Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 21 июня 2011 г. N 191
Долгосрочная областная целевая программа
"Развитие сети дошкольных образовательных учреждений
в Орловской области на 2011-2015 годы"
(с изменениями от 20 сентября 2011 г.)
Постановлением Правительства Орловской области от 20 сентября 2011 г. N 321 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
долгосрочной областной целевой программы
"Развитие сети дошкольных образовательных учреждений
в Орловской области на 2011-2015 годы"
Наименование программы |
Долгосрочная областная целевая программа "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Орловской области на 2011-2015 годы" (далее также - Программа) |
Основания для разработки Программы |
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351; Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании"; перечень поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года; постановление Правительства Орловской области от 29 июня 2009 года N 69 "О работе с долгосрочными областными целевыми программами"; Региональный план мероприятий по реализации в 2011 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Орловской области от 24 мая 2010 года N 180-р; распоряжение Правительства Орловской области от 1 марта 2011 года N 69-р |
Заказчик Программы |
Правительство Орловской области |
Разработчик Программы |
Департамент образования, культуры и спорта Орловской области |
Руководитель Программы |
Руководитель Департамента образования, культуры и спорта Орловской области |
Ответственные исполнители Программы |
Руководитель Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области, руководитель Департамента образования, культуры и спорта Орловской области, главы муниципальных образований Орловской области |
Цель и задачи Программы |
Цель - обеспечение доступности дошкольного образования в Орловской области. Задачи: строительство новых детских садов; капитальный ремонт и реконструкция зданий существующих дошкольных учреждений; обеспечение дополнительного приема детей в действующие дошкольные учреждения за счет более эффективного использования имеющихся площадей; приобретение в муниципальную собственность зданий ведомственных дошкольных учреждений |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
Создание мест в образовательных учреждениях области для детей дошкольного возраста, всего - 2799 мест, в том числе: 2011 год - 865 мест; 2012 год - 266 мест; 2013 год - 160 мест; 2014 год - 830 мест; 2015 год - 678 мест |
Сроки и этапы реализации Программы |
2011 - 2015 годы Реализация Программы предусматривается в один этап |
Объемы и источники финансирования Программы |
Всего - 1037,52 млн рублей, в том числе по годам: 2011 год - 52,369 млн рублей; 2012 - 129,688 млн рублей; 2013 - 245,231 млн рублей; 2014 - 316,232 млн рублей; 2015 - 294,0 млн рублей. Из общего объема: федеральный бюджет - 0 млн рублей; областной бюджет - 961,782 млн рублей (всего), в том числе по годам: 2011 - 23,557 млн рублей; 2012 - 112,029 млн рублей; 2013 - 232,287 млн рублей; 2014 - 303,909 млн рублей; 2015 - 290,0 млн рублей; муниципальный бюджет (прогноз) - 65,738 млн рублей (всего), в том числе по годам: 2011 год - 28,812 млн рублей; 2012 - 7,659 млн рублей; 2013 - 12,944 млн рублей; 2014 - 12,323 млн рублей; 2015 - 4,0 млн рублей; внебюджетные источники (прогноз) - 10 млн рублей (всего), в том числе по годам: 2011 - 0 млн рублей; 2012 - 10,0 млн рублей; 2013 - 0 млн рублей; 2014 - 0 млн рублей; 2015 - 0 млн рублей |
В том числе по направлениям затрат |
Капитальные вложения - 998,960 млн рублей; НИОКР - 0; прочие расходы - 38,56 млн рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: 1. Ввод в эксплуатацию новых детских садов (6 объектов до конца 2015 года) и увеличение количества новых мест (1248 мест до конца 2015 года), в том числе: 2011 год - 0 мест; 2012 год - 0 мест; 2013 год - 1 детский сад на 100 мест; 2014 год - 3 детских сада на 670 мест; 2015 год - 2 детских сада на 478 мест. 2. Увеличение количества мест в существующих дошкольных учреждениях, что позволит дополнительно ввести 546 мест, в том числе: 2011 год - 90 мест; 2012 год - 116 мест; 2013 год - 0 мест; 2014 год - 140 мест; 2015 год - 200 мест. 3. Увеличение количества мест в действующих дошкольных учреждениях до 885 мест мест к 2015 году, в том числе: 2011 год - 655 мест; 2012 год - 150 мест; 2013 год - 60 мест; 2014 год - 20 мест; 2015 год - 0 мест. 4. Увеличение количества мест в муниципаль-ных дошкольных учреждениях Орловской области за счет приобретения в муниципальную собственность зданий ведомственных дошкольных учреждений: 2011 год - 1 детский сад на 120 мест. Показатели социальной эффективности: 1. Увеличение доли детей, охваченных услугами дошкольного образования, от общего числа детей дошкольного возраста до 65%, в том числе по годам: 2011 - 57%; 2012 - 59%; 2013 - 60%; 2014 - 62%; 2015 - 65%. 2. Сокращение доли детей, нуждающихся в устройстве в детский сад, но такими местами не обеспеченных, до 3%, в том числе по годам: 2011 - 17%; 2012 - 14%; 2013 - 11%; 2014 - 8%; 2015 - 3%. 3. Удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования, в том числе по годам: 2011 - 83%; 2012 - 86%; 2013 - 89%; 2014 - 92%; 2015 - 97%; 4. Обеспеченность детского населения местами в дошкольных образовательных учреждениях (число детей на 100 мест), в том числе по годам: 2011 - 96 человек; 2012 - 95 человек; 2013 - 94 человека; 2014 - 92 человека; 2015 - 90 человек. В связи с тем, что Программа носит социальный характер, экономическую эффективность сложно спрогнозировать |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев обозначил одно из направлений для решения демографических проблем - необходимость реализации программ реконструкции старых и строительства новых детских садов, отвечающих современным требованиям.
Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.
В Орловской области дошкольное образование направлено на гармоничное, адекватное возрастным особенностям развитие детей дошкольного возраста. При этом акцент делается на создание равных стартовых возможностей обучения в начальной школе для как можно большего числа детей дошкольного возраста. Это означает, что система дошкольного образования призвана обеспечить любому ребенку дошкольного возраста, в каком бы населенном пункте он не проживал, к какой бы социальной группе он не принадлежал, тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным при обучении в начальной школе и на последующих ступенях обучения. Исходя из перечисленных задач, система дошкольного образования должна быть достаточно гибкой, вариативной, отвечающей социальным запросам родителей.
Дошкольное образование рассматривается как один из факторов улучшения демографической ситуации в Орловской области. С этой точки зрения, увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства ребенка в дошкольное образовательное учреждение, с тем, чтобы женщина-мать могла в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной с минимальным сроком ожидания со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад.
Система дошкольного образования, как обозначено в Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в дошкольном образовательном учреждении.
Актуальность настоящей Программы обусловлена увеличением рождаемости в Орловской области, ростом потребности населения в получении разнообразных образовательных услуг для детей дошкольного возраста.
Положительная динамика рождаемости в Орловской области за последние годы (по данным Орелстата) представлена в таблице 1.
Таблица 1
Показатель |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Число родившихся за год, чел. |
7232 |
7492 |
7926 |
8353 |
8447 |
8767 |
Коэффициент рождаемости (родившихся на 1000 человек населения в год) |
8,6 |
9,0 |
9,6 |
10,2 |
10,4 |
10,6 |
Вместе с тем, в Орловской области произошло сокращение количества детских дошкольных учреждений и снижение охвата детей дошкольного возраста услугами дошкольного образования (таблица 2).
Таблица 2
Показатель |
2005/06 |
2006/07 |
2007/08 |
2008/09 |
2009/10 |
2010/11 |
Количество детских садов |
246 |
231 |
200 |
195 |
186 |
187 |
Количество начальных школ-детских садов |
33 |
37 |
36 |
36 |
23 |
21 |
Охват детей дошкольного возраста услугами дошкольного образования |
72,1% |
58,2% |
50% |
57,4% |
55,1% |
55,6% |
По состоянию на 1 января 2011 года на территории Орловской области функционируют 187 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, кроме того, 1 негосударственный детский сад, 21 образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста и дошкольные группы в 136 общеобразовательных учреждениях.
Дошкольным образованием охвачены 27 683 ребенка, из них 22 783 ребенка (82,3%) - в городах и 4 900 (17,7%) - в сельской местности. 22 327 детей (80,3%) в возрасте от 3 лет и старше. По сравнению с данными 2010 года контингент воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях вырос на 3%.
Количество мест в дошкольных образовательных учреждениях составляет 25 955, что на 1,6% больше чем в предыдущем году. При этом охват детей дошкольным образованием составляет 55,6%, что на 0,5% выше по сравнению с прошлым годом.
В 2010 году показатель обеспеченности детского населения местами в дошкольных образовательных учреждениях области составил 97 детей на 100 мест. Такой показатель сложился в связи с малой наполняемостью дошкольных учреждений, расположенных в сельской местности.
Так, количество мест в дошкольных образовательных учреждениях на селе составляет 6 910 при фактической численности воспитанников - 4 900 человек. Показатель обеспеченности детского населения местами в сельских дошкольных учреждениях составляет 71 ребенок на 100 мест.
В дошкольных образовательных учреждениях, расположенных в городской местности, количество мест составляет 19 045 при фактической численности воспитанников - 22 783 человека. Соответственно, показатель по городам области - 120 детей на 100 мест. При этом, дошкольные учреждения в городе Ливны уплотнены на 122%, в городе Орле - на 135%.
Проблема дефицита мест в детских дошкольных учреждениях по-прежнему актуальна (данные представлены в таблице 3).
Таблица 3
Наименование муниципального образования |
Количество детей от 1 до 7 лет, стоящих в очереди |
г. Орел |
2352 |
г. Ливны |
1078 |
г. Мценск |
0 |
Болховский |
123 |
Верховский |
155 |
Глазуновский |
64 |
Дмитровский |
0 |
Должанский |
26 |
Залегощенский |
46 |
Знаменский |
0 |
Колпнянский |
0 |
Корсаковский |
0 |
Краснозоренский |
0 |
Кромской |
61 |
Ливенский |
0 |
Малоархангельский |
0 |
Мценский |
0 |
Новодеревеньковский |
2 |
Новосильский |
0 |
Орловский |
301 |
Покровский |
0 |
Свердловский |
247 |
Сосковский |
0 |
Троснянский |
0 |
Урицкий |
0 |
Хотынецкий |
48 |
Шаблыкинский |
0 |
Итого |
4503 |
В очереди на получение путевок в детский сад стоят 4 503 ребенка (в городах Орел, Ливны, Болховском, Верховском, Глазуновском, Залегощенском, Кромском, Орловском, Свердловском, Хотынецком районах). Наиболее трудная ситуация сложилась в г. Орле (2352 ребенка), г. Ливны (1078 детей), Орловском районе (301 ребенок), Свердловском районе (247 детей), Верховском районе (155 детей), Болховском районе (123 ребенка), Глазуновском районе (64 ребенка), Кромском районе (61 ребенок).
