Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Орловской области от 11 сентября 2012 г. N 319 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 3 марта 2010 г. N 60
Долгосрочная областная целевая программа
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению
наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2015 гг."
29 декабря 2010 г., 24 мая, 11 сентября, 12 октября 2012 г.
Паспорт
Наименование Программы |
Долгосрочная областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2015 гг." (далее также - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Распоряжение Правительства Орловской области от 18 декабря 2009 г. N 260-р |
Заказчик Программы |
Правительство Орловской области |
Разработчики Программы |
- Департамент образования, молодежной политики и спорта Орловской области; - Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области; - Управление культуры и архивного дела Орловской области |
Руководитель Программы |
Руководитель Департамента образования, молодежной политики и спорта Орловской области |
Ответственный исполнитель Программы |
- Начальник управления по делам молодежи - Департамента образования, молодежной политики и спорта Орловской области; - начальник управления здравоохранения - Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области; - начальник Управления культуры и архивного дела Орловской области |
Цели и задачи Программы |
Целью Программы является обеспечение условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота. Для достижения поставленной цели Программы предусмотрено решение следующих задач: - сокращение масштабов распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений; - реализация комплекса мероприятий антинаркотической направленности среди различных категорий населения, прежде всего - среди молодежи; - снижение доступности наркотических средств и психотропных веществ для незаконного потребления; - развитие взаимодействия и сотрудничества государственных органов, общественных организаций в сфере профилактики распространения наркомании и связанных с ней правонарушений; - организация целенаправленной информационно-просветительской работы с населением, прежде всего - среди молодежи, по антинаркотической пропаганде; - внедрение новых методов и средств профилактики наркомании, лечения, а также медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
Заболеваемость синдромом зависимости от наркотических веществ; - число лиц, больных наркоманией; - удельный вес несовершеннолетних, состоящих на учете в связи с употреблением наркотиков; - масштаб незаконного потребления наркотиков; - степень доступности наркотиков для незаконного потребления; - доля подростков и молодежи в возрасте от 15 до 30 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия; - доля специалистов, прошедших обучение и переобучение в рамках реализации Программы |
Сроки и этапы реализации Программы |
Сроки реализации Программы: 2010-2015 гг. Учитывая прогноз развития наркоситуации в Российской Федерации и Орловской области, оснований для разграничения этапов, существенно различающихся в стратегическом и структурно-функциональном аспектах выполнения Программы, не имеется, в связи с чем ее реализация осуществляется в один этап |
Объемы и источники финансирования Программы |
Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составит 14,1345 млн. рублей, в том числе: 2010 год - 1,31 млн. рублей; 2011 год - 2,111 млн. рублей; 2012 год -2,1705 млн. рублей; 2013 год - 2,543 млн. рублей; 2014 год - 2,809 млн. рублей; 2015 год- 3,191 млн. рублей |
в том числе по направлениям затрат: капитальные вложения |
|
НИОКР прочие нужды |
- 14,1345 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Снижение заболеваемости синдромом зависимости от наркотических веществ на 17 %; - уменьшение числа лиц, больных наркоманией, на 7 %; - сокращение на 10 % несовершеннолетних, состоящих на учете в связи с употреблением наркотиков; - сокращение масштаба незаконного потребления наркотиков на 20 %; - снижение степени доступности наркотиков для незаконного потребления на 14 %; - рост численности подростков и молодежи в возрасте от 15 до 30 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, к концу 2015 г. должен быть равен 125 %; - рост численности специалистов, прошедших обучение и переобучение в рамках реализации Программы, к концу 2015 г. должен быть равен 112%. |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
Наркомания как социально и криминально опасное явление присутствовала в жизни общества на всех стадиях его развития. Однако наиболее высокого уровня ее распространение достигло в последнее десятилетие XX века, сформировавшись в глобальную наркоугрозу, которая уже привела к необратимой деградации и гибели огромного числа людей, выступая катализатором общего роста преступности, теневой экономики и коррупции.
