Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Орловской области от 25 июля 2013 г. N 244 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 12
к государственной программе
Орловской области "Социальная поддержка
граждан в Орловской области на 2013-2016 годы
(с изменениями от 25 июля 2013 г.)
Паспорт
подпрограммы "Развитие эффективной системы социального обслуживания"
государственной программы Орловской области "Социальная поддержка
граждан в Орловской области на 2013-2016 годы"
Наименование подпрограммы |
Подпрограмма "Развитие эффективной системы социального обслуживания" государственной программы Орловской области "Социальная поддержка граждан в Орловской области на 2013-2016 годы" (далее также - подпрограмма 3) |
Ответственный исполнитель подпрограммы 3 |
Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области |
Цели подпрограммы 3 |
1. Повышение качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов. 2. Создание условий для реализации стратегических направлений развития сети учреждений социального обслуживания семей с детьми и несовершеннолетних посредством повышения качества и эффективности предоставляемых государственных услуг |
Задачи подпрограммы 3 |
1. Нормативно-правовое обеспечение социальной защищенности граждан пожилого возраста и инвалидов. 2. Организация деятельности по укреплению социальной защищенности граждан пожилого возраста и инвалидов. 3. Оптимизация среды жизнедеятельности граждан пожилого возраста и инвалидов (укрепление материально-технической базы и расширение сети действующих стационарных учреждений социального обслуживания). 4. Совершенствование коммуникационных связей и развитие интеллектуального потенциала и организация свободного времени и культурного досуга граждан пожилого возраста и инвалидов. 5. Обеспечение бюджетных учреждений социального обслуживания населения квалифицированными кадрами. 6. Создание нормативной правовой базы, обеспечивающей предоставление государственных услуг по социальному обслуживанию семьям с детьми и несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении. 7. Внедрение единых подходов к мониторингу и анализу деятельности учреждений социального обслуживания семей с детьми и несовершеннолетних. 8. Создание безопасных и благоприятных условий для несовершеннолетних детей, находящихся в стационарных отделениях и отделениях дневного пребывания учреждений социального обслуживания семей с детьми. 9. Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания семей с детьми и несовершеннолетних. 10. Проведение текущего ремонта учреждений социального обслуживания семей с детьми и несовершеннолетних. 11. Организация реабилитационной работы с детьми и подростками, находящимися в социально опасном положении и социального патронажа их семей. 12. Обеспечение учреждений социального обслуживания семей с детьми и несовершеннолетних квалифицированными кадрами. 13. Стимулирование творческого поиска инновационных подходов и применения современных технологий в работе с семьей и детьми |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы 3 |
1. Численность обслуживаемых на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (на уровне 2012 года). 2. Численность обслуживаемых отделением специализированного социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (к 2016 году рост на 11,7%). 3. Численность обслуживаемых отделением срочного социального обслуживания (на уровне 2012 года). 4. Численность обслуживаемых отделением социального полустационарного обслуживания дневного пребывания (к 2016 году рост на 32,7%). 5. Численность обслуживаемых отделением социального стационарного обслуживания временного (постоянного) проживания граждан пожилого возраста и инвалидов (снижение на 1,7% к уровню 2012 года). 6. Численность граждан, воспользовавшихся социальной консультативной помощью (к 2016 году рост на 1,7%). 7. Численность обслуживаемых отделением социального обслуживания дневного пребывания детей (к 2016 году рост на 3,2%). 8. Численность обслуживаемых отделением социального обслуживания и реабилитации детей с ограниченными умственными способностями и физическими возможностями (снижение на 8% к уровню 2012 года). 9. Численность обслуживаемых отделением психолого-педагогической помощи семье и детям (к 2016 году рост на 0,7%). 10. Численность обслуживаемых отделением социального обслуживания и профилактики безнадзорности несовершеннолетних детей и подростков (на уровне 2012 года). 11. Социальное обслуживание в отделении временного проживания (на уровне 2012 года). 12. Социальное обслуживание в отделении ночного пребывания (снижение на 22,5% к уровню 2012 года). 13. Численность обслуживаемых в центрах социальной помощи семье и детям (на уровне 2012 года). 14. Численность обслуживаемых отделением комплексной реабилитации семей и детей с ограниченными возможностями (к 2016 году рост на 21,9%). 15. Предоставление временного приюта и реабилитационных услуг в центрах социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних (на уровне 2012 года). 16. Социальное стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов (к 2016 году рост на 1,5%). 17. Социальное стационарное обслуживание в психоневрологических интернатах (к 2016 году рост на 14%). 18. Предоставление реабилитационных и социальных услуг в домах-интернатах для детей с ограниченными возможностями (на уровне 2012 года). 19. Численность воспользовавшихся информационной поддержкой и социально-психологической помощью пострадавших вследствие радиационных аварий и катастроф, проживающих на радиоактивно загрязненных территориях (на уровне 2012 года). 20. Социальное стационарное обслуживание в домах-интернатах малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов (на уровне 2012 года). 21. Численность обслуживаемых отделением социального обслуживания дневного пребывания инвалидов детства (на уровне 2012 года). 22. Численность воспользовавшихся социальной помощью женщин и детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения (на уровне 2012 года). 23. Предоставление временного приюта женщинам и детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения (на уровне 2012 года). 24. Обеспечение учреждений социального обслуживания семей с детьми и несовершеннолетних камерами видеонаблюдения (к 2016 году рост до 100%). 25. Доля перевезенных между субъектами Российской Федерации, а также в пределах территорий государств - участников Содружества Независимых Государств несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений (ежегодно 100%) |
