В соответствии со статьей 29 Закона Орловской области "О Контрольно-счетной палате Орловской области" Орловский областной Совет народных депутатов постановляет:
1. Принять к сведению отчет о работе Контрольно-счетной палаты Орловской области в 2003 году (прилагается).
2. Обратить внимание Контрольно-счетной палаты Орловской области (Толстошеина В.Н.) на низкое качество проводимой аудиторской работы.
3. В целях повышения эффективности использования средств областного бюджета и государственной собственности Орловской области Контрольно-счетной палате Орловской области ежеквартально представлять в областной Совет народных депутатов информацию о реализации представлений, заключений и предписаний Контрольно-счетной палаты, направляемых органам государственной власти и местного самоуправления, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций для принятия мер по устранению выявленных в ходе проведенных контрольных мероприятий нарушений, возмещению причиненного области ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и законодательства Орловской области.
4. Рекомендовать управлению финансов и налоговой политики администрации области (Курганников В.Ф.), другим органам исполнительной государственной власти специальной компетенции области принять конкретные меры по устранению недостатков, выявленных в ходе проведенных в 2003 году Контрольно-счетной палатой области ревизий и проверок исполнения областного бюджета и соблюдения бюджетного законодательства, продолжить работу по совершенствованию бюджетного планирования и изысканию резервов увеличения доходной части областного бюджета, в том числе за счет эффективного управления и распоряжения государственной собственностью Орловской области.
Председатель областного
Совета народных депутатов |
Н.А. Володин |
Годовой отчет
о работе Контрольно-счетной палаты Орловской области в 2003 году
Настоящий годовой отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Орловской области в 2003 году, результатах проведенных проверок и экспертно-аналитических мероприятий, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях подготовлен в соответствии с требованиями статьи 29 Закона Орловской области "О Контрольно-счетной палате Орловской области" от 29.10.1996 года N 13-03 с дополнениями и изменениями.
Контрольно-счетная палата Орловской области (далее - Счетная палата) в 2003 году осуществляла контрольную и иные виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, Орловской области и планом работы Счетной палаты на 2003 год.
План работы Счетной палаты на 2003 год включал проведение контрольных проверок, осуществление оперативного анализа по отчетным документам, а также выполнение экспертно-аналитических работ по представляемым в Счетную палату документам. Дополнительно по поручениям областного Совета народных депутатов и Губернатора области в отчетном году был осуществлен внеплановый контроль за использованием объектов недвижимости, находящихся в собственности Орловской области и являющихся памятниками истории и культуры, за погашением задолженности по заработной плате, сложившейся в агропромышленном комплексе Орловской области.
В 2003 году Счетной палатой проведено 18 контрольных мероприятий, в том числе:
2 - по поручению областного Совета народных депутатов;
5 - по поручению Губернатора области;
11 - плановые мероприятия,
из них 13 проверок и 5 экспертно-аналитических мероприятий.
Контрольными мероприятиями было охвачено 33 объекта. Перечень контрольных мероприятий, осуществленных Счетной палатой в 2003 году, приведен в приложении к настоящему отчету.
В ходе контрольных мероприятий выявлено 8,1 млн. рублей бюджетных средств, использованных с нарушением действующего законодательства, из них нецелевого использования - 2,7 млн. рублей, неэффективного использования - 5,4 млн. рублей.
Подробная характеристика результатов контрольных мероприятий, а также предложения Счетной палаты по их итогам изложены в представлениях Контрольно-счетной палаты. Акты проверок подтверждены подписями руководителей проверенных организаций.
По итогам всех контрольных мероприятий, проведенных в 2003 году, направлено 79 представлений и заключений. В областной Совет народных депутатов направлено 21, Губернатору области - 21, в учреждения и организации - 37. Кроме того, для принятия соответствующих мер по выявленным фактам нарушений законодательства одно представление направлено в УВД области, два - в Прокуратуру Орловской области.
Общий объем проверенных средств за отчетный период составил 345,3 млн. рублей - это лишь 7 процентов сумм доходов областного бюджета, охваченных нашим контролем. В отчетный период Счетная палата, осуществляя систематический контроль за расходованием средств областного бюджета, стремилась к тому, чтобы на всех уровнях хозяйствования бюджетные средства использовались по целевому назначению и эффективно. Был предложен ряд принципиальных мер по устранению выявленных нарушений и их предотвращению в дальнейшей деятельности контролируемых объектов.
В 2003 году Счетной палатой были подготовлены и направлены в областной Совет народных депутатов и Губернатору области заключения по двум законопроектам. Для существенного укрепления законности и устойчивого повышения эффективности в работе с государственными средствами, управления и распоряжения государственной собственностью Орловской области необходимы совместные усилия всех участников бюджетного процесса. В связи с этим мы считаем необходимым ускорить принятие закона "О бюджетном процессе и бюджетном устройстве Орловской области", так как значительное количество всех выявленных недоработок, нарушений и недостатков на всех стадиях бюджетного процесса связано именно с отсутствием четкой нормативно-правовой базы.
Контрольно-ревизионная деятельность
Контрольные мероприятия проводились в соответствии с утвержденным областным Советом народных депутатов планом работы на 2003 год, а также с учетом поручений областного Совета народных депутатов и Губернатора области.
Весьма актуальной остается проблема обеспечения эффективного управления государственным имуществом Орловской области, в том числе в сфере использования памятников истории и культуры.
