Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Орловской области от 25 февраля 2015 г. N 85 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к постановлению Правительства
Орловской области
от 4 декабря 2013 г. N 411
Государственная программа
Орловской области "Устойчивое развитие сельских территорий Орловской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"
25 февраля 2015 г.
|
|
|
Ответственный исполнитель государственной программы |
|
|
|
|
|
Департамент сельского хозяйства Орловской области |
_______________ |
В.И. Коротеев |
Паспорт
государственной программы Орловской области "Устойчивое развитие сельских территорий Орловской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"
Наименование Государственной программы Орловской области |
"Устойчивое развитие сельских территорий Орловской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Государственная программа) |
Ответственный исполнитель Государственной программы |
Департамент сельского хозяйства Орловской области |
Соисполнители Государственной программы |
Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области |
Перечень подпрограмм (основных мероприятий Государственной программы) |
Подпрограммы не входят в состав Государственной программы. Основные мероприятия Государственной программы: 1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. 2. Комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильными дорогами общего пользования с твердым покрытием, ведущими от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции. 3. Грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности. 4. Поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий |
Цели Государственной программы |
1. Создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности. 2. Активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения. 3. Формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни |
Задачи Государственной программы |
1) удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье; 2) повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры; концентрация ресурсов, направленных на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильными дорогами общего пользования с твердым покрытием, ведущими от сети автомобильных дорог населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых осуществляются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса; 3) грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности; 4) поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий |
Целевые индикаторы и показатели Государственной программы |
1) ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов; 2) ввод в действие общеобразовательных организаций; 3) открытие фельдшерско-акушерских пунктов; 4) ввод в действие плоскостных спортивных сооружений; 5) ввод в действие учреждений культурно-досугового типа в сельской местности; 6) ввод в действие распределительных газовых сетей; 7) ввод в действие локальных водопроводов; 8) ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых осуществляются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса; 9) количество населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых реализованы проекты комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку; 10) количество реализованных проектов местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку; 11) количество реализованных проектов по поощрению и популяризации достижений в сфере развития сельских территорий |
Этапы и сроки реализации Государственной программы |
2014-2020 годы. I этап - 2014 - 2017 годы. II этап - 2018 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы |
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию Государственной программы, - 4 771 915,7 тыс. рублей, в том числе: I этап - 2 329 514,7 тыс. рублей; II этап - 2 442 401 тыс. рублей; из них по годам: 2014 - 286 017,7 тыс. рублей; 2015 - 442 795 тыс. рублей; 2016 - 824 012 тыс. рублей; 2017 - 776 690 тыс. рублей; 2018 - 810 902 тыс. рублей; 2019 - 820 761 тыс. рублей; 2020 - 810 738 тыс. рублей; в том числе по источникам финансирования Государственной программы: областной бюджет, всего - 1 039 245,2 тыс. рублей; из них по годам: 2014 - 101 327,2 тыс. рублей; 2015 - 84 400 тыс. рублей; 2016 - 158 170 тыс. рублей; 2017 - 146 122 тыс. рублей; 2018 - 184 579 тыс. рублей; 2019 - 186 581 тыс. рублей; 2020 - 178 066 тыс. рублей; прогнозируемый объем средств федерального бюджета, всего - 3 047 617 тыс. рублей; из них по годам: 2014 - 105 435 тыс. рублей; 2015 - 311 180 тыс. рублей; 2016 - 570 827 тыс. рублей; 2017 - 542 734 тыс. рублей; 2018 - 505 116 тыс. рублей; 2019 - 508 202 тыс. рублей; 2020 - 504 123 тыс. рублей; прогнозируемый объем средств муниципальных бюджетов, всего - 261 418,5 тыс. рублей; из них по годам: 2014 - 42 087,5 тыс. рублей; 2015 - 32 429 тыс. рублей; 2016 - 43 858 тыс. рублей; 2017 - 36 700 тыс. рублей; 2018 - 35 127 тыс. рублей; 2019 - 36 198 тыс. рублей; 2020 - 35 019 тыс. рублей; прогнозируемый объем внебюджетных источников, всего - 423 635 тыс. рублей; из них по годам: 2014 - 37 168 тыс. рублей; 2015 - 14 786 тыс. рублей; 2016 - 51 157 тыс. рублей; 2017 - 51 134 тыс. рублей; 2018 - 86 080 тыс. рублей; 2019 - 89 780 тыс. рублей; 2020 - 93 530 тыс. рублей; по направлениям затрат Государственной программы: капитальные вложения, всего - 4 240 572,7 тыс. рублей; из них по годам: 2014 - 224 233,7 тыс. рублей; 2015 - 393 509 тыс. рублей; 2016 - 767 088 тыс. рублей; 2017 - 719 841 тыс. рублей; 2018 - 715 542 тыс. рублей; 2019 - 718 761 тыс. рублей; 2020 - 701 598 тыс. рублей; НИОКР, всего - 0; прочие расходы, всего - 531 343 тыс. рублей; из них по годам: 2014 - 61 784 тыс. рублей; 2015 - 49 286 тыс. рублей; 2016 - 56 924 тыс. рублей; 2017 - 56 849 тыс. рублей; 2018 - 95 360 тыс. рублей; 2019 - 102 000 тыс. рублей; 2020 - 109 140 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Государственной программы |
1) улучшение жилищных условий 358 сельских семей, в том числе 155 молодых семей и молодых специалистов; 2) сокращение количества обучающихся в общеобразовательных организациях, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, на 88 человек; 3) расширение сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики на 16 единиц; 4) увеличение количества привлеченных к занятиям физической культурой и спортом граждан, проживающих в сельской местности, прежде всего молодежи, за счет расширения сети плоскостных спортивных сооружений на 6363 кв. м; 5) повышение уровня инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности: газом - с 88% (2013 год) до 91%; водой - с 67,5% (2013 год) до 70,5%; автомобильными дорогами - до 45%; 6) комплексное обустройство площадок под компактную застройку в 6 населенных пунктах, расположенных в сельской местности; 7) реализация 24 проектов местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку; 8) реализация 22 проектов по поощрению и популяризации достижений в сфере развития сельских территорий. |
I. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, включая описание текущего состояния, основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Государственная программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 2015 года N 17 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", постановлением Правительства Орловской области от 23 июля 2012 года N 255 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Орловской области и Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Орловской области".
Главными приоритетами Государственной программы являются устойчивое развитие сельских территорий Орловской области, повышение занятости, рост уровня жизни сельского населения.
Развитие Орловской области на современном этапе характеризуется повышением внимания со стороны государства к развитию сельских территорий.