Высокая смертность значительной части больных наркоманией даже при их стабильном общем числе на деле означает наличие скрытого систематического притока новых больных вместо выбывающих. Как показывает практика, большинство наркозависимых лиц в течение короткого промежутка времени переходят из разряда трудоспособного населения в категорию безработных, ведущих асоциальный, а в некоторых случаях и противоправный образ жизни. При этом государству наносится серьезный экономический ущерб, возникающий как от производственных убытков (снижение количества трудовых ресурсов), ухудшения демографической ситуации в стране, увеличения социальных затрат на реабилитацию и лечение наркозависимых, так и от их криминальной деятельности.
Оперативная обстановка в Центральном федеральном округе (далее также - округ) в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ по-прежнему остается сложной.
Округ занимает лидирующее место среди индустриальных регионов страны и обладает развитой транспортной инфраструктурой, что делает его высокодоходным рынком сбыта наркотиков и позволяет наркопреступникам использовать его как часть наркотрафика из Азии в Европу.
За 9 месяцев 2009 г. территориальными органами наркоконтроля зарегистрировано свыше 17,5 тысяч (17 544) наркопреступлений (снижение на 5 %, в аналогичном периоде прошлого года - 18 465). При этом 78 % из зарегистрированных преступлений являются тяжкими и особо тяжкими, что на 3 % превышает аналогичный показатель прошлого года.
Всего по округу из незаконного оборота изъято 1 634 кг наркотиков, и это больше показателя прошлого года на 9 % (1 493 кг). Следует отметить, что половина наркотических средств изъято на территории Москвы и Московской области, что вполне естественно, так как эти два субъекта являются самыми крупными транспортными узлами с высоким уровнем пассажиропотоков и грузоперевозок.
Благодаря предпринятым мерам территориальным органам округа удалось добиться неплохих показателей на линии противодействия контрабанде наркотиков. За 9 месяцев 2009 г. выявлено 170 преступлений данной категории, что более чем на 19 % превышает показатели аналогичного периода прошлого года (142).
В 2009 г. территориальными органами наркоконтроля округа ликвидирована деятельность 874 наркопритонов, что на 28 % превышает аналогичный показатель прошлого года.
Современное состояние проблемы противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Орловской области в целом характеризуется некоторым улучшением по отдельным показателям.
Так, если в 2004 г. на учете в ОГУЗ "Орловский наркологический диспансер" находилось 923 наркопотребителя, то в 2008 г. их количество составило 759 человек, а по состоянию на 1 октября 2009 г. - 766. Таким образом, количество лиц, состоящих на учете по наркозависимости, за прошедшие шесть лет уменьшилось на 17 %, несовершеннолетних наркопотребителей - на 39 %.
За период 2004-2008 г. общее число выявленных в Орловской области наркопреступлений возросло почти в 2 раза, почти в 4 раза увеличилось количество расследованных групповых преступлений в общем объеме наркопреступности, в 2 раза увеличился удельный вес наркопреступлений в общеуголовной преступности.
Основные показатели деятельности правоохранительных органов по линии незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ представлены следующим образом:
Показатель |
Зарегистрировано преступлений, связанных с незаконным |
||||
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г |
|
Количество преступлений, всего |
535 (212+323) |
861 (316+545) |
1108 (340+768) |
1196 (372+824) |
1072 (368+699) |
Тяжких и особо тяжких |
410 |
700 |
827 |
837 |
638 |
В крупном размере |
198 |
266 |
461 |
610 |
595 |
В особо крупном размере |
68 |
122 |
127 |
133 |
103 |
Изъято всего наркотических средств, психотропных веществ и сильнодействующих веществ по оконченным производством уголовным делам, кг |
79,19 |
56,81 |
56,96 |
54,51 |
67,59 |
Расследовано преступлений |
401 |
563 |
814 |
933 |
770 |
В 2008 г. впервые в Орловской области было ликвидировано преступное сообщество, связанное с наркопреступностью.
С 2004 г. количество ВИЧ-инфицированных, заразившихся путем внутривенного введения наркотиков, остается на уровне 23-30 человек ежегодно.
