Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Орловской области от 13 мая 2011 г. N 148 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 12 августа 2010 г. N 304
Долгосрочная областная целевая программа "Энергосбережение
в Орловской области на 2011-2015 годы"
13 мая 2011 г.
Паспорт
долгосрочной областной целевой программы
Наименование программы |
"Энергосбережение в Орловской области на 2011-2015 годы" (далее также - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению экологической и энергетической эффективности российской экономики"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года N 1830-р; распоряжение Правительства Орловской области от 1 июля 2010 года N 244-р |
Заказчик Программы |
Правительство Орловской области |
Руководитель Программы |
заместитель Председателя Правительства Орловской области, руководитель блока инфраструктуры |
Ответственный исполнитель Программы |
руководитель Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области |
Разработчики Программы |
Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области, Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области, Департамент образования, культуры и спорта Орловской области, Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области, Департамент сельского хозяйства Орловской области |
Сроки реализации Программы |
2011-2015 годы |
Цель Программы |
повышение эффективности использования энергетических ресурсов в Орловской области |
Основные задачи Программы |
1) обновление основных производственных фондов экономики на базе новых энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования, автоматизированных систем и информатики; 2) индикативное планирование показателей и формирование заданий по энергосбережению и энергоэффективности в бюджетной сфере, организациях других видов экономической деятельности с целевой установкой, снижение энергоемкости валового регионального продукта (далее - ВРП) Орловской области; 3) сокращение бюджетных расходов на коммунальные услуги с целевой установкой на сокращение доли расходов на коммунальные услуги в общих расходах бюджета области к 2015 году в 1,3 раза по отношению к уровню 2007 года; 4) снижение удельных показателей потребления топлива электрической и тепловой энергии при производстве большинства энергоемких видов продукции, работ, услуг, а также в общественных и жилых зданиях Орловской области; 5) государственная поддержка создания регионального кластера по разработке и производству энергоэффективного оборудования, приборов и материалов, средств контроля и регулирования, программного, метрологического и информационного обеспечения; 6) наращивание темпов комплексного оснащения средствами инструментального учета, контроля и автоматического регулирования энергоносителей, содействие формированию разветвленной энергосервисной сети; 7) стимулирование энергосбережения в бюджетной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве, на производстве и в быту, повышение административной и экономической ответственности за энергорасточительную деятельность и поведение; 8) совершенствование и повышение достоверности статистического учета и отчетности по производству и потреблению топлива и энергии, особенно на муниципальном уровне; 9) концентрация финансовых и временно не занятых трудовых ресурсов на широкомасштабных работах по капитальному и текущему ремонту коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда с целевой установкой снижения удельного потребления тепловой энергии в жилищно-коммунальной сфере к 2015 году в 1,3 раза |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
Важнейшими целевыми показателями и индикаторами являются: снижение энергоемкости ВРП; снижение электроемкости ВРП; снижение теплоемкости ВРП; снижение затрат областного бюджета на оплату коммунальных услуг; снижение удельной энергоемкости важнейших видов продукции; снижение удельной энергоемкости жилищного фонда; снижение потерь энергоресурсов при произ- водстве, транспортировке и потреблении; уровень инструментального учета потребления энергетических ресурсов бюджетными организациями и жилищным фондом |
Перечень подпрограмм |
1. "Энергосбережение и энергетическая эффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве и транспортном комплексе Орловской области". 2. "Повышение энергетической эффективности учреждений социальной сферы на 2011-2015 годы". 3. "Энергоэффективность в промышленности и топливно-энергетическом комплексе" 4. "Энергоэффективность в сельском хозяйстве" |
Объемы и источники финансирования |
Общие затраты на реализацию мероприятий Программы составят 18 127,7 млн рублей (с учетом прогноза цен на соответствующие годы), в том числе: капитальные вложения - 7583,3 млн рублей; НИОКР - 328 млн рублей; прочие расходы - 10 216,4 млн рублей, из них: за счет средств бюджета Орловской области - 608,61 млн рублей; за счет средств муниципальных бюджетов - 112,48 млн рублей; за счет средств федерального бюджета - 254,51 млн рублей; внебюджетные источники - 17 120,1 млн рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Обеспечение за счет реализации мероприятий Программы к 2015 году по отношению к уровню 2007 года: снижения энергоемкости ВРП не менее чем на 9,5-10%; снижения электроемкости ВРП не менее чем на 4,8-5,0%; снижения теплоемкости ВРП не менее чем на 13-28%; снижения затрат областного бюджета на оплату коммунальных услуг в 1,3 раза; снижения удельной энергоемкости жилищного фонда на 10-12%; снижения потерь энергоресурсов при производстве, транспортировке и потреблении; увеличения уровня инструментального учета потребления энергетических ресурсов бюджетными организациями до 100%, жилищного фонда - до 70% |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
решения программно-целевым методом
Программа направлена на активизацию практических действий и расширение набора инструментов государственной политики энергосбережения в Орловской области, способных обеспечить к 2020 году снижение энергоемкости валового регионального продукта Орловской области не менее чем на 40% по отношению к уровню 2007 года.