Этапы и сроки реализации подпрограммы 3 |
2013-2016 годы. Подпрограмма 3 реализуется в один этап |
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы 3 |
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы 3, - 4 081 562,3 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 4 080 999,0 тыс. рублей; федеральный бюджет - 563,3 тыс. рублей; государственные внебюджетные фонды - 0,0 тыс. рублей, в том числе по годам реализации подпрограммы 3: 2013 - 987 209,3 тыс. рублей; 2014 - 1 016 586,6 тыс. рублей; 2015 - 1 038 883,2 тыс. рублей; 2016 - 1 038 883,2 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы 3 |
1) повышение качества обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе проживающих в бюджетных стационарных учреждениях социального обслуживания населения, на 10% к уровню 2012 года; 2) повышение показателя предоставления государственных социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам на 10% к уровню 2012 года; 3) увеличение доли несовершеннолетних и семей с детьми, охваченных социальными услугами, на 10% к уровню 2012 года; 4) увеличение доли детей-инвалидов, получивших услуги по социальной реабилитации, от общего количества семей, имеющих право на данную услугу, на 10% к уровню 2012 года; 5) обеспечение 100% охвата граждан пожилого возраста и инвалидов стационарным обслуживанием от общего числа нуждающихся; 6) увеличение доли граждан пожилого возраста и инвалидов, охваченных полустационарным обслуживанием, от общего числа нуждающихся на 10% к уровню 2012 года; 7) увеличение доли граждан пожилого возраста и инвалидов, охваченных нестационарным обслуживанием (на дому), от общего числа нуждающихся на 10% к уровню 2012 года; 8) увеличение доли граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и (или) находящихся в социально опасном положении, получивших социальные услуги, в том числе по предоставлению временного приюта, в специализированных учреждениях социального обслуживания, на 10% к уровню 2012 года; 9) обеспечение 100% перевозки между субъектами Российской Федерации, а также в пределах территорий государств - участников Содружества Независимых Государств несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений |
I. Характеристика сферы реализации подпрограммы 3, описание
основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
При разработке подпрограммы 3 учитывались данные мониторингов положения граждан пожилого возраста и инвалидов, материалы органов исполнительной государственной власти области по вопросам, входящим в подведомственную сферу деятельности.
Подпрограмма 3 определяет основные направления осуществления государственной политики в сфере социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов в регионе и направлена на развитие форм социального обслуживания населения, предоставления социальных услуг, снижение социальной напряженности среди пожилых людей.
Возрастает потребность граждан пожилого возраста и инвалидов в получении социальных услуг и государственной социальной помощи.
В Орловской области функционирует 30 бюджетных учреждений социального обслуживания населения.
В их составе организована работа следующих отделений:
а) социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, в которых обслуживается около 8,0 тыс. пожилых граждан и инвалидов;
б) специализированного социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуживающие свыше 500 пенсионеров, имеющих группу инвалидности;
в) временного (постоянного) проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в которых проживает около 500 одиноких пожилых граждан и инвалидов;
г) срочного социального обслуживания населения, в которых ежегодно получают различные виды социальной помощи и услуг более 24,0 тыс. пенсионеров и инвалидов;
д) дневного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов, где более 2,5 тыс. пенсионеров и инвалидов занимаются в различных кружках по интересам.
В учреждениях ведется учет граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в различных видах социальных услуг. При осуществлении данной работы специалисты учреждений взаимодействуют с главами муниципальных образований и сельских поселений.
В целях повышения качества и расширения спектра социальных услуг, учреждениями приобретается оборудование, мебель, автотранспорт, оказывается материальная помощь на первоочередные нужды.
Вместе с тем по области растет число граждан пожилого возраста и инвалидов, относящихся к категории одиноких или одиноко проживающих, малообеспеченных граждан, нуждающихся в постоянной посторонней помощи и социальных услугах.
С учетом изменения функциональных возможностей гражданам старшего поколения присущи: утрата привычного социального статуса, неустойчивое материальное положение, ухудшение состояния здоровья, снижение способности к самообслуживанию. В силу возрастных особенностей пожилым людям трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. Большинство из них не может самостоятельно решить свои проблемы. В настоящее время для семей, обеспечивающих уход за пожилыми родственниками, возрастают социальные и экономические издержки, снижается надежность семьи в качестве источника поддержки пожилых людей. В неблагоприятной ситуации нередко находятся одинокие пожилые люди и пожилые супружеские пары.
