Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Долгосрочная областная целевая программа "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Орловской области на 2014-2020 годы" Орловская область 2013 год

Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 27 февраля 2013 г. N 64

 

Долгосрочная областная целевая программа
"Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения
Орловской области на 2014-2020 годы" Орловская область 2013 год

 

Паспорт долгосрочной областной целевой программы
"Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения
Орловской области на 2014-2020 годы"

 

Наименование программы

Долгосрочная областная целевая программа "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Орловской области на 2014-2020 годы" (далее также - Программа)

Основание для разработки Программы

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 N 717

Заказчик Программы

Правительство Орловской области

Разработчик Программы

Департамент сельского хозяйства Орловской области

Руководитель Программы

Руководитель Департамента сельского хозяйства Орловской области

Ответственный исполнитель Программы

Начальник управления сельского хозяйства Департамента сельского хозяйства Орловской области

Цель и задачи Программы

Цель - повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства в условиях глобальных и региональных изменений климата за счет средств комплексной мелиорации, повышения продукционного потенциала мелиорируемых земель, эффективного использования природных ресурсов и внедрения инновационных технологий. Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач:

1) строительство, восстановление и модернизация оросительных систем;

2) строительство, восстановление и модернизация осушительных систем;

3) строительство, восстановление и модернизация гидротехнических сооружений;

4) стабильность производства растениеводческой продукции на мелиорируемых землях независимо от климатических условий

Целевые индикаторы Программы

1) Площадь орошаемых земель в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах (га);

2) Площадь осушенных земель в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах (га);

3) Количество построенных, восстановленных и модернизированных гидротехнических сооружений (штук);

4) рост урожайности сельскохозяйственных культур на мелиорируемых землях в размере не менее 30% к урожайности соответствующих культур на немелиорируемых землях в предыдущем году (по предприятиям, производящим работы по мелиорации) (%)

Сроки и этапы реализации Программы

2014-2020 годы.

Программа реализуется в один этап

Объемы финансирования Программы (млн. рублей), всего

3500,0 млн. рублей (прогнозный объем)

Из них по годам:

2014 год - 500,0 млн. рублей;

2015 год - 500,0 млн. рублей;

2016 год - 500,0 млн. рублей;

2017 год - 500,0 млн. рублей;

2018 год - 500,0 млн. рублей;

2019 год - 500,0 млн. рублей;

2020 год - 500,0 млн. рублей.

В том числе по направлениям:

 

Капитальные вложения (млн. рублей), всего

3500,0 млн. рублей (прогнозный объем)

Из них по годам:

2014 год - 500,0 млн. рублей;

2015 год - 500,0 млн. рублей;

2016 год - 500,0 млн. рублей;

2017 год - 500,0 млн. рублей;

2018 год - 500,0 млн. рублей;

2019 год - 500,0 млн. рублей;

2020 год - 500,0 млн. рублей.

Источники финансирования Программы (млн. рублей), всего

3500,0 млн. рублей (прогнозный объем).

Областной бюджет (млн. рублей), всего

875,0 млн. рублей.

Из них по годам:

2014 год - 125,0 млн. рублей;

2015 год - 125,0 млн. рублей;

2016 год - 125,0 млн. рублей;

2017 год - 125,0 млн. рублей;

2018 год - 125,0 млн. рублей;

2019 год - 125,0 млн. рублей;

2020 год - 125,0 млн. рублей.

Федеральный бюджет (млн. рублей), всего

875,0 млн. рублей (прогнозный объем)

Из них по годам:

2014 год - 125,0 млн. рублей;

2015 год - 125,0 млн. рублей;

2016 год - 125,0 млн. рублей;

2017 год - 125,0 млн. рублей;

2018 год - 125,0 млн. рублей;

2019 год - 125,0 млн. рублей;

2020 год - 125,0 млн. рублей.

Внебюджетные источники (млн. рублей), всего

1750 млн. рублей (прогнозный объем).