Дальнейшее развитие топливно-энергетического и жилищно-коммунального комплексов Орловской области сдерживается высокой степенью износа оборудования, дефицитом резервных генерирующих мощностей и сетей тепло- и электроснабжения, зависимостью от поставок топлива из других регионов. Топливно-энергетический баланс Орловской области недостаточно оптимизирован с учетом возможности использования местных, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. Кроме того, энергосистема Орловской области является дефицитной в части производства электрической энергии, только 60% потребности региона в электроэнергии покрывается за счет собственной выработки теплоэлектроцентралями.
В рамках Программы необходимо решить следующие проблемы:
высокая энергоемкость промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства и сферы жилищно-коммунальных услуг;
высокий износ энергетического оборудования, несбалансированность имеющихся и требуемых мощностей электросетевой и теплосетевой инфраструктуры;
недостаточно эффективное использование имеющихся мощностей по производству электрической и тепловой энергии, значительные потери энергоресурсов в процессе их производства и транспортировки до потребителей;
низкая степень вовлечения в хозяйственный оборот местных, возобновляемых и нетрадиционных топливно-энергетических ресурсов;
недостаточная мотивация производителей и потребителей энергоресурсов к внедрению энергосберегающих технологий.
В условиях нарастающего дефицита энергоносителей и увеличения стоимости всех видов энергии актуальным становится использование любых резервов энергетики, позволяющих увеличивать производство энергии с минимальными затратами. Для решения указанных проблем необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются в разработке и реализации согласованных действий органов государственной власти, местного самоуправления Орловской области и организаций, направленных на активизацию процессов обновления и роста производственных мощностей за счет внедрения нового энергосберегающего оборудования и создания новых энергоэффективных производств, обеспечение надежного энергоснабжения потребителей Орловской области, в том числе за счет создания альтернативных источников энергии, повышение роли проводимых энергетических обследований, обеспечение учета и контроля за потреблением энергоресурсов, формирование условий и механизмов, способствующих появлению и реализации конкретных проектов по энергоресурсосбережению.
Таким образом, проблема энергосбережения носит многоцелевой и межотраслевой характер, затрагивает интересы всех сфер экономики и социальной сферы, является одной из главных составляющих повышения конкурентоспособности экономики и может быть эффективно решена только программно-целевым методом. Использование программно-целевого метода позволит сконцентрировать в рамках Программы имеющиеся государственные ресурсы и внебюджетные инвестиции для решения ключевых проблем в сфере энергоснабжения Орловской области. Основные преимущества программно-целевого метода заключаются в том, что он позволяет обеспечить консолидацию и целевое использование финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы, а также способствует эффективному планированию и мониторингу результатов реализации Программы.
II. Цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов
ее реализации, целевые индикаторы и показатели
Целью Программы является повышение эффективности использования энергетических ресурсов в Орловской области.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1) выявить резервы сокращения энергетических затрат за счет проведения энергетических обследований, в том числе объектов топливно-энергетического и жилищно-коммунального комплекса;
2) стимулировать разработку и внедрение перспективных инновационных проектов повышения энергетической эффективности в сфере производства и потребления энергетических ресурсов, в том числе за счет модернизации производственных мощностей на основе использования научно-производственного потенциала Орловской области;
3) снизить удельный расход топлива и выбросы продуктов сгорания при выработке тепловой и электрической энергии, в том числе за счет максимального использования вторичных топливных газов, внедрения современного оборудования с низкими удельными расходами энергоресурсов;
4) обеспечить снижение удельных показателей потребления электрической, тепловой энергии, воды и природного газа при производстве промышленной продукции не менее чем на 10%;
5) сократить потери энергетических ресурсов и воды при их производстве и передаче на 7% и 9% соответственно;
6) обеспечить оптимизацию топливно-энергетического баланса Орловской области за счет газификации и вовлечения в хозяйственный оборот местных, нетрадиционных и возобновляемых топливно-энергетических ресурсов;
7) оптимизировать систему теплоснабжения и обеспечить развитие системы централизованного теплоснабжения на базе комбинированной выработки тепловой и электрической энергии;
8) реализовать проекты по внедрению энергосберегающих технологий при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов, в том числе за счет создания демонстрационных зон и проектов высокой энергетической эффективности;
9) обеспечить учет и контроль на всех этапах выработки, передачи и потребления топливно-энергетических ресурсов с оснащением приборами учета коммунальных ресурсов и устройствами регулирования потребления тепловой энергии всех потребителей;
10) сократить энергетические издержки бюджетной сферы Орловской области к 2015 году не менее чем на 15% к уровню 2009 года (в сопоставимых условиях);
11) повысить уровень квалификации и информированности работников бюджетной сферы Орловской области по вопросам энергосбережения;
12) создать условия экономической заинтересованности в энергоресурсосбережении, в том числе путем увеличения годового фонда оплаты труда работников за счет превышения запланированных показателей экономии энергоресурсов и средств на их оплату;
13) обеспечить привлечение внебюджетных средств на реализацию мероприятий энергосбережения в бюджетной сфере Орловской области путем заключения энергосервисных договоров (контрактов);
14) популяризовать идеи энергосбережения среди населения.
