Апелляционное определение Орловского областного суда
от 9 октября 2012 г. N 33-1898
Щ.Л.Н. обратилась в суд с иском к Министерству финансов РФ, казначейству Орловской области о возмещении убытков.
В обоснование заявленных требований указала, что является (...) с диагнозом (...), который входит в перечень заболеваний, возникновение и обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на ПО "М" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
Согласно заключению (...) истице рекомендован (...), который входит в перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи гражданам, сохранившим за собой право на получение набора социальных услуг.
Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области на заявление Щ.Л.Н. от 19.08.2011 г. о предоставлении (...) бесплатно, ответил отказом.
На основании решения Советского районного суда г. Орла от 18.11.2011 г. вышеуказанный отказ Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области признан незаконным. Кассационным определением Орловского областного суда от 21.12.2011 г. резолютивная часть решения Советского районного суда была дополнена указанием об обязании Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области бесплатно обеспечить истице лечение лекарственным (...) по (...) рекомендованным (...) в 2011 года, в установленном законом порядке.
Указывала, что в связи с тем, что была незаконно лишена возможности получать лекарственный препарат бесплатно, приобретала его за личные средства, в связи, с чем просила суд, с учетом уточненных требований, взыскать с казны Орловской области через Департамент финансов Орловской области сумму ущерба в размере (...) рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда изменить.
Полагает, что расчет размера компенсации за приобретенный истицей на личные средства препарат (...) должен производиться за период с 07.09.2011 г. по 31.12.2011 г., так как Департамент здравоохранения и социального развития отказал Щ.Л.Н. в предоставлении указанного препарата бесплатно 07.09.2011 г.
Указывает, что в резолютивной части решения суд не указал за счет каких денежных средств должна быть взыскана сумма ущерба.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Закона, предоставляется дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.
Согласно пункту 8 статьи 6.1 названного Закона, право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, (...).
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты. Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Согласно ст. 4.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи", полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: организация размещения заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам. Таким образом, обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с фармацевтическими организациями.
Согласно п. 2, 4 ст. 4.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи", средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 ст. 4.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Судом установлено, что Щ.Л.Н. с 17.06.2011 года является (...). Согласно заключению (...) от 15.03.2011 г. Щ.Л.Н. необходимо принимать лекарственный препарат (...). Решением Советского районного суда г. Орла от 18.11.2011 г. исковые требования Щ.Л.Н. к Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области по факту незаконного отказа в предоставлении бесплатного обеспечения лекарственным препаратом, были удовлетворены. На Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области судом возложена обязанность бесплатно обеспечить Щ.Л.М. лечением лекарственным препаратом (...), рекомендованным (...) в 2011 году. Кассационным определением Орловского областного суда от 21.12.2011 года решение Советского районного суда г. Орла от 18.11.2011 г. оставлено без изменения.
С учетом установленных обстоятельств, вышеуказанных норм законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Щ.Л.Н., является (...), относится к категории граждан, которым предоставляется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг, в том числе обеспечение необходимыми лекарственными препаратами с 17.06.2011 г., т. е. с момента установления (...). В связи с чем, довод апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно в пользу Щ.Л.Н. взысканы денежные средства затраченные ею на приобретение лекарственного препарата (...) за период с 17.06.2011 г. по 31.12.2011 г., судебная коллегия считает несостоятельным. Довод апелляционной жалобы о том, что в резолютивной части решения суда не указано за счет каких денежных средств должна быть взыскана сумма ущерба не может явиться основанием для отмены решения, поскольку определением Советского районного суда г. Орла от 27.07.2012 года суд разъяснил Департаменту финансов Орловской области, что сумма ущерба в пользу Ш.Л.Н. в размере (...) подлежит взысканию за счет средств казны Орловской области.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела судом первой инстанции установлены на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов и возражений, участвующих в деле лиц. Выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и требованиям закона, оснований для отмены решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда, определила: решение Советского районного суда г. Орла от 20 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента финансов Орловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Орловского областного суда от 9 октября 2012 г. N 33-1898 Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела судом первой инстанции установлены на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов и возражений, участвующих в деле лиц. Выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и требованиям закона, оснований для отмены решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам, не имеется (извлечение)
Текст определения официально опубликован не был