы включаемых в состав Программы мероприятий, конкурсных предложений, заданий и рабочих программ и результатов их реализации, подготовки заключений и рекомендаций поданным вопросам. Для проработки вопросов создания электронного правительства региона, разработки заданий на невыполнение мероприятий, контроля качества проектных решений, подготовки конкурсов, а также научно-методического и информационного сопровождения Программы могут привлекаться государственные, научные, научно-исследовательские, общественные, коммерческие и иные организации и граждане в соответствии с действующим законодательством. |
1В 2008 году финансирование мероприятий Программы осуществляется в пределах бюджетных назначений органам исполнительной государственной власти-заказчикам мероприятий Программы.
I. Введение
Использование информационных и телекоммуникационных технологий в современном информационном обществе является необходимым условием обеспечения соответствия государственного и муниципального управления ожиданиям и потребностям населения.
В связи с этим в последние годы в России целенаправленно проводятся мероприятия по информатизации экономики, государственного управления и в целом общественной жизни.
Настоящая Программа разработана в целях реализации Концепции информатизации Орловской области до 2010 года, одобренной распоряжением Коллегии Орловской области от 17 ноября 2006 года N 291-р.
Правовую основу Программы составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных, органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 10 января 2002 года N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", Закон Орловской области от 13 мая 2008 года N 774-ОЗ "Об информатизации и информационных ресурсах Орловской области", Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 года N Пр-1895, постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года N 65 "О Федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)" (в редакции Постановления Правительства Российской Федераций# от 15 августа 2006 года N 502), от 12 февраля 2003 года N 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти", Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р, Концепция региональной информатизации до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 года N 1024-р, Типовая программа развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий субъекта Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2007 года N 871-р, Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 632-р.
Программа носит комплексный характер, направлена на проведение единой политики области в сфере информатизации, развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий во всех отраслях экономики области.
Программа предполагает тесную интеграцию с Федеральной целевой программой "Электронная Россия (2002-2010 годы)", областными целевыми программами и позиционируется как информационно-технологическая основа системы программ и проектов, направленных на социально-экономическое развитие Орловской области.
II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена
программа; обоснование необходимости ее решения
программно-целевым методом
По мере развития и проникновения информационных и коммуникационных технологий во все сферы общественной жизни органы государственной власти и органы местного самоуправления (далее также - МСУ) Орловской области все чаще используют их для организации эффективного управления своей деятельностью, повышения качества исполнения полномочий и функций, а также предоставляемых населению услуг.
По данным выборочного статистического обследования, в настоящее время обеспеченность домашними компьютерами домохозяйств области составляет 33 единицы на 100 домохозяйств, доля населения, пользующегося сетью Интернет, - 7,3%.
Обеспеченность населения области телефонными аппаратами фиксированной электросвязи составила в 2007 году более 258 единиц на тысячу жителей.
По данным государственного статистического наблюдения об использовании информационных технологий и производстве связанной с ними продукции (работ, услуг), в 2007 году 89,1% крупных и средних предприятий и организаций основных видов экономической деятельности области использовали в своей работе информационные технологии, 44,3% имели локальные вычислительные сети, 55,9% пользовались электронной почтой, 53,2% использовали глобальные сети, включая Интернет, около 17% пользуются выделенными каналами связи, 11,5% имеют собственные веб-сайты, на которых публикуют и регулярно обновляют информацию о своей деятельности. Число персональных компьютеров на 100 работников составило в 2007 году 23 штуки (115% к уровню 2006 года), из них имеют доступ к сети Интернет более 30%. В структуре затрат на информационные технологии 20,3% приходится на приобретение вычислительной техники, 67,8% - оплату услуг связи, 5,9% - приобретение программных средств, 3,8% - оплату услуг сторонних организаций и специалистов, менее 1% - обучение сотрудников.
Сегодня в Орловской области созданы все необходимые предпосылки для совершенствования работы государственного аппарата на основе широкого использования информационных и коммуникационных технологий. В целом решены задачи, связанные с формированием в органах государственной власти современной базовой информационно-технологической инфраструктуры. В основном удовлетворены потребности органов государственной власти в вычислительной технике, формируются территориально распределенные ведомственные компьютерные сети. Во многих органах государственной власти созданы автоматизированные рабочие места, обеспечивающие доступ к сети Интернет.
На базе арендованных каналов связи построена сеть администрации Орловской области с корпоративным почтовым и веб-сервером.
Органы государственной власти Орловской области представлены в сети Интернет сервером www.adm.orel.ru.
Мониторинг информатизации показал, что в настоящее время имеется общая положительная тенденция развития работ в области региональной информатизации, закладываются основы создания современной информационно-технологической и организационной инфраструктуры информатизации Орловской области. Намечается переход от информатизации отдельных органов управления к созданию интегрированных территориальных информационных систем, создается функциональная и информационно-телекоммуникационная архитектура информатизации региона, обеспечивается относительно высокий уровень финансирования.
Организуется централизованное управление процессами информатизации, В Департаменте имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области создано управление промышленной политики и информатизации, одной из основных задач которого является проведение единой государственной политики информатизации на территории Орловской области.
В целях поддержки проведения единой региональной политики информатизации на основе интеграции и эффективного использования информационных ресурсов, координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществления мониторинга региональной информатизации, подготовки рекомендаций по определению необходимых объемов бюджетного финансирования создан Совет по информатизации Орловской области.
Большое внимание уделяется вопросам взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований области.
В 2007 году заключено Соглашение о сотрудничестве по развитию информационных технологий и связи в Орловской области с Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации, подписаны соглашения о взаимодействии в сфере информационных технологий с Федеральным агентством по информационным технологиям.