В 2003 году была продолжена работа по контролю за эффективностью использования госсобственности. Проведенная Счетной палатой проверка основных направлений данной сферы показывает, что управление государственного имущества администрации области в полной мере не использует предоставленных ему законодательством Российской Федерации и Орловской области полномочий по руководству государственной собственностью Орловской области. Отсутствует система рыночной оценки объектов, а также четкое определение прав пользования недвижимостью, что приводит (особенно в условиях инфляции) к занижению стоимости имущества, недополучению платежей от сдачи имущества в аренду. Областная программа приобретения имущества в государственную собственность и его отчуждения не принималась областным Советом народных депутатов. Аукционы по приобретению и реализации недвижимости не проводились.
Фактически в собственность Орловской области в 2002 году были приобретены акции и имущество 11 предприятий и организаций, на что из областного бюджета было израсходовано 149,8 млн. рублей.
Счетной палатой направлены предложения в адрес Губернатора области о необходимости принятия ежегодной областной программы приватизации с определением по каждому объекту приватизации ожидаемой суммы расходов на работы, связанные непосредственно с приватизацией.
Для недопущения вывода активов из Орловской области предложено также рассмотреть вопрос учета в казне Орловской области жилья (квартир), приобретаемых за счет средств областного бюджета. Расходы на их приобретение, а соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации подлежат отражению в областном бюджете в обязательном порядке и в полном объеме. Жилье (квартиры) в реестр государственного имущества не вносились.
Необходимо отметить серьезные нарушения, выявленные при использовании памятников истории и культуры.
В Орловской области насчитывается 1823 памятника истории и культуры, из них 1773 местного значения. Специально уполномоченным государственным органом по осуществлению мероприятий но охране, использованию и реставрации памятников истории и культуры, охранных зон на территории области является Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры (далее - Центр).
Проверкой финансово-хозяйственной деятельности Центра выявлены следующие нарушения:
-сметы доходов и расходов на 2002-2003 годы учреждением не составлялись;
-штатное расписание вышестоящей организацией (управлением культуры и искусств администрации области) не утверждалось и не согласовывалось.
Должностной оклад директору Центра и надбавки к нему установлены управлением культуры и искусств администрации области;
-размеры должностных окладов остальных работников установлены директором Центра произвольно, без применения Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы. При этом повышение должностных окладов произведено с августа 2002 года по категориям работников дифференцированно - от 15 до 83%, а по обслуживающему персоналу оплата труда не менялась;
-при наличии на балансе двух автомашин марки УАЗ руководителем Центра был заключен договор на использование автотранспорта со стороны и произведены выплаты в сумме 6,4 тыс. руб. (автомашина принадлежала матери директора Центра Кучеева А.Л.);
-нецелесообразно приобретались проездные билеты - до пяти штук ежемесячно, на которые израсходовано 11,1 тыс. рублей. Неправомерно оплачено 13,0 тыс. рублей на обучение Епифановой А.В. в ВЗФЭИ, которая была принята на должность главного бухгалтера сроком на один год и уволена по его истечении.
Выявлены грубые нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности, а именно: средства от использования памятников истории и культуры отражаются в учете как выручка от реализации услуг. Это привело к тому, что Центр, являясь бюджетным учреждением, одновременно является плательщиком налога на прибыль. В проверяемом периоде указанного налога было перечислено 175,6 тыс. рублей.
Проведенные Счетной палатой проверки использования зданий-памятников, расположенных в городе Орле - "Торговые ряды" и "Дом купца Серебренникова", - показали, что в настоящее время Центром не обеспечено осуществление должного контроля за выполнением указанных мероприятий. Это выражается в том, что ключевые направления деятельности в вопросах контроля за учетом и управлением памятников истории и культуры, расположенных на территории Орловской области, требуют значительных организационных, кадровых, финансовых усилий для своей реализации.
План проведения реставрационных работ на 2002 и 2003 годы не составлялся, отсутствовала полная информация об общей потребности в средствах на противоаварийные, реставрационные работы, об увязке этой потребности для рационального распределения по объектам средств, полученных от использования памятников истории и культуры.
Бюджетные средства, выделенные Центру на паспортизацию памятников истории и культуры, были использованы не по целевому назначению -на выплату премии работникам Центра в сумме 10,6 тыс. рублей.
Проверкой установлено, что здание-памятник "Торговые ряды", расположенное в городе Орле по ул. Гостиной, 2, находящееся в государственной собственности Орловской области, было внесено управлением государственного имущества администрации области в 2000 году в реестр федерального имущества.
Средства от сдачи в аренду помещений в этом здании перечислялись арендаторами на расчетный счет Центра. Указанные средства имели строго целевое назначение - на ремонтно-реставрационные работы объектов историко-культурного наследия. Вместе с тем средства в сумме 1,5 млн. рублей были израсходованы не по целевому направлению - на содержание Центра.
Установлено несоответствие балансодержателей этого здания. По данным управления государственного имущества администрации области, балансодержателем является Центр, за которым закреплено и право собственности. Фактически балансодержателем является и УВД Орловской области (площадь 768 кв. м). Не соответствует и площадь помещений в этом здании. В карте учета госимущества и в выписке из реестра значится площадь здания в количестве 3600 кв.м, а по техническому паспорту - 9260,7 кв.м.
Проверкой установлено, что 3145,4 кв. м в отмеченном выше здании предоставлены в пользование арендаторам и 4312,5 кв. м предоставлены по договорам безвозмездного пользования.
Проверка показала бесконтрольность со стороны Центра и арендодателя -управления государственного имущества области за управлением и распоряжением государственной собственностью. Не использованы значительные резервы повышения доходов от использования указанного здания "Торговые ряды".
В здании на протяжении ряда лет незаконно и на бесплатной основе размещались коммерческие фирмы. Отдельными арендаторами государственные помещения не использовались и сдавались в субаренду частным лицам по цене, в 10 раз превышающей размер арендной платы. В результате арендаторы полностью возмещали свои расходы по аренде, а Центру перечисляли всего 5% от субаренды.