За период с 1996 года по 2010 год строительство новых дошкольных образовательных учреждений не осуществлялось. На сегодняшний день проблема доступности дошкольного образования для всех категорий граждан в Орловской области в основном решается за счет использования внутренних резервов системы образования, развития различных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях.
За период 2008-2010 годов было открыто 57 дошкольных групп на 1130 мест в Должанском, Колпнянском, Кромском, Ливенском, Мценском, Орловском, Свердловском и Сосковском районах, в городах Орел и Ливны. На эти цели затрачено более 35 млн рублей. Осуществлена реконструкция 7 зданий под детские сады (в Болховском, Колпнянском, Мценском, Орловском, Сосковском районах), стоимость работ составила более 18 млн рублей. Проведен капитальный ремонт 3 детских садов на сумму 2,5 млн рублей в Болховском, Ливенском и Шаблыкинском районах.
Вышеперечисленные мероприятия являются актуальными для развития сети дошкольных образовательных учреждений, поэтому их реализацию целесообразно продолжить в 2011 - 2015 годах в рамках настоящей Программы.
Комплексный подход к решению проблемы нехватки мест в детских садах, четкое планирование работы, поэтапная реализация намеченных мероприятий помогут постепенно увеличить число детей, охваченных услугами дошкольного образования.
Проведенный анализ состояния системы дошкольного образования области позволил выявить ряд проблем:
1. В последнее время наблюдается нарастающее противоречие между емкостью сети дошкольных образовательных учреждений и реальным контингентом воспитанников. Переуплотненность дошкольных учреждений в городе Орле достигает 35%.
2. В настоящее время численность детей, нуждающихся в устройстве в дошкольные учреждения, но такими местами не обеспеченных, составляет 4 503 ребенка. Вместе с тем, срок ожидания получения места в дошкольном учреждении может превышать 1 год.
3. Для муниципальных систем образования характерна неравномерность территориального распределения дошкольных учреждений. Существующее расположение учреждений снижает доступность дошкольного образования в сельской местности, а также в районах новостроек города Орла.
Настоящая Программа определяет основные направления и общие подходы развития сети дошкольных образовательных учреждений на территории Орловской области на период до 2015 года. Программные мероприятия направлены на решение проблемы недостаточной обеспеченности детей дошкольного возраста местами в детских садах в тех муниципальных образованиях области, в которых данная проблема стоит наиболее остро.
Решение существующих проблем необходимо осуществлять на основе программно-целевого метода с учетом региональных особенностей развития системы дошкольного образования и потребностей социума. Реализация Программы предполагает согласованность действий различных структур системы образования на областном и районном уровнях.
Использование программно-целевого метода позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на программных мероприятиях, ориентированных на решение первоочередных задач развития сети дошкольных образовательных учреждений в Орловской области.
В случае отказа от использования программно-целевого метода в реализации мероприятий по обеспечению доступности дошкольного образования не представляется возможным значительное увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях области в рамках текущего финансирования.
Также вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода могут стать:
разрозненность действий органов исполнительной власти Орловской области и органов местного самоуправления, влекущая снижение их ответственности и появление бессистемности в решении стоящих задач;
неэффективное использование бюджетных средств.
II. Цель и задачи Программы с указанием сроков и этапов
ее реализации, целевые индикаторы и показатели
Целью Программы является обеспечение доступности дошкольного образования в Орловской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Строительство новых детских садов.
Целевым показателем является ввод в эксплуатацию новых детских садов (6 объектов до конца 2015 года) и увеличение количества новых мест (1248 мест до конца 2015 года), в том числе:
2011 год - 0 мест;
2012 год - 0 мест;
2013 год - 1 детский сад на 100 мест;
2014 год - 3 детских сада на 670 мест;
2015 год - 2 детских сада на 478 мест.
Сведения о достижении планового значения показателя подтверждаются разрешением на ввод объекта в эксплуатацию.
2. Капитальный ремонт и реконструкция зданий существующих дошкольных учреждений.
Ожидаемым конечным результатом является увеличение количества мест в существующих дошкольных учреждениях, что позволит дополнительно ввести 546 мест, в том числе:
2011 год - 90 мест;
2012 год - 116 мест;
2013 год - 0 мест;
2014 год - 140 мест;
2015 год - 200 мест.
Сведения о достижении планового значения показателя подтверждаются разрешением на ввод объекта в эксплуатацию.
Постановлением Правительства Орловской области от 20 сентября 2011 г. N 321 в пункт 3 раздела II настоящего приложения внесены изменения
3. Обеспечение дополнительного приема детей в действующие дошкольные учреждения за счет более эффективного использования имеющихся площадей.
Решение данной задачи предусматривает достижение следующего целевого показателя - увеличение количества мест в действующих дошкольных учреждениях до 885 мест к 2015 году, в том числе:
2011 год - 570 мест;
2012 год - 150 мест;
2013 год - 60 мест;
2014 год - 20 мест;
2015 год - 0 мест.
4. Приобретение в муниципальную собственность зданий ведомственных дошкольных учреждений.
Целевым показателем результативности станет увеличение количества мест в муниципальных дошкольных учреждениях Орловской области за счет приобретения в муниципальную собственность зданий ведомственных дошкольных учреждений:
2011 год - 1 детский сад на 120 мест.