Представители администрации области принимают активное участие в работе созданного при Мининформсвязи России Совета региональной информатизации, Совета главных конструкторов информатизации регионов. Вопросы выработки стратегии и консолидации усилий субъектов РФ по информатизации регионов прорабатываются в рамках Координационного совета по информационным технологиям Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа "Центрально-Черноземная".
Совершенствуется региональная нормативная правовая база информатизации. Принят областной Закон "Об информатизации и информационных ресурсах Орловской области", регулирующий отношения, связанные с созданием оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав и свобод граждан, прав организаций, общественных объединений, полномочий и прав органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением областной информации с применением информационных технологий, обеспечением эффективного и согласованного информационного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечением социально-экономического развития и эффективности государственного управления и местного самоуправления в Орловской области на основе использования информационных технологий, а также формированием и использованием информационных ресурсов и информационных систем Орловской области. Коллегией Орловской области одобрена Концепция информатизации Орловской области до 2010 года, приняты постановления "Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов исполнительной государственной власти Орловской области", "Об использовании электронной цифровой подписи в органах исполнительной государственной власти Орловской области", утверждены положения о формировании использовании государственных информационных ресурсов Орловской области, о реестре государственных ресурсов и систем Орловской области, о единой системе классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации в Орловской области. Проводится паспортизация информационных ресурсов и систем Орловской области. Создана нормативно-правовая основа функционирования информационно-телекоммуникационной системы "Сеть передачи данных органов государственной власти Орловской области".
Осуществляются работы по формированию информационных ресурсов в рамках функциональных автоматизированных систем. Наибольшее количество баз данных создается в финансово-бюджетной, экономической и социальной сферах. Созданы базы данных правовой информации, ведутся работы по созданию основных кадастров и регистров (регистр населения, регистр юридических лиц, кадастр недвижимости, земельный кадастр). Изучается возможность проведения работ по созданию картографических баз данных и внедрению геоинформационных систем (ГИС).
В соответствии с постановлениями Главы администрации Орловской области от 4 мая 2001 года N 217 "О создании узла доступа к государственным информационным ресурсам" и Коллегии администрации Орловской области от 1 июля 2002 года N 100 "О втором этапе развертывания узла доступа к государственным информационным ресурсам" создан защищенный узел доступа к государственным информационным ресурсам. Все подразделения органов государственной власти области и отдельные органы местного самоуправления имеют электронную почту и доступ к базе нормативных правовых актов Орловской области. Областная телекоммуникационная сеть охватывает все органы государственной власти Орловской области.
В администрации Орловской области на основе соглашения с территориальным подразделением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере правовой информатизации, ведется эталонный банк нормативных правовых актов Орловской области.
В областном центре и ряде муниципальных образований области в целях реализации прав граждан на получение правовой информации на базе существующей системы библиотек открыты публичные центры и пункты правовой информации.
Созданы, оперативно пополняются и доступны для граждан, организаций и органов власти (в том числе в сети Интернет) региональные модули правовых актов Орловской области трех общероссийских коммерческих информационных правовых систем.
В области действуют 230 пунктов коллективного доступа в сеть Интернет, из них 220 организованы в рамках развития федеральной почтовой связи на базе почтамтов и отделений почтовой связи. Общее число компьютеров в пунктах коллективного доступа превышает 500 единиц.
Некоторыми органами государственной власти Орловской области и МСУ успешно реализуются программы и проекты по созданию государственных и муниципальных информационных систем (ИС), обеспечивающих автоматизированный сбор, обработку и хранение данных, необходимых для качественного и эффективного выполнения возложенных на них функций. Выполняются областные целевые программы, направленные на развитие информационного обеспечения исполнения отдельных государственных полномочий и функций. Существуют успешные прецеденты организации обмена данными в электронном виде между ведомствами, а также между государственными органами, органами МСУ, населением и организациями.
Победа в проводившемся на основании Приказа Мининформсвязи России от 10 октября 2006 года N 131 "О типовых программно-технических решениях в сфере региональной информатизации" открытом конкурсе по отбору субъектов Российской Федерации для отработки и внедрения в 2007-2008 годах на их территории типовых программно-технических решений в сфере региональной информатизации в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" позволила привлечь 20 млн. рублей из федерального бюджета для разработки информационной системы поддержки лицензирования отдельных видов деятельности.
Отдельными органами государственной власти созданы сайты или страницы в сети Интернет, на которых размещается нормативно-правовая, справочная и новостная информация, связанная с деятельностью этих органов. В рамках реализации административной реформы ведется системная работа по описанию функций и процессов государственного управления, анализу возможностей их оптимизации и совершенствования на основе применения современных технологий. На федеральном уровне подготовлены нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы доступа к информации органов государственной власти и органов местного самоуправления. Постановлением Коллегии Орловской области от 27 сентября 2007 г. N 223 принято решение о создании единой специализированной информационной системы "Портал Орловской области - публичный информационный центр", предназначенной для обеспечения представительства в сети Интернет Губернатора, Коллегии, органов исполнительной государственной власти специальной компетенции, иных государственных органов и органов местного самоуправления орловской области, утвержден перечень сведений о деятельности органов исполнительной власти Орловской области, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования.
Однако недостаточная координация разработок приводит к тому, что ведомственные подразделения региональных и муниципальных органов зачастую формируют информационные ресурсы независимо друг от друга, действуя либо в инициативном порядке, либо в рамках программ ведомственного характера.
Поэтому, несмотря на стремительный рост спроса на информационные и коммуникационные технологий со стороны органов государственной власти, внедрение указанных технологий не всегда приводит к улучшению качества функционирования государственного аппарата, а зачастую усиливает негативные последствия неэффективных административно-управленческих процессов.
