Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к долгосрочной областной целевой программе
"Энергосбережение в Орловской области
на 2011-2015 годы"
Подпрограмма
"Энергоэффективность в промышленности и топливно-энергетическом
комплексе" долгосрочной областной целевой программы "Энергосбережение
в Орловской области на 2011-2015 годы"
Паспорт подпрограммы
"Энергоэффективность в промышленности и
топливно-энергетическом комплексе"
Наименование подпрограммы |
"Энергоэффективность в промышленности и топливно-энергетическом комплексе" долгосрочной областной целевой программы "Энергосбережение в Орловской области на 2011 - 2015 годы" (далее также - подпрограмма 3) |
Основание для разработки подпрограммы 3 |
Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению экологической и энергетической эффективности российской экономики"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года N 1830-р; распоряжение Правительства Орловской области от 1 июля 2010 года N 244-р |
Государственный заказчик подпрограммы 3 |
Правительство Орловской области |
Руководитель подпрограммы 3 |
руководитель Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области |
Основные разработчики подпрограммы 3 |
Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области (далее также - Департамент) |
Ответственный исполнитель подпрограммы 3 |
начальник управления промышленности и информатизации Орловской области |
Цель подпрограммы 3 |
повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в промышленности и топливно-энергетическом комплексе на территории Орловской области |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели подпрограммы 3 |
экономия топливно-энергетических ресурсов в натуральном и стоимостном выражении. Процент учтенных энергоресурсов. |
Задачи подпрограммы 3 |
разработка рекомендаций по оптимизации структуры топливно-энергетического баланса области и муниципальных образований; организация нормирования расходов ТЭР на производство единицы продукции либо единицу оказываемых услуг в промышленности; сокращение затрат топливно-энергетических ресурсов на единицу валового регионального продукта |
Срок реализации подпрограммы 3 |
2011-2015 годы |
Объемы и источники финансирования подпрограммы 3 |
общий объем финансирования - 6 303 000 тыс. рублей, в том числе: бюджет Орловской области - 1000 тыс. рублей; внебюджетные источники - 6 302 000 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы 3 |
обеспечение внедрения энергосберегающих технологий, оборудования и материалов в различных сферах экономической деятельности; экономия по всем видам энергоресурсов при производстве, распределении и потреблении энергии; развитие рынка энергосервисных услуг; снижение затрат бюджета Орловской области на приобретение энергоресурсов. В результате реализации подпрограммы 3 предполагается получить экономию к 2015 году: по электроэнергии - до 1000 тыс. кВт/час; по теплоэнергии - до 2,5 тыс. Гкал. Общий экономический эффект от внедрения мероприятий - до 10 млрд рублей |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
решения программно-целевым методом
Основной проблемой, на решение которой направлена подпрограмма 3, является преодоление энергетических барьеров экономического роста за счет оптимального соотношения усилий по наращиванию энергетического потенциала и снижения потребности в дополнительных энергоресурсах за счет энергосбережения. Необходимыми условиями укрепления энергетической безопасности является устойчивое и надежное обеспечение всех потребителей топливом и энергией, создание резервов для подключения новых объектов к инженерным сетям, удержание расходов на энергоресурсы в пределах экономической доступности для всех групп потребителей. При этом надо иметь в виду, что наращивание мощностей в топливно-энергетическом комплексе (далее также - ТЭК) для поддержания высоких темпов экономического роста при сохранении высокой энергоемкости чревато отвлечением огромных дополнительных капитальных вложений от развития других секторов экономики. Кроме того, мобилизация средств на повышение мощностей только за счет повышения внутренних цен на энергию приведет к выходу за пределы порогов платежеспособности потребителей и, как следствие, торможению экономического роста. С другой стороны, высокие затраты на топливо при ограничениях на рост тарифов не позволят адекватно обеспечивать топливом объекты электроэнергетики и жилищно-коммунального комплекса, а также формировать средства на обновление и модернизацию инфраструктуры. В результате будет снижаться надежность, безопасность и доступность энергетических услуг всем потребителям. Единственной разумной альтернативой остается повышение энергоэффективности. Российская Федерация располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов повышения энергоэффективности, который, по разным оценкам, составляет более 35 - 40% от уровня потребления энергии.
Поэтому повышение энергоэффективности следует рассматривать как основной энергетический ресурс будущего экономического роста.
Неслучайно повышение энергетической и экологической эффективности российской экономии и энергосбережение стали важнейшими исходными условиями развития на период до 2020 года. ТЭК Орловской области как в период интенсивного экономического роста экономики в 2000 - 2007 годах, так и во время экономического кризиса 2008 - 2009 годов с задачей обеспечения топливом и энергией экономики и населения справился успешно, что говорит о высокой надежности и устойчивости региональной энергетической системы.