Потребность в различных видах социального обслуживания испытывают 80% нетрудоспособных пожилых людей, более 30% нуждаются в постоянной посторонней помощи и социально-медицинских услугах. Количество обращающихся за социальной помощью пожилых граждан и инвалидов ежегодно увеличивается.
Проблема одинокой старости приобрела массовый характер.
Блок обязательств социальной сферы связан с обслуживанием нуждающихся в постоянном уходе одиноких пожилых людей. В большинстве случаев именно на одиночество жалуются пожилые люди (чаще, чем на болезнь или недостаточный уровень пенсионного обеспечения).
Обслуживание пожилых людей в условиях стационарных учреждений является традиционной формой обслуживания. На сегодняшний день в области функционируют 16 домов-интернатов и 1 центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий, в которых проживают более 2,0 тыс. человек, из них:
42% - в возрасте до 60 лет;
24% - в возрасте от 60 до 75 лет;
34% - в возрасте старше 75 лет.
Сеть стационарных учреждений нуждается в расширении, имеется очередность в психоневрологические интернаты. В связи с увеличением числа лиц, находящихся на постельном режиме и нуждающихся в постоянной посторонней помощи, установлена необходимость в открытии дополнительных отделений милосердия на 100 мест. Укомплектованность персоналом учреждений социального обслуживания области составляет от 81 до 94%. Одной из основных причин такого положения дел является низкий уровень оплаты труда в системе социального обслуживания.
Часть оборудования в учреждениях подлежит замене в связи с износом. Дополнительно в стационарных учреждениях области требуется приобрести более 10% единиц технологического и реабилитационного оборудования.
Материально-техническая база во многих учреждениях нуждается в модернизации.
Инфраструктура стационарных учреждений социального обслуживания с постоянным пребыванием граждан пожилого возраста включает 127 зданий социального и хозяйственного назначения, в том числе 19 зданий с круглосуточным пребыванием людей.
В настоящее время действующие учреждения социального обслуживания (более 80%) расположены в помещениях старой постройки, 6 зданий с круглосуточным пребыванием людей построены более 50 лет назад. Это приводит к невозможности соблюдения в полном объеме санитарно-эпидемиологических норм, требований противопожарной безопасности, обеспечения мер безопасности жизни и здоровья клиентов и сотрудников учреждений.
В зданиях с низкой пожарной устойчивостью расположено 6 стационарных учреждений с круглосуточным пребыванием граждан пожилого возраста и инвалидов.
Средний показатель наполняемости учреждений с постоянным пребыванием людей составляет 97%.
Остается актуальной проблема решения социально-бытовых проблем пожилых людей в связи с невысоким доходом данной категории граждан и ростом цен на предметы первой необходимости (продукты питания, лекарственные препараты).
В соответствии с Законом Орловской области от 12 октября 2011 года N 1282-ОЗ "Об установлении в Орловской области на 2012 год величины прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", по состоянию на 1 января 2012 года более 14,0 тыс. пенсионеров получают соответствующую доплату к пенсии до величины прожиточного минимума (4 760,0 рублей).
Около 100 пенсионеров и инвалидов стоят на очереди с целью оказания социальных услуг на дому отделениями социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, отделениями специализированного социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.
24,1 тыс. одиноких пенсионеров и инвалидов получили различные виды социальной помощи и социально-бытовых услуг в бюджетных учреждениях социального обслуживания населения.
Пожилые граждане, проживающие в сельской местности, нуждаются в предоставлении социально-бытовых услуг (парикмахерские, заготовка и распиловка дров, доставка топлива, автотранспортные услуги, ремонт одежды, банно-прачечные), получении консультаций по правовым и другим жизненно важным вопросам.
Крайне острой остается проблема содержания пожилыми людьми жилья в состоянии, соответствующем правилам пожарной безопасности.
В 2010 году в областные государственные учреждения социального обслуживания населения обратилось 105, а в 2011 году - 160 пенсионеров, у которых пострадало жилье в результате пожара, в 42 случаях (40%) причиной пожара явилась неисправность печей (дымоходов) и электропроводки.
Кроме того, существует проблема низкой социальной активности граждан старшего поколения. Лишь незначительное количество пожилых людей принимают участие в общественной жизни.
Реализация комплексного подхода к решению вопросов организации социальной поддержки граждан пожилого возраста в Орловской области позволит решать вопросы социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, расширить сеть учреждений социального обслуживания для данной категории граждан, повысить эффективность действующих учреждений путем укрепления их материально-технической базы и развития услуг, мобилизовать усилия заинтересованных ведомств и организаций к решению этих проблем.
В рамках подпрограммы 3 необходимо продолжить работу:
1) по повышению качества жизни пожилых людей;
2) повышению качества и доступности социальных услуг, предоставляемых гражданам старшего поколения;
3) решению социальных проблем граждан пожилого возраста и инвалидов.
Необходимо поддерживать активное социальное долголетие пожилых людей, повышать социальную активность и формировать активный социальный статус граждан старшего поколения путем проведения мероприятий по реализации социокультурных потребностей пожилых людей, развитию их интеллектуального и творческого потенциала, современных форм общения.