Решение задач по повышению уровня и качества жизни населения Орловской области, устойчивому развитию сельских территорий требует пересмотра места и роли сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в регионе, в том числе принятия мер по созданию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий путем:
а) повышения уровня комфортности условий жизнедеятельности;
б) повышения доступности улучшения жилищных условий для сельского населения;
в) повышения престижности сельскохозяйственного труда и формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни;
г) улучшения демографической ситуации;
д) развития в сельской местности институтов гражданского общества.
В ходе экономических преобразований в аграрной сфере сформирован и планово наращивается производственный потенциал, дальнейшее эффективное развитие которого во многом зависит от стабильности комплексного развития сельских территорий, активизации человеческого фактора экономического роста. Наращивание социально-экономического потенциала сельских территорий, придание этому процессу устойчивости и необратимости являются стратегической задачей государственной аграрной политики, что закреплено в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий для устойчивого развития агропромышленного комплекса. За последние 15 лет в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села произошло снижение доступности для сельского населения образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.
Площадь Орловской области составляет 24,7 тыс. кв. км, численность населения по состоянию на 1 января 2013 года - 775,9 тыс. человек, из них в сельской местности проживают 265,3 тыс. человек, или 34,2%.
На начало 2013 года в области осуществляли деятельность 227 сельскохозяйственных организаций, имеющих 1623,1 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из них - 20 кооперативов, 36 акционерных обществ, 153 общества с ограниченной ответственностью, 9 товариществ на вере, 8 унитарных предприятий и организаций, 1 колхоз.
В регионе функционируют 1258 крестьянских (фермерских) хозяйств. Развитие фермерского движения дает возможность наиболее активной части сельского населения реализовывать свои предпринимательские способности. Развитие личных подсобных хозяйств увеличило возможность самообеспечения населения сельскохозяйственными продуктами, способствовало сохранению социальной стабильности на селе.
Ход аграрных преобразований во многом определяется состоянием и перспективами решения проблем социального развития села и инженерного обустройства сельских территорий. Стержнем развития сельских территорий должны стать формирование необходимой системы жизнеобеспечения и жизнедеятельности для сельскохозяйственного товаропроизводителя, восстановление, развитие и обеспечение содержания на этой основе социальной и инженерной инфраструктуры села.
В целях социальной защиты населения необходимо усилить роль государства в области социального развития муниципальных районов Орловской области, что предполагает существенную корректировку всей аграрной политики для поддержки отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя и увеличения государственного финансирования социальных программ на селе.
В сфере социального и инженерного обустройства села сложилась следующая ситуация. В Орловской области наблюдается сокращение сельского населения с 327,1 тыс. человек (2000 год) до 263,5 тыс. человек (начало 2013 года), 92% сельского жилищного фонда находится в частном секторе и не имеет элементарных коммунальных удобств, за исключением газоснабжения, а 8% жилищного фонда -в государственной и муниципальной собственности. Водоснабжением обеспечен 51% сельского жилищного фонда, водоотведением (канализацией) - 45%, центральным отоплением - 71%, ваннами (душем) - 37%, газом - 85%, горячим водоснабжением - 35%.
Значительная часть сельских поселений удалена от центров обслуживания на 10 - 20 км и не имеет с ними регулярного транспортного сообщения.
Низкий уровень комфортности проживания в сельской местности влияет на миграционные настроения сельского населения, особенно молодежи. Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе препятствует формированию социально-экономических условий для устойчивого развития сельских территорий.
Для обеспечения социально-экономического развития сельских территорий и создания условий эффективного функционирования агропромышленного производства Правительством Российской Федерации принято решение усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности.
Учитывая объективные особенности развития сельских территорий и имеющийся значительный разрыв в уровне и качестве жизни на селе по сравнению с городскими территориями, достижение прогресса в изменении сложившейся ситуации возможно только на условиях использования программно-целевого метода, в том числе постановки задачи, определения путей их решения с привлечением средств государственной поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Показателями результативности использования программно-целевого подхода являются позитивные изменения в комплексном развитии сельских территорий в ходе реализации долгосрочной областной целевой программы "Социальное развитие села Орловской области до 2013 года", утвержденной Законом Орловской области от 30 декабря 2004 года N 477-ОЗ "О долгосрочной областной целевой программе "Социальное развитие села Орловской области до 2013 года" (далее - Программа социального развития села), приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 27 ноября 2012 года N 436 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области на 2013 - 2020 годы", которые создали определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала сельских территорий, способствовали повышению занятости и доходов сельского населения, решению вопросов улучшения их жилищных условий и социальной среды обитания.
Реализация Программы социального развития села осуществлялась поэтапно: I этап - 2005 год, II этап - 2006 - 2010 годы, III этап - 2011 - 2013 годы. Выделяемые на ее реализацию средства федерального бюджета выполняют стимулирующую роль для субъектов Российской Федерации по привлечению на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности средств региональных, муниципальных бюджетов и внебюджетных источников.
В 2003 - 2013 годах на реализацию мероприятий Программы социального развития села из федерального бюджета выделено 733,9 млн рублей. Государственная поддержка из федерального бюджета стимулировала привлечение Орловской областью средств в объеме 6458,3 млн рублей, в том числе средств консолидированного бюджета - 628,6 млн рублей и средств внебюджетных источников - 5829,7 млн рублей.
По итогам реализации Программы социального развития села жилищные условия улучшили 1529 сельских семей, в том числе 611 молодых семей и молодых специалистов.
Значительно улучшилось инженерное обустройство жилищного фонда: уровень газификации увеличился до 88 процентов, уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой - до 65,5 процента. Проложено 1403 км газовых распределительных сетей в 463 сельских населенных пунктах, введено в эксплуатацию 217 км сетей водоснабжения в 65 сельских населенных пунктах.
Расширилась сеть учреждений социальной сферы на селе: построены 2 общеобразовательные школы на 176 ученических мест, учреждения культурно-досугового типа на 150 мест, открыты фельдшерско-акушерские пункты в количестве 7 единиц, приобретен пожарный автомобиль.
Эффективность комплексного подхода к формированию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий в контексте взаимосвязи с точками экономического роста аграрного сектора наглядно проиллюстрирована результатами реализации мероприятий по поддержке комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов.
В 2009 - 2010 годах осуществлялась реализация 2 проектов комплексной застройки сельских поселений в Ливенском и Троснянском районах Орловской области, в рамках которых создана необходимая социальная и инженерная инфраструктура (построено 8357 км газораспределительных сетей, 10 266 км сетей водоснабжения, 3884 км внутриплощадочных дорог с тротуарами) на площадках под строительство 116 индивидуальных жилых домов для граждан, трудоустраиваемых в рамках реализации новых инвестиционных проектов, преимущественно животноводческого направления.
