Орловский областной Совет народных депутатов постановляет:
1. Принять обращение к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину по вопросу временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан.
2. Направить обращение Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину.
3. Обратиться к законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать обращение.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет по здравоохранению и социальной политике Орловского областного Совета народных депутатов.
Председатель Орловского областного |
Л.С. Музалевский |
Обращение
Орловского областного Совета народных депутатов к Председателю
Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву, Председателю
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
С.Е. Нарышкину по вопросу временного пребывания
в Российской Федерации иностранных граждан
В утвержденной Президентом Российской Федерации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Концепция) отмечается, что несовершенство действующей системы управления миграционными процессами проявляется в наличии большого числа незаконных мигрантов (пункт 12).
Одним из основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации является совершенствование правовой базы противодействия незаконной миграции, а также системы государственного контроля въезда и пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации (подпункт "ж" пункта 24).
По данным Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Орловской области, за 10 месяцев 2013 года на территории Орловской области поставлено на миграционный учет 23580 иностранных граждан, из них временно пребывающих иностранных граждан - 8660.
Указанная ситуация порождает ряд неблагоприятных социально-экономических тенденций, одной из которых является предпочтение работодателями иностранных работников гражданам Российской Федерации ввиду значительной экономии финансовых средств в связи с освобождением работодателя от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов (работодателей) (пункт 15 части 1 статьи 9).
В качестве исключения из вышеуказанного общего правила Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что страхователи в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающих на территории Российской Федерации, заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года, уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному данным Федеральным законом для граждан Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения указанных застрахованных лиц (пункт 2 статьи 22.1).
Однако Федеральные законы от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" не относят иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, к числу застрахованных лиц (статья 10 и часть 1 статьи 2 соответственно) и, следовательно, не предусматривают обязанность страхователя (работодателя) исчислять и уплачивать в государственные внебюджетные фонды соответствующие страховые взносы.
Указанное правовое регулирование создает неравные конкурентные условия для граждан Российской Федерации при трудоустройстве по сравнению с иностранными гражданами, а также способствует понижению производительности труда ввиду низкой заработной платы и зачастую недостаточной квалификации иностранных работников.
Кроме того, в связи с этим достаточно острой является проблема медицинского обслуживания иностранных работников. В частности, исходя из положений Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", а также Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 года N 186, иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории Российской Федерации, не подлежат обязательному медицинскому страхованию и не обладают правом на бесплатное оказание медицинской помощи (статья 10 и пункт 4 соответственно). Медицинская помощь в неотложной форме (за исключением скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи) и плановой форме оказывается иностранным гражданам в соответствии с договорами о предоставлении платных медицинских услуг либо договорами добровольного медицинского страхования и (или) заключенными в пользу иностранных граждан - застрахованных лиц договорами в сфере обязательного медицинского страхования (пункт 6). На практике данное регулирование затрудняет доступ иностранных работников к квалифицированной медицинской помощи, что в свою очередь представляет угрозу для здоровья сотрудников организации, в которой иностранный работник осуществляет трудовую деятельность, а также для населения Российской Федерации в целом.
При этом следует отметить, что данные проблемы актуальны в настоящее время не только для Орловской области, но и для большинства субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного депутаты Орловского областного Совета народных депутатов обращаются к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину с просьбой о разработке комплекса мер, направленных на снятие напряженности в рассматриваемой сфере, снижение количества незаконных мигрантов, а также контроль за миграционными потоками на территории Российской Федерации. Например, предлагаем рассмотреть вопросы:
1) об изменении положений федерального законодательства, предусматривающих освобождение работодателя от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, в целях исключения возможности предпочтения работодателем иностранных работников гражданам Российской Федерации;
2) сокращении установленного абзацем вторым пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" общего срока временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, с девяноста до сорока пяти суток;
Заключении в определенный Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" перечень документов, необходимых для получения иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, разрешения на работу, договора добровольного медицинского страхования.
Предлагаемые меры позволят осуществлять эффективный контроль за механизмом привлечения и использования труда иностранных работников на территории Российской Федерации и создадут дополнительные гарантии обеспечения общественной безопасности и защиты трудовых прав граждан Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Орловского областного Совета народных депутатов от 20 декабря 2013 г. N 27/742-ОС "Об обращении Орловского областного Совета народных депутатов к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину по вопросу временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан"
Текст постановления официально опубликован не был