Основными целями деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей являются восстановление семейных и социальных связей ребенка, его жизнеустройство и благополучие.
Адресную социальную помощь и социальные услуги в 2011 года получили 52,7 тыс. семей с несовершеннолетними детьми, находившимися в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении. За первое полугодие 2012 года - 37,6 тыс. семей.
В 2011 году более 3,1 тыс. детей и подростков, благодаря межведомственному взаимодействию, получили комплексную социальную помощь в условиях круглосуточного и дневного пребывания.
На протяжении последних лет в Орловской области проводится целенаправленная работа по улучшению материально-технической базы учреждений социального обслуживания семьи и детей. На проведение ремонтно-строительных работ детские центры Урицкого и Заводского районов дополнительно получили бюджетные ассигнования в сумме более 1 700,0 тыс. рублей.
Во всех специализированных учреждениях произведен монтаж объектового блока по централизованному наблюдению за автоматизированной пожарной сигнализацией с выводом сигнала на пульт управления МЧС России по Орловской области. Проведены работы по замене и проверке исправности электрооборудования, ремонту пожарного водоснабжения. В 6 учреждениях для несовершеннолетних внедрена система видеонаблюдения.
Вместе с тем принимаемых мер недостаточно для развития эффективной системы социального обслуживания.
В целях повышения эффективности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей необходимо продолжить работу по: расширению спектра и повышению качества социальных услуг, предоставляемых семьям с детьми; обеспечению повышения квалификации специалистов социального обслуживание семьи и детей; внедрению в деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей инновационных технологий предупреждения семейного и детского неблагополучия; разработке системы показателей для оценки деятельности каждого учреждения.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации
подпрограммы 3, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей
и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов
подпрограммы 3, сроков и контрольных этапов реализации
подпрограммы 3
1. Для граждан пожилого возраста и инвалидов.
Характерными чертами социально-экономического положения значительной части пожилых людей и инвалидов являются неустойчивое материальное положение, неспособность самостоятельно решить проблемы улучшения собственных жилищно-бытовых условий, низкая социальная активность, связанная с особенностью физического состояния, неудовлетворительным состоянием здоровья. Возможности пожилых людей и инвалидов по осуществлению полноценного участия в жизни общества значительно ограничены.
Комплексные меры по снижению социальной напряженности и минимизации проблем пожилого населения Орловской области нашли отражение в реализации федерального и регионального законодательства, в вопросах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
В настоящее время актуальными остаются вопросы открытия новых и укрепление материально-технической базы существующих учреждений, создание для пожилых людей более комфортных условий проживания, обслуживания, предоставления услуг медико-социальной, реабилитационной, социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни и укреплению социальных связей.
С целью решения проблем жизнедеятельности граждан, оказания неотложных социальных и социально-медицинских услуг пожилым людям, реализации комплексных мер, способствующих стабильному функционированию и развитию системы социальной поддержки населения, бюджетными учреждениями социального обслуживания населения организована работа выездных мобильных бригад, в работе которых принимают участие специалисты учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения, органов опеки и попечительства, представители общественных организаций и средств массовой информации, ответственные работники муниципальных образований, врачи и медицинские сотрудники центральных районных больниц, фельдшерско-акушерских пунктов и специалисты других служб.
Специалисты осуществляют прием и консультирование граждан по вопросам предоставления дополнительных платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями социального обслуживания населения, в рамках реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", оказывают содействие в получении мер социальной поддержки, психологическую и юридическую помощь, а также предоставляют социально-бытовые услуги и комплекс социально-медицинских услуг.
Целью данного направления будет являться повышение качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов.
Задачами направления для граждан пожилого возраста и инвалидов являются:
1. Нормативно-правовое обеспечение социальной защищенности граждан пожилого возраста и инвалидов.
2. Организация деятельности по укреплению социальной защищенности граждан пожилого возраста и инвалидов.
3. Оптимизация среды жизнедеятельности граждан пожилого возраста и инвалидов (укрепление материально-технической базы и расширение сети действующих стационарных учреждений социального обслуживания).
4. Совершенствование коммуникационных связей и развитие интеллектуального потенциала и организация свободного времени и культурного досуга граждан пожилого возраста и инвалидов.
5. Обеспечение бюджетных учреждений социального обслуживания населения квалифицированными кадрами.
Указанные цели и задачи соответствуют стратегии мирового сообщества - достойное существование пожилых людей путем улучшения условий и качества жизни, усиления их защиты и обеспечения доступа к государственным социальным услугам при одновременном повышении эффективности социальных расходов.
Все мероприятия направлены на решение главной стратегической цели - повышение качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов.
Нормативно-правовое обеспечение социальной защищенности граждан пожилого возраста и инвалидов предусматривает совершенствование нормативно-правовой базы в вопросах социального обслуживания населения.
Источником информации о ходе реализации подпрограммы 3 являются мониторинг выполнения мероприятий, квартальные, полугодовые и годовые статистические отчеты бюджетных учреждений социального обслуживания населения.