За счет средств областного бюджета проводились ремонтно-реставрационные работы памятников истории и культуры подрядными организациями, не имеющими соответствующей лицензии на их выполнение. Конкурсный отбор подрядных организаций не проводился. По каждому объекту выявлено завышение стоимости выполненных работ. Например, по ремонту здания "Дом купца Серебренникова" выявлено завышение сметной стоимости на 340 тыс. рублей, или на 37,8% от общей суммы, а по фактически выполненным объемам - на 93,4 тыс. рублей.
Вызывает сомнение обоснованность взимания Центром платежей от использования зданий-памятников, расположенных в городе Болхове Орловской области. Здания на балансе Центра не числятся, однако им заключены договоры аренды, в которых Центр выступает балансодержателем. 30% средств поступают на счет Центра, а 70% - в бюджет Болховского района. В проверяемый период поступило 167 тыс. рублей, которые также были израсходованы на нужды Центра.
Не исполненным в течение 9 лет оставалось решение малого Совета N 81-7 от 06.07.1993 г. в части передачи на баланс Центра здания-памятника "Торговые ряды", расположенного в г. Мценске, здание было передано только в декабре 2002 года. Средства от его использования полностью перечислялись на расчетный счет Центра и составили за 9 месяцев 2003 года 655,2 тыс. рублей, из них 431 тыс. рублей израсходовано не по целевому назначению.
Счетной палатой отмечается полное отсутствие контроля со стороны управления культуры и искусств администрации области за использованием здания-памятника "Дом купца Серебренникова", расположенного в городе Орле по ул. Комсомольской, 63. Более 50% площади (около 1000 кв. метров) в этом здании не используется.
На протяжении ряда лет в здании размещаются без оформления договора и на бесплатной основе Союз концертных деятелей и Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры. Не платятся ими и коммунальные услуги (платежи).
Эти сведения, факты подробно изложены Губернатору области. Счетная палата попросила его поручить заинтересованным ведомствам оценить состояние и перспективы использования объектов недвижимости государственного имущества, в том числе сданных в аренду, и создать межведомственную комиссию из представителей управления финансов и налоговой политики, управления государственного имущества администрации области с привлечением представителей территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике, депутатов областного Совета народных депутатов и Счетной палаты Орловской области.
Неоднократно Счетная палата обращала внимание на недостаточную эффективность управления областными государственными унитарными предприятиями, когда в большинстве случаев деятельность предприятий не ориентируется на результат, а контроль за их финансово-хозяйственной деятельностью и перечислением части прибыли в областной бюджет отсутствует. Существующий порядок участия представителей государства в органах управления акционерных обществ и ревизионных комиссиях не оправдывает себя, не реализуются все имеющиеся возможности получения доходов от использования государственного имущества Орловской области.
Постановлением Главы администрации области от 12.02.2001 года N 58 утверждено Положение о порядке назначения и деятельности представителей Орловской области в органах управления и ревизионных комиссиях открытых акционерных обществ, акции которых находятся в областной собственности.
Вместе с тем управление государственного имущества администрации области не организовало анализ и эффективный контроль за своевременностью, качеством и полнотой информации. Свидетельством являются отчеты представителей, в большинстве из которых заполнены только данные из бухгалтерского баланса и отсутствуют данные о работе представителей.
Бюджетное задание управлению государственного имущества администрации области на 2002 год по перечислению части прибыли ОГУП, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, утверждено в размере 400 тыс. рублей. Как показала проверка, чистая прибыль получена 33 из 51 предприятия. За 2001 год ее размер составил 23,9 млн. руб. Вместе с тем в областной бюджет не обеспечено перечисление 10% прибыли ГУДПП "Орелоблэнерго" в сумме 1,1 млн. рублей.
По данным управления государственного имущества администрации области по итогам работы за 2001 год, 11 из 33 акционерных обществ, имеющих в уставном капитале долю участия Орловской области, начислили дивиденды по государственным пакетам акций в сумме 1 млн. рублей. Плановое задание было занижено на 30 процентов.
Плановое задание на 2002 год по доходам от сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности Орловской области, было занижено в два раза; план - 1,6 млн. рублей, факт. - 3,4 млн. рублей.
Общая площадь недвижимого имущества, сданного в аренду, составила 14,6 тыс. кв. м. Средний уровень отдачи с одного квадратного метра в 2002 году составил всего 233 рубля.
Одной из основных проблем при создании эффективной системы управления государственными активами является организация жесткого контроля за использованием объектов недвижимости, находящихся в ведении государственных организаций и учреждений, условиями сдачи их в аренду и за поступлением доходов от аренды государственной собственности в областной бюджет. Значительное количество объектов областного недвижимого имущества, расположенного на территории г. Орла, находится в ведении организаций, для которых действующим законодательством предусмотрен особый порядок сдачи в аренду недвижимого имущества (учреждения культуры и здравоохранения).
В нарушение постановления Главы администрации области N 213 от 03.05.2001 года по 33 договорам арендная плата в сумме 433 тыс. рублей в областной бюджет не перечислялась.
Бюджетным законодательством Российской Федерации и областными законами об областном бюджете установлено формирование доходов областного бюджета за счет доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, в размере 100 процентов. Проверки показали, что доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности и переданного в оперативное управление образовательным учреждениям, учреждениям культуры и искусства, зачислялись на внебюджетные счета и расходовались ими на нужды учреждений и в доходах областного бюджета не учитывались.
Проверка арендных платежей на соответствие порядку расчета годовой арендной платы за пользование объектами государственной собственности области показала, что 13 арендаторов занимают площади на условиях аренды по арендным ставкам не только ниже рыночных, но и ниже установленной минимальной ставки годовой арендной платы за один квадратный метр - 320 рублей.