Из них по годам:

2014 год - 250,0 млн. рублей;

2015 год - 250,0 млн. рублей;

2016 год - 250,0 млн. рублей;

2017 год - 250,0 млн. рублей;

2018 год - 250,0 млн. рублей;

2019 год - 250,0 млн. рублей;

2020 год - 250,0 млн. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

1) увеличение площади мелиорируемых земель до 28,0 тыс. гектаров;

2) ввести в оборот к 2020 году 27,65 тыс. га орошаемых земель;

3) ввести в эксплуатацию к 2020 году 4 гидротехнических сооружения;

4) увеличение урожайности сельскохозяйственных культур на мелиорируемых землях к урожайности соответствующих культур на немелиорируемых землях к 2020 году на 30% (по предприятиям, производящим работы по мелиорации)

 

I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом

 

Долгосрочная областная целевая программа "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Орловской области на 2014-2020 годы" направлена на реализацию стратегии устойчивого развития производства сельскохозяйственной продукции на основе расширения площадей мелиорируемых земель посредством строительства, восстановления и модернизации мелиоративных систем.

Развитие мелиоративного комплекса непосредственно влияет не только на увеличение площади ввода в эксплуатацию мелиорируемых земель, но и предотвращение выбытия из оборота сельскохозяйственных угодий, защиту земель от водной и ветровой эрозии, затопления и подтопления, опустынивания, реализацию возможности высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур, интенсивных аграрных технологий и адаптивно-ландшафтных систем земледелия. Также следствием развития мелиоративного комплекса является улучшение социальной обстановки на селе за счет сохранения существующих и создания новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений.

Нанесенный сельскохозяйственному производству области в результате засухи весенне-летне-осеннего периода 2010 года и весенне-летнего периода 2011 года ущерб убедительно доказал необходимость строительства, восстановления и модернизации мелиоративных систем как надежного средства противостояния аномальным климатическим условиям.

В условиях глобальных изменений климата, связанных с часто повторяющимися засушливыми или переувлажненными годами, наиболее действенным средством обеспечения устойчивости сельскохозяйственного производства являются водные мелиорации - орошение и осушение земель.

Почвенные, геоморфологические, гидрологические, гидрогеологические условия, наличие водных ресурсов, а также качество поверхностных и подземных вод Орловской области позволяют проводить водные мелиорации. В настоящее время объем мелиоративных систем составляет 52,6 тыс. га, в том числе орошаемых - 5,6 тыс. га и осушаемых - 47,0 тыс. га. Однако в связи с полным материальным износом насосно-силового оборудования, дождевальных машин и трубопроводов оросительные системы подлежат списанию. Частично сохранившиеся осушительные системы не позволяют проводить мелиорацию земель в полном объеме. В сложившейся ситуации риск воздействия неблагоприятных погодных условий на получение стабильных и высоких урожаев сельскохозяйственных культур в Орловской области не может быть нейтрализован.

Расчлененность рельефа Орловской области, характер почвенного покрова и хозяйственная деятельность определили повсеместное активное развитие процессов водной эрозии. Более половины пашни относится к разряду смытых и эрозионно опасных земель, почти столько же нуждается в известковании.

Указанные негативные факторы оказывают самое непосредственное влияние на эффективность сельскохозяйственного производства и показывают, что на территории области необходимо осуществление комплекса мелиоративных мероприятий в требуемых объемах.

Мировой опыт показывает, что для обеспечения ежегодно гарантированного объема сельскохозяйственной продукции, в первую очередь кормовых культур, овощной продукции, необходимо иметь 10-30% орошаемых площадей от всей площади пашни.

Эффективность государственной поддержки развития мелиоративного комплекса Орловской области возможна только при условии использования программно-целевого метода.

Программно-целевой метод решения проблемы развития мелиорации в системе агропромышленного комплекса позволит сформировать схему планирования и управления Программой:

обеспечить взаимосвязь всех действий финансово-экономического, организационного, государственно-административного, правового, научно-методического, технологического характера для достижения поставленных целей путем последовательного решения конкретных задач;

включить в Программу мероприятия, обеспечивающие максимально эффективное использование бюджетных средств для реализации задач и достижения целей Программы.

Программой предлагается проведение комплекса взаимосвязанных технических, организационных, экологических, технологических и хозяйственных мероприятий с соответствующим финансовым, материально-техническим, научным и информационным обеспечением с учетом соблюдения законодательства Российской Федерации.

Настоящая Программа разработана в соответствии с проектом концепции федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы" (далее также - Концепция Программы) и предусматривает софинансирование мероприятий за счет средств федерального бюджета, областного бюджета и внебюджетных источников (соотношение 25%, 25%, 50% соответственно).