Вместе с тем, несмотря на положительный эффект от итогов Программы социального развития села, реализация программных мероприятий оказалась недостаточной для полного и эффективного использования сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения.
Без дальнейшего использования программно-целевого метода на сельских территориях региона могут возникнуть проблемные ситуации, что ставит под угрозу выполнение стратегических задач социально-экономического развития Орловской области, в том числе задач в области обеспечения продовольственной независимости по основным видам продовольствия в ближайшие годы и достижения Россией статуса крупнейшего в мире поставщика продуктов питания, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 года.
Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских территорий и эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции (далее - автомобильные дороги), расширение рынка труда, развитие процессов самоуправления и на этой основе повысить качество и активизацию человеческого потенциала.
Без значительной государственной поддержки в современных условиях муниципальные образования, расположенные в сельской местности, не в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
Исходя из вышеизложенного, государственной аграрной политики на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо провести комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые предусматривается осуществлять в сельских поселениях и на межселенных территориях, объединенных общей территорией в границах муниципального района, а также в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, входящих в состав городских округов или городских поселений, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции (далее - сельская местность).
Необходимость разработки и реализации Государственной программы обусловлена:
а) социально-политической остротой проблем и ее общефедеральным значением;
б) межотраслевым и межведомственным характером проблем, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном, региональном уровнях, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса и общественных объединений сельских жителей;
в) приоритетностью государственной поддержки развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, а также строительства и реконструкции автомобильных дорог;
г) потребностью формирования базовых условий социального комфорта для расширенного воспроизводства и закрепления на селе трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса, в том числе в рамках приоритетных направлений государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 27 ноября 2012 года N 436 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области на 2013 - 2020 годы", инструментом реализации которых является настоящая Государственная программа.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Государственной программы, сроков и этапов ее реализации
Приоритетными направлениями Государственной программы в области развития сельских территорий являются:
1) повышение уровня и качества жизни сельского населения;
2) создание благоприятных условий жизнедеятельности в сельской местности;
3) активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения;
4) формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.
Реализация Государственной программы направлена на создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий посредством достижения следующих целей:
1) создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;
2) активизации участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения;
3) формирования позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.
Достижение целей Государственной программы будет осуществляться с учетом следующих подходов:
комплексного планирования развития сельских территорий и размещения объектов социальной и инженерной инфраструктуры в соответствии с документами территориального планирования, обустройства объектами;
обустройства объектами социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильными дорогами населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых осуществляются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса;
привлечения средств внебюджетных источников для финансирования Государственной программы, включая средства населения и организаций.
Обоснованием необходимости решения поставленных задач в сфере устойчивого развития сельских территорий являются следующие основные проблемы:
1) непрестижность проживания в сельской местности;
2) сокращение численности сельского населения;
3) низкий уровень комфортности проживания в сельской местности;
4) непривлекательность сельской местности как среды обитания и рост миграционных настроений, в том числе среди сельской молодежи;
5) низкий уровень инвестиционной активности в аграрной сфере.
Для достижения целей Государственной программы в области устойчивого развития сельских территорий предусматривается решение следующих задач:
1) удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье;
2) повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры; концентрация ресурсов, направленных на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильными дорогами населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых осуществляются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса;
3) грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности;
4) поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий.
Целевыми индикаторами решения указанных задач являются:
1) ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов;
2) ввод в действие общеобразовательных организаций в сельской местности;
3) ввод в действие фельдшерско-акушерских пунктов;
4) ввод в действие плоскостных спортивных учреждений в сельской местности;
5) ввод в действие учреждений культурно-досугового типа в сельской местности;
6) ввод в действие распределительных газовых сетей в сельской местности;
7) уровень газификации жилых домов (квартир) сетевым газом в сельской местности;
8) ввод в действие локальных водопроводов в сельской местности;
9) уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой;
10) ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
11) уровень обеспеченности населенных пунктов автомобильными дорогами с твердым покрытием;
12) количество населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых реализованы проекты комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку;
13) количество общественно значимых проектов, разработанных и реализуемых с участием граждан, проживающих в сельской местности;
14) количество реализованных проектов по поощрению и популяризации достижений в сфере развития сельских территорий.
Государственная программа реализуется поэтапно: I этап - 2014 - 2017 годы; II этап - 2018 - 2020 годы.
Первый этап (2014 - 2017 годы) предусматривает преодоление существенных различий в уровне и качестве жизни сельского населения на основе дифференцированной государственной поддержки из областного бюджета муниципальных программ устойчивого развития сельских территорий, сформированных муниципальными районами на основе потенциала и перспектив развития сельских территорий.
К завершению первого этапа Государственной программы предполагается достигнуть более высокого уровня развития агропромышленного комплекса, определяющего требования к качеству условий жизнедеятельности в сельской местности.
За 2014 - 2017 годы будет введено (приобретено) 12,6 тыс. кв. метров жилья гражданами, проживающими в сельской местности, в том числе 7,4 тыс. кв. метров -молодыми семьями и молодыми специалистами.
Будет построено 5 фельдшерско-акушерских пунктов, 1853 кв. метра плоскостных спортивных сооружений; уровень газификации домов (квартир) повысится с 88 до 89,5 процента; будет введено в действие 178,1 км распределительных газовых сетей; уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой повысится с 67,5 до 69 процентов; будет введено в действие 306,9 км локальных водопроводов; будет введено в эксплуатацию 103,7 км автомобильных дорог; реализовано 6 проектов местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку, 4 проекта по поощрению и популяризации достижений в сфере развития сельских территорий.
На реализацию первого этапа (2014 - 2017 годы) предусмотрены средства в объеме 2 329 514,7 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета - 1 530 176 тыс. рублей, из областного - 490 019,2 тыс. рублей, из муниципальных бюджетов - 155 074,5 тыс. рублей, средства внебюджетных источников - 154 245 тыс. рублей.
Второй этап реализации Государственной программы (2018 - 2020 годы) предполагает наращивание темпов комплексного развития сельских поселений согласно прогнозируемому росту потребности в создании комфортных условий проживания в сельской местности. За 2018 - 2020 годы будет введено (приобретено) 7,4 тыс. кв. метров жилья гражданами, проживающими в сельской местности, в том числе 5,1 тыс. кв. метров -молодыми семьями и молодыми специалистами.
Будут построены общеобразовательная школа на 88 мест, 11 фельдшерско-акушерских пунктов, 4500 кв. метров плоскостных спортивных сооружений, сельский клуб на 150 мест; уровень газификации домов (квартир) повысится с 90 до 91 процента; будет введено в действие 60 км распределительных газовых сетей; уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой повысится с 69 до 70,5 процента; будет введено в действие 90 км локальных водопроводов, 120 км автомобильных дорог; в 6 населенных пунктах, расположенных в сельской местности, будут реализованы проекты комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку; реализованы 18 проектов местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку, 18 проектов по поощрению и популяризации достижений в сфере развития сельских территорий.