Сохраняются значительные различия между органами государственной власти и МСУ по использованию информационных и коммуникационных технологий в своей деятельности, результаты внедрения таких технологий носят преимущественно локальный, ведомственный характер. Существует отставание органов государственной власти области от федеральных органов государственной власти по уровню информационно-технологического обеспечения административно-управленческих процессов, а также по уровню развития информационно-технологической инфраструктуры и государственных информационных систем. Многие органы государственной власти не имеют комплексных программ внедрения информационных и коммуникационных технологий и совершенствования на их основе своей деятельности, что приводит к несистемным расходам на такие технологии. Более половины бюджетных расходов приходится на приобретение и установку компьютерного и сетевого оборудования, что в целом свидетельствует о недостаточном уровне развития и использования прикладных информационных систем, а также доминировании технологического подхода к решению задач информатизации. При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления нередко дублируют разработку типовых программных решений поддержки выполнения возложенных на них функций. Закупка и внедрение программного обеспечения производятся без использования открытых стандартов, что приводит к несовместимости программно-технических решений, невозможности обмена данными между различными созданными государственными и муниципальными информационными системами.
На начальной стадии развития находятся основные государственные информационные системы, содержащие учетную информацию о ключевых объектах государственного управления. Практически отсутствуют комплексные системы электронного документооборота. В единичных случаях внедряются информационно-аналитические системы планирования и мониторинга деятельности органов государственной власти и МСУ. Не автоматизированы процедуры сбора и обработки информации, необходимой для планирования и определения целевых показателей результативности деятельности органов государственной власти, а также единая информационная система контроля их достижения. Отсутствует единая система плакирования и мониторинга эффективности реализации государственных и муниципальных программ и проектов.
Созданные в Сети интернет-сайты органов государственной власти часто не поддерживают оперативное информационное обновление и не содержат сведений о необходимых условиях получения государственных услуг, что с учетом незначительного присутствия интернет-сайтов органов местного самоуправления затрудняет взаимодействие граждан с органами власти. При этом недостаточными темпами развивается инфраструктура публичного (общественного) доступа населения к сайтам органов власти и другим средствам информационно-справочной поддержки и обслуживания населения.
Получение населением и организациями государственных услуг, а также информации, связанной с деятельностью органов государственной власти и МСУ, в большинстве случаев требует их личного обращения в органы власти, направления запросов и представления другой необходимой информации в бумажном виде. Это приводит к большим затратам времени и создает значительные неудобства для населения.
Практически отсутствует необходимая нормативная правовая база, а также стандарты и регламенты предоставления органами государственной власти населению, организациям и другим органам государственной власти требуемой информации. Не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями. Отсутствуют доступные механизмы обеспечения "цифрового доверия" (система удостоверяющих центров). Созданные удостоверяющие центры не объединены в домены взаимного доверия, их услуги фактически недоступны для населения и организаций. Для электронных форм взаимодействия не реализованы такие необходимые инфраструктурные услуги, как нотариат, официальность публикаций и другие сервисы, аналогичные институтам традиционных - "бумажных" - форм взаимодействия.
Используемые государственные и муниципальные информационные системы формировались отдельными органами государственной власти и органами МСУ в условиях отсутствия единой нормативной правовой базы и общей координации. Содержащиеся в них сведения зачастую недоступны другим органам государственной власти и МСУ для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при обмене информацией на межведомственном уровне, ее многократному сбору, вводу и дублированию в отдельных системах. В результате эти информационные системы содержат сведения разной степени актуальности и достоверности. При этом часть информации оперативно не обновляется, что приводит также к несогласованности и противоречивости содержащихся в них данных. Различные форматы хранения данных ограничивают возможности применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах. Все это снижает оперативность подготовки управленческих решений и качество государственных услуг, предоставляемых населению.
Неконтролируемый рост объемов информации о гражданах, организациях и объектах хозяйственного оборота, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, в условиях отсутствия эффективных механизмов контроля ее использования создает угрозу нарушения прав граждан.
Проблема отсутствия инфраструктуры, решений и стандартов в области обмена данными в электронном виде на межведомственном уровне, а также с населением и организациями становится особенно актуальной по мере дальнейшего проникновения информационных и коммуникационных технологий в социально-экономическую сферу и развития государственных и муниципальных информационных систем.
Отсутствие единых требований к совершенствованию административных процессов на основе применения информационных и коммуникационных технологий, единых подходов к формированию ведомственных программ в этой сфере, а также системы мониторинга и контроля качества их реализации приводит к отсутствию должного эффекта от внедрения таких технологий и существенно снижает эффективность расходования бюджетных средств на эти цели. В настоящее время ситуация в сфере планирования и контроля эффективности бюджетных расходов на внедрение информационных и коммуникационных технологий ведет к дальнейшей дифференциации органов государственной власти и МСУ и невозможности обеспечения согласованного развития государственных и муниципальных информационных систем в соответствии с приоритетами модернизации государственного и муниципального управления.
Отсутствие общих требований к управлению реализацией отдельных программ и проектов внедрения ИКТ на уровне органов государственной власти снижает результативность и качество их выполнения, приводит к значительному числу неудачно завершенных проектов или проектов, завершенных с нарушением сроков или превышением расходов. Отсутствие общей классификации применяемых в органах государственной власти информационных систем, а также базовых стандартов и рекомендаций по их реализации на практике приводит к использованию неэффективных технологий.
Общий уровень профессиональной подготовки работников органов государственной власти и органов МСУ по владению современными информационными и коммуникационными технологиями также остается невысоким, что является особенно проблемным в связи с внедрением в деятельность органов государственной власти все более сложных и комплексных решений.
