Апелляционное определение Орловского областного суда
от 14 ноября 2012 г. N 33-2175
Б.Н.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование иска указывала, что в период с июня 1999 по 13.03.2006 г. фактически проживала с семьей в д. Хардиково Орловского района Орловской области, территория которой отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Полагая, что проживание в указанном населенном пункте дает ей право на уменьшение возраста выхода на пенсию на 2 года, обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области за назначением досрочной пенсии с момента достижения необходимого возраста, в чем ответчиком было отказано со ссылкой, что на дату подачи заявления у истца отсутствует право на снижение общеустановленного возраста на 2 года, т.е. в возрасте 52 лет, поскольку период проживания в д. Хардиково с 15.08.2003 по 13.03.2006 не подтвержден регистрацией по месту жительства.
Считая данный отказ незаконным, просила суд признать за ней право на назначение пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста на два года, обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить ей пенсию по старости с момента обращения с заявлением о назначении пенсии.
Уточнив исковые требования, просила признать право на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста, в связи с проживанием в зоне с льготным социально - экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 (два) года, обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии с <дата>.
Представитель ответчика П.И.В. исковые требования не признала.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального права.
Указывает на то, что права на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в возрасте 52 лет Б.Н.А. не имеет, т.к. период проживания в зоне с льготным социально - экономическим статусом с 15.08.2003 по 13.03.2006 не подтвержден регистрацией по месту жительства.
Кроме того, в соответствии с Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении пенсиях в Российской Федерации" пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на нее. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда РФ заявления со всеми необходимыми документами. Отказ истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости не признан судом необоснованным. Право устанавливается судом и возникает с момента подачи заявления о назначении пенсии после вступления решения суда в законную силу
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 7 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа.
В соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
На основании п.п. 7, 8 ст. 13 Закона N 1244-1 от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение, а также граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В силу ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом в примечании к ст. 35 указанного Закона установлено, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 N 237-р и Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 N 1582 территория д. Хардиково Орловского района Орловской области с 26.04.1986 по настоящее время отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Судом установлено, что в период с 15.08.2003 по 13.03.2006 Б.Н.А. проживала в д Хардиково Орловского района Орловской области - в зоне с льготным социально-экономическим статусом без регистрации.
При этом факт проживания Б.Н.А. в д. Хардиково Орловского района, Орловской области подтверждается собранными по делу доказательствами: справками Платоновской сельской администрации Орловского района Орловской области, записями похозяйственной книги, договором дарения доли жилого дома в деревне Хардиково, показаниями свидетеля Г.В.Л.
Учитывая, что период проживания истца в льготной зоне, подтвержденный регистрацией, составил 6 лет 2 мес. 23 дня, а также фактическое проживание в данной зоне в период с 15.08.2003 по 13.03.2006, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Б.Н.А. имеет право на снижение пенсионного возраста на 2 года (на 1 год за каждые 4 года проживания), т.е. право выхода на пенсию она приобрела по достижении возраста 53 лет.
Принимая во внимание, что с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии истец обратилась в июне 2012, а полные 53 года исполнились истце <дата> года, суд первой инстанции правомерно обязал ответчика назначить ей досрочно пенсию с <дата>.
П.п. 1, 2 ст. 19 ФЗ N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
С учетом приведенной нормы указание в жалобе на то, что право на получение досрочной трудовой пенсии устанавливается судом и возникает с момента подачи заявления о назначении пенсии после вступления решения суда в силу основано на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем, не может повлечь отмену постановленного судом решения.
Установив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, правильно определив материальный закон, подлежащий применению, надлежаще оценив доказательства по делу, суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, и оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 17 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Орловского областного суда от 14 ноября 2012 г. N 33-2175 Указание в жалобе на то, что право на получение досрочной трудовой пенсии устанавливается судом и возникает с момента подачи заявления о назначении пенсии после вступления решения суда в силу основано на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем, не может повлечь отмену постановленного судом решения (извлечение)
Текст определения официально опубликован не был