На реализацию второго этапа (2018 - 2020 годы) предусмотрены средства в объеме 2 442 401 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета - 1 517 441 тыс. рублей, из областного - 549 226 тыс. рублей, из муниципальных бюджетов - 106 344 тыс. рублей, средства внебюджетных источников - 269 390 тыс. рублей.
За 2014 - 2020 годы будет введено (приобретено) 20 тыс. кв. метров жилья гражданами, проживающими в сельской местности, в том числе 12,5 тыс. кв. метров - молодыми семьями и молодыми специалистами.
За период реализации Государственной программы (2014 - 2020 годы) будут построены общеобразовательная школа на 88 мест, 16 фельдшерско-акушерских пунктов, 6353 кв. метра плоскостных спортивных сооружений, сельский клуб на 150 мест; уровень газификации домов (квартир) повысится с 88 до 91 процента; будет введено в действие 238,1 км распределительных газовых сетей; уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой повысится с 67,5 до 70,5 процента; будет введено в действие 396,9 км локальных водопроводов, 223,7 км автомобильных дорог; в 6 населенных пунктах, расположенных в сельской местности, будут реализованы проекты комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку; реализованы 24 проекта местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку, 22 проекта по поощрению и популяризации достижений в сфере развития сельских территорий.
На реализацию Государственной программы (2014 - 2020 годы) предусмотрены средства в объеме 4 771 915,7 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета - 3 047 617 тыс. рублей, из областного - 1 039 245,2 тыс. рублей, из муниципальных бюджетов - 261 418,5 тыс. рублей, средства внебюджетных источников - 423 635 тыс. рублей.
Сведения о показателях (индикаторах) Государственной программы Орловской области и их значениях приведены в приложении 1 к Государственной программе.
III. Обобщенная характеристика основных мероприятий Государственной программы и подпрограмм Государственной программы
В состав Государственной программы подпрограммы не входят.
Для достижения цели Государственной программы в рамках решения ее задач запланирована реализация основных мероприятий для обеспечения стимулирования экономической активности сельского населения, способствующей росту занятости и повышению его доходов.
Государственная программа включает следующие основные мероприятия:
основное мероприятие 1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (далее также - Основное мероприятие 1);
основное мероприятие 2. Комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильными дорогами общего пользования с твердым покрытием, ведущими от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции (далее также - Основное мероприятие 2);
основное мероприятие 3. Грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности (далее также - Основное мероприятие 3);
основное мероприятие 4. Поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий (далее также - Основное мероприятие 4).
Целями Основного мероприятия 1 являются удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечение и закрепление в сельской местности молодых специалистов.
Повышение доступности улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривается осуществлять путем:
предоставления социальных выплат за счет средств федерального бюджета и консолидированного бюджета Орловской области на строительство и приобретение жилья в сельской местности;
софинансирования строительства (приобретения) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма с правом последующего выкупа;
использования при строительстве (приобретении) жилья материнского (семейного) капитала.
Государственная программа предусматривает для улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов:
1) формирование финансовых, организационных и кредитно-финансовых механизмов приобретения и строительства жилья, включая механизмы ипотечного жилищного кредитования;
2) привлечение дополнительного финансирования в жилищное строительство в сельской местности.
При реализации Основного мероприятия 1 предусматривается использование механизма ипотечного жилищного кредитования. В случае привлечения гражданами, молодыми семьями и молодыми специалистами средств ипотечного жилищного кредита или займа на строительство (приобретение) жилья средства государственной поддержки, предоставляемые в форме социальных выплат, могут быть направлены на уплату первоначального взноса, а также на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам при условии признания гражданина на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) участником указанных мероприятий.
Реализация Основного мероприятия 1 позволит:
а) улучшить жилищные условия более 358 сельским семьям, в том числе 155 молодым семьям и молодым специалистам;
б) создать условия для закрепления молодых специалистов в агропромышленном комплексе и социальной сфере села, а также приостановить миграцию сельской молодежи;
в) сформировать систему ипотечного жилищного кредитования в сельской местности на базе государственных стандартов, разрабатываемых для создания системы ипотечного жилищного кредитования граждан, постоянно проживающих в сельской местности; установить порядок выдачи и погашения ипотечных жилищных кредитов, их обслуживания, а также механизм их рефинансирования;
г) привлечь для финансового обеспечения средства внебюджетных источников финансирования;
д) создать условия для улучшения демографической ситуации в сельской местности.
За период реализации Основного мероприятия 1 гражданами будет построено (приобретено) 20 тыс. кв. метров общей площади жилых помещений в сельской местности, в том числе 12,5 тыс. кв. метров - молодыми семьями и молодыми специалистами.
Основное мероприятие 1 включает следующие мероприятия:
Мероприятие 1.1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.
Выполнение мероприятия позволит улучшить жилищные условия 203 семьям, проживающим и осуществляющим трудовую деятельность в сельской местности. За 2014 - 2020 годы ими будет построено (приобретено) 7,5 тыс. кв. метров жилья.
Мероприятие 1.2. Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности.
Выполнение мероприятия позволит улучшить жилищные условия 155 молодым семьям и молодым специалистам, постоянно проживающим в сельской местности либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и осуществлять там трудовую деятельность. За 2014 - 2020 годы будет построено (приобретено) 12,5 тыс. кв. метров жилья.
Основное мероприятие 2 включает следующие мероприятия:
Мероприятие 2.1. Развитие сети общеобразовательных организаций в сельской местности.
Выполнение мероприятия позволит улучшить уровень обеспеченности села образовательными организациями.
В рамках реализации указанного мероприятия планируется строительство общеобразовательной школы на 88 мест в Колпнянском районе (2020 год).
Мероприятие 2.2. Развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов в сельской местности.
Выполнение мероприятия позволит обеспечить сельское население скорой медицинской помощью путем материально-технического и кадрового обеспечения. В результате реализации данного мероприятия будет расширен доступ сельского населения к услугам учреждений здравоохранения.
За период реализации Государственной программы будет построено 16 фельдшерско-акушерских пунктов в Болховском, Верховском, Глазуновском, Краснозоренском, Ливенском, Мценском, Новосильском, Орловском, Сосковском, Троснянском, Урицком, Хотынецком, Шаблыкинском муниципальных районах Орловской области.
Мероприятие 2.3. Развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности.
За период реализации Государственной программы будет построено 6353 кв. метра плоскостных спортивных сооружений.