Данные о достижении плановых значений показателей представляются исполнителями мероприятий.
Сроки реализации Программы 2011 - 2015 годы. В связи с масштабностью мероприятий реализация Программы предусматривается в один этап с ежегодным анализом показателей эффективности, характеризующих изменение проблемной ситуации и степень достижения цели.
Целевые индикаторы и показатели результативности Программы представлены в приложении 1.
III. Система программных мероприятий
В основу механизма формирования и реализации мероприятий Программы заложены следующие принципы:
консолидации средств для развития приоритетных направлений сферы дошкольного образования в Орловской области;
обеспечения эффективного использования средств областного бюджета в соответствии с установленной целью Программы.
В соответствии с обозначенными задачами, решение которых необходимо для обеспечения доступности дошкольного образования в Орловской области, предполагается в 2011 - 2015 годах вести работу по четырем основным направлениям.
3.1. Строительство новых детских садов.
3.1.1. Муниципальное образование "Город Орел".
Программой предусматривается строительство детского сада в микрорайоне "Зареченский" г. Орла (на 298 мест) до конца 2015 года. На эти цели необходимо 181,8 млн рублей.
3.1.2. Муниципальное образование "Город Ливны".
В г. Ливны запланировано строительство 4 детских садов.
Проектная мощность детского сада N 5 (г. Ливны, ул. Солнечная) составляет 260 мест. Необходимый объем средств равен 132,0 млн рублей. Ввод объекта в эксплуатацию запланирован на 2014 год.
Для строительства детского сада N 12 на 100 мест предполагается затратить 41,5 млн рублей за период 2012-2013 гг.
Детский сад N 4 на 260 мест требует капитальных вложений в сумме 132,0 млн рублей в течение 2013-2014 гг.
В период 2014-2015 гг. запланировано строительство детского сада N 10 на 180 мест, необходимый объем средств составляет 91,26 млн рублей.
3.1.3. Муниципальное образование "Верховский район".
Программой предусматривается строительство детского сада в п. Верховье на 150 мест до конца 2014 года. Необходимый объем средств - 95,522 млн рублей.
Данные по строительству новых детских садов представлены в приложении 6 к Программе.
3.2. Капитальный ремонт и реконструкция зданий существующих дошкольных учреждений.
3.2.1. Муниципальное образование "Город Орел".
В 2012 году предполагается проведение капитального ремонта Православного детского сада (на 80 мест), расположенного по адресу: г. Орел, ул. Игнатова, д. 37. По предварительной оценке для проведения капитального ремонта требуется 20 млн рублей.
3.2.2. Муниципальное образование "Болховский район".
В 2012 году будут проведены работы по капитальному ремонту детского сада N 1 в г. Болхове, рассчитанного на 36 мест. Для этого необходимо 8,943 млн рублей, муниципальным бюджетом предусмотрено выделение 0,465 млн рублей.
3.2.3. Муниципальное образование "Должанский район".
В 2011 году запланировано проведение капитального ремонта части детского сада "Сказка" п. Долгое на 90 дополнительных мест. Для осуществления указанного мероприятия необходимо 11,935 млн рублей.
3.2.4. Муниципальное образование "Свердловский район".
В период 2011-2014 гг. запланирована реконструкция детского сада N 1 в п. Змиевка на 140 дополнительных мест. Для этого необходимо 84,0 млн рублей (в ценах 2009 года).
3.2.5. Муниципальное образование "Город Мценск".
В 2013-2015 гг. Программой предусмотрен капитальный ремонт детского сада N 8 в г. Мценске на 200 мест, для чего необходимо 200 млн рублей.
Данные по капитальному ремонту и реконструкции существующих дошкольных учреждений представлены в приложении 6 к Программе.
Постановлением Правительства Орловской области от 20 сентября 2011 г. N 321 в пункт 3.3 раздела III настоящего приложения внесены изменения
3.3. Обеспечение дополнительного приема детей в действующие дошкольные учреждения за счет более эффективного использования имеющихся площадей.
Решение данной задачи планируется осуществить за счет проведения текущего ремонта зданий с целью увеличения предельной наполняемости действующих групп и открытия дополнительных групп в действующих детских садах.
3.3.1. Муниципальное образование "Город Орел".
В 2011 году в 11 дошкольных образовательных учреждениях г. Орла будет дополнительно открыто 280 мест. На эти цели предусмотрено 6,281 млн рублей из муниципального бюджета.
В 2012 году в 7 дошкольных образовательных учреждениях г. Орла будет дополнительно открыто 140 мест. На эти цели предусмотрено 3,349 млн рублей из муниципального бюджета.
В 2013 году в 3 дошкольных образовательных учреждениях г. Орла будет дополнительно открыто 60 мест. На эти цели предусмотрено 1,151 млн рублей из муниципального бюджета.
В 2014 году в 1 дошкольном образовательном учреждении г. Орла будет дополнительно открыто 20 мест. На эти цели предусмотрено 0,37 млн рублей из муниципального бюджета.
3.3.2. Муниципальное образование "Верховский район".
Программой предусмотрено расширение действующих дошкольных учреждений, а именно: создание 20 мест в детском саду N 1 в п. Верховье (необходимый объем средств - 0,89 млн рублей, в том числе 0,1 млн рублей за счет муниципального бюджета) и 10 мест в Мичуринском детском саду Верховского района (необходимый объем средств - 0,5 млн рублей, в том числе 0,04 млн рублей за счет муниципального бюджета).
