Апелляционное определение Орловского областного суда
от 17 октября 2012 г. N 33-1976
Р.В.Ф. обратился в суд с иском к ГУ Управлению пенсионного фонда РФ в Знаменском районе Орловском районе Орловской области о признании права на начисление пенсии по старости по причине проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
В обоснование иска указывал, что в период с 26.04.1986 по 03.03.1987 проживал в г. Болхов Орловской области, территория которого отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а с 03.03.1987 по 31.12.1998 проживал в с. Знаменское Знаменского района Орловской области, территория которого отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Полагая, что проживание в этих населенных пунктах дает ему право на уменьшение возраста выхода на пенсию на 4 года, обратился в ГУ УПФ РФ в Знаменском районе Орловской области за назначением досрочной пенсии с момента достижения необходимого возраста, в чем ответчиком ему было отказано со ссылкой на то, что на дату подачи заявления 17.07.2012 у истца отсутствует право на снижение общеустановленного возраста на 4 года, и с учетом взаимозачета периодов его проживания в указанных выше зонах такое снижение можно произвести не более чем на три года.
Считая данный отказ ответчика незаконным, просил суд признать за ним право на назначение пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста на четыре года, обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Знаменском районе Орловской области назначить ему трудовую пенсию по старости с момента обращения с заявлением о назначении пенсии.
Представитель ответчика М.Н.Н. исковые требования не признала.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Знаменском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального права.
Указывает на то, что в случае проживания гражданина в различных зонах радиоактивного загрязнения, он имеет право на одинаковую меру социальной поддержки снижения пенсионного возраста, но по различным основаниям. В связи с этим суммирование снижения пенсионного возраста за проживание в различных зонах не производится, и Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" оно не предусмотрено.
Считает, что в соответствии и со ст. 3 указанного Закона истцу предоставлено право выбора одной из льгот по одному основанию, при этом производится взаимный зачет периодов проживания.
По указанным основаниям в случае применения ст. 34 либо ст. 33 Закона от 15.05.1991 N 1244-1 право на назначение пенсии досрочно у Р.В.Ф. возникнет по достижению им возраста 57 лет либо 58 лет соответственно.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 7 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа.
В соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с п.п. 7, 8 ст. 13 Закона N 1244-1 от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение, а также граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В силу ст. 33 гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Согласно ст. 34 гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Примечанием к ст. 35 данного Закона установлено, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что назначение пенсии по старости лицам, проживающим (работавшим) в зонах радиоактивного загрязнения, производится с уменьшением возраста выхода на пенсию на первоначальную и дополнительную величины. При этом дополнительная величина - определяется с учетом периода проживания (работы) гражданина на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории он проживает на момент обращения за пенсией.
То есть, по смыслу закона, положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания (работы) в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.
Указанная позиция отражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 N 403-О.
Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 N 237-р и Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 N 1582 территория г. Болхов Орловской области с 26.04.1986 по настоящее время отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а территория с. Знаменское Знаменского района Орловской области с 26.04.1986 по 31.01.1998 отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Судом установлено, что в период с 26.04.1986 по 03.03.1987 Р.В.Ф. проживал в г. Болхов Орловской области - в зоне с правом на отселение. Следовательно, в силу закона истец имеет право на снижение пенсионного возраста за проживание в данной зоне на абсолютную величину 2 года.
С 16.06.1987 по 31.01.1998 года истец проживал в с. Знаменское Знаменского района Орловской области - в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Период его проживания в этой зоне составил 10 лет 7 месяцев 15 дней.
За проживание в данной зоне Р.В.Ф. имеет право на снижение пенсионного возраста на дополнительную величину 2 года (на 1 год за каждые 4 года проживания).
Таким образом, общая величина снижения возраста выхода истца на пенсию составляет 4 года.
Исходя из положений приведенных выше норм права, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что Р.В.Ф. имеет право на снижение пенсионного возраста на 4 года, т.е. право выхода на пенсию он приобрел по достижении возраста 56 лет.
Принимая во внимание, что с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии истец обратился 17.07.2012, суд первой инстанции правомерно обязал ответчика назначить ему досрочно пенсию с указанной даты.
Довод апелляционной жалобы о необходимости применения взаимозачета периодов проживания Р.В.Ф. в зонах с различным правовым статусом со ссылкой на ст. 3 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не может быть признан состоятельным как основанный на неправильном толковании норм материального права.
Установив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, правильно определив материальный закон, подлежащий применению, надлежаще оценив доказательства по делу, суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, и оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда определила:
Решение Хотынецкого районного суда Орловской области от 22 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Знаменском районе Орловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Орловского областного суда от 17 октября 2012 г. N 33-1976 Установив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, правильно определив материальный закон, подлежащий применению, надлежаще оценив доказательства по делу, суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, и оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает (извлечение)
Текст определения официально опубликован не был