Выполнение мероприятия предусматривает создание условий для занятий физической культурой сельского населения, вовлечение в активные занятия физической культурой детей и молодежи, проведение спортивно-массовых мероприятий, что позволит снизить заболеваемость сельского населения, сократить потери рабочего времени в связи с заболеваемостью и снизить расходы Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату больничных листов.
Мероприятие 2.4. Развитие сети учреждений культурно-досугового типа в сельской местности.
Основными целями Государственной программы в области развития культуры являются сохранение и развитие сельского образа жизни, улучшение условий доступа различных групп сельского населения к культурным ценностям.
Реализация мероприятия позволит расширить культурно-досуговую деятельность в сельской местности и приобщить ее население к культурно-историческому наследию.
За период реализации Государственной программы будет построен сельский клуб на 150 мест в Колпнянском муниципальном районе Орловской области.
Мероприятие 2.5. Развитие газификации в сельской местности.
Основными целями Государственной программы в области развития газификации в сельской местности являются повышение уровня снабжения сетевым газом сельского населения и создание комфортных условий труда и быта в сельской местности.
Выполнение мероприятия позволит улучшить экологическую среду и условия быта сельского населения. Уровень газификации домов (квартир) повысится с 88 до 91 процента, будет введено в действие 238,1 км распределительных газовых сетей.
Мероприятие 2.6. Развитие водоснабжения в сельской местности.
Основными целями Государственной программы в области водоснабжения в сельской местности являются обеспечение сельского населения питьевой водой в достаточном количестве, улучшение на этой основе состояния здоровья населения и оздоровление социально-экологической обстановки, а также рациональное использование природных водных источников, на которых базируется питьевое водоснабжение.
Выполнение мероприятия позволит повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой до 70,5 процента, ввести в действие 396,9 км локальных водопроводов.
Мероприятие 2.7. Развитие сети автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Реализация указанного мероприятия позволит создать условия для формирования единой дорожной сети, подъезды по дорогам с твердым покрытием к населенным пунктам, имеющим перспективы развития, для обеспечения их круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования
Это позволит обеспечить автомобильное сообщение с ближайшими общественно значимыми объектами сельских населенных пунктов, а также с объектами производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
За период реализации будет введено в действие 223,7 км автомобильных дорог.
Мероприятие 2.8. Реализация проектов комплексного обустройства площадок под комплексную жилищную застройку в сельской местности.
Реализация указанного мероприятия предусматривает оказание государственной поддержки проектов, отобранных на конкурсной основе, в порядке, установленном Правительством Орловской области, и предусматривающих комплексное освоение земельных участков в целях осуществления компактного жилищного строительства и создания благоприятных условий для жизнедеятельности граждан на территории компактной застройки.
Проекты комплексной застройки должны реализовываться в местах ускоренного развития агропромышленного комплекса, в том числе на территории реализуемых в рамках Государственной программы инвестиционных проектов, с привлечением молодых специалистов, обладающих знаниями в области современных технологий агропромышленного производства.
Критериями для отбора проектов комплексной застройки являются:
1) взаимосвязь проекта с развитием агропромышленного комплекса - соответствие решаемой при реализации проекта комплексной застройки задачи по созданию необходимых условий жизнедеятельности приоритетам развития агропромышленного комплекса;
2) комплексное обеспечение территории жилищной застройки объектами инженерной и социальной инфраструктуры;
3) компактное ограничение территории реализации проекта комплексной застройки границами сельского населенного пункта и обеспечение транспортной (пешеходной) доступности объектов социально-культурной сферы;
4) экономичность -минимизация затрат на реализацию проекта комплексной застройки за счет реконструкции имеющейся в сельском населенном пункте инженерной и социальной инфраструктуры, применения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий строительства, использования местных строительных материалов и изделий стройиндустрии;
5) оригинальность архитектурно-планировочной организации застройки, соответствие проекта местным природным условиям, демографическому составу населения, национальным традициям и обычаям, а также современным требованиям к архитектурно-планировочным решениям;
6) социально-экономическая эффективность - повышение обеспеченности сельского населения благоустроенным жильем и объектами социальной сферы, создание новых рабочих мест и привлечение специалистов в организации агропромышленного комплекса и социальной сферы села.
Основное мероприятие 3. Грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.
Целями реализации мероприятия являются:
активизация участия сельского населения в реализации общественно значимых проектов;
мобилизация собственных материальных, трудовых и финансовых ресурсов граждан, их объединений, общественных организаций, предпринимательского сообщества, муниципальных образований на цели местного развития;
формирование и развитие в сельской местности институтов гражданского общества, способствующих созданию условий для устойчивого развития сельских территорий.
Средства государственной поддержки предоставляются на создание и обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок; сохранение и восстановление природных ландшафтов, историко-культурных памятников; поддержку национальных культурных традиций, народных промыслов и ремесел.
Основное мероприятие 4. Поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий.
Целями реализации мероприятия являются:
повышение уровня миграционной привлекательности сельских территорий для граждан Российской Федерации;
привлечение специалистов и квалифицированных кадров массовых профессий для сельского хозяйства и других отраслей сельской экономики, повышение привлекательности сельских территорий для инвестирования и создания дополнительных рабочих мест с учетом применения современных технологий в организации труда;
формирование в обществе уважительного отношения к сельскохозяйственному труду и сельским жителям.
В рамках основных мероприятий 3 и 4 предусматриваются организация и проведение регионального конкурса информационно-просветительских проектов по сельской тематике, молодежного проекта по сохранению культурно-исторического наследия села и повышение информированности населения о возможности самореализации на сельских территориях.
Целью проведения регионального конкурса информационно-просветительских проектов по сельской тематике являются выявление и поощрение реализованных проектов на телевидении, радио, в средствах массовой информации, сети Интернет, направленных на создание привлекательности работы в сельской местности, распространение передового опыта развития сельских территорий, повышение значимости сельскохозяйственного труда, сохранение народных традиций, историко-культурных ценностей.
Перечень основных мероприятий Государственной программы, подпрограмм Государственной программы, ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы Государственной программы приведен в приложении 2 к Государственной программе.
IV. Обобщенная характеристика мер государственного регулирования
Меры государственного регулирования реализации Государственной программы включают следующие экономические инструменты:
1) механизм ипотечного жилищного кредитования;
2) механизм использования средств материнского капитала;
3) привлечение средств внебюджетных источников.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Государственной программы приведены в приложении 3 к Государственной программе.
V. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации Государственной программы (при оказании государственными учреждениями государственных услуг (работ) в рамках программы)
В рамках реализации Государственной программы оказание государственным учреждениям государственных услуг (выполнение работ) не предполагается.
VI. Информация об участии акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых внебюджетных фондов в реализации Государственной программы
Участие акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых внебюджетных фондов в реализации Государственной программы не планируется.