3.3.3. Муниципальное образование "Глазуновский район".
В 2011 году планируется провести мероприятия по ремонту филиала "Колокольчик" детского сада N 1 п. Глазуновка, что позволит дополнительно создать 15 мест. На эти цели предусмотрено 0,11 млн рублей из муниципального бюджета.
3.3.4. Муниципальное образование "Корсаковский район".
В д. Малое Теплое Корсаковского района в 2012 году будет проведен текущий ремонт здания для размещения в нем дошкольной группы на 10 мест. Объем затрат составит 0,526 млн рублей, в том числе 0,042 млн рублей за счет средств муниципального бюджета.
3.3.5. Муниципальное образование "Кромской район".
В 2011 году предполагается проведение текущего ремонта дошкольного отделения Кромской начальной школы п. Кромы на 40 мест. Необходимый объем средств составляет 0,6 млн рублей, в том числе 0,1 млн рублей за счет муниципального бюджета.
В дошкольном отделении Вожовской средней школы Кромского района планируется открытие 1 группы на 20 мест. На указанные цели требуется 0,444 млн рублей, из них 0,144 млн рублей предусмотрено в муниципальном бюджете.
3.3.6. Муниципальное образование "Орловский район".
В 2011 году для решения поставленной задачи по более эффективному использованию имеющихся площадей в Орловском районе запланирован текущий ремонт:
дошкольного отделения Михайловской средней школы Орловского района на 20 мест (необходимый объем средств - 1,482 млн рублей, в том числе 0,5 млн рублей за счет муниципального бюджета);
дошкольного отделения Лавровской средней школы Орловского района на 20 мест (необходимый объем средств - 1,022 млн рублей, в том числе 0,4 млн рублей за счет муниципального бюджета);
Паюсовского филиала Моховицкой средней школы Орловского района на 15 мест (необходимый объем средств - 2,79 млн рублей, в том числе 1,0 млн рублей за счет муниципального бюджета);
дошкольного отделения Стрелецкой средней школы Орловского района на 40 мест (необходимый объем средств - 5,01 млн рублей, в том числе 1,27 млн рублей за счет муниципального бюджета).
дошкольной группы начальной школы в п. Куликовский Орловского района на 20 мест (необходимый объем средств - 2,9 млн рублей, в том числе 0,73 млн рублей за счет муниципального бюджета).
3.3.7. Муниципальное образование "Свердловский район".
В 2011 году в 2 образовательных учреждениях Свердловского района будет дополнительно создано 20 мест, на эти цели предполагается затратить 0,067 млн рублей за счет средств муниципального бюджета.
3.3.8. Муниципальное образование "Хотынецкий район".
В 2011 году предусмотрено открытие 60 мест для детей дошкольного возраста в Хотынецкой начальной школе, на эти цели в муниципальном бюджете предусмотрено 0,124 млн рублей.
Запланировано проведение текущего ремонта детского сада в п. Жудерский Хотынецкого района для размещения в нем дошкольных групп на 45 мест. Объем затрат составит 0,339 млн рублей, в том числе 0,027 млн рублей за счет средств муниципального бюджета. Текущий ремонт Ивановского детского сада Хотынецкого района позволит открыть 30 мест для детей дошкольного возраста. Необходимый объем средств - 0,381 млн рублей, в том числе 0,033 млн рублей за счет муниципального бюджета.
Данные по увеличению мест в дошкольных учреждениях за счет внутренних резервов представлены в приложении 6 к Программе.
3.4. Приобретение в муниципальную собственность зданий ведомственных дошкольных учреждений.
Решен вопрос о передаче в муниципальную собственность города Орла здания бывшего детского сада N 76 ОАО "Российские железные дороги" на 120 мест. Для его приобретения, оборудования и проведения ремонтных работ необходимо 10,224 млн рублей. Указанные средства предусмотрены в муниципальном бюджете.
Данные представлены в приложении 6 к Программе.
Постановлением Правительства Орловской области от 20 сентября 2011 г. N 321 в раздел IV настоящего приложения внесены изменения
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
При планировании ресурсного обеспечения Программы учитывались существующая ситуация в бюджетной сфере на региональном и муниципальном уровнях, высокая экономическая и социальная значимость проблемы, а также реальная возможность ее решения при вовлечении в совместную деятельность всех участников реализации Программы.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного и муниципальных бюджетов, а также внебюджетных источников. Объемы бюджетных ассигнований из областного бюджета подлежат ежегодному уточнению при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Финансовое обеспечение Программы будет осуществляться согласно перечню мероприятий Программы. Финансирование мероприятий Программы ежегодно уточняется законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
По предварительным прогнозным данным, общая сумма расходов на финансирование Программы составит 1037,52 млн рублей, в том числе по годам:
2011 - 52,369 млн рублей;
2012 - 129,688 млн рублей;
2013 - 245,231 млн рублей;
2014 - 316,232 млн рублей;
2015 - 294,0 млн рублей.
Из общего объема:
федеральный бюджет - 0 млн рублей;
областной бюджет - 961,782 млн рублей (всего), в том числе по годам:
2011 - 23,557 млн рублей;
2012 - 112,029 млн рублей;
2013 - 232,287 млн рублей;
2014 - 303,909 млн рублей;
2015 - 290,0 млн рублей;
муниципальный бюджет - 65,738 млн рублей (всего), в том числе по годам:
2011 - 28,812 млн рублей;
2012 - 7,659 млн рублей;
2013 - 12,944 млн рублей;
2014 - 12,323 млн рублей;
2015 - 4,0 млн рублей;
внебюджетные источники - 10 млн рублей (всего), в том числе по годам:
2011 - 0 млн рублей;
2012 - 10,0 млн рублей;
2013 - 0 млн рублей;
2014 - 0 млн рублей;
2015 - 0 млн рублей.
