Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Орловской областной Думы
от 6 апреля 1995 г. N 7/14-ОД
Краткая пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития
области на 1995 год
В условиях становления рыночных отношений, когда практика жесткого централизованного планирования все более и более уходит в прошлое, жизнь настоятельно требует внедрения адекватных методов управления экономикой, стержнем которых является прогнозирование социально-экономического развития территорий и государства в целом.
В Орловской области первые разработки экономических прогнозов начались одновременно с проведением рыночных реформ и уже трехлетний накопленный опыт показывает, что с каждым годом экономический прогноз занимает все более достойное место в практической деятельности как администраций всех уровней, так и хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности.
Разумеется, что как и любой другой механизм, методология экономического прогнозирования нуждается в постоянном совершенстве, над чем систематически работают все экономические и отраслевые службы администрации области в тесном взаимодействии с министерствами и ведомствами на федеральном уровне.
Особое место экономическому прогнозированию отводится при формировании финансового баланса и разработке бюджета области, поскольку в настоящих условиях это практически единственный инструмент для определения источников финансовых поступлений, налогооблагаемой базы и основных направлений их использования.
При разработке прогноза социально-экономического развития на 1995 год за основу были положены Правительственный прогноз социально-экономического развития России на 1995 год, а также Правительственная концепция среднесрочной программы на 1995-1997 годы "Реформы и развитие Российской экономики".
Исходя из указанной основы в качестве общих сценарных условий для разработки показателей социально-экономического прогноза области на 1995 год были приняты следующие направления:
1. Дальнейшее снижение темпов инфляции до 3-5 % в месяц к концу 1995 г. путем проведения жестокой бюджетной и кредитно-денежной политики и всемирного сокращения государственных ресурсов.
2. Повышение цен и тарифов на продукцию и услуги отраслей и отраслевых комплексов в целом по России в соответствии с индексами-дефляторами, разработанными департаментом цен Минэкономики РФ.
3. Повышение эффективности государственной селективной поддержки приоритетных отраслей экономики и жизненно необходимых производств путем финансирования целевых программ и систем заказа.
4. Погашение бюджетного дефицита неинфляционными методами путем выпуска государственных ценных бумаг.
5. Всемерное привлечение частных инвестиций и долевое участие государства в реализации высокоэффективных инвестиционных проектов.
6. Принятие закона Российской Федерации о регулировании деятельности естественных монополий, преимущественно экономическими методами. В случае непринятия данного закона на федеральном уровне, утверждение областной Думой "Всемирного положения о регулировании естественных монополий, действующих на местных рынках".
7. Принятие на федеральном уровне радикальных мер по расшивке неплатежей и предупреждению их возникновения.
8. Повышение эффективности системы социальной защиты путем селективно-адресной поддержки наиболее уязвимых категорий граждан.
9. Общее повышение управляемости народнохозяйственным комплексом на основе экономических методов и адекватных структур.
Другие сценарные условия, по которым в течение года возможны существенные изменения общеэкономического характера (налогообложение, уровень таможенных пошлин, прочие условия) принятые по состоянию на дату составления прогноза.
Основные параметры прогноза:
Промышленность. В силу существенных различий во внутриотраслевой структуре, главным образом, за счет значительной доли наиболее уязвимых отраслей и производства - приборостроения, электроники, ряда машиностроительных предприятий узкой специализации процесс снижения темпов спада производства в промышленности нашей области в 1995 году будет более замедленным в сравнении с показателями прогноза в целом по России.
Несмотря на резкое удорожание потребляемых материально-технических ресурсов на предприятиях химической, нефтехимической и деревообрабатывающей промышленности в прогнозном периоде предполагается незначительное снижение физических объемов (3-5 %) против уровня прошлого года за счет относительно более устойчивого спроса.
На предприятиях пищевой промышленности, поскольку основная масса потребляемых ими ресурсов производится в области, в прогнозном периоде ситуация будет относительно стабильная. В то же время вследствие острой конкуренции с завозимыми продуктами питания, в том числе по импорту, где практически не уступая по качеству, мы все же проигрываем в затратах и глубине переработки, спад производства (8-10 %) все же будет иметь место.
Под влиянием рыночного спроса в прогнозном периоде процесс структурных изменений в промышленности будет продолжаться. Так, удельный вес электроэнергетики по объемам в действующих ценах в 1995 году составит около 16 % против 13,5 % в 1994 году, доля металлургии и машиностроения снизится с 42 до 38 %, в то время как удельный вес продукции пищевой промышленности увеличится, соответственно, с 23 до 26 %.
В целях ускорения структурных преобразований внутри конкретных предприятий и производств в качестве одного из основных направлений на пути к стабилизации и оживлению в промышленности является создание финансово-промышленных групп под реализацию целевых комплексных программ и инвестиционных проектов с участием предприятий, конструкторски-технологических организаций, финансовых и страховых структур. В настоящее время по инициативе администрации области ведутся организационные проработки по созданию финансово-промышленных групп для реализации программ: "Русский холод", "Погрузчик", "Яйцо и мясо птицы".
По прогнозным оценкам на 1995 год уровень физических объемов промышленности к предыдущему году составит около 87 %, против 72 % в 1994 году. Общий объем промышленной продукции в целом по области в действующих ценах ожидается в размере 1 трлн.755 млрд. рублей.