 

II. Цели и задачи Программы, целевые индикаторы
и показатели, сроки и этапы ее реализации

 

Цель Программы - повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства в условиях глобальных и региональных изменений климата за счет средств комплексной мелиорации, повышения продукционного потенциала мелиорируемых земель, эффективного использования природных ресурсов и внедрения инновационных технологий.

Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач:

1) строительство, восстановление и модернизация оросительных систем;

2) строительство, восстановление и модернизация осушительных систем;

3) строительство, восстановление и модернизация гидротехнических сооружений;

4) стабильность производства растениеводческой продукции на мелиорируемых землях независимо от климатических условий.

Реализация Программы предусматривает государственную поддержку строительства, реконструкции и модернизации мелиоративных систем. Предполагается ввод в эксплуатацию 4 гидротехнических сооружений и мелиорируемых земель на площади 28,0 тыс. га, в том числе: в 2014 году - 4000,0 тыс. га, в 2015 году - 4000,0 тыс. га, в 2016 году - 4000,0 тыс. га, в 2017 году - 4000,0 тыс. га, в 2018 году - 4000,0 тыс. га, в 2019 году - 4000,0 тыс. га, в 2020 году - 4000,0 тыс. га, с общим объемом финансирования 3500,0 млн. рублей (прогнозный объем).

Программа реализуется в период с 2014 года по 2020 год, в один этап.

Срок реализации Программы обусловлен необходимостью осуществления комплекса работ по отбору инвестиционных проектов, выбору строительных площадок и технологических решений, подготовке проектно-сметной документации, заключению договоров с поставщиками, непосредственно строительству (модернизации, реконструкции) мелиоративных систем и гидротехнических сооружений.

К числу целевых индикаторов, позволяющих оценить ход реализации Программы по годам, предлагается отнести следующие:

1) площадь орошаемых земель в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах (тыс. га);

2) площадь осушенных земель в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах (га);

3) количество построенных, восстановленных и модернизированных гидротехнических сооружений (штук);

4) рост урожайности сельскохозяйственных культур на мелиорируемых землях в размере не менее 30% к урожайности соответствующих культур на немелиорируемых землях в предыдущем году (по предприятиям, производящим работы по мелиорации).

Целевые индикаторы и показатели результативности Программы представлены в приложении 1 к Программе.

Оценка эффективности реализации Программы будет проводиться посредством анализа динамики роста целевых индикаторов и объемов финансирования по годам на основе анализа статистических данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области, данных ведомственной отчетности, мониторинга Департамента сельского хозяйства Орловской области.

 

III. Система программных мероприятий, индикаторы оценки
результатов реализации основных мероприятий Программы

 

В рамках задачи по созданию условий для получения стабильных, прогнозируемых урожаев независимо от погодных условий реализуются мероприятия по увеличению площади мелиорированных земель. Система мероприятий Программы представлена в приложении 3 к Программе.

В рамках реализации данного мероприятия планируется осуществить строительство, восстановление, модернизацию оросительных сетей, осушительных сетей и гидротехнических сооружений. Внедрение и развитие должны получить инновационные способы, методы и технологии комплексной мелиорации, обеспечивающие:

1) создание мелиоративных систем нового поколения, использующих современные дождевальные машины и насосные станции, замкнутый водооборот, ресурсосберегающие способы орошения (капельное, аэрозольное и другие способы малообъемного орошения), орошение животноводческими стоками, прогрессивные технологии облицовки каналов и технические средства водоучета;

2) применение основных видов и типов дренажа для естественного либо искусственного удаления воды с поверхности земли или подземных вод;

3) строительство, восстановление, модернизацию гидротехнических сооружений, установленных (построенных) на искусственном или естественном водном объекте, или в непосредственной близости от него либо непосредственно являющихся искусственными или естественными водными объектами.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Мероприятиями предполагается разработка проектно-сметной документации и строительство, восстановление, модернизация 4 гидротехнических сооружений и мелиоративных систем на площади 28,0 тыс. га, в том числе: в 2014 году - 4000,0 тыс. га, в 2015 году - 4000,0 тыс. га, в 2016 году - 4000,0 тыс. га, в 2017 году - 4000,0 тыс. га, в 2018 году - 4000,0 тыс. га, в 2019 году - 4000,0 тыс. га, в 2020 году - 4000,0 тыс. га.

 

IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

 

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, будет осуществляться за счет собственных и кредитных (заемных) средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также за счет средств областного и федерального бюджетов. Структура финансирования Программы представлена в приложении 2 к Программе.