За это же время несколько изменилась структура наркопотребления: уменьшилась доля потребителей наркотиков группы конопли, увеличилась доля потребителей наркотиков группы опия, появились потребители синтетических наркотиков.
Это позволяет говорить о том, что областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 гг." способствовала снижению наркозаболеваемости в Орловской области. Согласованные меры по реализации программных мероприятий, проводимых в целях обеспечения условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и развития системы профилактики их потребления различными группами населения, прежде всего - молодежью, позволили удержать наркоситуацию под контролем.
К числу негативных факторов, влияющих на развитие наркоситуации, относятся:
- повышение уровня организованности лиц, занимающихся незаконным производством и распространением наркотиков;
- высокая доходность операций, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что способствует сохранению рынка незаконного предложения наркотиков и втягиванию в него наиболее уязвимой части трудоспособного населения;
- транснациональный характер наркопреступности, появление новых крупных источников производства наркотиков за рубежом и каналов поступления наркотиков на территорию Орловской области;
- распространение видов наркотиков, зависимость от которых наступает быстрее, чем от традиционно используемых;
- формирование новых элементов пропаганды и каналов сбыта наркотиков.
Отсутствие адекватных и эффективных мер по противодействию распространению наркомании может привести к утрате достигнутых в настоящее время положительных результатов и к возможному увеличению численности лиц, больных наркоманией, что будет представлять широкомасштабную угрозу для здоровья и благополучия населения Орловской области.
В этих условиях возникает необходимость подготовки и последующей реализации долгосрочной областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2015 гг.".
Основными факторами, оказывающими комплексное действие на
снижение распространения наркомании, должны стать:
- целенаправленная работа правоохранительных органов и органов исполнительной власти;
- повышение эффективности профилактической работы среди населения совместно с общественными организациями, всеми заинтересованными структурами;
- пропаганда здорового образа жизни через средства массовой информации;
- ужесточение мер по предотвращению поступления, изъятию из незаконного оборота наркотиков.
Основными резервами для улучшения показателей практически
по всем направлениям являются:
- общественная и социальная безопасность граждан, формирование устойчивой антинаркотической ценностной ориентации у населения и адекватного общественного мнения;
- предупреждение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, а также иных правонарушений, связанных с этим видом преступности, обеспечение финансовых расследований в целях противодействия легализации (отмыванию) наркодоходов;
- сотрудничество в противодействии незаконному обороту наркотиков, терроризму, религиозному экстремизму и организованной преступности на межрегиональном и международных уровнях;
- выделение приоритетных направлений разработки и внедрения программ пропаганды здорового образа жизни, профилактики наркомании среди несовершеннолетних и молодежи.
Основанием для разработки Программы явились:
Закон Российской Федерации от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";
Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров";
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (глава 9 "Молодежная политика"), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760-р;
Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.";
постановление Правительства Орловской области от 29 июня 2009 г. N 69 "О работе с долгосрочными областными целевыми программами";
Концепция долгосрочной областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2015 гг.", утвержденная распоряжением Правительства Орловской области от 18 декабря 2009 г. N 260-р.
Для решения проблемы предлагается применить программно-целевой подход с четким определением целей и задач Программы, выбором перечня скоординированных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотиков, и согласованный с реальными возможностями областного бюджета.
В рамках Программы планируется продолжить реализацию адекватных и эффективных мер противодействия распространению наркомании.
Приоритетным направлением в рамках реализации Программы является совершенствование деятельности по профилактике наркомании и популяризации здорового образа жизни, лечению и реабилитации наркозависимых лиц.
II. Цели и задачи Программы, сроки и этапы реализации, целевые
показатели и индикаторы
Целью Программы является обеспечение условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота.
Для достижения поставленной цели Программы предусмотрено решение следующих задач:
- реализация комплекса мероприятий антинаркотической направленности среди различных категорий населения, прежде всего - среди молодежи;
- развитие взаимодействия и сотрудничества государственных органов, общественных организаций в сфере профилактики распространения наркомании и связанных с ней правонарушений;
- сокращение масштабов распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений;
- снижение доступности наркотических средств и психотропных веществ для незаконного потребления;
- организация целенаправленной информационно-просветительской работы с населением, прежде всего - среди молодежи, по антинаркотической пропаганде;
- внедрение новых методов и средств профилактики наркомании, лечения, а также медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией.