Целевые индикаторы и расчет показателей результативности Программы приведены в приложении 5 и приложении 5.1 к Программе.
Сроки реализации Программы: 2011-2015 годы, этапы не выделяются.
III. Система программных мероприятий, индикаторы оценки результатов
реализации основных мероприятий
Мероприятия Программы, а также индикаторы оценки результатов их реализации отражены в следующих подпрограммах:
подпрограмма "Энергосбережение и энергетическая эффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве и транспортном комплексе Орловской области" (приложение 1 к Программе);
подпрограмма "Повышение энергетической эффективности учреждений социальной сферы на 2011-2015 годы" (приложение 2 к Программе);
подпрограмма "Энергоэффективность в промышленности и топливно-энергетическом комплексе" (приложение 3 к Программе);
подпрограмма "Энергоэффективность в сельском хозяйстве" (приложение 4 к Программе).
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, муниципальных бюджетов, федерального бюджета и собственных средств предприятий. Общие затраты на реализацию мероприятий Программы составят 18 127,7 млн рублей (с учетом прогноза цен на соответствующие годы), в том числе:
за счет средств бюджета Орловской области - 608,61 млн рублей;
за счет средств муниципальных бюджетов - 112,48 млн рублей;
за счет средств федерального бюджета - 254,51 млн рублей;
внебюджетные источники - 17 120,1 млн рублей.
Структура финансирования Программы приведена в приложении 6 к Программе.
Структура финансирования по подпрограммам представлена в приложении 7 к Программе.
Структура финансирования Программы по бюджетополучателям из средств областного бюджета представлена в приложении 7.1 к Программе.
Объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению по результатам проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для участия в планируемом году в федеральной программе энергосбережения.
Выделение ассигнований главному распорядителю средств областного бюджета для финансирования мероприятий Программы будет осуществляться в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, лимитами бюджетных обязательств на очередной финансовый год и порядком исполнения расходной части областного бюджета, установленным бюджетным законодательством Орловской области.
Объем финансирования Программы за счет средств бюджета Орловской области подлежит ежегодному уточнению исходя из возможностей финансирования на очередной финансовый год и плановый период.
V. Механизм реализации Программы, управление
реализацией и мониторинг Программы
Отбор исполнителей проектов при реализации мероприятий Программы, финансируемых из средств бюджета Орловской области и бюджетов муниципальных образований, будет осуществляться на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.
Государственным заказчиком определяется основное содержание направлений Программы, их соответствие цели и задачам Программы. В ходе реализации программных мероприятий руководитель Программы обеспечивает координацию деятельности исполнителей, исключая дублирование мероприятий, предпринимает в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению мероприятий, несет ответственность за своевременное выполнение мероприятий Программы, рациональное использование выделенных бюджетных средств.
Неотъемлемым элементом механизма реализации Программы является ее мониторинг, проводимый на основе ежегодного анализа результатов реализации мероприятий.
Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Орловской области.
Оперативное выполнение мероприятий подпрограмм и текущее руководство проводится соответствующим департаментом.
Руководитель Программы осуществляет мониторинг ее выполнения на основе сбора и анализа представляемой отчетности о ходе работ и отчетности о расходовании средств.
VI. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Принципиальной особенностью Программы является ее комплексность и дифференцированность по секторам экономики Орловской области, при этом результатами реализации Программы будут являться:
1) повышение энергетической эффективности экономики Орловской области;
2) обновление и модернизация значительной части основных производственных фондов на транспорте, в промышленности, сельском хозяйстве и других секторах экономики, социальной и производственной инфраструктуры на новой технологической и энергоэффективной основе;
3) повышение энергетической безопасности Орловской области;
4) снижение финансовой нагрузки по оплате энергоносителей на региональные и муниципальные бюджеты, предприятия и организации, население;
5) обеспечение полного учета и регулирования потребления энергетических ресурсов, снижение уровня их потерь;
6) существенное укрепление информационной и статистической базы управления и мониторинга процессов повышения энергоэффективности;
7) развитие кадрового потенциала и энергоменеджмента в сферах энергопроизводства и энергопотребления.
По прогнозным оценкам, реализация Программы обеспечит достижение следующих результатов:
энергоемкость ВРП в 2015 году составит 86,5% от уровня 2007 года;
электроемкость ВРП в 2015 году составит 85,2% от уровня 2007 года;
теплоемкость ВРП в 2015 году составит 82,8% от уровня 2007 года.
Конкретные количественные и качественные оценки экономических, энергетических и социальных результатов реализации Программы и затраты на реализацию по каждому мероприятию приведены в соответствующих приложениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.