VII. Обобщенная характеристика основных мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления в случае их участия в разработке и реализации Государственной программы
Реализация мероприятий Государственной программы будет осуществляться в том числе за счет бюджетов муниципальных образований Орловской области.
Для участия в Государственной программе муниципальными образованиями разработаны и утверждены муниципальные программы устойчивого развития сельских территорий, в которых предусмотрены следующие основные мероприятия:
1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
2. Комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильными дорогами общего пользования с твердым покрытием, ведущими от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
3. Грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.
4. Поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий.
VIII. Обоснование выделения и включения в состав Государственной программы основных мероприятий Государственной программы и подпрограмм
Комплексный характер целей и задач Государственной программы обуславливает целесообразность использования программно-целевых методов управления для скоординированного достижения взаимосвязанных целей и решения соответствующих им задач.
На достижение цели Государственной программы по созданию комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности предусмотрена реализация двух основных мероприятий, направленных на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильными дорогами.
На достижение цели Государственной программы по активизации участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения направлена реализация основного мероприятия по грантовой поддержке местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.
На достижение цели Государственной программы по формированию позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни запланирована реализация основного мероприятия по поощрению и популяризации достижений в сфере развития сельских территорий.
IX. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы
Реализация основных мероприятий, предусмотренных Государственной программой, будет осуществляться за счет средств областного, федерального, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Государственной программы составляет 4 771 915,7 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета - 3 047 617 тыс. рублей, из областного - 1 039 245,2 тыс. рублей, из муниципальных бюджетов - 261 418,5 тыс. рублей, средства внебюджетных источников - 423 635 тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального и областного бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных источников на реализацию целей Государственной программы приведены в приложении 5 к Государственной программе.
Основным механизмом использования средств областного бюджета в рамках Государственной программы является предоставление субсидий муниципальным образованиям Орловской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объем ресурсного обеспечения реализации Государственной программы из средств областного бюджета определен на основе бюджетных ассигнований, выделяемых на реализацию основных мероприятий Государственной программы.
Объем ежегодных ассигнований Государственной программы ежегодно корректируется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок составления проекта областного бюджета и планирования бюджетных ассигнований.
X. Информация по ресурсному обеспечению за счет средств областного бюджета (с расшифровкой по главным распорядителям средств областного бюджета, основным мероприятиям подпрограмм, а также по годам реализации Государственной программы), другим источникам финансирования и направлениям затрат
В рамках реализации основных мероприятий Государственной программы предусмотрено два главных распорядителя бюджетных средств (ГРБС) - Департамент сельского хозяйства Орловской области и Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области.
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию Государственной программы, в 2014-годах составит 4 771 915 7 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 - 286 017,7 тыс. рублей;
2015 - 442 795 тыс. рублей;
2016 - 824 012 тыс. рублей;
2017 - 776 690 тыс. рублей;
2018 - 810 902 тыс. рублей;
2019 - 820 761 тыс. рублей;
2020 - 810 738 тыс. рублей.
По главным распорядителям бюджетных средств Государственной программы средства распределяются следующим образом:
Департамент сельского хозяйства Орловской области, всего - 1 914 453,7 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 - 286 017,7 тыс. рублей;
2015 - 178 548 тыс. рублей;
2016 - 304 829 тыс. рублей;
2017 - 260 207 тыс. рублей;
2018 - 291 719 тыс. рублей;
2019 - 301 578 тыс. рублей;
2020 - 291 555 тыс. рублей;
Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, всего - 2 857 462 тыс. рублей, в том числе по годам:
2015 - 264 247 тыс. рублей;
2016 - 519 183 тыс. рублей;
2017 - 516 483 тыс. рублей;
2018 - 519 183 тыс. рублей;
2019 - 519 183 тыс. рублей;
2020 - 519 183 тыс. рублей.
По основным мероприятиям Государственной программы средства распределяются следующим образом:
основное мероприятие 1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, всего - 522 715 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 - 60 856 тыс. рублей;
2015 - 49 286 тыс. рублей;
2016 - 56 924 тыс. рублей;
2017 - 56 849 тыс. рублей;
2018 - 92 960 тыс. рублей;
2019 - 99 600 тыс. рублей;
2020 - 106 240 тыс. рублей;
основное мероприятие 2. Комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильными дорогами общего пользования с твердым покрытием, ведущими от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции, всего - 4 240 572,7 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 - 224 233,7 тыс. рублей;
2015 - 393 509 тыс. рублей;
2016 - 767 088 тыс. рублей;
2017 - 719 841 тыс. рублей;
2018 - 715 542 тыс. рублей;
2019 - 718 761 тыс. рублей;
2020 - 701 598 тыс. рублей;
основное мероприятие 3. Грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, всего - 7428 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 - 928 тыс. рублей;
2018 - 2000 тыс. рублей;
2019 - 2000 тыс. рублей;
2020 - 2500 тыс. рублей;
основное мероприятие 4. Популяризация и поощрение достижений в сфере развития сельских территорий, всего - 1200 тыс. рублей, в том числе по годам:
2018 - 400 тыс. рублей;
2019 - 400 тыс. рублей;
2020 - 400 тыс. рублей.
По источникам финансирования Государственной программы средства распределяются следующим образом:
федеральный бюджет - 3 047 617 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 - 105 435 тыс. рублей;
2015 - 311 180 тыс. рублей;
2016 - 570 827 тыс. рублей;
2017 - 542 734 тыс. рублей;
2018 - 505 116 тыс. рублей;
2019 - 508 202 тыс. рублей;
2020 - 504 123 тыс. рублей;
областной бюджет - 1 039 245,2 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 - 101 327,2 тыс. рублей;
2015 - 84 400 тыс. рублей;
2016 - 158 170 тыс. рублей;
2017 - 146 122 тыс. рублей;
2018 - 184 579 тыс. рублей;
2019 - 186 581 тыс. рублей;
2020 - 178 066 тыс. рублей;
муниципальный бюджет - 261 418,5 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 - 42 087,5 тыс. рублей;
2015 - 32 429 тыс. рублей;
2016 - 43 858 тыс. рублей;
2017 - 36 700 тыс. рублей;
2018 - 35 127 тыс. рублей;
2019 - 36 198 тыс. рублей;
2020 - 35 019 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 423 635 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 - 37 168 тыс. рублей;
2015 - 14 786 тыс. рублей;
2016 - 51 157 тыс. рублей;
2017 - 51 134 тыс. рублей;
2018 - 86 080 тыс. рублей;
2019 - 89 780 тыс. рублей;
2020 - 93 530 тыс. рублей.
