Апелляционное определение Орловского областного суда
от 3 октября 2012 г. N 33-1861
Г.Н.Е. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (далее - ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе) о признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование требований указывала, что с (дата) по (дата) работала заместителем председателя по реализации сельскохозяйственной продукции в Агрофирме "Т" (с (дата) по (дата) в КХ "Т"), расположенной в п. Березуй Болховского района Орловской области.
Полагая, что проживая в п. Березуй Болховского района Орловской области, относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, приобрела право на снижение пенсионного возраста для назначения пенсии по старости, она (дата) обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года.
Однако ответчик отказал ей в назначении пенсии, поскольку в периоды с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) КХ "Т" не производились начисления и уплата страховых взносов.
Считая отказ ответчика незаконным, просила суд установить факт проживания в период с (дата) по настоящее время и факт работы в Агрофирме "Т" с (дата) по (дата) и в КХ "Т" с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) в п. Березуй Болховского района Орловской области, обязать ответчика назначить досрочную пенсию по старости с (дата).
В ходе рассмотрения дела истица уточнила исковые требования и окончательно просила суд признать за истцом право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 3 года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, включив период с (дата) по (дата), обязать ответчика назначить пенсию по старости и осуществлять выплату пенсии с (дата), то есть даты обращения с заявлением о назначении пенсии.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе просит отменить решение суда, мотивируя тем, что у суда не было законных оснований для удовлетворения требований Г.Н.Е., поскольку проживание ее в зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорный период не подтверждено регистрацией по месту жительства.
Также ссылается на то, что истице пенсия по старости не может быть назначена со дня ее первоначального обращения, так как право на пенсию может возникнуть у Г.Н.Е. только с момента вступления решения суда в законную силу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного решения.
В соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В примечании к ст. 35 приведенного Закона РФ указано, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Из материалов дела следует, что Г.Н.Е., (дата) года рождения, с 22.07.1980 зарегистрирована по адресу: (адрес) (л.д. 7).
Судом при разрешении спора установлено, что Г.Н.Е., хотя и была зарегистрирована в г. Орле, но фактически в период с 01.01.2002 по 31.01.2004 проживала и работала по адресу: Орловская область, Болховский район, п. Березуй.
Обстоятельства того, что Г.Н.Е. в спорный период проживала в зоне с льготным социально-экономическим статусом, подтверждаются справкой Администрации Новосинецкого сельского поселения Болховского района Орловской области N 210 от (дата), из которой следует, что Г.Н.Е., 1960 г.р., работала заместителем председателя по реализации сельскохозяйственной продукции в Агрофирме "Т", расположенной в п. Березуй Болховского района Орловской области и проживала с (дата) по (дата), а с (дата) по (дата) принята членом КХ "Т", расположенного в п. Березуй Болховского района Орловской области (л.д. 12-13); копией трудовой книжки, согласно которой истица в период с (дата) по (дата) являлась членом КХ "Т" (л.д. 8-10); справкой б/н от (дата), выданной главой КХ "Т" ФИО 6 о том, что Г. в период с (дата) по (дата) работала в КХ "Т", расположенного в п. Березуй Болховского района Орловской области (л.д. 14), а также записями похозяйственной книги Администрации Новосинецкого сельского поселения Болховского района Орловской области, где в списке членов хозяйства значатся ФИО 6 и жена Г.Н.Е., (дата) г.р., работающая в КХ "Т"с (дата) по (дата) (л.д. 44-47).
Факт работы и постоянного проживания Г.Н.Е. в п. Березуй Болховского района, Орловской области подтверждается также показаниями свидетелей ФИО 7, ФИО 8, ФИО 9, ФИО 10, ФИО 11, ФИО 6, которые пояснили, что истица с 1990-х годов постоянно проживала в п. Березуй Болховского района Орловской области.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона РФ от (дата) N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" применяется перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства РФ N от (дата) (в ред. Постановления Правительства РФ от (дата) N, с изменениями, внесенными решениями Верховного Суда РФ от (дата) N ГКПИ01-1757, от (дата) N ГКПИ02-1146, (дата) N ГКПИ2002-1291), указан населенный пункт Березуй Болховского района Орловской области, как зона проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с (дата)
Установив изложенные обстоятельства, свидетельствующие о том, что истец в спорный период времени постоянно проживала в п. Березуй Болховского района Орловской области, относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании за Г.Н.Е. права на снижение пенсионного возраста для назначения пенсии по старости, установленного ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"на 3 года.
По указанным основаниям довод жалобы о том, что у суда не было законных оснований для удовлетворения требований Г.Н.Е., поскольку проживание ее в зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорный период не подтверждено регистрацией по месту жительства, не влечет отмену решения суда.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 19 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Удовлетворяя требования Г.Н.Е. и обязывая ответчика назначить ей пенсию с (дата), суд первой инстанции исходил из того, что на указанную дату у истца возникло право на назначение льготной пенсии, однако ей в этом было неправомерно отказано.
Судебная коллегия находит выводы суда законными и обоснованными, а доводы апелляционной жалобы ответчика несостоятельными. Суд обоснованно обязал пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, поскольку это установлено ст. 19 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской федерации".
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика и отмены состоявшегося решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 6 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Орловского областного суда от 3 октября 2012 г. N 33-1861 Судебная коллегия находит выводы суда законными и обоснованными, а доводы апелляционной жалобы ответчика несостоятельными. Суд обоснованно обязал пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган (извлечение)
Текст определения официально опубликован не был