Основными источниками средств для реализации Программы являются:

1. Средства федерального бюджета, направленные на реализацию Программы в виде субсидий, составят 875,0 млн. рублей (прогнозный объем), или 25% от общего объема финансовых ресурсов.

2. Средства областного бюджета, направленные на реализацию Программы в виде субсидий, составят 875,0 млн. рублей, или 25% от общего объема финансовых ресурсов на строительство, восстановление, модернизацию мелиоративных систем.

3. Внебюджетные источники составят 1750,0 млн. рублей (прогнозный объем), или 50% от общего объема финансовых ресурсов (собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей).

Финансово-экономическое обоснование расходов Программы представлено в приложении 4 к Программе.

Финансирование предусмотренных данной Программой мероприятий осуществляется на протяжении всего срока реализации мероприятий Программы. Объемы финансирования будут корректироваться в процессе их реализации в установленном порядке исходя из возможностей бюджетов и фактических затрат.

Софинансирование из федерального бюджета будет осуществляться на основании заключенного Соглашения между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Орловской области.

Порядки предоставления субсидий за счет средств федерального и областного бюджетов утверждаются Правительством Российской Федерации и Правительством Орловской области.

 

V. Механизм реализации, управления и мониторинга Программы

 

Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Правительства Орловской области.

Заказчик Программы - Правительство Орловской области.

Разработчик Программы - Департамент сельского хозяйства Орловской области (далее также - разработчик Программы).

Исполнители Программы: Департамент сельского хозяйства Орловской области, сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства Орловской области.

Руководитель Программы - руководитель Департамента сельского хозяйства Орловской области.

Ответственный исполнитель Программы - начальник управления сельского хозяйства Департамента сельского хозяйства Орловской области.

Механизмы управления Программой базируются на принципах партнерства субъектов, задействованных в реализации программных мероприятий, а также четкого разграничения полномочий и ответственности между ними. Решение задач по формированию и эффективному управлению реализацией Программы будет осуществляться путем обоснованного выбора форм и методов, включающих организационные, экономические и правовые меры, мониторинг и порядок корректировки объемов финансирования и сроков реализации мероприятий, условия досрочного прекращения.

Цели, задачи и мероприятия Программы определены в соответствии с приоритетами социально-экономической политики Российской Федерации и Орловской области.

Организационные меры реализации Программы включают следующие аспекты:

1) текущее управление реализацией Программы осуществляется руководителем Программы в установленном порядке;

2) руководитель Программы в установленном порядке представляет проекты бюджетных заявок на ассигнования из федерального и областного бюджетов для финансирования программы на очередной финансовый год;

3) предоставление субсидий из федерального и областного бюджетов сельхозтоваропроизводителям в рамках реализации мероприятий Программы на компенсацию части затрат по строительству, восстановлению, модернизации мелиоративных систем осуществляется в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации и Правительством Орловской области;

4) руководитель Программы обеспечивает контроль за целевым использованием выделяемых средств областного бюджета;

5) руководитель Программы в установленном порядке вносит предложения об изменениях, продлении срока реализации Программы или ее досрочном прекращении;

6) при завершении Программы руководитель Программы подготавливает доклад о ее выполнении и об эффективности использования средств за весь программный период;

7) руководитель Программы с участием заинтересованных структурных подразделений Правительства Орловской области организует экспертные проверки хода реализации Программы. По результатам экспертных проверок подготавливаются и в установленном порядке решаются вопросы о целесообразности продолжения работ и финансирования Программы или ее прекращении, применении санкций к участникам реализации программных мероприятий.

Департамент сельского хозяйства Орловской области в установленные сроки направляет заинтересованным структурным подразделениям Правительства Орловской области отчетную информацию в электронном виде и на бумажных носителях.

 

VI. Оценка экономической, социальной и экологической
эффективности Программы

 

Реализация Программы в соответствии с ее основной целью будет способствовать созданию условий для получения стабильных, прогнозируемых урожаев независимо от погодных условий.

Увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции и уровня ее товарности позволит внести соответствующий вклад в динамичное развитие сельскохозяйственного производства Орловской области.