По направлениям затрат финансирование Программы распределяется следующим образом:
капитальные вложения - 998,960 млн рублей;
НИОКР - 0;
прочие расходы - 38,56 млн рублей.
Структура финансирования Программы представлена в приложении 2.
Территориальная структура финансирования Программы из средств областного бюджета представлена в приложении 3.
Структура финансирования Программы из средств областного бюджета по главным распорядителям бюджетных средств представлена в приложении 4.
Финансово-экономическое обоснование расходов из средств областного бюджета представлено в приложении 5 к Программе.
Контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы, осуществляют Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области, Департамент образования, культуры и спорта Орловской области, контрольное управление Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области, Контрольно-счетная палата Орловской области.
При реализации Программы существует риск, связанный с неполным или несвоевременным финансированием, что повлечет невыполнение мероприятий в запланированные сроки.
V. Механизм реализации Программы,
управление реализацией и мониторинг Программы
Успех реализации Программы зависит от четкого и слаженного взаимодействия государственного заказчика, руководителя и ответственных исполнителей Программы, совместная работа которых заложена в основу механизма реализации Программы.
Руководитель Программы в своих действиях по обеспечению ее реализации подотчетен заказчику Программы и по его поручению:
1) осуществляет текущее управление реализацией Программы;
2) несет ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы, осуществляет управление ее исполнителями, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
3) ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, состав исполнителей;
4) обеспечивает своевременное, в соответствии с установленными сроками, представление в Департамент экономики Орловской области полной и достоверной информации о ходе реализации Программы;
5) несет ответственность за своевременность и достоверность представляемой информации об эффективности реализации Программы;
6) в целях обеспечения информационной открытости деятельности органов государственной власти Орловской области размещает информацию о ходе реализации Программы, результатах мониторинга Программы в средствах массовой информации и сети Интернет.
Кроме того, руководитель Программы:
осуществляет взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления и другими участниками Программы по вопросам реализации Программы;
ежегодно отчитывается перед заказчиком Программы о ходе ее исполнения, соблюдении сроков и качестве выполнения мероприятий.
Ответственные исполнители Программы:
руководитель Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области;
руководитель Департамента образования, культуры и спорта Орловской области;
органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых планируется реализация мероприятий Программы, уполномоченные на их реализацию.
Ответственные исполнители Программы:
1) определяют порядок расходования бюджетных средств для реализации программных мероприятий (порядок и условия предоставления средств определяются нормативным правовым актом, разрабатываемым Департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области и Департаментом образования, культуры и спорта Орловской области);
2) участвуют в подготовке соглашений на выполнение программных мероприятий;
3) участвуют в реализации Программы на основании заключенных соглашений и отвечают за выполнение ее мероприятий;
4) в установленном порядке несут ответственность:
за использование финансовых средств, выделенных на реализацию программных мероприятий;
своевременное представление полной и достоверной информации о ходе выполнения программных мероприятий;
5) участвуют в подготовке отчетных материалов по вопросам реализации Программы по заданию руководителя Программы.
Исполнители программных мероприятий предоставляют руководителю Программы отчетную информацию о ходе ее реализации не позднее 2 числа месяца, следующего за отчетным.
Руководитель Программы представляет сводную информацию о ходе ее реализации в Департамент экономики Орловской области в сроки, установленные постановлением Правительства Орловской области от 29 июня 2009 года N 69 "О работе с долгосрочными областными целевыми программами".
Программа считается завершенной, и ее финансирование прекращается после завершения сроков реализации Программы, выполнения всех программных мероприятий или достижения целей Программы. Руководитель Программы, при необходимости, вносит в Департамент экономики Орловской области предложения (с обоснованиями) о продлении срока ее реализации.
Внесение изменений и дополнений, досрочное прекращение Программы осуществляется постановлением Правительства Орловской области. Изменения в объемы финансирования Программы осуществляются постановлением Правительства Орловской области с одновременным внесением изменений в закон об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Программа носит межведомственный характер. К участию в реализации Программы привлекаются органы исполнительной государственной власти Орловской области, муниципальные органы исполнительной власти, заинтересованные организации различных форм собственности.
Обеспечение координации деятельности органов исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, а также их структурных подразделений осуществляет руководитель Программы.
Ожидаемая эффективность реализации Программы будет оцениваться путем проведения ежегодного мониторинга.
Постановлением Правительства Орловской области от 20 сентября 2011 г. N 321 в раздел VI настоящего приложения внесены изменения
VI. Условия предоставления и методика распределения субсидий
для местных бюджетов на реализацию аналогичных программ,
реализуемых за счет средств местных бюджетов
Данный раздел определяет цели, условия предоставления и расходования субсидий, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Орловской области на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию зданий муниципальных образовательных учреждений, оказывающих услуги дошкольного образования, а также на обеспечение дополнительного приема детей в действующие дошкольные учреждения за счет более эффективного использования имеющихся площадей (далее - субсидии).
Субсидии предоставляются тем муниципальным образованиям, в которых количество мест в дошкольных образовательных учреждениях меньше числа детей, нуждающихся в устройстве в детский сад.
Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов Орловской области (далее - муниципальные образования) в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории соответствующего муниципального образования.
Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований при условии:
принятия муниципального правового акта об утверждении муниципальной целевой программы, устанавливающей расходные обязательства муниципального образования по строительству, капитальному ремонту и реконструкции зданий муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования (далее - объекты), а также обеспечению дополнительного приема детей в действующие дошкольные учреждения за счет более эффективного использования имеющихся площадей;
принятия муниципального правового акта о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период, предусматривающего бюджетные ассигнования на исполнение указанных расходных обязательств в объеме, равном не менее пяти процентов от сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту и реконструкции объектов, а также не менее восьми процентов от сметной стоимости работ по обеспечению дополнительного приема детей в действующие дошкольные учреждения за счет более эффективного использования имеющихся площадей;
заключения между уполномоченным органом исполнительной власти Орловской области и уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных образований соглашений о предоставлении субсидии.
В соглашениях должны быть предусмотрены:
а) целевое назначение субсидии;
б) условия предоставления и расходования субсидии, в том числе соблюдение муниципальными образованиями условий софинансирования расходов на строительство, капитальный ремонт и реконструкцию объектов, а также обеспечение дополнительного приема детей в действующие дошкольные учреждения за счет более эффективного использования имеющихся площадей;
в) объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на предоставление субсидии;
г) график перечисления субсидии;
д) порядок осуществления контроля за соблюдением условий, установленных для предоставления и расходования субсидии;
е) сроки и порядок представления отчетности об осуществлении расходов муниципального бюджета, источником финансового обеспечения которого является субсидия;
ж) порядок использования остатка субсидии, не использованной в текущем финансовом году;
з) ответственность сторон за нарушение условий соглашения.
Органом, уполномоченным Правительством Орловской области на заключение соглашения и предоставление субсидии на строительство, капитальный ремонт и реконструкцию объектов, является Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области. Органом, уполномоченным Правительством Орловской области на заключение соглашения и предоставление субсидии на обеспечение дополнительного приема детей в действующие дошкольные учреждения за счет более эффективного использования имеющихся площадей, является Департамент образования, культуры и спорта Орловской области.
Субсидии предоставляются муниципальным образованиям в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, кассовым планом исполнения областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на указанные цели, и на основании заключенных соглашений.
Уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования для получения субсидии на строительство, капитальный ремонт и реконструкцию объектов представляет в Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области, на обеспечение дополнительного приема детей в действующие дошкольные учреждения за счет более эффективного использования имеющихся площадей - в Департамент образования, культуры и спорта Орловской области следующие документы:
1. Единовременно, в сроки, установленные нормативным правовым актом Правительства Орловской области:
заявление о предоставлении субсидий по утвержденной Правительством Орловской области форме;
копию муниципального правового акта об утверждении муниципальной целевой программы, устанавливающей расходные обязательства муниципального образования по строительству, капитальному ремонту и реконструкции объектов, обеспечению дополнительного приема детей в действующие дошкольные учреждения за счет более эффективного использования имеющихся площадей;
выписку из муниципального правового акта о бюджете муниципального образования на текущий финансовый год (на текущий финансовый год и плановый период), предусматривающего бюджетные ассигнования на исполнение указанных расходных обязательств в размере, равном не менее 5 процентов от сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту и реконструкции объектов, а также не менее 8 процентов от сметной стоимости работ по обеспечению дополнительного приема детей в действующие дошкольные учреждения за счет более эффективного использования имеющихся площадей.
2. Ежемесячно, в срок до 2 числа месяца и не позднее 1 декабря текущего финансового года:
копии муниципальных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, капитальному ремонту и реконструкции объектов, обеспечению дополнительного приема детей в действующие дошкольные учреждения за счет более эффективного использования имеющихся площадей;
копии платежных документов об оплате за счет средств бюджета муниципального образования работ по строительству, капитальному ремонту и реконструкции объектов, обеспечению дополнительного приема детей в действующие дошкольные учреждения за счет более эффективного использования имеющихся площадей.
Расчет субсидии на строительство, капитальный ремонт и реконструкцию объектов осуществляется по следующей формуле:
, где:
Сi - размер субсидии бюджету i-го муниципального образования;
Пi - объем средств, необходимый i-му муниципальному образованию согласно представленному заявлению;
С - общий объем средств, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год, на выплату субсидий;
П - общий объем средств, необходимый муниципальным образованиям, согласно представленным заявлениям;
0,95 - уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования за счет субсидии.
Субсидии на строительство, капитальный ремонт и реконструкцию объектов перечисляются Департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области в бюджеты муниципальных образований на лицевые счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства по Орловской области для кассового обслуживания исполнения соответствующих бюджетов муниципальных образований, по мере представления копий контрактов (договоров) и платежных документов.
Расчет субсидии на обеспечение дополнительного приема детей в действующие дошкольные учреждения за счет более эффективного использования имеющихся площадей осуществляется по следующей формуле:
, где:
Si - размер субсидии бюджету i-го муниципального образования;
Пi - объем средств, необходимый i-му муниципальному образованию согласно представленному заявлению;
C - общий объем средств, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год, на выплату субсидий;
П - общий объем средств, необходимый муниципальным образованиям, согласно представленным заявлениям;
0,92 - уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования за счет субсидии.