В части оптимизации среды жизнедеятельности пожилых людей планируется проведение ремонта бюджетных стационарных учреждений социального обслуживания (укрепление материально-технической базы и расширение сети действующих стационарных учреждений социального обслуживания населения).
Реализация программно-целевого подхода к решению вопросов организации стационарного социального обслуживания пожилых людей в Орловской области позволит комплексно их решить, повысить эффективность действующих учреждений социального обслуживания пожилых граждан путем укрепления их материально-технической базы и развития социальных услуг.
Мероприятия подпрограммы 3 направлены на укрепление материально-технической базы учреждений, создание более комфортных условий для клиентов социальных служб, расширение набора предоставляемых услуг, обеспечение равной доступности в получении необходимых для жизнеобеспечения социальных услуг независимо от места проживания пожилых людей, степени самообслуживания и передвижения, организацию качественной социальной помощи и реабилитации, на создание доступной среды для маломобильных групп, повышение общего уровня комфортности среды жизнедеятельности для пожилого населения Орловской области.
Среди мер по совершенствованию коммуникационных связей, развитию интеллектуального потенциала пожилых людей и организации свободного времени и культурного досуга на базе бюджетных учреждений социального обслуживания населения, имеющих в своей структуре отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов, необходимо:
активизировать мероприятия по организации работы компьютерных классов и клубов, по развитию образовательных программ для граждан пожилого возраста;
продолжить работу организации кружковой работы по интересам, активизации экскурсионного и библиотечного обслуживания пожилых людей.
Особое внимание будет уделено подготовке кадрового состава учреждений по работе с пожилыми людьми. Планируется организация работы по подготовке и повышению квалификации руководителей и специалистов учреждений социального обслуживания населения на базе учебных заведений города Орла, проведение семинаров по обмену опытом работы, проведение регионального конкурса на звание Лучший социальный работник.
Работа учреждений, связанная с социальной поддержкой и социальным обслуживанием пожилых людей, деятельность органов исполнительной власти по улучшению жизнедеятельности пожилых людей и повышению качества их жизни будет отражена в средствах массовой информации и периодической печати.
Комплексное выполнение намеченных программой мероприятий приведет к укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения.
2. Для семей с детьми.
В значительной мере решению этих задач способствовали законодательные и нормативно-правовые акты, национальные и региональные стандарты социального обслуживания (реализуемые в Орловской области в интересах семьи и детей).
Целью данного направления будет являться создание условий для реализации стратегических направлений развития сети учреждений социального обслуживания семей с детьми и несовершеннолетних посредством повышения качества и эффективности предоставляемых государственных услуг.
Задачами направления необходимо считать:
1. Создание нормативной правовой базы, обеспечивающей предоставление государственных услуг по социальному обслуживанию семьям с детьми и несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.
2. Внедрение единых подходов к мониторингу и анализу деятельности учреждений социального обслуживания семей с детьми и несовершеннолетних.
3. Создание безопасных и благоприятных условий для несовершеннолетних детей, находящихся в стационарных отделениях и отделениях дневного пребывания учреждений социального обслуживания семей с детьми.
4. Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания семей с детьми и несовершеннолетних.
5. Проведение текущего ремонта учреждений социального обслуживания семей с детьми и несовершеннолетних.
6. Организация реабилитационной работы с детьми и подростками, находящимися в социально опасном положении и социального патронажа их семей.
7. Обеспечение учреждений социального обслуживания семей с детьми и несовершеннолетних квалифицированными кадрами.
8. Стимулирование творческого поиска инновационных подходов и применения современных технологий в работе с семьей и детьми.
Целевые индикаторы (показатели) подпрограммы 3:
1. Численность обслуживаемых на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.
2. Численность обслуживаемых отделением специализированного социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.
3. Численность обслуживаемых отделением срочного социального обслуживания.
4. Численность обслуживаемых отделением социального полустационарного обслуживания дневного пребывания.
5. Численность обслуживаемых отделением социального стационарного обслуживания временного (постоянного) проживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
6. Численность граждан, воспользовавшихся социальной консультативной помощью.
7. Численность обслуживаемых отделением социального обслуживания дневного пребывания детей.
8. Численность обслуживаемых отделением социального обслуживания и реабилитации детей с ограниченными умственными способностями и физическими возможностями.
9. Численность обслуживаемых отделением психолого-педагогической помощи семье и детям.
10. Численность обслуживаемых отделением социального обслуживания и профилактики безнадзорности несовершеннолетних детей и подростков.
11. Социальное обслуживание в отделении временного проживания.
12. Социальное обслуживание в отделении ночного пребывания.
13. Численность обслуживаемых в центрах социальной помощи семье и детям.
14. Численность обслуживаемых отделением комплексной реабилитации семей и детей с ограниченными возможностями.
15. Предоставление временного приюта и реабилитационных услуг в центрах социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних.
16. Социальное стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов.
17. Социальное стационарное обслуживание в психоневрологических интернатах.