Выполнение комплекса мелиоративных мероприятий, предлагаемых Программой, позволит создать социально-экономическую базу для инновационных преобразований и получить следующие результаты:

1) предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота земель сельскохозяйственного назначения;

2) расширение посевов сельскохозяйственных культур за счет ввода в эксплуатацию мелиорируемых земель;

3) повышение продуктивности сельскохозяйственных угодий;

4) улучшение экологической обстановки на орошаемых землях;

5) внедрение инновационных агротехнологий;

6) возможность увеличения и улучшения кормовой базы для отрасли животноводства;

7) повышение производительности труда на 20-30%;

8) создание новых и сохранение существующих рабочих мест;

9) увеличение коэффициента полезного действия инженерных оросительных систем;

10) создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в мелиоративной отрасли агропромышленного комплекса Орловской области.

Эффективность реализации мероприятий Программы и степень решения ее задач будут оцениваться путем сопоставления ожидаемых (плановых) конечных результатов ее реализации и важнейших целевых показателей с достигнутыми (фактическими).

Расчет прироста выручки от производства продукции на мелиорируемых землях в 2014-2020 годах представлен в таблице 1.

 

Таблица 1

 

Расчет прироста выручки от производства продукции
на мелиорируемых землях в 2014-2020 годах

 

Наименование культуры

Единицы измерения

Всего за 2014-2020 годы

В том числе по годам:

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Пшеница

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урожайность на немелиорируемых землях

ц/га

 

27,8

28,4

28,9

29,5

30,1

30,7

30,3

Урожайность на мелиорируемых землях

ц/га

 

41,7

42,6

43,4

44,3

45,2

46,1

45,5

Средняя цена реализации

руб. за тонну

 

8500,0

9520,0

10600,0

11900,0

13300,0

14900,0

16700,0

Прирост выручки от реализации

тыс. рублей

1263,9

118,2

135,2

153,2

175,5

200,2

228,7

253,0

Кукуруза на зерно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урожайность на немелиорируемых землях

ц/га

 

46,2

47,1

48,1

49,0

50,0

51,0

52,0

Урожайность на мелиорируемых землях

ц/га

 

69,3

70,7

72,2

73,5

75,0

76,5

78,0

Средняя цена реализации

руб. за тонну

 

6800,0

7700,0

8600,0

9600,0

10800,0

12100,0

13500,0

Прирост выручки от реализации

тыс. рублей

1710,0

157,1

181,3

206,8

235,2

270,0

308,6

351,0

Картофель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урожайность на немелиорируемых землях

ц/га

 

122,4

123,0

125,5

128,0

130,5

133,2

135,8

Урожайность на мелиорируемых землях

ц/га

 

244,8

246,0

251,0

256,0

261,0

266,4

271,6

Средняя цена реализации

руб. за тонну

 

8447,8

9520,0

10600,0

11900,0

13300,0

14900,0

16800,0

Прирост выручки от реализации

тыс. рублей

11060,2

1034,0

1171,0

1330,3

1523,2

1735,7

1984,7

2281,4

Овощи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урожайность на немелиорируемых землях

ц/га

 

180,5

180,9

182,5

184,2

185,9

187,6

189,3

Урожайность на мелиорируемых землях

ц/га

 

361,0

361,8

365,0

368,4

371,8

375,2

378,6

Средняя цена реализации

руб. за тонну

 

7208,0

8070,0

9000,0

10100,0

11300,0

12700,0

14200,0

Прирост выручки от реализации

тыс. рублей

13435,1

1301,0

1459,9

1642,5

1860,4

2100,7

2382,5

2688,1

Кормовые

га

 

 

 

 

 

 

 

 

Урожайность на немелиорируемых землях

ц к. е./га

 

20,0

20,5

20,9

21,0

21,4

21,7

22,0

Урожайность на мелиорируемых землях

ц к. е./га

 

40,0

41,0

41,8

42,0

42,8

43,4

44,0

Средняя цена реализации

руб. за 1 к.е.

 

7500,0

8400,0

9400,0

10500,0

11800,0

13200,0

14800,0

Прирост выручки от реализации

тыс. рублей

1603,7

150,0

172,2

196,5

220,5

252,5

286,4

325,6

Прирост выручки, всего

тыс. рублей

29072,9

2760,3

3119,5

3529,3

4014,8

4559,0

5190,9

5899,1

Площадь мелиорируемых земель

га

7000,0

500,0

500,0

500,0

1000,0

1000,0

1500,0

2000,0

Прирост выручки с общей площади мелиорируемых земель

млн. рублей

203,5

1,4

1,6

1,8

4,0

4,6

7,8

11,8

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.