Отмечается факт, что управлением государственного имущества заключено шесть договоров аренды, по которым арендная плата зачислялась на счет балансодержателя - ОГУП "Полиграфический комбинат". В результате в областной бюджет не поступило 618,7 тыс. рублей. Задолженность по арендной плате перед областным бюджетом за 2002 год составила 142 тыс. рублей.
Проверка использования средств областного бюджета, выделенных управлению государственного имущества администрации области, выявила нецелевое использование средств в сумме 12,3 тыс. рублей и неэффективное использование в размере одного миллиона рублей. Указанные средства были перечислены для ОГУП "Орелфармация" целевым назначением на увеличение его уставного капитала, а изменения в устав предприятия внесены были лишь через год. Бюджетные средства в течение года числились на балансе предприятия как кредиторская задолженность.
В 2002 году управлению дважды был предоставлен беспроцентный бюджетный кредит на общую сумму 500 тыс. руб. целевым назначением для проведения ярмарки инвестиций со сроками возврата в 2002 году: в июле -200 тыс. рублей и в декабре - 300 тыс. рублей. Источниками погашения кредита являлись регистрационные сборы участников ярмарки. Вместе с тем сборы, полученные от участников ярмарки в размере 750 тыс. руб., полностью были израсходованы, а кредит на момент проведения проверки не был погашен и не пролонгирован.
Проверка передачи объектов государственной собственности в муниципальную собственность показала отсутствие документов - актов приема-передачи на отдельное имущество ГУДПП "Орелоблводоканал" ОГУПП "Орелоблжилкомхоз", переданное в муниципальную собственность (по 4-м объектам).
В отчетном году проведена проверка Фонда имущества Орловской области. Отмечается, что руководство Фонда и управление финансов и налоговой политики администрации области допускают грубые нарушения исполнительской дисциплины, связанные с превышением должностных полномочий, в результате чего имеют место случаи неисполнения бюджетного законодательства и указаний Губернатора области.
Финансирование Фонда осуществлялось управлением финансов и налоговой политики в нарушение постановления Главы администрации области от 12.03.1999 года N 117 "О Фонде имущества Орловской области". Данным постановлением утверждены положение, структура и штатное расписание Фонда на 8 ед. Вместе с тем бюджетные средства выделялись на содержание 15 единиц, а с октября 2002 года - 17 единиц. Отсутствовал механизм финансирования Фонда. Денежные средства перечислялись не на бюджетный, а на расчетный счет. Расходы на содержание Фонда не были предусмотрены Законом Орловской области "Об областном бюджете на 2002 год", финансирование расходов на оплату труда с начислениями Фонда производилось из резерва администрации области в сумме 1,5 млн. рублей.
Кроме этого Фондом было получено собственных доходов в сумме 1,5 млн. рублей, в том числе от организации проведения конкурсов и аукционов - 1,0 млн. рублей, от продажи земли - 116,6 тыс. рублей, арестованного имущества -36,7 тыс. рублей, движимого и недвижимого имущества - 29,4 тыс. рублей, прочие - 235,1 тыс. рублей. Указанные средства израсходованы Фондом на собственные нужды. Смета доходов и расходов на 2002 год составлена без разграничения источников их финансирования. За 2002 год средств поступило в полтора раза больше предусмотренных сметой. Корректировка сметы не производилась.
Фондом некорректно завышен кассовый расход бюджетных средств на 181,5 тыс. рублей, повлекший искажение отчета об исполнении областного бюджета за 2002 год. Неиспользованными остались 316,7 тыс. рублей бюджетных средств, или 21% от объема финансирования.
Не урегулированы экономические отношения, связанные с использованием государственного имущества, закрепленного за Фондом на праве оперативного управления. Управлением государственного имущества администрации области Фонду были переданы девять объектов недвижимости (не для продажи). Фонд, являясь балансодержателем указанных объектов, предоставляет их в безвозмездное пользование отдельным предприятиям и учреждениям. В данном случае целесообразно было бы произвести передачу госимущества напрямую безвозмездным пользователям. По договорам переданы площади не в полном объеме. Общая площадь неиспользуемых помещений составила 1391,06 кв. метра. Таким образом, не использованы значительные резервы повышения доходов областного бюджета за счет предоставления в аренду свободных площадей. По оценке Счетной палаты, только обеспечение принятия решения о предоставлении их в аренду из расчета минимальной арендной платы могло бы принести дополнительно в доходную часть областного бюджета в 2002 году более 300 тысяч рублей.
В отчетном году были осуществлены проверки эффективности и целевого использования средств областного бюджета, выделенных управлению по делам молодежи и физической культуре и управлению культуры и искусств администрации области на содержание управлений и их подведомственных учреждений. Результаты контрольных мероприятий показали недостаточный контроль со стороны управлений в части обеспечения целевого и эффективного использования бюджетных средств подведомственными учреждениями, за состоянием учета и отчетности. Использование средств с нарушением бюджетного законодательства установлено в пяти учреждениях, подведомственных управлению по делам молодежи и физической культуре администрации области, из восьми проверенных и во всех проверенных учреждениях культуры.
Общий объем проверенных средств по управлению по делам молодежи и физической культуре администрации области составил 42,9 млн. рублей.
Установлены следующие нарушения финансовой дисциплины:
1. Расходы на оплату труда утверждены не в соответствии со штатным расписанием. Это привело к недостоверному планированию расходов в областном бюджете и, соответственно, их исполнению. Смета расходов не откорректирована.