18. Предоставление реабилитационных и социальных услуг в домах-интернатах для детей с ограниченными возможностями.
19. Численность воспользовавшихся информационной поддержкой и социально-психологической помощью пострадавших вследствие радиационных аварий и катастроф, проживающих на радиоактивно загрязненных территориях.
20. Социальное стационарное обслуживание в домах-интернатах малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов.
21. Численность обслуживаемых отделением социального обслуживания дневного пребывания инвалидов детства.
22. Численность воспользовавшихся социальной помощью женщин и детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения.
23. Предоставление временного приюта женщинам и детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения.
23.1. Предоставление временного приюта и социально-реабилитационных услуг несовершеннолетним в кризисном центре.
23.2. Оказание социального обслуживания в отделении социально-досуговой деятельности для граждан пожилого возраста и инвалидов.
В соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" были разработаны и доведены до подведомственных учреждений государственные задания. Расчет показателей производился исходя из существующей реальности, целей, задач и мощностей учреждений.
24. Обеспечение учреждений социального обслуживания семей с детьми и несовершеннолетних камерами видеонаблюдения.
Проблема оснащения камерами видеонаблюдения учреждений социального обслуживания требует незамедлительного решения. Безопасность обеспечиваемых и персонала учреждений в современном мире должна быть комплексной и отвечать всем имеющимся стандартам. В настоящее время порядка 20% учреждений оснащены камерами видеонаблюдения, в период реализации подпрограммы 3 планируется разместить системы видеонаблюдения во всех учреждениях социального обслуживания и посредством этого добиться 100% оснащенности.
25. Доля перевезенных между субъектами Российской Федерации, а также в пределах территорий государств - участников Содружества Независимых Государств несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений.
Перевозка между субъектами Российской Федерации, а также в пределах территорий государств - участников Содружества Независимых Государств несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений осуществляется целевым подходом. За последние 3 года данный вид перевозки производился единственный раз, вследствие чего планируется исполнять 100% необходимых мероприятий.
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы 3 и их значениях приведены в приложении 1 к подпрограмме 3.
Подпрограмму 3 планируется осуществить в один этап.
Важнейшим социальным результатом реализации подпрограммы 3 станет:
1) повышение качества обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе проживающих в бюджетных стационарных учреждениях социального обслуживания населения, на 10% к уровню 2012 года;
2) повышение показателя предоставления государственных социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам на 10% к уровню 2012 года;
3) увеличение доли несовершеннолетних и семей с детьми, охваченных социальными услугами, на 10% к уровню 2012 года;
4) увеличение доли детей-инвалидов, получивших услуги по социальной реабилитации, от общего количества семей, имеющих право на данную услугу, на 10% к уровню 2012 года;
5) обеспечение 100% охвата граждан пожилого возраста и инвалидов стационарным обслуживанием от общего числа нуждающихся;
6) увеличение доли граждан пожилого возраста и инвалидов, охваченных полустационарным обслуживанием, от общего числа нуждающихся на 10% к уровню 2012 года;
7) увеличение доли граждан пожилого возраста и инвалидов, охваченных нестационарным обслуживанием (на дому), от общего числа нуждающихся на 10% к уровню 2012 года;
8) увеличение доли граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и (или) находящихся в социально опасном положении, получивших социальные услуги, в том числе по предоставлению временного приюта, в специализированных учреждениях социального обслуживания, на 10% к уровню 2012 года;
9) обеспечение 100% перевозки между субъектами Российской Федерации, а также в пределах территорий государств - участников Содружества Независимых Государств несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений.
III. Характеристика основных мероприятий подпрограммы 3
Мероприятиями по укреплению социальной защищенности пожилых людей запланировано:
а) проведение мониторинга социально-экономического положения граждан пожилого возраста и инвалидов;
б) проведение мероприятий, посвященных Международному дню пожилых людей;
в) организация консультативной и методической помощи;
г) организация и проведение мероприятий для отдельных категорий граждан, совместно с факультетами социальной работы высших учебных заведений города Орла;
д) проведение благотворительных акций.
Мероприятиями в области социального обслуживания семьи и детей являются:
а) предупреждение семейного неблагополучия;
б) профилактика безнадзорности и беспризорности, жестокого обращения с детьми;
в) создание условий для пресечения насилия в отношении детей и подростков;
г) социальная поддержка, адаптация и реабилитация несовершеннолетних, защита их прав и интересов.
Перечень основных мероприятий подпрограммы 3 приведен в приложении 2 к подпрограмме 3.
IV. Характеристика мер государственного регулирования
Налоговые, тарифные, кредитные и иные меры государственного регулирования в ходе реализации подпрограммы 3 не применяются.
Нормативно-правовая база подпрограммы 3 представлена следующими документами:
1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2005 года N 525 "О Порядке предоставления из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение деятельности, связанной с перевозкой между субъектами Российской Федерации, а также в пределах территорий государств - участников Содружества Независимых Государств несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений".