По направлениям затрат Государственной программы средства распределяются следующим образом:
капитальные вложения, всего - 4 240 572,2 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 - 224 233,7 тыс. рублей;
2015 - 393 509 тыс. рублей;
2016 - 767 088 тыс. рублей;
2017 - 719 841 тыс. рублей;
2018 - 715 542 тыс. рублей;
2019 - 718 761 тыс. рублей;
2020 - 701 598 тыс. рублей;
НИОКР, всего - 0;
прочие расходы, всего - 531 343 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 - 61 784 тыс. рублей;
2015 - 49 286 тыс. рублей;
2016 - 56 924 тыс. рублей;
2017 - 56 849 тыс. рублей;
2018 - 95 360 тыс. рублей;
2019 - 102 000 тыс. рублей;
2020 - 109 140 тыс. рублей.
Объем денежных средств, выделяемых из федерального бюджета и внебюджетных источников, носит прогнозный характер.
Информация о ресурсном обеспечении реализации Государственной программы за счет средств областного бюджета представлена в приложении 4 к Государственной программе.
XI. Прогноз конечных результатов реализации Государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения Орловской области, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере
Эффективность реализации Государственной программы в целом оценивается исходя из достижения установленных значений каждого из основных показателей (индикаторов) как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году.
Уровни газификации, водоснабжения, обеспеченность сельского населения общеобразовательными школами, фельдшерско-акушерскими пунктами, плоскостными спортивными сооружениями, автомобильными дорогами указывают на степень решения социальных проблем региона.
Стоимостные показатели рассчитываются, как правило, в сопоставимых ценах соответствующего года, которые являются базой для расчета динамики и темпов их изменения по сравнению с предыдущим годом или иным периодом.
Реализация Государственной программы рассчитана на период 2014 - 2020 годов, в течение которого планируется:
1) улучшить жилищные условия 358 сельским семьям, в том числе 155 молодым семьям и молодым специалистам;
2) сократить количество обучающихся в общеобразовательных организациях, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, на 88 человек;
3) расширить сеть фельдшерско-акушерских пунктов на 16 единиц;
4) увеличить количество привлеченных к занятиям физической культурой и спортом граждан, проживающих в сельской местности, прежде всего молодежи, за счет расширения сети плоскостных спортивных сооружений на 6363 кв. м;
5) повысить уровень инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности: газом - с 88% (2013 год) до 91%; водой - с 67,5% (2013 год) до 70,5%; автомобильными дорогами - до 45%;
6) комплексно обустроить площадки под компактную застройку в 6 населенных пунктах, расположенных в сельской местности;
7) реализовать 24 проекта местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку;
8) реализовать 22 проекта по поощрению и популяризации достижений в сфере развития сельских территорий.
XII. Анализ рисков реализации Государственной программы и описание мер управления рисками реализации Государственной программы
Невыполнение или неэффективное выполнение Государственной программы возможно в случае возникновения внутренних либо внешних рисков.
К внутренним рискам относятся:
1) несоблюдение сроков реализации Государственной программы;
2) неэффективное расходование денежных средств;
3) неосвоение выделенных денежных средств.
Основными внешними рисками являются:
1) нормативно-правовые, в том числе изменение нормативно-правовой базы;
2) финансово-экономические и ресурсные, связанные с недостаточным финансированием реализации Государственной программы;
3) социально-экономические, связанные с осложнением социально-экономической обстановки в стране, сопровождающиеся значительным ростом социальной напряженности.
Управление рисками реализации Государственной программы будет осуществляться на основе:
рационального управления реализацией Государственной программы;
проведения мониторинга угроз и рисков развития строительной отрасли;
подготовки и представления ежегодно в Правительство Орловской области, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации отчетов о ходе и результатах реализации Государственной программы, в которые при необходимости могут вноситься предложения о корректировке Государственной программы.
XIII. Порядок и методика оценки эффективности Государственной программы
Оценка эффективности реализации Государственной программы производится ответственным исполнителем Государственной программы ежегодно и обеспечивает мониторинг результатов реализации с целью уточнения степени достижения цели, решения задачи выполнения мероприятий Государственной программы.
Результаты оценки эффективности реализации Государственной программы представляются в составе годового отчета ответственного исполнителя Государственной программы о ходе ее реализации и об оценке эффективности.
Оценка эффективности реализации Государственной программы осуществляется в два этапа.
На первом этапе осуществляется оценка эффективности реализации основных мероприятий Государственной программы, которая производится с учетом следующих составляющих:
оценки степени реализации мероприятий;
оценки степени соответствия запланированному уровню затрат;
оценки эффективности использования средств областного бюджета;
оценки степени достижения целей и решения задач по основным мероприятиям Государственной программы;
оценки эффективности реализации основных мероприятий Государственной программы.
На втором этапе осуществляется оценка эффективности реализации Государственной программы, которая определяется с учетом оценки эффективности реализации основных мероприятий Государственной программы (рассчитанной на первом этапе).
Первый этап оценки эффективности реализации Государственной программы
1. Оценка степени реализации мероприятий.
Степень реализации мероприятий рассчитывается в соответствии с планом реализации Государственной программы на отчетный год для каждого основного мероприятия Государственной программы.
1.1. Степень реализации мероприятий оценивается для каждого основного мероприятия Государственной программы как доля мероприятий, выполненных в полном объеме, по следующей формуле:
СРм = Мв / М, где:
СРм - степень реализации мероприятий;
Мв - количество мероприятий, выполненных в полном объеме, из числа мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;
М - общее количество мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году.
1.2. Мероприятие считается выполненным в полном объеме при достижении следующих результатов:
1.2.1. Мероприятие, результаты которого оцениваются на основании числовых (в абсолютных или относительных величинах) значений показателей (индикаторов), считается выполненным в полном объеме, если фактически достигнутое значение показателя (индикатора) составляет не менее 95% запланированного и не хуже, чем значение показателя (индикатора), достигнутое в году, предшествующем отчетному, с учетом корректировки объемов финансирования по мероприятию.
Выполнение данного условия подразумевает, что, в случае когда в графе "Ожидаемый непосредственный результат мероприятия" плана реализации Государственной программы зафиксированы количественные значения показателей (индикаторов) на отчетный год либо когда установлена прямая связь между основными мероприятиями и показателями (индикаторами) подпрограмм, результаты выполнения мероприятий оцениваются на основании числовых (в абсолютных или относительных величинах) значений показателей (индикаторов). В случае если степень достижения показателя (индикатора) составляет менее 100%, проводится сопоставление значений показателя (индикатора), достигнутого в отчетном году, со значением данного показателя (индикатора), достигнутого в году, предшествующем отчетному. В случае ухудшения значения показателя (индикатора) по сравнению с предыдущим периодом (то есть при снижении значения показателя (индикатора) по показателю (индикатору), желаемой тенденцией развития которого является рост, и при росте значения показателя (индикатора), желаемой тенденцией развития которого является снижение, проводится сопоставление темпов роста данного показателя (индикатора) с темпами роста объемов расходов по рассматриваемому мероприятию. При этом мероприятие может считаться выполненным только в случае, если темпы ухудшения значений показателя ниже темпов сокращения расходов на реализацию мероприятия (например, допускается снижение на 1% значения показателя, если расходы сократились не менее чем на 1% в отчетном году по сравнению с годом, предшествующим отчетному).