Решение проблемы невозможно в рамках одного финансового года, поскольку предусматривается проведение большого количества долгосрочных мероприятий социального характера. Вместе с тем растягивать реализацию Программы на более длительный срок нецелесообразно вследствие развития наркоситуации, а также необходимости совершенствования форм и методов по противодействию незаконному обороту наркотиков и профилактике наркомании. В связи с этим реализация Программы рассчитана на шестилетний период. Ожидаемая эффективность и результативность от реализации мероприятий Программы будет оцениваться ежегодно.
С учетом прогноза развития наркоситуации в Российской Федерации и Орловской области оснований для разграничения этапов, существенно различающихся в стратегическом и структурно-функциональном аспектах выполнения Программы, не имеется, в связи с чем ее реализация осуществляется в один этап.
В рамках Программы определены показатели, которые позволяют ежегодно оценивать результаты реализации тех или иных мероприятий.
Целевые индикаторы и показатели Программы представлены в приложении 1 к настоящей Программе.
Специфика проблемы требует осуществления постоянного контроля наркоситуации в регионе, поэтому досрочное прекращение реализации Программы не предусматривается.
III. Система программных мероприятий, индикаторы оценки результатов
реализации основных мероприятий Программы
Программные мероприятия, обеспечивающие достижение установленных целей и задач, распределены по следующим разделам:
1. Реализация комплекса мероприятий антинаркотической направленности среди различных категорий населения, прежде всего - среди молодежи.
Данные мероприятия обеспечивают формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих отрицательное отношение к незаконному потреблению наркотиков, выбор здорового образа жизни подростками и молодежью. Реализация данных мероприятий расширит возможности учреждений образования в проведении антинаркотической профилактической работы, обеспечив участие специалистов в реализации программ профилактики наркомании среди подростков и молодежи.
2. Развитие взаимодействия и сотрудничества государственных органов, общественных организаций в сфере профилактики распространения наркомании и связанных с ней правонарушений.
Проведение данных мероприятий способствует привлечению общественных организаций и объединений к профилактической деятельности, повышению ее эффективности, так как активно действующие молодежные организации объединяют представителей неформальных молодежных объединений, молодежных субкультур.
3. Сокращение масштабов распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений, снижение доступности наркотических средств и психотропных веществ для незаконного потребления.
Реализация этих мероприятий способствует противодействию незаконному обороту наркотиков и содействует уменьшению степени негативного воздействия наркопреступности на экономическую и общественно-политическую жизнь в регионе.
4. Организация целенаправленной информационно-просветительской работы с населением, прежде всего - среди молодежи, по антинаркотической пропаганде.
Данные мероприятия предусматривают информационное обеспечение работы, проводимой учреждениями системы профилактики, расширение границ первичной профилактики, выработку единого подхода к освещению ситуации, привлечение внимания взрослых к проблеме скрытой рекламы, формирование общественного мнения по проблеме наркотизма.
5. Внедрение новых методов и средств профилактики наркомании, лечения, а также медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией.
Эти мероприятия позволят определить фактические масштабы распространения наркотических средств и психотропных веществ, выявить причины и условия, способствующие злоупотреблению наркотиками. Кроме того, реализация мероприятий позволит осуществлять экспресс-диагностику и выявлять случаи немедицинского потребления наркотических веществ. Данные исследования помогут разработать дальнейшую тактику целенаправленной профилактической работы в Орловской области.
Осуществление комплекса мероприятий по профилактике наркомании в рамках Программы опирается на постоянную оценку изменения наркоситуации, анализ данной проблемы, реалистичность и соответствие системе приоритетов социально-экономического развития Орловской области.
Реализация мероприятий Программы будет способствовать дальнейшему развитию активности молодежи, создаст необходимые условия для активного вовлечения молодых граждан региона в борьбу с наркотизацией и потребует от всех участников антинаркотической деятельности разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач.
Получение инфо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.