2. Постановлением Правительства Орловской области от 5 мая 2010 года N 155 "Об оптимизации учреждений социального обслуживания, подведомственных Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области".
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации подпрограммы 3 приведены в приложении 3 к подпрограмме 3.
Реализация мероприятий подпрограммы 3 осуществляется в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
Оперативное управление и контроль за реализацией подпрограммы 3 осуществляет ответственный исполнитель подпрограммы 3 - Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области. На ответственного исполнителя возлагается:
а) подготовка в установленном порядке Плана реализации подпрограммы 3, содержащего перечень мероприятий подпрограммы 3, с указанием сроков их реализации, бюджетных ассигнований, а также информации о расходах из других источников;
б) предоставление по запросу Департамента экономики Орловской области и Департамента финансов Орловской области сведений, необходимых для проведения мониторинга реализации подпрограммы 3;
в) реализация мероприятий подпрограммы 3 в пределах своих полномочий, обозначенных в подпрограмме 3 и Плане реализации подпрограммы 3;
г) осуществление руководства и текущего управления реализацией подпрограммы 3;
д) разработка в пределах своей компетенции проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации подпрограммы 3;
е) проведение анализа и формирование предложений по рациональному использованию финансовых ресурсов подпрограммы 3;
ж) уточнение механизмов реализации подпрограммы 3 и размера затрат на реализацию ее мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств;
з) проведение мониторинга, включающего контроль за процессом реализации подпрограммы 3, экспертизу достигнутых результатов и выработку рекомендаций по совершенствованию программных мероприятий и управленческих инструментов;
и) подготовка годового отчета о ходе реализации и об оценке эффективности подпрограммы 3 до 1 марта года, следующего за отчетным, и направление его в Департамент экономики Орловской области и Департамент финансов Орловской области.
V. Прогноз сводных показателей целевых заданий по этапам реализации подпрограммы 3
По состоянию на 1 апреля 2013 года в рамках реализации подпрограммы 3 67 бюджетных учреждений социального обслуживания населения Орловской области оказывают государственные услуги на основе 26 утвержденных государственных заданий.
Объемные показатели утвержденных государственных заданий приведены в таблице 1.
Таблица 1
N |
Наименование государственной услуги |
Единица измерения |
Прогноз сводных показателей по годам |
|||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов |
человек |
7 952 |
7 933 |
7 933 |
7 933 |
2. |
Специализированное социально-медицинское обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов |
человек |
581 |
590 |
590 |
590 |
3. |
Срочное социальное обслуживание |
человек |
79 497 |
78 579 |
78 746 |
78 746 |
4. |
Социальное полустационарное обслуживание в отделении дневного пребывания |
человек |
5 532 |
4 209 |
4 229 |
4 229 |
5 |
Социальное стационарное обслуживание в отделении временного (постоянного) проживания граждан пожилого возраста и инвалидов |
койко-день
|
170 267
|
172 710
|
172 710
|
172 710
|
6. |
Предоставление социальной консультативной помощи |
человек |
8 830 |
10 450 |
10 465 |
10 465 |
7. |
Социальное обслуживание в отделении дневного пребывания детей |
человек |
695 |
630 |
630 |
630 |
8. |
Социальное обслуживание в отделении реабилитации детей с ограниченными умственными способностями и физическими возможностями |
человек |
808 |
808 |
808 |
808 |
9. |
Предоставление психолого-педагогической помощи семье и детям |
человек |
15 062 |
14 932 |
14 932 |
14 932 |
10. |
Социальное обслуживание в отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних детей и подростков |
человек |
2 271 |
2 271 |
2 271 |
2 271 |
11. |
Социальное обслуживание в отделении временного проживания |
койко-день |
9 100 |
9 100 |
9 100 |
9 100 |
12. |
Социальное обслуживание в отделении ночного пребывания |
койко-день |
2 790 |
2 790 |
2 790 |
2 790 |
13. |
Социальное обслуживание в центрах социальной помощи семье и детям |
человек |
6 810 |
6 810 |
6 810 |
6 810 |
14. |
Комплексная реабилитация семей и детей с ограниченными возможностями |
человек |
1 206 |
1 391 |
1 391 |
1 391 |
15. |
Предоставление временного приюта и реабилитационных услуг в центрах социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних |
койко-день |
88 461 |
93 100 |
93 100 |
93 100 |
16. |
Социальное стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов |
койко-день |
352 272 |
357 495 |
357 495 |
357 495 |
17. |
Социальное стационарное обслуживание в психоневрологических интернатах |
койко-день |
292 632 |
309 290 |
340 290 |
340 290 |
18. |
Предоставление реабилитационных и социальных услуг в домах-интернатах для детей с ограниченными возможностями |
койко-день |
57 350 |
57 350 |
57 350 |
57 350 |
19. |
Предоставление информационной поддержки и социально-психологической помощи жителям Орловской области, пострадавшим вследствие радиационных аварий и катастроф, проживающим на радиоактивно загрязненных территориях |
человек |
40 000 |
40 000 |
40 000 |
40 000 |
20. |
Социальное стационарное обслуживание в домах-интернатах малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов |
койко-день |
16 800 |
16 800 |
16 800 |
16 800 |
21. |
Социальное обслуживание отделением дневного пребывания инвалидов детства |
человек |
210 |
210 |
210 |
210 |
22. |
Оказание социальной помощи женщинам и детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения |
человек |
11 928 |
11 928 |
11 928 |
11 928 |
23. |
Предоставление временного приюта женщинам и детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения |
койко-день |
9 800 |
9 800 |
9 800 |
9 800 |
24. |
Предоставление временного приюта и социально-реабилитационных услуг несовершеннолетним в кризисном центре |
койко-день |
3 960 |
3 960 |
3 960 |
3 960 |
25. |
Оказание социального обслуживания в отделении социально-досуговой деятельности для граждан пожилого возраста и инвалидов |
человек |
1 490 |
1 580 |
1 620 |
1 630 |
Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг государственными учреждениями Орловской области приведен в приложении 4 к подпрограмме 3.
