Орловский областной Совет народных депутатов постановляет:
1. Принять обращение Орловского областного Совета народных депутатов к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину по вопросу внесения в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся введения обязательного информирования избирателей об имевшихся у кандидата на выборную должность судимостях за совершение тяжких и особо тяжких преступлений (далее - обращение).
2. Направить обращение Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину.
3. Обратиться к законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать обращение.
Председатель Орловского областного |
Л.С. Музалевский |
Обращение
Орловского областного Совета народных депутатов к Председателю
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
С.Е. Нарышкину по вопросу внесения в законодательство Российской Федерации
изменений, касающихся введения обязательного информирования избирателей
об имевшихся у кандидата на выборную должность судимостях
за совершение тяжких и особо тяжких преступлений
Уважаемый Сергей Евгеньевич!
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2013 года N 20-П "По делу о проверке конституционности подпункта "а" пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", части первой статьи 10 и части шестой статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Г.Б. Егорова, А.Л. Казакова, И.Ю. Кравцова, В.А. Куприянова, А.С. Латыпова и В.Ю. Синькова" положения подпункта "а" пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой им установлено бессрочное и недифференцированное ограничение пассивного избирательного права в отношении граждан Российской Федерации, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации действующее законодательство ограничивает пассивное избирательное право осужденных бессрочно и необратимо. Бессрочное ограничение избирательного права возможно лишь для осужденных на пожизненный срок. В иных случаях подобное ограничение не соответствует Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации указал федеральному законодателю на необходимость незамедлительно внести соответствующие изменения в подпункт "а" пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации",при этом обратив внимание на то, что сроки ограничения пассивного избирательного права осужденного должны соотноситься со сроками судимости в рамках Уголовного кодекса Российской Федерации. В исключительных случаях за отдельные преступления (вследствие повышенной степени их общественной опасности) могут быть установлены более продолжительные сроки ограничения в разумных пределах.
Между тем, по мнению судебного органа конституционного контроля, правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества. Создавая соответствующие правовые механизмы, федеральный законодатель вправе установить повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти.
Совершенное когда-либо в прошлом тяжкое или особо тяжкое преступление является обстоятельством, влияющим на оценку избирателями репутации кандидата на выборную должность и тем самым определяющим степень доверия граждан к институтам представительной демократии, их уверенность в незыблемости верховенства права и правовой демократии.
В качестве гарантии, обеспечивающей информирование избирателей о наличии в биографии зарегистрированных кандидатов фактов прошлого противоправного поведения, статьями 61, 63 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено указание на информационном стенде в помещении для голосования и в избирательном бюллетене сведений об имеющейся неснятой или непогашенной судимости кандидата. Законодательно закрепленной обязанности кандидата сообщать обо всех судимостях, в том числе снятых и погашенных, а также соответствующего полномочия у регионального законодателя установить такую обязанность законом субъекта Российской Федерации в настоящее время нет.
Вместе с тем, учитывая повышенную степень общественной опасности тяжких и особо тяжких преступлений, полагаем, что отсутствие в избирательном законодательстве требований о представлении кандидатом сведений о привлечении когда-либо к уголовной ответственности за совершение преступлений указанной категории нарушает право избирателей на их достоверное информирование о личности кандидата.
При этом представление кандидатом сведений об имевшихся когда-либо судимостях не нарушает его права на участие в выборах, но, касаясь юридически значимых фактов его биографии, дает избирателю более полную информацию для последующего осознанного выбора.
Принимая во внимание вышеизложенное, Орловский областной Совет народных депутатов обращается к Вам с просьбой рассмотреть вопрос о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся введения обязательного информирования избирателей об имевшихся снятых и погашенных судимостях кандидата на выборную должность за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе посредством размещения данной информации на информационных стендах в помещении для голосования и в избирательном бюллетене.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Орловского областного Совета народных депутатов от 29 ноября 2013 г. N 26/710-ОС "Об обращении Орловского областного Совета народных депутатов к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину по вопросу внесения в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся введения обязательного информирования избирателей об имевшихся у кандидата на выборную должность судимостях за совершение тяжких и особо тяжких преступлений"
Текст постановления официально опубликован не был