2. Финансирование расходов на оплату труда производилось управлением финансов и налоговой политики администрации области с превышением месячной потребности управления: в январе - на 32,5%, в феврале, мае - на 17,4%, а в июле - в 3 раза больше. Это привело к наличию неиспользованных остатков денежных средств на счетах в учреждении банка. На лицевом счете УФК неиспользованный остаток денежных средств в течение 4-х месяцев составлял 50 тыс. рублей, в течение 2-х - 98,2 тыс. рублей. На 1 января 2003 года неиспользованный остаток бюджетных средств после выплат и перечислений по заработной плате составил 121, 1 тыс. рублей. Это привело к неэффективному использованию бюджетных средств в сумме 269,3 тыс. рублей.
3. Необоснованно начислена и выплачена премия за счет экономии фонда оплаты труда в сумме 159,0 тыс. рублей. Начисление премии производилось дифференцированно по категориям работников: 15 работникам - в размере должностного оклада, а 9 - с учетом установленных надбавок.
4. Допущено отвлечение бюджетных средств (более одного года) в длительную дебиторскую задолженность в сумме 104 тыс. рублей.
5. На протяжении ряда лет из областного бюджета выделялись средства муниципальному учреждению Урицкий комплексный молодежный центр "Юность" на оплату труда 10 работников. В свою очередь из муниципального бюджета выделялись средства на содержание 3-х единиц. Расходы областного бюджета составили в 2002 году 151,2 тыс. рублей, районного бюджета -56,9 тыс. рублей.
6. Допущено нецелевое использование бюджетных средств подведомственными учреждениями в сумме 486,4 тыс. рублей, в том числе: 28,2 тыс. рублей - областной пионерской организацией "Орлята", 38,1 тыс. рублей - школой высшего спортивного мастерства, 6,1 тыс. рублей - Урицким КМЦ "Юность" и 414,0 тыс. рублей - ФК "Орел".
7. Отсутствие раздельного бухгалтерского учета по средствам, полученным из областного бюджета и внебюджетных источников, отмечается в ФК "Орел" и школе высшего спортивного мастерства.
Общий объем проверенных средств по управлению культуры и искусств администрации области составил 40,6 млн. рублей.
Проверкой установлены следующие нарушения:
1. Не упорядочены экономические отношения, связанные с использованием государственного имущества, как управлением культуры и искусств, так и подведомственными учреждениями, и закрепленного за ними недвижимого имущества на праве оперативного управления.
На балансе краеведческого музея числится здание-памятник "Дом купца Серебренникова". Проверка использования здания показала бесконтрольность со стороны музея как балансодержателя за управлением и распоряжением государственной собственностью. Как отмечено выше, не использованы значительные резервы получения доходов от использования этого здания. Около 50% помещений не используется. Всего 6%, или 122 кв. м, помещений используется самим музеем для хранения музейных экспонатов. На протяжении ряда лет (более 7 лет) без оформления договоров и на бесплатной основе в здании размещаются Союз концертных деятелей (25,96 кв. м) и НПЦ по охране и использованию памятников (124,75 кв. м). Не заключен договор и с управлением культуры и искусств администрации области (540 кв. м). Не платятся ими и коммунальные услуги. Расходы на содержание этого здания оплачивались полностью краеведческим музеем за счет средств областного бюджета и составили в проверяемый период 210,7 тыс. рублей. Доходов от арендных платежей за два года получено всего 24,1 тыс. рублей.
Не числится на балансе краеведческого музея здание музея В. А. Русанова.
В нарушение распоряжения Коллегии администрации области N 91-р от 15.07.2002 года "О передаче в безвозмездное пользование Орловской региональной академии государственной службы здания N 29 по ул. Октябрьская в г. Орле" не обеспечено перемещение учреждений, до настоящего времени здание Академии не передано.
Не упорядочены договорные отношения на закрепление помещений в здании по ул. Советской, 29 в г. Орле, в котором размещаются два учреждения: театр кукол и центр культуры. Здание находится на балансе театра кукол. Вместе с тем центром культуры, который не является балансодержателем здания, незаконно заключен совместно с управлением государственного имущества администрации области договор аренды на предоставление 15,5 кв. м организации ООО "Техностройрезерв".
2. В нарушение ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации в сметах доходов и расходов бюджетных учреждений не отражаются все доходы, получаемые как из бюджета, так и от осуществления предпринимательской деятельности (в том числе от оказания платных услуг).
В большинстве учреждений не обеспечен раздельный бухгалтерский учет по средствам, полученным из областного бюджета и внебюджетных источников.
Финансирование подведомственных учреждений осуществлялось управлением культуры без указания разделов, подразделов и видов расходов бюджетной классификации. Это привело к искажению государственной отчетности на 102 тыс. рублей (краеведческий музей, музей изобразительных искусств, художественное училище, детская библиотека).
3. Планирование и расходование средств областного бюджета на оплату труда с начислениями на нее работников управления и подведомственных ему учреждений производились из областного бюджета в 2001-2002 годах исходя из штатной численности, без учета вакансий.
Наличие вакантных должностей выявлено в 6 подведомственных учреждениях в количестве 70 единиц, которые на протяжении длительного времени (свыше одного года) являлись таковыми. Это привело к необоснованной экономии фонда оплаты труда, за счет которой производились разного рода выплаты премий и материальной помощи. Общая сумма выплат составила 1,4 млн. рублей, в том числе: в областном краеведческом музее - 211,3 тыс. рублей (20 ед.), в театре кукол - 474,5 тыс. рублей (12,5 ед.), областной филармонии - 536,5 тыс. рублей (31 ед.), управлении культуры - 179,2 тыс. рублей"" музее изобразительных искусств -7,5 тыс. рублей.
4. В сметах расходов управления, художественного училища и театра кукол необоснованно были завышены расходы на оплату коммунальных услуг на сумму 316,8 тыс. рублей.