В целом развитие региональной информатизации характеризуется наличием следующих проблем, сдерживающих внедрение информационных технологий на территории Орловской области:
- нескоординированность действий и отсутствие единых методических, нормативно-технических и организационных регламентов создания территориальных информационных систем, что приводит к их функциональной, информационной и технологической несовместимости;
- преобладание ведомственного функционально ориентированного подхода при формировании региональных информационных ресурсов и систем, и как следствие - их несовместимость и невозможность корпоративного использования;
- отсутствие мониторинга уровня развития региональных и муниципальных информационных систем;
- низкий уровень доступности современных информационных технологий и телекоммуникационных услуг для населения;
- недостаточная увязка в рамках областных целевых программ отдельных проектов создания и развития региональных и муниципальных информационных систем между собой;
- отсутствие в ряде областных целевых программ системы ключевых показателей эффективности их реализации;
- низкий уровень информатизации бюджетной сферы учреждений культуры, образования, науки, медицины, находящихся в ведении органов государственной власти области и органов местного самоуправления;
- отсутствие централизованного учета информационных ресурсов, систем и средств информатизации, централизованной закупки программно-технических средств на основе формирования единого государственного заказа, что затрудняет проведение единой технической политики;
- негибкая тарифная политика предоставления телекоммуникационных услуг и отсутствие государственной политики использования и интеграции различных, в том числе ведомственных, телекоммуникационных сетей, что затрудняет создание единой территориальной защищенной телекоммуникационной сети региона;
- отсутствие необходимой нормативно-технической базы, несоблюдение требований действующих стандартов по проектированию и созданию территориальных автоматизированных информационных систем, их модулей и компонент, что затрудняет проведение единой государственной политики в сфере региональной информатизации, не позволяет проводить государственную аттестацию и сертификацию средств и систем региональной информатизации, обеспечить типизацию и совместимость модулей и компонент территориальной информационной системы;
- недостаточность нормативной правовой базы, регламентирующей процессы региональной информатизации, что не позволяет обеспечить информационное взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, интеграцию региональных информационных ресурсов.
Сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить новый уровень качества государственного управления и предоставления государственных услуг населению и организациям на основе ИКТ и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средств на создание и развитие государственных и муниципальных информационных систем.
Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных и коммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти или МСУ. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Это возможно реализовать только в рамках программно-целевого подхода, направленного в приоритетном порядке на обеспечение развития и совместимости государственных и муниципальных информационных систем, разработку стандартов и технологий их взаимодействия, а также на формирование межведомственной инфраструктуры обеспечения информационного обмена.
Использование программно-целевого метода позволит;
- обеспечить целенаправленную реализацию государственной политики в сфере использования информационных и коммуникационных технологий в государственном управлении;
- обеспечить концентрацию ресурсов, выделяемых из бюджета области и привлекаемых из внебюджетных источников, при решении задач в области развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;
- проводить единую техническую политику при решении задач в области развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий в целях обеспечения поступательного социально-экономического развития области;
- повысить эффективность расходования бюджетных средств на развитие и использование информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе за счет координации работ и ликвидации дублирования мероприятий в области развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий, реализуемых в рамках различных программ и проектов;
- обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие в области развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий.
Возможная альтернатива использованию программного метода для решения вышеуказанных задач предполагает реализацию отдельных мер на уровне конкретных органов государственной власти и органов МСУ. Однако применение подобного подхода потребует организации постоянного согласования решений на межведомственном уровне, принятия высшими органами исполнительной государственной власти решений, связанных с обеспечением согласованного развития и организацией взаимодействия государственных и муниципальных информационных систем, а также финансирования создания программных решений, имеющих межведомственный характер, и внедрения технологий в каждом отдельном случае.
Реализация такого подхода на практике приведет к большим временным задержкам, чрезмерной нагрузке на участвующие ведомства и не позволит обеспечить необходимую интенсивность, эффективность и комплексность решения данных задач.
Использование программно-целевого метода и принятие отдельной программы позволит значительно минимизировать возможные риски, связанные с их реализацией, за счет создания адекватных механизмов управления выполнением мероприятий.
III. Основные цели и задачи программы, сроки, этапы, целевые
индикаторы и показатели ее реализации
Основными целями Программы являются:
- повышение эффективности управления социально-экономическим развитием области и качества управления в органах власти на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами власти информационных и коммуникационных технологий, содействие проведению административной реформы;
- обеспечение доступа населения и организаций к информации о деятельности органов власти и их участия в процессе общественной экспертизы проектов решений и эффективности их реализации, повышение качества предоставления государственных услуг гражданам и организациям;
- повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики области;
- создание условий для развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, отвечающей современным требованиям и обеспечивающей потребности населения, организаций, органов власти в информации и информационном взаимодействии;
- повышение качества жизни населения области;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности населения области, а также информационной безопасности информационных систем, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на территории области.