Однако проблемы, предопределяющие низкую на данном этапе социально-экономического развития Орловской области энергоэффективность в экономике и бытовом секторе по сравнению с развитыми странами, заключаются в следующем:
1) энергоемкая структура экономики, отставание производственного и инфраструктурного потенциала от мирового научно-технического уровня;
2) высокий износ основных фондов, особенно в электроэнергетике;
3) низкие теплотехнические характеристики зданий;
4) высокие потери топлива и энергии на всех стадиях производства, транспортировки и потребления;
5) низкий уровень оснащения процессов производства и потребления топлива и энергии средствами учета и автоматического регулирования энергоносителей;
6) недостаточный статистический учет и государственный мониторинг потребления топливно-энергетических ресурсов;
7) недостаточное законодательное и нормативно-правовое сопровождение государственной энергетической политики и отсутствие эффективных систем стимулирования повышения энергоэффективности и экономии топливно-энергетических ресурсов на производстве и в быту.
Программно-целевой метод, используемый при разработке подпрограммы 3, актуален и своевременен, поскольку необходимо рассматривать энергетику не только в рамках отраслей ТЭК, а гораздо шире - как совокупность всех производящих и потребляющих энергию субъектов хозяйственной деятельности.
II. Цель и задачи подпрограммы 3 с указанием сроков и этапов
ее реализации, целевые индикаторы и показатели
Цель подпрограммы 3 - повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов (далее также - ТЭР) в промышленности и ТЭК на территории Орловской области.
Задачи подпрограммы 3:
1) разработка рекомендаций по оптимизации структуры топливно-энергетического баланса области и муниципальных образований с целью минимизации стоимости потребляемых топливно-энергетических ресурсов и создания конкурентных преимуществ региональным производителям;
2) организация нормирования расходов ТЭР на производство единицы продукции либо единицу оказываемых услуг в промышленности;
3) сокращение затрат топливно-энергетических ресурсов на единицу валового регионального продукта в соответствии со Стратегией развития энергетики России до 2030 года за счет:
а) модернизации с целью повышения эффективности использования ТЭР существующих промышленных технологий и внедрения новых технологий с максимально возможными показателями энергетической эффективности;
б) оптимизации систем электро- и теплоснабжения области;
в) повышения энергетической эффективности генерации электрической и тепловой энергии;
г) уменьшения потерь при транспорте (передаче) электрической и тепловой энергии;
д) сокращения потребления энергоресурсов на собственные нужды при производстве электрической и тепловой энергии;
е) выравнивания графиков потребления электрической мощности;
4) снижение объема потребления всех видов ТЭР до уровня, позволяющего безусловно обеспечить запланированный темп социально-экономического развития Орловской области;
5) создание и развитие рынка присоединенной мощности и нагрузки.
Целевые индикаторы и показатели результативности подпрограммы 3 представлены в приложении 1 к подпрограмме 3.
Сроки реализации подпрограммы 3: 2011-2015 годы, этапы не выделяются.
III. Система подпрограммных мероприятий, индикаторы оценки результатов
реализации основных мероприятий подпрограммы 3
В рамках подпрограммы 3 предусматривается реализация следующих основных направлений:
1) организационные мероприятия:
внутренний финансовый аудит и определение доли энергозатрат в структуре себестоимости;
энергетическое обследование предприятия;
составление энергетического паспорта предприятия и его отдельных объектов;
разработка мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности применительно к технологическим условиям деятельности предприятия;
разработка положения о материальном стимулировании получения эффекта от проведения мероприятий по повышению энергоэффективности и снижению издержек на приобретение энергоресурсов;
аудит договоров энергоснабжения предприятия и их оптимизация;
планирование и организация коммерческого учета потребления энергии и энергоресурсов;
планирование и организация технологического учета потребления энергии и энергоресурсов;
реализация незатратных организационных мероприятий по энергосбережению;
обучение персонала правилам энергосбережения и рационального использования энергоресурсов;
информационное обеспечение энергосбережения (регламент совещаний, распространения организационной и технической информации);
реализация малозатратной части мероприятий энергосбережения;
бизнеспланирование мероприятий по повышению энергоэффективности и техническому перевооружению со сроками окупаемости свыше 1 года;
реализация мероприятий по повышению энергоэффективности и техническому перевооружению со сроками окупаемости свыше 1 года;
мониторинг исполнения внутренних регламентов энергопользования;
мониторинг исполнения договоров на поставку энергетических ресурсов;