5. Необоснованно производилось финансирование управления культуры на транспортные услуги в сумме 105,7 тыс. рублей. На балансе управления числятся две автомашины марки ГАЗ-3110. Вместе с тем обслуживание одного автомобиля производилось автотранспортным предприятием ПАТП-1, которому ежемесячно возмещались расходы. Сумма фактических расходов в два раза превысила расходы на содержание другого автомобиля и составила 146,3 тыс. рублей.
6. Общая сумма средств, использованных не по целевому назначению, составила 299,2 тыс. рублей (без Центра по охране и использованию памятников).
Общая сумма неэффективного использования средств областного бюджета краеведческим музеем составила 855,7 тыс. рублей. Средства в сумме 691,1 тыс. рублей были выделены целевым назначением на приобретение плитки для музея - диорамы "Гражданская война". В течение 2,5 года плитка не была востребована. В результате завышения цен на ремонтно-реставрационные работы здания "Дом купца Серебренникова" отмечается неэффективное использование бюджетных средств в сумме 107,2 тыс. рублей. Средства в сумме 57,4 тыс. рублей были выделены на проведение праздничного мероприятия, посвященного 225-летию со дня рождения А.П. Ермолова, и израсходованы на покупку книги "Я - Россиянин" у ИП Воробьева А.В., часть книг была продана, средства в бюджет не возвращены, а часть осталась невостребованной (на складе музея).
7. Проверкой общественной организации "Союз концертных деятелей" установлены факты представления фиктивных документов на проведение мероприятия "Неделя культуры Украины в Орловской области".
Проверкой управления ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией администрации области установлен ряд нарушений:
ежегодно в смету расходов на содержание аппарата управления необоснованно включались расходы на оплату коммунальных услуг, аренды помещений и его охраны. Также необоснованно производилось и их финансирование в сумме 268,6 тыс. рублей, что привело к нецелевому использованию бюджетных средств. Указанные средства были израсходованы на приобретение мебели, материалов и других ТМЦ;
нецелевое использование бюджетных средств также выявлено в сумме 13,4 тыс. рублей, использованных на уплату штрафа;
не проводились конкурсы, торги на приобретение веттоваров, биопрепаратов. Поставщиком указанных товаров являлся ОАО "Зооветснаб", акции которого в количестве 260 штук числились на балансе ФГУ "Орловская областная ветеринарная лаборатория";
имелись случаи списания препаратов, не числящихся на балансе ФГУ "Орловская областная ветеринарная лаборатория", а также приписки объемов перевезенного груза в путевых листах, не указывался и расход горючего, не снимались показания спидометра автомобилей;
от продажи автомобиля марки УАЗ 31512-10, приобретенного за счет средств областного бюджета и проданного, минуя аукцион, работнику лаборатории, получен убыток в сумме 32,8 тыс. рублей.
Проверкой государственной жилищной инспекции администрации области отмечается, что ежегодно из областного бюджета выделяется на содержание аппарата до двух миллионов рублей. Вместе с тем у инспекции имеются реальные возможности получения собственных доходов за счет оказания платных услуг. За два года инспекцией получено было всего 3,7 тыс. рублей.
Экспертно-аналитическая работа
В отчетный период Счетной палатой подготовлены заключения по проектам законов Орловской области об исполнении областного бюджета за 2002 год, о внесении изменений и дополнений в Закон Орловской области "Об областном бюджете на 2003 год" и "Об областном бюджете на 2004 год".
Изменения по проекту закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Орловской области "Об областном бюджете на 2003 год" обусловливались увеличением доходной части областного бюджета за счет поступлений дополнительных доходов.
Заключения Счетной палаты по проекту закона "Об областном бюджете на 2004 год" содержали оценку основных бюджетных показателей во взаимосвязи с прогнозом социально-экономического развития области на основе анализа исполнения областного бюджета за предыдущие периоды. Проект бюджета оценивался с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Перечень и содержание документов, представленных одновременно с законопроектом, не соответствовали ст. 172 и ст. 178 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Не были представлены перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий, программа приватизации государственного имущества области на 2004 год, программа приобретения имущества в государственную собственность, сведения о предельной штатной численности государственных служащих по главным распорядителям бюджетных средств.
Сумма средств, предложенная Счетной палатой к увеличению доходов консолидированного бюджета на 2004 год, определена в размере 0,5 млн. рублей.
По итогам анализа результатов экспертно-аналитических работ направлены заключения в адрес областного Совета народных депутатов и Губернатору области.
Организационно-правовое и методологическое обеспечение
деятельности Контрольно-счетной палаты
Полномасштабно реализовать функции, возложенные законом на Счетную палату, невозможно при таком количестве специалистов. Лишь 10 процентов, и даже меньше, средств областного бюджета ежегодно охватывается контролем Счетной палаты, не обеспечена в полной мере реализация единой системы контроля за исполнением областного бюджета и внебюджетных территориальных фондов, включающей в себя:
1. Предварительный контроль на стадии подготовки и рассмотрения проекта областного бюджета будущего года - реализуется в виде экспертно-аналитической работы, в процессе которой осуществляется правовая экспертиза законопроекта, анализируется обоснованность доходных и расходных статей бюджета, его сбалансированность.
2. Текущий или оперативный контроль в ходе исполнения бюджета текущего года - реализуется в виде совокупности контрольной и экспертно-аналитической работы, осуществляемой непрерывно в течение всего года. Направлен на выявление отклонений от установленных показателей областного бюджета и нарушений в бюджетном процессе.
3. Последующий контроль исполнения областного бюджета реализуется в виде контрольного мероприятия, носящего комплексный характер (внешняя проверка исполнения областного бюджета за отчетный год).