Для достижения целей Программы необходимо обеспечить решение следующих задач:
- формирование нормативной правовой базы региональной информатизации, обеспечивающей эффективное использование информационных и телекоммуникационных технологий в системах государственного управления, деятельности бюджетных организаций, а также поддержку развития рынка информационных и телекоммуникационных технологий в Орловской области;
- обеспечение согласованности создания, развития и учета государственных и муниципальных информационных ресурсов и систем, содержащих полную, непротиворечивую, достоверную, актуальную информацию, необходимую для выполнения основных функций государственного управления, обеспечения доступности соответствующих данных на межведомственном уровне, а также для граждан и организаций в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации;
- создание и развитие архитектуры электронного правительства, включая формирование единого информационного пространства и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Орловской области, обеспечивающих поддержку деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления, эффективное межведомственное информационное взаимодействие на основе внедрения системы межведомственного электронного документооборота, формирования системы удостоверяющих центров, интеграции государственных и муниципальных информационных систем, предоставления регламентированного доступа к содержащимся в них данным и автоматизации процедур информационного обмена;
- обеспечение интеграции информационно-технологической инфраструктуры региона с информационно-технологической инфраструктурой федерального уровня;
- повышение оперативности и качества предоставления государственных услуг, развитие систем информационно-справочной поддержки населения по вопросам деятельности органов власти, включая организацию предоставления доступа граждан и организаций к открытой информации о деятельности органов власти, организацию информационного обслуживания граждан и организаций на основе информационных технологий "одного окна", внедрение электронных форм коммуникаций в процедуры предоставления государственных услуг населению и организациям;
- развитие системы мониторинга региональной информатизации и оценки результатов реализации программ и проектов информатизации для повышения качества планирования и корректировки действующих программ информатизации, консолидация финансовых средств при реализации инфраструктурных и межведомственных проектов информатизации, обеспечение необходимого финансирования при организации информационных потоков между органами управления различных уровней, контроль за эффективным расходованием средств, создание механизмов, способствующих привлечению внебюджетных средств для реализации проектов информатизации;
- создание единой информационной системы планирования и контроля результативности деятельности органов государственной власти;
- создание благоприятных условий для широкого использования органами государственной власти Орловской области, органами местного самоуправления, организациями и гражданами возможностей современных информационных технологий, включая повышение уровня информационной грамотности населения, квалификации государственных и муниципальных служащих в сфере использования информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ), разработку и тиражирование типового программного обеспечения поддержки выполнения основных функций органов государственной власти области и органов местного самоуправления, содействие развитию отраслей экономики, связанных с созданием и развитием современных информационно-коммуникационных технологий, повышение уровня использования ИКТ в ключевых сферах социально-экономического развития области;
- совершенствование системы обеспечения информационной безопасности деятельности органов власти и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры области;
- обеспечение информационной поддержки реализации Программы.
Выполнение Программы осуществляется в 2008-2010 годах.
В 2008 году планируются разработка и принятие основных нормативных правовых актов, регулирующих использование информационных технологий на территории Орловской области, и документов, определяющих общую архитектуру электронного правительства. Принят Закон Орловской области "Об информатизации и информационных ресурсах Орловской области", Планируется развитие сети передачи данных органов государственной власти области и органов местного самоуправления, создание регионального сегмента системы функционирования электронной цифровой подписи, внедрение системы электронного документооборота органов власти области, создание единой автоматизированной информационной системы обеспечения социальной поддержки населения региона (ЕАИС СПН) и формирование единого информационного пространства со смежными ведомственными информационными системами, разработка и внедрение комплексного программного обеспечения для выполнения задач по предоставлению отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в денежной форме, создание и развитие государственной специализированной информационной системы "Портал Орловской области - публичный информационный центр", приобретение и внедрение информационно-аналитических систем финансовых органов. В 2007-2008 годах на территории Орловской области отрабатывается и внедряется типовое программно-техническое решение "Информационная система поддержки лицензирования отдельных видов деятельности". Разработка данного типового программно-технического решения осуществляется за счет средств федерального бюджета (20 млн. рублей) в рамках мероприятий Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)". Начинается внедрение типовых программно-технических решений "Региональный портал государственных услуг" и "Региональный реестр государственных услуг".
В период 2009-2010 годов осуществляется внедрение разрабатываемых в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" типовых программно-технических решений: ИС управления жилищно-коммунальным комплексом, ИС поддержки оказания государственных услуг с использованием электронных средств коммуникации, а также на принципах "одного окна", ИС планирования и мониторинга социально-экономического развития области, ИС обеспечения социальной поддержки и обслуживания населения региона, ИС управления государственным имуществом, а также государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов. Примерный перечень планируемых к внедрению типовых программно-технических решений, разрабатываемых в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", приводится а приложении к перечню мероприятий областной целевой программы "Информатизация Орловской области "Электронная Орловщина" (2008-2010 годы)".
В 2009-2010 годах планируется построение Единой сети передачи данных органов государственной власти области и органов местного самоуправления (включая сегмент ЕСПД ОГВ на базе волоконно-оптических линий связи в г. Орле), построение ситуационного центра Губернатора Орловской области, создание информационной системы управления реализацией целевых программ, внедрение социальной карты населения Орловской области, создание информационного банка данных градостроительной деятельности, развитие волоконно-оптического сегмента ЕСПД ОГВ. Осуществляются доработка и поэтапное внедрение решений в области информационного взаимодействия органов государственной власти между собой, с органами местного самоуправления, населением и организациями, интеграция государственных информационных систем, обеспечивается внедрение типовых программных решений поддержки выполнения основных функций органов государственной власти и органов местного самоуправления, внедрение муниципальных информационно-аналитических систем (МИАС), завершается формирование единой инфраструктуры обеспечения межведомственного информационного обмена.
Значительное внимание будет уделяться реализации мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности, а также поддержке функционирования информационных систем органов исполнительной государственной власти области (включая приобретение и замену устаревшего компьютерного оборудования и лицензионного программного обеспечения). В целом завершается формирование инфраструктуры межведомственного взаимодействия органов исполнительной государственной власти Орловской области.
В течение всего срока реализации Программы планируются мероприятия по использованию информационных и телекоммуникационных технологий для повышения эффективности функционирования сферы культуры (включая создание и развитие информационных систем ведения реестра объектов культурного наследия, музейного фонда, единого каталога библиотек, перевод ценных изданий в электронный вид), развитию сети центров правовой и деловой информации.
Ряд мероприятий Программы будет направлен на создание условий для развития конкурентоспособного сектора информационных и телекоммуникационных технологий (развитие технопарков, организация высокотехнологичных производств, организация инвестиционного фонда поддержки высокотехнологичных и инновационных проектов), а также совершенствование системы обучения в сфере ИКТ.
Основные целевые показатели результативности реализации мероприятий Программы в 2008-2010 годах приведены в приложении 1.