VI. Характеристика основных мероприятий, реализуемых органами
местного самоуправления в случае их участия в разработке
и реализации подпрограммы 3
Мероприятия, реализуемые органами местного самоуправления в рамках реализации подпрограммы 3, отсутствуют.
VII. Информация об участии акционерных обществ с государственным
участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых
внебюджетных фондов в реализации подпрограммы 3
Участие акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых внебюджетных фондов в ходе реализации подпрограммы 3 не предусмотрено.
VIII. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы 3
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы 3, - 4 126 371,3 тыс. рублей (таблица 2), в том числе:
областной бюджет - 4 125 808,0 тыс. рублей;
федеральный бюджет - 563,3 тыс. рублей;
государственные внебюджетные фонды - 0,0 тыс. рублей,
в том числе по годам реализации подпрограммы 3:
2013 - 1 032 018,3 тыс. рублей;
2014 - 1 016 586,6 тыс. рублей;
2015 - 1 038 883,2 тыс. рублей;
2016 - 1 038 883,2 тыс. рублей.
Таблица 2
Программные мероприятия, обеспечивающие выполнение задачи |
Весь период реализации, всего (тыс. рублей) |
В том числе: |
||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Всего по подпрограмме 3 |
4 126 371,3 |
1 032 018,3 |
1 016 586,6 |
1 038 883,2 |
1 038 883,2 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
областной бюджет |
4 125 808,0 |
1 031 878,3 |
1 016 445,5 |
1 038 742,1 |
1 038 742,1 |
|
федеральный бюджет |
563,3 |
140,0 |
141,1 |
141,1 |
141,1 |
|
местный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
внебюджетные средства |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
Из общего объема: |
|
|
|
|
|
|
Капитальные вложения, всего |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
местный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
внебюджетные средства |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
НИОКР, всего |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
местный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
внебюджетные средства |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
Прочие расходы, всего |
4 126 371,3 |
1 032 018,3 |
1 016 586,6 |
1 038 883,2 |
1 038 883,2 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
областной бюджет |
4 125 808,0 |
1 031 878,3 |
1 016 445,5 |
1 038 742,1 |
1 038 742,1 |
|
федеральный бюджет |
563,3 |
140,0 |
141,1 |
141,1 |
141,1 |
|
местный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
внебюджетные средства |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы 3 за счет средств областного и федерального бюджетов приведено в приложениях 5 и 6 к подпрограмме 3.
IX. Анализ рисков реализации подпрограммы 3 и описание
мер управления рисками реализации подпрограммы 3
Важным условием успешной реализации подпрограммы 3 является компонент управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей подпрограммы 3. На минимизацию рисков невыполнения мероприятий подпрограммы 3 в связи с возникшими техническими и организационными сложностями нацелен мониторинг. Административный риск, связанный с неверными действиями и суждениями людей, непосредственно задействованных в реализации подпрограммы 3, защищен закреплением персональной ответственности исполнителей мероприятий подпрограммы 3.
Для данной подпрограммы 3 к управляемым относится также риск противодействия модернизационному развитию. На его минимизацию направлены меры по планированию мероприятий и мониторингу их реализации. Формирование плана реализации подпрограммы 3, содержащего перечень мероприятий подпрограммы 3 с указанием сроков их выполнения, бюджетных ассигнований, мониторинг за его реализацией - все эти меры нацелены на преодоление данных рисков.
Важным экономическим и финансовым риском является возможное уменьшение объема средств федерального и областного бюджетов, направляемых на реализацию мероприятий подпрограммы 3, в связи с экономической ситуацией, оптимизацией расходов при формировании бюджета. Для уменьшения данного риска бюджет подпрограммы 3 сформирован исходя из "пессимистического" прогноза развития экономической ситуации. Гарантией исполнения мероприятий подпрограммы 3 является бюджетная обеспеченность основных мероприятий подпрограммы 3.
Остальные виды рисков связаны со спецификой целей и задач подпрограммы 3, и меры по их минимизации будут предприниматься в ходе оперативного управления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.