Таким образом, в течение каждого календарного года Счетная палата одновременно должна работать с бюджетами трех лет, а бюджет каждого финансового года находится в одной из фаз трехлетнего цикла. Следует обратить внимание, что все три стадии контроля неразрывно связаны между собой, в том числе едиными методологическими основами. В то же время существуют различия в методике осуществления контроля на различных его стадиях. Кроме того, имеются особенности в организации текущего контроля исполнения бюджета по различным направлениям расходования бюджетных средств.
В отчетный период Счетная палата осуществляла взаимодействие с Ассоциацией контрольно-счетных органов Российской Федерации в проводимых ею тематических семинарах и научно-практических конференциях. В конкурсе на звание "Лучший финансовый контролер России", проводившемся Ассоциацией с участием экспертно-консультативного совета при Председателе Счетной палаты Российской Федерации и издательского дома "Финансовый контроль", председателю контрольно-счетной палаты Орловской области присвоено звание и вручен диплом III степени.
Выводы
Основное назначение Счетной палаты состоит не только в том, чтобы выявить как можно больше нарушений, возвращать в бюджет неправильно истраченные бюджетные средства, инициировать возбуждение уголовных дел против нарушителей финансовой дисциплины.
Счетная палата принесет области гораздо больше пользы, если сведет к минимуму финансовые нарушения, добьется идеального порядка в управлении общественными финансовыми и материальными ресурсами, сделает все, чтобы это управление было максимально рациональным и эффективным. При этом важно контролировать не только процесс, ушедший в прошлое, но и моделировать будущее, предупреждать потери финансовых средств еще на стадии планирования областного бюджета, осуществлять превентивный (упреждающий) контроль.
С принятием Земельного кодекса Счетная палата должна усилить свое внимание к учету и использованию земельных ресурсов, акцентировать внимание на контроле доходов от использования земли.
С целью эффективной организации деятельности Счетной палаты по анализу и прогнозу бюджетных и социально-экономических процессов в Орловской области необходима информатизация и автоматизация контрольно-аналитической деятельности.
Отсутствие ответственности за нарушения в сфере бюджетных правоотношений не способствует исполнению бюджетного процесса в соответствии с действующим законодательством.
Необходимо отметить, что на эффективности деятельности Счетной палаты негативно сказываются следующие обстоятельства:
малочисленный состав работников Счетной палаты не позволяет Счетной палате охватить внешним контролем значительную часть областного бюджета, контрольные мероприятия иногда принимают затяжной характер в силу большого объема работ, длительности проверяемого периода, вследствие чего теряется их актуальность, поскольку средства оказываются давно потраченными, что в целом отрицательно сказывается на эффективности работы Счетной палаты;
существующий порядок рассмотрения контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой, и неурегулированность в установленном порядке вопросов, связанных со взаимоотношениями областного Совета народных депутатов и Счетной палаты, регламента получения информации об исполнении бюджета от органов исполнительной власти затрудняют решение многих организационных вопросов.
Приложение
к отчету о работе Контрольно-счетной палаты
Орловской области в 2003 году
Перечень контрольных мероприятий,
осуществленных Контрольно-счетной палатой Орловской области в 2003 году
/--------------------------------------------------------------------------------------------------------------\
| N | Наименование учреждения, | Количество | Объем | Выявлено | В том числе |
| п/п | организации, предприятия | проведенных |проверенных | нецелевое, | |
| | | проверок | средств |неэффективное,| |
| | | | | незаконное | |
| | | | |использование | |
| | |---------------| |средств (тыс. |---------------------|
| | |плано- |внепла-| |руб.) |нецелевое |неэффекти-|
| | | вые | новые | | |использо- | вное |
| | | | | | | вание |использо- |
| | | | | | | | вание |
|------+-------------------------------------+-------+-------+------------+--------------+----------+----------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|------+-------------------------------------+-------+-------+------------+--------------+----------+----------|
| 1. |Управление по делам молодежи и | 1 | | 7214,7 | 552,4 | 159,0 | 393,4 |
| |физической культуре администрации | | | | | | |
| |области | | | | | | |
|------+-------------------------------------+-------+-------+------------+--------------+----------+----------|
| 2. |ГУ среднего профессионального | 1 | | 9028,3 | | | |
| |образования техникум-предприятие | | | | | | |
| |спортивный центр "Олимп" | | | | | | |
|------+-------------------------------------+-------+-------+------------+--------------+----------+----------|
| 3. |ГУ дополнительного образования | 1 | | 7004,2 | 38,1 | 38,1 | |
| |спортивной направленности "Школа | | | | | | |
| |высшего спортивного мастерства" | | | | | | |
|------+-------------------------------------+-------+-------+------------+--------------+----------+----------|
| 4. |ГУ футбольный клуб "Орел" | 1 | | 16101,0 | 414,0 | 414,0 | |
|------+-------------------------------------+-------+-------+------------+--------------+----------+----------|
| 5. |ГУ "Областной шахматно-шашечный клуб | 1 | | 1229,2 | | | |
| |им. И.С. Тургенева" | | | | | | |
|------+-------------------------------------+-------+-------+------------+--------------+----------+----------|
| 6. |ГУ Орловский областной центр молодежи| 1 | | 1907,8 | | | |
| |"Полет" | | | | | | |
|------+-------------------------------------+-------+-------+------------+--------------+----------+----------|