IV. Система программных мероприятий
В Программе предусматривается реализация программных мероприятий по следующим основным направлениям:
формирование электронного правительства в Орловской области;
использование информационных и телекоммуникационных технологий для социально-экономического развития Орловской области;
развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры Орловской области;
создание условий для развития конкурентоспособного сектора информационных и телекоммуникационных технологий в Орловской области;
подготовка специалистов в сфере информационных и телекоммуникационных технологий в Орловской области;
реализация общесистемных мероприятий Программы
Перечень мероприятий Программы приведен в приложении 2 к настоящей Программе.
1. Формирование электронного правительства в Орловской области
Мероприятия раздела направлены на решение следующих основных задач:
создание и развитие архитектуры электронного правительства, включая формирование единого информационного пространства и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Орловской области, обеспечивающих поддержку деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления, эффективное межведомственное информационное взаимодействие на основе внедрения системы межведомственного электронного документооборота, формирования системы удостоверяющих центров, интеграции государственных и муниципальных информационных систем, предоставления регламентированного доступа к содержащимся в них данным и автоматизации процедур информационного обмена;
повышение оперативности и качества предоставления государственных услуг, развитие систем информационно-справочной поддержки населения по вопросам деятельности органов власти, включая организацию предоставления доступа граждан и организаций к открытой информации о деятельности органов власти, организацию информационного обслуживания граждан и организаций на основе информационных технологий "одного окна", внедрение электронных форм коммуникаций в процедуры предоставления государственных услуг населению и организациям;
обеспечение информационной безопасности функционирующих в Орловской области региональных информационных систем;
мониторинг социально-экономического развития Орловской области, в том числе по отдельным отраслям экономики.
В рамках указанного направления осуществляются:
внедрение системы электронного документооборота органов власти области;
создание на основе типовых программно-технических решений, разрабатываемых в рамках мероприятий ФЦП "Электронная Россия", региональных информационных систем:
- поддержки лицензирования отдельных видов деятельности;
- управления жилищно-коммунальным комплексом;
- поддержки оказания услуг с использованием электронных средств коммуникаций, а также на принципах "одного окна";
- планирования и мониторинга социально-экономического развития области;
- обеспечения социальной поддержки и обслуживания населения;
- управления государственным имуществом;
- обеспечения градостроительной деятельности;
- персонифицированного учета оказания медицинской помощи на уровне области;
- регионального центра Библиотеки Президента Российской Федерации;
- многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
- регионального портала малого предпринимательства;
- реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку;
- автоматизации деятельности контрольно-счетных органов;
вхождение в российскую систему электронного обмена информацией по государственным жилищным сертификатам;
приобретение комплекса информационных технологий и аппаратно-программных средств для обеспечения работы группы экспертов ситуационного центра Губернатора Орловской области с целью быстрой оценки проблемной ситуации на основе специальных методов обработки больших объёмов знаний и информации, а также оперативного построения и проигрывания сценариев развития ситуации;
внедрение муниципальных информационно-аналитических систем;
приобретение программного обеспечения для планирования, составления и анализа ежегодного и среднесрочного бюджета региона, и его сопровождение;
приобретение программного обеспечения для свода периодической бухгалтерской отчетности по исполнению бюджета в веб-технологии;
приобретение программного обеспечения для ведения реестра расходных обязательств и его сопровождение;
подключение бюджетополучателей к системе автоматизированного исполнения бюджета;
создание, поддержка функционирования и развитие Единой автоматизированной информационной системы обеспечения социальной поддержки населения региона и формирование единого информационного пространства со смежными ведомственными информационными системами;
разработка и внедрение комплексного программного обеспечения для выполнения задач по предоставлению отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в денежной форме;
создание и развитие государственной специализированной информационной системы "Портал Орловской области - публичный информационный центр";
организация доступа администраций муниципальных районов и городских округов к нормативно-правовым базам данных сети администрации Орловской области и обмена правовой информацией между органами местного самоуправления и органами исполнительной государственной власти области;
создание информационного банка данных градостроительной деятельности;
создание системы поддержки Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Орловской области;
создание системы функционирования электронной подписи, обеспечивающей возможность безопасной передачи и однозначного установления авторства и целостности электронных документов и сообщений;
создание и развитие информационной системы управления реализацией целевых программ.
2. Использование информационных и телекоммуникационных технологий для социально-экономического развития Орловской области
Мероприятия раздела направлены на развитие и использование информационных и телекоммуникационных технологий в целях повышения эффективности функционирования в Орловской области приоритетных отраслей экономики и социальной сферы.
В рамках направления осуществляются:
внедрение социальной карты населения Орловской области;
выпуск и обслуживание социальных карт населения Орловской области;
развитие инфраструктуры единой образовательной информационной сети;
создание информационной системы поддержки дистанционного обучения;
создание системы учета и планирования кадров учебных заведений;
создание системы учета и планирования контингента учащихся учебных заведений;
перевод наиболее ценных печатных изданий областных библиотек в электронный вид;
создание информационной системы поддержки ведения реестра объектов культурного наследия (недвижимых памятников истории и культуры), расположенных на территории Орловской области;
приобретение и внедрение программ библиотечного обслуживания в областные и муниципальные библиотеки области;
создание единого информационного банка данных - сводного электронного каталога библиотек области на базе многофункциональных автоматизированных библиотечно-информационных систем;
приобретение и внедрение программ ведения Государственного каталога Музейного фонда РФ областными и муниципальными музеями и публикация особо ценной части музейных собраний в сети Интернет;
использование информационных и телекоммуникационных технологий для улучшения информационно-консультационного обслуживания малых форм хозяйствования в АПК Орловской области;
развитие информационной системы "Портал государственных закупок Орловской области", включая создание системы проведения электронных аукционов;
использование информационных и телекоммуникационных технологий для продвижения товаров и услуг предприятий области.
3. Развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры Орловской области Мероприятия раздела направлены на формирование в Орловской области современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для предоставления качественных государственных услуг в электронном виде, а также для эффективного функционирования электронного правительства.
В рамках направления осуществляются;
построение единой сети передачи данных органов государственной власти Орловской области и органов местного самоуправления (ЕСПД ОГВ) на основе сети передачи данных ГАС "Выборы";
построение сегмента ЕСПД ОГВ в г.Орле на базе волоконно-оптических линий связи (с возможностью подключения органов местного самоуправления и федеральных органов);
построение единой телефонной сети органов государственной власти Орловской области и органов местного самоуправления на основе ЕСПД ОГВ;
поддержка функционирования и развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органов исполнительной государственной власти области;
поддержка функционирования Единой сети передачи данных органов государственной власти Орловской области и органов местного самоуправления;
развитие сети центров правовой и деловой информации на базе областных и муниципальных библиотек.
4. Создание условий для развития конкурентоспособного сектора информационных и телекоммуникационных технологий в Орловской области
Мероприятия раздела направлены на создание условий для развития конкурентоспособного сектора информационных и телекоммуникационных технологий в Орловской области путем решения следующих основных задач:
повышение инвестиционной привлекательности сектора информационных и телекоммуникационных технологий региона;
поддержка региональных производителей информационных и телекоммуникационных технологий;
содействие продвижению продукции и услуг сектора информационных и телекоммуникационных технологий, произведенных на территории области, на внутренний и внешний рынки;
развитие инфраструктуры поддержки инноваций в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
создание условий для размещения международными высокотехнологичными компаниями своих производств на территории области.
В рамках направления предусматриваются:
развитие технопарка в сфере высоких технологий;
организация высокотехнологичных производств на Основе государственно-частного партнерства;
организация инвестиционного фонда, предусматривающего инвестиции в перспективные высокотехнологичные и инновационные проекты.
5. Подготовка специалистов в сфере информационных и телекоммуникационных технологий в Орловской области
Мероприятия раздела направлены на подготовку специалистов в области развития и использования информационных и телекоммуникальных технологий, а также на повышение качества и уровня подготовки таких специалистов с учетом потребностей регионального рынка информационных телекоммуникационных технологий.
В рамках направления осуществляются:
разработка и реализация системы подготовки государственных гражданских служащих в области развития и применения информационных и телекоммуникационных технологий;
развитие системы подготовки специалистов в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
развитие системы обучения жителей области базовым навыкам использования информационных и телекоммуникационных технологий.
6. Реализация общесистемных мероприятий Программы в Орловской области Мероприятия раздела направлены на решение следующих основных задач:
совершенствование нормативной правовой базы Орловской области в сфере информатизации, развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;
разработка и развитие архитектуры электронного правительства Орловской области;
разработка стандартов и регламентов в области развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;
обеспечение информационной безопасности региональных информационных систем в Орловской области.
В рамках направления осуществляются:
разработка и внедрение основополагающих документов, определяющих общую архитектуру электронного правительства, планы по ее созданию и развитию, требования к содержанию основных этапов разработки;
разработка стандартов и регламентов информационного взаимодействия региональных информационных систем;
разработка концепции обеспечения информационной безопасности в Орловской области;
разработка областных нормативных правовых актов, регулирующих использование информационных и телекоммуникационных технологий, регламентирующих создание и функционирование региональных информационных систем;
реализация мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности.
7. Управление реализацией Программы
Мероприятия раздела направлены на решение следующих основных задач:
осуществление организационной поддержки реализации Программы, включающей в себя функционирование рабочих органов, обеспечивающих реализацию Программы;
формирование системы мониторинга и контроля за реализацией Программы;
обеспечение информационной, аналитической и общественной поддержки реализации Программы.
В рамках направления осуществляются:
реализация организационных мероприятий, направленных на формирование эффективной системы управления реализацией Программы и развитием информационных и телекоммуникационных технологий;
формирование системы мониторинга и контроля за реализацией Программы с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
обеспечение информационной и аналитической поддержки реализации Программы.
V. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Финансирование Программы осуществляется из областного бюджета.
Объемы бюджетного финансирования Программы определяются в установленном порядке в процессе формирования областного бюджета.
В соответствии с объемом выделяемого бюджетного финансирования и финансирования за счет средств других источников, а также по результатам анализа выполнения Программы может осуществляться корректировка проектов и ожидаемых результатов их реализации.
Ресурсное обеспечение Программы рассчитано на основе анализа затрат и длительности выполнения каждого мероприятия Программы.
Общие объемы финансирования Программы по годам, а также объемы и источники финансирования Программы по мероприятиям и годам приведены в приложении 2.
Условия участия муниципальных образований в реализации совместных проектов в рамках реализации Программы определяются соответствующими соглашениями.
Для софинансирования проектов региональной информатизации могут быть привлечены средства федерального бюджета, предусмотренные в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", других целевых программ, содержащих мероприятия по развитию и внедрению информационных и телекоммуникационных технологий, а также средства местных бюджетов и внебюджетных источников в соответствии с действующим законодательством.
Финансирование проектов региональной информатизации, реализация которых предусматривает получение коммерческой выгоды, осуществляется за счет средств внебюджетных источников.
