Апелляционное определение Орловского областного суда
от 31 октября 2012 г. N 33-2077
Ливенский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Та. (...)(...), Т. (...) к администрации г. Ливны об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма.
В обоснование исковых требований указал, что Та. (...) является ребенком - сиротой. Решением Ливенского районного суда Орловской области от (дата) ее мать Та. (...) и отец Т. (...) лишены родительских прав. С (дата) до совершеннолетия Та. (...) на основании решения Ливенского городского Совета народных депутатов N от (дата) ее опекуном являлась Та. (...)
При установлении опеки за Та. (...) не было закреплено жилое помещение.
(дата) у нее родился сын Т. (...)(...), в отношении которого она является одинокой матерью.
В настоящее время Та. (...) с сыном зарегистрированы по адресу: (адрес). По указанному адресу в том числе зарегистрированы: Та. (...)(...), Та. (...)(...), Та. (...) и Т. (...)
Ссылался также на то, что у Та. (...) не имеется в собственности жилого помещения. Кроме того, (дата) администрацией г. Ливны Та. (...) было отказано в постановке на очередь на улучшение жилищных условий как ребенка-сироты ввиду достижения ею 23-летнего возраста, который является предельным для обращения с таким требованием.
По указанным основаниям просил суд обязать администрацию г. Ливны Орловской области до (дата) предоставить Та. (...) жилое помещение на территории г. Ливны общей площадью не менее (...) квадратных метров по договору социального найма на состав семьи из двух человек по тем основаниям, что Та. (...) не является членом семьи собственников жилого помещения, в котором в настоящее время проживает.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционном представлении Ливенский межрайонный прокурор просит об отмене решения суда по тем основаниям, что Та. (...) фактически с сыном проживает в отдельной комнате в (адрес). При этом она не имеет с остальными проживающими в указанном доме совместного бюджета, не получает от них материальной помощи и не ведет совместного хозяйства.
Приводит доводы о том, что ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предусматривает каких-либо запретов или ограничений в предоставлении жилого помещения с учетом состава семьи лица, относящегося к данной категории.
Поэтому считает, что жилое помещение Та. (...) должно быть предоставлено на состав семьи два человека: она и ребенок.
Полагает, что площадь предоставляемого жилого помещения должна рассчитываться исходя из нормы предоставления жилого помещения для семьи, в данном случае состоящей из двух человек, то есть не менее (...) квадратных метров, поскольку законодательством предусмотрено выделение ребенку-сироте жилого помещения не менее (...) квадратных метров, а п. 2 Постановления Ливенского городского Совета народных депутатов от 20.04.2006 года "Об установлении предельных величин" установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 кв. м. на одного человека (норма предоставления).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представления, выслушав прокурора П. (...), поддержавшую доводы апелляционного представления, объяснения истца Та. (...)(...), поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Из системного анализа вышеприведенных правовых норм следует, что основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у лиц, относящихся к данной категории, является наличие любого из содержащихся в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ юридических фактов.
Следовательно, данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников.
Кроме того, положения ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
Федеральный закон от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа.
В соответствии с абз. 2 и 3 ч. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.
Согласно абз. 4 ст. 1 приведенного Закона лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 года N 727-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа" по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее 28-33 квадратных метров.
Как усматривается из материалов дела, Та. (...) родилась (дата) в (адрес). Ее родители: мать - Та. (...) и отец - Т. (...)(...), сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка (л.д. (...)). Решением Ливенского районного суда Орловской области от (дата) мать истицы была лишена родительских прав и ее опекуном была назначена тетя Та. (...) (л.д. 13, 23).
Из дела также следует, что в настоящее время Та. (...) имеет ребенка, (дата) года рождения, является одинокой матерью. (л.д. (...)).
Факт нуждаемости Та. (...) в улучшении жилищных условий подтверждается материалами дела.
Установлено, что истица зарегистрирована по адресу: (адрес). Кроме нее в данном жилом помещении зарегистрированы также: Та. (...)(...)(бабушка), Та. (...) (мать), Та. (...) (тетя), Т. (...) (дядя), Т. (...) (сын, (дата) года рождения) (л.д. (...)). Согласно уведомлению Ливенского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области от (дата) Та. (...) не является собственником жилых помещений на территории г. Ливны и Ливенского района, Орловской области (л.д. (...)), в том числе не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации г. Ливны.
Согласно выписке из протокола заседания общественной жилищной комиссии при администрации города Ливны от (дата), Та. (...) было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся на улучшение жилищных условий как ребенка-сироты ввиду достижения ею 23-летнего возраста, который является предельным для обращения с таким требованием (л.д. (...)).
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств нуждаемости Та. (...) в улучшении жилищных условий и вышеприведенных норм материального права, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма у Та. (...) возникло с момента прекращения в отношении нее опеки, в связи с чем она имеет гарантированное и нереализованное право на внеочередное предоставление жилья, которым она не была обеспечена в установленном законом порядке.
В связи с чем Та. (...)(...), как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление ей вне очереди жилого помещения не менее (...) квадратных метров по договору социального найма.
Решение суда в указанной части не обжалуется.
Кроме того, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции с достаточной полнотой был проверен довод прокурора и Та. (...) о предоставлении последней дополнительных (...) квадратных метров жилого помещения по норме предоставления, в связи с тем, что она имеет несовершеннолетнего ребенка.
Суд правильно отказал в удовлетворении данной части требований прокурора, поскольку ФЗ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет соответствующие объемы финансирования и не предполагает распространение общих норм Жилищного кодекса Российской Федерации и законодательства субъекта о предоставлении жилых помещений на случаи предоставления жилых помещений детям-сиротам, урегулированные специальным Законом.
Ввиду изложенного, доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы не опровергают выводы судебного решения, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и не могут служить основанием к отмене решения суда первой инстанции.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу, судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила:
решение Ливенского районного суда Орловской области от 30 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление Ливенского межрайонного прокурора и апелляционную жалобу Та. (...) - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Орловского областного суда от 31 октября 2012 г. N 33-2077 Доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы не опровергают выводы судебного решения, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и не могут служить основанием к отмене решения суда первой инстанции (извлечение)
Текст определения официально опубликован не был