мониторинг технического состояния приборов учета потребления энергии и энергоресурсов и системы коммерческих расчетов;
мониторинг исполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности;
организация финансового и бухгалтерского учета при реализации мероприятий по энегосбережению и повышению энергоэффективности;
материальное и моральное стимулирование участников энергосберегающих мероприятий;
2) технические мероприятия по повышению энергоэффективности в промышленности:
установка узлов учета тепла на предприятии и его объектах (резко снижает затраты на тепло; окупаемость затрат на установку узла учета - 2-6 месяцев; установка узлов регулирования подачи теплоносителя в теплопунктах снижает расход тепла на 20-30%);
технологически оправданная замена систем объемного нагрева на локальные инфракрасные системы обогрева (снижает затраты на обогрев помещений в 2-5 раз; окупаемость - 9-18 месяцев);
замена традиционных схем обогрева на подогрев полов прокладкой пластиковых труб (снижает издержки на отопление в 1,7 раза; окупаемость - 1-2 года);
установка блочных мини-котельных на удаленных объектах (снижает издержки на отопление от 2 до 6 раз; окупаемость - 1-1,5 года);
установка электротеплогенераторов (снижает издержки предприятия на приобретение электроэнергии, теплоснабжение в 2-4 раза; окупаемость при оптимальной нагрузке - 2-3 года);
теплоизоляция наружных теплотрасс (срок окупаемости - 1 отопительный сезон);
снижение температуры обратной сетевой воды (подогрев полов помещений, воздуха, поступающего в помещения);
отбор тепла из промышленных стоков, канализации, технологических сред (установка тепловых насосов, окупаемость - 6-12 месяцев);
замена градирен на пароструйные инжекторы (использование тепла пара, жидкостей для отопления или иных производственных нужд; окупаемость - 6-12 месяцев);
внедрение систем частотного регулирования в приводах электродвигателей в системах вентиляции, на насосных станциях и других объектах с переменной нагрузкой (дает экономию электроэнергии в 40-70%, на насосных станциях дополнительно по теплу - 20%, по воде - 15-20%; окупаемость - 3-18 месяцев);
оптимизация нагрузки низковольтных трансформаторов (до 10% снижения потерь);
автоматизация управлением вентиляционных систем (снижает потребление на 10-15% при окупаемости 5 месяцев);
установка счетчиков воды на производственных участках, корпусах (снижает расход воды в 2 и более раз; окупаемость - 2-3 месяца);
внедрение систем оборотного водоснабжения (снижает расход воды до 95%, окупаемость - до 1 года);
использование нажимных кранов (снижает расход воды в 4-6 раз);
внедрение схем рекуперации и автоматизации процесса горения в нагревательных и кузнечных печах (экономит 30-50% газа);
внедрение энергоэффективных светильников новых конструкций (применение люминесцентных ламп снижает потребление электроэнергии в 5 раз, светодиодных светильников - в 8 раз; окупаемость - 9-15 месяцев);
внедрение модернизированных пусковых реле (снижает потребление электроэнергии в 2,2 раза, увеличивает срок работы ламп в 2 раза);
внедрение реле-регуляторов светильников (снижает расход электроэнергии до 40%; окупаемость - 2 месяца);
очистка окон (позволяет снизить затраты на освещение на 30-40%);
покраска стен помещений светлой краской (позволяет снизить затраты на освещение на 10%);
применение световолоконной подсветки при освещении подвалов и глухих помещений (позволяет частично отказаться от применения электроосвещения и использовать централизованные светодиодные подсветки в темное время суток);
внедрение графиков отопления, освещения (снижает расход до 20% в производственных помещениях, до 40% в административных);
использование вторичных энергоресурсов (например, опилки, щепа в газогенераторных установках, отходы производства в экологичных утилизаторах, рекуператоры в системах вентиляции; в настоящее время используется не более 10-15% вторичных энергетических ресурсов; стоимость произведенной энергии от вторичных энергетических ресурсов в 3-4 раза ниже поставляемой; окупаемость по мероприятиям - до 2 лет);
герметизация зданий (окна, двери, швы, подвалы, выходы вентиляции, инженерных коммуникаций; снижает потребление тепла на 10-15%; окупаемость - 2-4 месяца);
устранение и термоизоляция мостиков холода в конструкциях здания (окупаемость - 1-2 месяца);
использование отработанного тепла холодильников и кондиционеров для подогрева воды;
установка ИК - отражающего остекления (снижает лучистые потери через окна до 50%, обеспечивает повышение комфортности как в зимний, так и в летний период);
совместные мероприятия по теплоизоляции, герметизации, снижению лучистых потерь (снижают теплопотребление в 2-3 раза; окупаемость - 1,5-2,5 года);
установка тепловых насосов в подвалах (обеспечивает дополнительное отопление зимой и снижение затрат на кондиционирование летом; окупаемость - до года);
подогрев притока воздуха в помещение за счет его подогрева отводимыми газами;
установка солнечных коллекторов для подогрева воды и отопления;
применение фотопреобразователей и солнечных батарей для энергообеспечения.