1.2.2. В том случае, когда для описания результатов реализации мероприятия используется несколько показателей (индикаторов), для оценки степени реализации мероприятия используется среднее арифметическое значение отношений фактических значений показателей к запланированным значениям, выраженное в процентах.
1.2.3. Мероприятие, предусматривающее оказание государственных услуг (работ) на основании государственных заданий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств областного бюджета, считается выполненным в полном объеме в случае выполнения сводных показателей государственных заданий по объему и по качеству государственных услуг (работ) не менее чем на 95% установленных значений на отчетный год.
1.2.4. По иным мероприятиям результаты реализации могут оцениваться как достижение непосредственного результата.
2. Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат.
В составе показателя "Степень соответствия запланированному уровню затрат" учитываются расходы областного, федерального, муниципального бюджетов и внебюджетных средств (далее - финансовые ресурсы), направленные на реализацию Государственной программы в отчетном году.
2.1. Степень соответствия запланированному уровню затрат оценивается для каждого основного мероприятия Государственной программы (далее также - основное мероприятие) как отношение фактически произведенных в отчетном году расходов на реализацию основного мероприятия к их плановым значениям по следующей формуле:
ССуз = Зф / Зп, где:
ССуз - степень соответствия запланированному уровню расходов;
Зф - фактические расходы на реализацию основного мероприятия в отчетном году;
Зп - плановые расходы на реализацию основного мероприятия в отчетном году.
2.2. В качестве плановых расходов бюджетных средств (областной и федеральный бюджеты) указываются данные по бюджетным ассигнованиям, предусмотренным на реализацию соответствующих основных мероприятий в законе об областном бюджете на отчетный год, по состоянию на 1 января отчетного года.
В случае если в течение отчетного года в Государственную программу вносились изменения в части корректировки объемов финансирования и, как следствие, значений целевых показателей (индикаторов) и ожидаемых непосредственных результатов реализации мероприятий, в качестве плановых расходов бюджетных средств указываются данные по бюджетным ассигнованиям, предусмотренным на реализацию соответствующего основного мероприятия в законе об областном бюджете на отчетный год, по состоянию на 31 декабря отчетного года.
В качестве плановых расходов из других источников (муниципальный бюджет и внебюджетные средства) используются данные по объемам расходов, предусмотренных за счет этих средств на реализацию основных мероприятий в соответствии с действующей на момент проведения оценки эффективности редакцией Государственной программы.
3. Оценка эффективности использования финансовых ресурсов на реализацию основного мероприятия Государственной программы.
Эффективность использования финансовых ресурсов рассчитывается для каждого основного мероприятия Государственной программы как отношение степени реализации мероприятий к степени соответствия запланированному уровню расходов по следующей формуле:
Эис = СРм / ССуз, где:
Эис - эффективность использования финансовых ресурсов на реализацию основного мероприятия;
СРм - степень реализации всех мероприятий основного мероприятия Государственной программы;
ССуз - степень соответствия запланированному уровню расходов из всех источников.
4. Оценка степени достижения целей и решения задач по основным мероприятиям Государственной программы.
4.1. Для оценки степени достижения целей и решения задач по основным мероприятиям Государственной программы (далее - степень реализации) определяется степень достижения плановых значений каждого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи по основным мероприятиям Государственной программы.
Степень достижения планового значения показателя (индикатора) рассчитывается по следующим формулам:
для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
СД о/м пз = ЗП о/м ф / ЗП о/м п;
для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
СД о/м пз = П о/м п / ЗП о/м ф, где:
СД о/м пз - степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего задачи по основному мероприятию;
ЗП о/м ф - значение показателя (индикатора), характеризующего задачи по основному мероприятию, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
ЗП о/м п - плановое значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи по основному мероприятию.
4.2. Степень реализации основного мероприятия Государственной программы рассчитывается по формуле:
, где:
СР о/м - степень реализации основного мероприятия;
СД о/м пз - степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего задачи по основному мероприятию;
N - число показателей (индикаторов), характеризующих задачи по основному мероприятию.
При использовании данной формулы, в случаях если СД о/м пз больше единицы, значение СД о/м пз принимается равным единице.
5. Оценка эффективности реализации основного мероприятия Государственной программы.
5.1. Эффективность реализации основного мероприятия оценивается в зависимости от значений оценки степени реализации основного мероприятия и оценки эффективности использования финансовых средств по следующей формуле:
ЭР о/м = СР о/м * Эис, где:
ЭР о/м - эффективность реализации основного мероприятия;
СР о/м - степень реализации основного мероприятия;
Эис - эффективность использования финансовых ресурсов на реализацию основного мероприятия.
5.2. Эффективность реализации основного мероприятия Государственной программы признается высокой, в случае если значение ЭР о/м составляет не менее 0,9.
Эффективность реализации основного мероприятия признается средней, в случае если значение ЭР о/м составляет не менее 0,8.
Эффективность реализации основного мероприятия признается удовлетворительной, в случае если значение ЭР о/м составляет не менее 0,7.
В остальных случаях эффективность реализации основного мероприятия Государственной программы признается неудовлетворительной.
Второй этап оценки эффективности реализации государственной программы
6. Оценка эффективности реализации Государственной программы.
6.1. Эффективность реализации Государственной программы оценивается в зависимости от оценки эффективности реализации входящих в ее состав основных мероприятий по следующей формуле:
, где:
ЭР гп -эффективность реализации Государственной программы;
ЭР о/м -эффективность реализации основных мероприятий Государственной программы;
- коэффициент значимости основного мероприятия для достижения целей Государственной программы, определяемый по формуле:
, где:
- объем фактических расходов из всех источников (кассового исполнения) на реализацию j-го основного мероприятия в отчетном году;
- объем фактических расходов из всех источников (кассового исполнения) на реализацию Государственной программы;
- количество основных мероприятий Государственной программы.
6.2. Эффективность реализации Государственной программы признается высокой, в случае если значение ЭР гп составляет не менее 0,90.
Эффективность реализации Государственной программы признается средней, в случае если значение ЭР гп составляет не менее 0,80.
Эффективность реализации Государственной программы признается удовлетворительной, в случае если значение ЭР гп составляет не менее 0,70.
В остальных случаях эффективность реализации Государственной программы признается неудовлетворительной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.