Законом Орловской области от 7 декабря 2009 г. N 1004-ОЗ в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с момента официального опубликования названного Закона
VI. Механизм реализации и управления программой
Обеспечение выполнения Программы осуществляют:
Совет по информатизации Орловской области, осуществляющий мониторинг выполнения мероприятий Программы, подготовку рекомендаций по определению необходимых объемов бюджетного финансирования Программы;
Департамент имущества, промышленности и информатизации, обеспечивающий выполнение указанной Программы и координацию действий по ее реализации;
органы исполнительной государственной власти области специальной компетенции, осуществляющие функции государственных заказчиков мероприятий по созданию подсистем электронного правительства региона, обеспечивающие подготовку и проведение конкурсов, заключение контрактов и координацию выполнения мероприятий Программы, рассмотрение, согласование и утверждение технических заданий и проектно-сметной документации, принятие решений о сдаче-приемке результатов;
экспертные группы, создаваемые при Совете по информатизации Орловской области, для проведения экспертизы включаемых в состав Программы мероприятий, конкурсных предложений, заданий и рабочих программ и результатов их реализации, подготовки заключений и рекомендаций поданным вопросам.
Для проработки вопросов создания электронного правительства региона, разработки заданий на выполнение мероприятий, контроля качества проектных решений, подготовки конкурсов, а также научно-методического и информационного сопровождения Программы могут привлекаться государственные, научные, научно-исследовательские, общественные, коммерческие и иные организации и граждане в соответствии с действующим законодательством.
При реализации Программы возможны следующие наиболее существенные риски:
риск отсутствия повышения качества государственного и муниципального управления от внедрения информационных и коммуникационных технологий. Для минимизации этого риска Программа содержит целевые показатели повышения эффективности управления, а также мероприятия по формированию системы мониторинга и контроля за их достижением;
риск пассивного сопротивления распространению и использованию органами государственной власти области и органами МСУ результатов выполнения мероприятий Программы и отсутствие необходимой мотивации. В целях минимизации этого риска создан межведомственный орган управления региональной информатизацией - Совет по информатизации области, а в рамках выполнения отдельных мероприятий Программы предполагается формирование совместных рабочих групп с участием заинтересованных ведомств для планирования расходов на информационные и коммуникационные технологии и оперативной координации реализации программ и проектов. Планируется закрепление результатов выполнения мероприятий Программы правовыми актами Правительства Орловской области, отдельных органов государственной власти области, органов местного самоуправления;
риск низкой эффективности реализации мероприятий Программы и недостижения запланированных результатов их выполнения. Этот риск минимизируется путем внедрения в систему управления реализацией Программы принципов и методов проектного управления, механизмов независимой экспертизы программ, проектов, проектных решений, полного раскрытия для общества результатов реализации Программы и организации их широкого общественного обсуждения, а также усиления личной ответственности сотрудников органов государственной власти за достижение запланированных результатов их выполнения;
риск недостаточной гибкости и адаптируемости Программы к изменениям в организации и деятельности органов государственной власти и органов МСУ. В целях минимизации этого риска предусматривается создание системы мониторинга использования информационных и коммуникационных технологий в органах государственной власти и МСУ и контроля достижения запланированных результатов, предполагается организовать систему обратной связи, обеспечивающую получение данных о соответствии выполняемых в рамках Программы работ основным потребностям органов государственной власти и органов МСУ в области повышения эффективности и качества их деятельности;
риск дублирования и несогласованности выполнения работ в рамках программ и проектов внедрения информационных и коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти. В целях минимизации этого риска планируется обеспечить постоянный мониторинг подготовки и реализации проекта. Кроме того, предполагается обеспечить приоритетную реализацию проектов, имеющих комплексный межведомственный характер. Проекты, направленные на удовлетворение потребностей отдельных органов государственной власти в информационных и коммуникационных технологиях, выполняются преимущественно в рамках реализации ведомственных программ внедрения ИКТ.
VII. Оценка социально-экономической эффективности реализации программы
Программа носит системообразующий характер для повышения эффективности использования информационных и телекоммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и результативности расходования бюджетных средств, выделяемых на эти цели. Новое качество государственного и муниципального управления как результат реализации Программы является важным фактором социально-экономического развития области и повышения качества жизни населения.
С учетом заявленных целей Программы и основных ее направлений представляется возможным оценить эффект реализации мероприятий Программы по следующим основным направлениям:
исключение неэффективных бюджетных расходов, выделяемых на внедрение информационных и коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, за счет повышения результативности управления реализацией проектов создания государственных и муниципальных информационных систем, централизованного создания решений для совместного использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, формирования типовых решений и их последующего свободного распространения в интересах органов государственной власти и местного самоуправления, использования типовых программно-технических решений, создаваемых в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", исключения дублирования соответствующих разработок на уровне отдельных ведомств, а также снижения затрат на государственные закупки в связи с введением системы электронных аукционов, что за годы реализации Программы даст бюджетный эффект в размере не менее 220 млн. рублей;
снижение затрат органов государственной власти области и органов местного самоуправления на организацию обмена информацией на межведомственном уровне за счет обеспечения доступности государственных информационных ресурсов для заинтересованных органов государственной власти и местного самоуправления и интеграции государственных и муниципальных информационных систем, а также за счет развития межведомственной системы электронного документооборота и создания наложенной телефонной сети, что за годы реализации Программы даст бюджетный эффект в размере не менее 150 млн. рублей;
снижение административной нагрузки на граждан и организации, связанной с получением ими государственных услуг и необходимой информации, количеством вынужденных обращений в органы государственной власти (местного самоуправления) и необходимым временем ожидания, а также стоимостью осуществления взаимодействия между органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами в результате интеграции государственных и муниципальных информационных систем, что за годы реализации Программы позволит в масштабах области получить социально-экономический эффект в размере 22 млн. рублей;
обеспечение гарантированного уровня информационной открытости органов государственной власти, повышение уровня доверия к власти и сокращение затрат времени на обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления за счет создания, развития, информационного наполнения и расширения функциональных возможностей государственной специализированной информационной системы "Портал Орловской области - публичный информационный центр";
повышение оперативности и качества принимаемых решений, сокращение издержек на управление за счет создания соответствующих информационных систем.
Таким образом социально-экономическая и бюджетная эффективность реализации мероприятий Программы составил 392 млн. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.