Система мероприятий и оценка результатов подпрограммы 3 представлена в приложении 3 к подпрограмме 3.
Также подпрограммой 3 предусматривается создание Орловского центра энергосбережения. Основной целью его создания является обеспечение эффективного использования энергетического потенциала области для роста конкурентоспособности экономики и повышения уровня качества жизни населения.
Предметом деятельности учреждения является реализация мероприятий в рамках государственной политики по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на территории Орловской области.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы 3
(млн рублей)
Источники финансирования |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Итого |
Средства бюджета Орловской области |
1 |
|
|
|
|
1 |
Внебюджетные источники |
1258,5 |
1262 |
1261 |
1261 |
1261,5 |
6302 |
Всего средств |
1259,5 |
1262 |
1261 |
1261 |
1261,5 |
6303 |
Данная подпрограмма реализуется с учетом государственного регулирования цен (тарифов), осуществляемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Орловской области в отношении организаций топливно-энергетического комплекса области.
В ходе реализации подпрограммы 3 затраты организаций ТЭК на мероприятия по энергосбережению учитываются в тарифах, устанавливаемых для этих организаций в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов.
Механизм реализации подпрограммы 3 включает в себя механизм экономического стимулирования энергоснабжающих организаций, позволяющий внедрять мероприятия по энергосбережению с большими сроками окупаемости.
Структура финансирования подпрограммы "Энергоэффективность в промышленности и топливно-энергетическом комплексе" представлена в приложении 2 к подпрограмме 3.
Структура финансирования подпрограммы "Энергоэффективность в промышленности и топливно-энергетическом комплексе" из средств областного бюджета по бюджетополучателям представлена в приложении 2.1 к подпрограмме 3.
V. Механизм реализации подпрограммы 3, управление
реализацией и мониторинг подпрограммы 3
Отбор исполнителей проектов при реализации мероприятий подпрограммы 3, финансируемых из средств бюджета Орловской области и бюджетов муниципальных образований, будет осуществляться на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.
Государственным заказчиком определяется основное содержание направлений подпрограммы 3, их соответствие цели и задачам долгосрочной областной целевой программы "Энергосбережение в Орловской области на 2011-2015 годы и на перспективный период до 2020 года". В ходе реализации подпрограммных мероприятий руководитель подпрограммы 3 обеспечивает координацию деятельности исполнителей, исключая дублирование мероприятий, осуществляет в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению мероприятий, несет ответственность за своевременное выполнение мероприятий подпрограммы 3, рациональное использование выделенных бюджетных средств.
Неотъемлемым элементом механизма реализации подпрограммы 3 является ее мониторинг, осуществляемый с помощью ежегодного анализа результатов реализации мероприятий.
В ходе реализации подпрограммы 3 Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области:
осуществляет руководство и текущее управление реализацией подпрограммы 3;
разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации подпрограммы 3;
на основании предложений исполнителей подпрограммы 3 подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий и объемов финансирования с учетом выполненных работ на очередной финансовый год и представляет заявки на финансирование из бюджета Орловской области;
уточняет механизм реализации и затраты по мероприятиям подпрограммы 3.
Контроль за реализацией подпрограммы 3 осуществляет Правительство Орловской области.
Оперативное управление выполнением мероприятий подпрограммы 3 и текущее руководство осуществляет Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области.
Руководитель подпрограммы 3 осуществляет мониторинг ее выполнения на основе сбора и анализа представляемой главами муниципальных образований отчетности о ходе работ и расходовании средств. Форма отчета утверждается руководителем Программы.
Руководитель подпрограммы 3 в установленном порядке отчитывается перед государственным заказчиком в сроки, позволяющие подвести итоги реализации подпрограммы 3 за отчетный период.
VI. Оценка экономической, социальной и экологической
эффективности целевой подпрограммы 3
При реализации подпрограммы 3 в 2011-2015 годах будут обеспечены:
экономия по всем видам энергоресурсов при производстве, распределении и потреблении энергии;
развитие рынка энергосервисных услуг;
повышение обеспеченности энергоресурсами Орловской области за счет сокращения их потребления.
Выполнение мероприятий, включенных в подпрограмму 3, позволит получить положительные результаты в производственной, экономической, социальной, политической и частично в экологической сферах.
Ожидаемый экономический эффект в результате осуществления подпрограммы 3 до 2015 года составит около 9000 млн рублей при общей величине затрат в 6000 млн рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.