В Сельском Хозяйстве области в 1995 году продолжится процесс аграрных преобразований в соответствии с Программой углубления экономических реформ и Программой развитая реформ и стабилизации российской экономики, принятыми Правительством Российской Федерации.
Намеченные мероприятия при определенной поддержке государства позволят в наиболее короткие сроки восстановить, а по ряду продуктов обеспечить прирост производства продукции.
По прогнозным оценкам в текущем году основными производителями сельскохозяйственной продукции по-прежнему остаются коллективные сельхозпредприятия, на долю которых в настоящее время в большем объеме приходится почти 61 % производства мяса, более 63 % молока, 55 % яиц.
За счет стабилизации производства зерна на уровне 1725 тыс. тонн, роста производства сахарной свеклы до 530 тыс.тонн против 285 тыс.тонн в 1994 году, а также небольшого увеличения производства молока и яиц, объем валовой продукции в сельском хозяйстве предполагается увеличить на 5 % к уровню 1994 года. Производство скота и птицы во всех категориях хозяйств намечается в пределах 115 тыс. тонн, молока - 515 тыс.тонн и яиц - 312 млн.шт. Названные объемы не только обеспечивают внутриобластные потребности, но и значительный вывоз за пределы области.
Строительство. Объем капитальных вложений в целом по области за счет всех источников финансирования на 1995 год прогнозируется в 454,2 млрд. рублей в текущих ценах, или 83 % к фактическому уровню прошлого года. Основная часть (56 % всего объема инвестиций) приходится на долю собственных источников предприятий, что на 6 пунктов ниже предыдущего года. Бюджетные ассигнования составляют 38 % или на 11 пунктов больше. При этом объем капитальных вложений, финансируемых из федерального бюджета, определен в размере 140 млрд. рублей, что составляет 142 % от фактического уровня предшествующего года. В частности, на реализацию таких федеральных программ, как "Чернобыль", намечено 35,26 млрд. руб., "Дети Чернобыля" - 6,9 млрд. руб., жилищное строительство для лиц, уволенных с военной службы в запас или отставку - 14,1 млрд. руб., водоснабжение г. Орла - 3 млрд. рублей, производственные программы 34,2 млрд. рублей.
Из областного бюджета на капитальные вложения определено направить 62 млрд. руб., что составляет 123 % к фактическому уровню 1994 года. Инвестиционные средства областного бюджета будут использованы на развитие социальной сферы и жилищное строительство городов и райцентров - 30,0 млрд. руб., развитие агропромышленного комплекса - 30 млрд. рублей.
В текущем году приоритетное развитие получит инвестиционная сфера и газификация населенных пунктов. Удельный вес объектов социальной сферы и жилищного строительства в общем объеме достигнет 56 %. Максимальная доля из них - 27,3 млрд. рублей будет использована на объекты здравоохранения, что в 1,8 раза больше предыдущего года. Намечена значительная концентрация финансовых ресурсов на строительстве объектов народного образования. Сюда предусматривается направить 17,9 млрд. рублей, что в 1,3 раза больше предыдущего года. На сооружение инженерных коммуникаций и теплоисточников предусматривается 41,3 млрд. рублей, что в 2,8 раза больше.
В 1995 году намечается ввод 237,6 тыс. кв.метров общей площади жилья или на 3 % больше прошлого года. Такой ввод возможен с условием привлечения не менее 15 мдрд. рублей средств населения. На газификацию области прогнозируется 76,6 млрд. рублей, в том числе 52,3 млрд. средств Мингазпрома на газопроводы-отводы, 15,9 млрд. средств областного бюджета и 8,4 млрд. чернобыльских средств на развитие газовых сетей и газификацию котельных. Планируется ввести в эксплуатацию 325 км газовых сетей, что в 1,3 раза больше предыдущего года.
Значительно меньшую инвестиционную поддержку получит производственная сфера, которую предстоит обеспечить в основном за счет амортизационных отчислений, кредитных ресурсов и реинвестируемой части прибыли. Сюда имеется в виду направить 141 млрд. руб. (без газификации) или 31 % от общего объема капитальных вложений.
Доходы населения и финансовые ресурсы области
По прогнозным оценкам в 1995 году доходы населения составят 3,4 трлн. рублей и увеличатся к 1994 году в 1,7 раза. Среднемесячная заработная плата достигнет 257 тыс. рублей против 139,5 тыс. в текущем году. Индекс потребительских цен предположительно увеличится в 1,7 раза. При этом стоимость потребительской корзины на конец 1995 года составит 180 тыс. рублей против 99,2 тыс. в 1994 году.
Исходя из суммирования прогнозных одинок социально-экономического развития области в 1995 году, финансовые ресурсы сложатся в 1995 млрд. рублей (рост в 1,5 раза), из них поступления в бюджет области составят 672 млрд. рублей (рост в 1,3 раза), внебюджетные фонды - 440 млрд. рублей (рост в 1,6 раза) и останется в распоряжении предприятий средств около 560 млрд. рублей (рост в 1,8 раза).
Комитет по экономике и прогнозированию
администрации области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.