Субсидии на обеспечение дополнительного приема детей в действующие дошкольные учреждения за счет более эффективного использования имеющихся площадей перечисляются Департаментом образования, культуры и спорта Орловской области в бюджеты муниципальных образований на лицевые счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства по Орловской области для кассового обслуживания исполнения соответствующих бюджетов муниципальных образований, по мере представления копий контрактов (договоров) и платежных документов.
Субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели, не предусмотренные настоящим разделом.
Эффективность использования субсидий оценивается на основе следующих показателей:
а) увеличение доли детей, охваченных услугами дошкольного образования, от общего числа детей дошкольного возраста, проживающих на территории данного муниципального образования;
б) объем ввода (степень готовности) объектов.
Ежемесячно до 2 числа месяца, следующего за отчетным, уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования представляет в уполномоченный орган исполнительной власти Орловской области отчет о целевом использовании субсидии (с приложением подтверждающих документов) и отчет об эффективности использования субсидий (далее - отчеты) по утвержденным нормативным правовым актом Правительства Орловской области формам.
Правительство Орловской области перераспределяет субсидии между бюджетами муниципальных образований в первом и четвертом квартале текущего финансового года на основании предоставленных отчетов.
Субсидии, не использованные в текущем финансовом году, подлежат возврату в бюджет Орловской области.
В случае нецелевого использования субсидии соответствующие средства взыскиваются в областной бюджет в установленном законодательством порядке.
Ответственность за результативность, целевое использование субсидии, а также достоверность и своевременность представляемых сведений возлагается на уполномоченные органы местного самоуправления муниципальных образований.
Контроль за целевым использованием уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных образований субсидий на строительство, капитальный ремонт и реконструкцию объектов возлагается на Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области, на обеспечение дополнительного приема детей в действующие дошкольные учреждения за счет более эффективного использования имеющихся площадей - на Департамент образования, культуры и спорта Орловской области.
VII. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Оценка эффективности реализации мероприятий Программы производится по показателям, представленным в приложении 1.
Социальной эффективностью программы считаются:
1. Увеличение доли детей, охваченных услугами дошкольного образования, от общего числа детей дошкольного возраста до 65%, в том числе по годам:
2011 - 57%;
2012 - 59%;
2013 - 60%;
2014 - 62%;
2015 - 65%.
Оставшиеся 35% детей, не охваченных дошкольным образованием, относятся к следующим категориям:
дети, чьи родители не работают или не желают отдавать ребенка в детский сад;
дети, находящиеся на домашнем воспитании по медицинским показаниям или из-за диспропорций в территориальной доступности дошкольных учреждений (в сельской местности);
дети, посещающие учреждения дополнительного образования, группы кратковременного пребывания, выходного дня и прочее.
2. Сокращение доли детей, нуждающихся в устройстве в детский сад, но такими местами не обеспеченных, до 3%, в том числе по годам:
2011 - 17%;
2012 - 14%;
2013 - 11%;
2014 - 8%;
2015 - 3%.
3. Удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования, в том числе по годам:
2011 - 83%;
2012 - 86%;
2013 - 89%;
2014 - 92%;
2015 - 97%.
4. Обеспеченность детского населения местами в дошкольных образовательных учреждениях (число детей на 100 мест), в том числе по годам:
2011 - 96 человек;
2012 - 95 человек;
2013 - 94 человека;
2014 - 92 человека;
2015 - 90 человек.
Целевые индикаторы Программы рассчитываются ежегодно по состоянию на 1 сентября. Для расчетов используется следующая методика:
1. Доля детей, охваченных услугами дошкольного образования, от общего числа детей дошкольного возраста.
, где:
Д - доля детей, охваченных услугами дошкольного образования, от общего числа детей дошкольного возраста (от 1 года до 7 лет);
Чо - численность детей, охваченных услугами дошкольного образования;
Ч - общее число детей дошкольного возраста (от 1 года до 7 лет);
в - численность детей 5-7 лет, обучающихся в 1 классе.
2. Доля детей, нуждающихся в устройстве в детский сад, но такими местами не обеспеченных.
, где:
Дд - доля детей, нуждающихся в устройстве в детский сад, но такими местами не обеспеченных;
Чн - число детей, нуждающихся в устройстве в детский сад, но такими местами не обеспеченных (очередь);
Чо - численность детей, охваченных услугами дошкольного образования.
3. Удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования.
, где:
У - удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования;
Чо - численность детей, охваченных услугами дошкольного образования;
Чн - число детей, нуждающихся в устройстве в детский сад, но такими местами не обеспеченных (очередь).
4. Обеспеченность детского населения местами в дошкольных образовательных учреждениях (число детей на 100 мест).
, где:
О - обеспеченность детского населения местами в дошкольных образовательных учреждениях;
Чо - численность детей, охваченных услугами дошкольного образования;
М - общее количество мест в учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Программа носит социальный характер, результаты реализации ее мероприятий будут оказывать влияние на различные стороны жизни региона и общества на протяжении длительного времени. В частности, она позволит добиться следующих позитивных изменений:
повысить доступность дошкольного образования для детей из разных социальных групп и слоев населения, независимо от места жительства и доходов родителей;
сохранить и увеличить сеть муниципальных дошкольных образовательных учреждений, обеспечив наиболее полный охват детей услугами дошкольного образования;
сократить число детей, не обеспеченных местами в дошкольных учреждениях, а также срок ожидания в очереди со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад;
увеличить количество малозатратных вариативных форм дошкольного образования в соответствии с потребностями населения.
В связи с тем, что Программа носит социальный характер, экономическую эффективность сложно спрогнозировать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.