| 7. |МУ Урицкий комплексный молодежный | 1 | | 165,8 | 6,1 | 6,1 | |
| |центр "Юность" | | | | | | |
|------+-------------------------------------+-------+-------+------------+--------------+----------+----------|
| 8. |Областная пионерская организация | 1 | | 285,2 | 28,2 | 28,2 | |
| |"Орлята" | | | | | | |
|------+-------------------------------------+-------+-------+------------+--------------+----------+----------|
| 9. |Управление культуры и искусств | 1 | | 7042,0 | 342,6 | 163,4 | 179,2 |
| |администрации области | | | | | | |
|------+-------------------------------------+-------+-------+------------+--------------+----------+----------|
| 10. |ГУ Орловский областной краеведческий | 1 | | 7103,6 | 1083,9 | 16,9 | 1067,0 |
| |музей | | | | | | |
|------+-------------------------------------+-------+-------+------------+--------------+----------+----------|
| 11. |ГУ Орловский музей изобразительных | 1 | | 1103,2 | 25,5 | 18,0 | 7,5 |
| |искусств | | | | | | |
|------+-------------------------------------+-------+-------+------------+--------------+----------+----------|
| 12. |ГУ Областная детская библиотека им. | 1 | | 3992,1 | 50,0 | 50,0 | |
| |М.М. Пришвина | | | | | | |
|------+-------------------------------------+-------+-------+------------+--------------+----------+----------|
| 13. |ГУ Научно-производственный центр по | 1 | | 3030,9 | 1471,0 | 1471 | |
| |охране и использованию памятников | | | | | | |
| |истории и культуры | | | | | | |
|------+-------------------------------------+-------+-------+------------+--------------+----------+----------|
| 14. |ГУ Орловское художественное училище | 1 | | 3636,9 | 65,7 | | 65,7 |
|------+-------------------------------------+-------+-------+------------+--------------+----------+----------|
| 15. |ГУ Орловский областной центр культуры| 1 | | 1412,9 | 5,0 | 5,0 | |
|------+-------------------------------------+-------+-------+------------+--------------+----------+----------|
| 16. |ГУ Орловский театр кукол | 1 | | 3028,4 | 557,4 | 7,6 | 549,8 |
|------+-------------------------------------+-------+-------+------------+--------------+----------+----------|
| 17. |Орловская государственная филармония | 1 | | 8088,3 | 610,5 | 38,3 | 572,2 |
|------+-------------------------------------+-------+-------+------------+--------------+----------+----------|
| 18. |00 Орловское областное объединение | 1 | | 1977,6 | 17,5 | 17,5 | |
| |"Союз концертных деятелей России" | | | | | | |
|------+-------------------------------------+-------+-------+------------+--------------+----------+----------|
| 19. |000 "Трамп" | 1 | | 49,5 | | | |
|------+-------------------------------------+-------+-------+------------+--------------+----------+----------|
| 20. |000 "Орелинтурист" | 1 | | 87,2 | | | |
|------+-------------------------------------+-------+-------+------------+--------------+----------+----------|
| 21. |Управление по делам архивов | 1 | | 9833,1 | 14,2 | 14,2 | |
| |администрации области | | | | | | |
|------+-------------------------------------+-------+-------+------------+--------------+----------+----------|
| 22. |Управление ветеринарии с | 1 | | 29066,6 | 278,4 | 278,4 | |
| |государственной ветеринарной | | | | | | |
| |инспекцией администрации области | | | | | | |
|------+-------------------------------------+-------+-------+------------+--------------+----------+----------|
| 23. |ФГУ "Орловская областная ветеринарная| 1 | | 7960,9 | 69,2 | 3,6 | 65,6 |
| |лаборатория" | | | | | | |
|------+-------------------------------------+-------+-------+------------+--------------+----------+----------|
| 24. |Государственная жилищная инспекция | 1 | | 3415,0 | | | |
| |администрации области | | | | | | |
|------+-------------------------------------+-------+-------+------------+--------------+----------+----------|
| 25. |Управление государственного имущества| 1 | | 155820,0 | 2184,7 | 12,3 | 2172,4 |
| |администрации области | | | | | | |
|------+-------------------------------------+-------+-------+------------+--------------+----------+----------|
| 26. |ОГСУ "Фонд имущества Орловской | 1 | | 2974,6 | 300,0 | | 300,0 |
| |области" | | | | | | |
|------+-------------------------------------+-------+-------+------------+--------------+----------+----------|
| 27. |Использование государственного | | 1 1 | | | | |
| |имущества - зданий- памятников | | | | | | |
| |Торговые ряды - г. Орел, ул. | | | | | | |
| |Гостиная, 2 Дом купца Серебренникова | | | | | | |
|------+-------------------------------------+-------+-------+------------+--------------+----------+----------|
| 28. |ОАО Агрофирма "Дросково" | | 1 | 33258,6 | | | |
|------+-------------------------------------+-------+-------+------------+--------------+----------+----------|
| 29. |ОАО Агрофирма "Нива Корсаково" | | 1 | 2708,9 | | | |
|------+-------------------------------------+-------+-------+------------+--------------+----------+----------|
| 30. |ОАО Агрофирма "Колпнянская" | | 1 | 2569,2 | | | |
|------+-------------------------------------+-------+-------+------------+--------------+----------+----------|
| 31. |ОАО "Ливгидромаш" | | 1 | 10357,9 | | | |
|------+-------------------------------------+-------+-------+------------+--------------+----------+----------|
| 32. |ОАО "Ливныпластик" | | 1 | 3889,0 | | | |
|------+-------------------------------------+-------+-------+------------+--------------+----------+----------|
| |Всего | 26 | 7 | 345342,6 | 81144 | 2741,6 | 5372,8 |
\--------------------------------------------------------------------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Орловского областного Совета народных депутатов от 26 марта 2004 г. N 26/506-ОС "Об отчете о работе Контрольно-счетной палаты Орловской области в 2003 году"
Текст постановления официально опубликован не был