Особенности государственного регулирования экономики регионов
В настоящее время на первый план выдвигаются проблемы, связанные с целенаправленным, устойчивым и эффективным развитием субъектов Федерации. В этой связи следует отметить, что регионализация всех сторон жизнедеятельности общества является объективной тенденцией, характерной для всего мирового сообщества. Таким образом, поиск решений, обеспечивающих оптимальное сочетание централизации и самостоятельности регионов, является крайне актуальной задачей.
Экономический кризис, наиболее остро отразившийся на реальном секторе экономики, характеризуется: деградацией его структуры; беспрецедентным падением объемов производства; параличом инвестиционной деятельности предприятий; ослаблением научно-технического потенциала промышленности; расстройством финансовой системы общественного воспроизводства.
Основными причинами этого являются:
- углубление диспропорций в развитии реального сектора и сферы обращения (отток финансовых ресурсов из материального производства в процессе ваучерной приватизации, изъятие свободных капиталов через рынок ГКО и другие);
- отсутствие правовых норм регулирования некоторых видов экономической деятельности (например, доходности валютных операций, операций с ценными бумагами).
Финансовый сектор экономики практически с начала своего становления развивался в условиях деформированной связи с реальным сектором (особенно этот процесс характерен для регионального уровня). Финансовые потоки в течение последних лет идут преимущественно в одном направлении: из реального сектора в финансовый. В значительной мере последний функционирует независимо и автономно от реального сектора. Задачи государственного регулирования структурных преобразований на региональном уровне могут быть следующими:
- переориентация и модернизация традиционных отраслей, а также приспособление их продукции к требованиям мирового рынка;
- создание новых отраслей, ориентированных на экспорт и выпуск конкурентоспособной продукции; укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;
- формирование прогрессивной налоговой, кредитной и инвестиционной политики;
- ориентация на становление финансово-промышленных групп;
- установление строгого контроля за безопасностью в промышленности, а также проведением мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды.
Пореформенная трансформация российской промышленности обнаруживает тенденцию интеграционного характера. Институциональные сдвиги в системе государственного регулирования промышленности сегодня воплощаются в становлении трех взаимосвязанных звеньев.
Во-первых, - органы государственного регулирования промышленной деятельности федерального и регионального уровней, обеспечивающие: выработку законодательных основ и нормативных правил подобной деятельности и контроль за их соблюдением; формирование стратегии (приоритетов и ключевых задач) промышленной политики; подготовку и реализацию соответствующих государственных программ, прогнозирование развития индустриальных отраслей; ограничение монополизма и стимулирование конкуренции; поддержку приоритетных направлений развития промышленного комплекса, в том числе высокотехнологичных и наукоемких производств, малого бизнеса.
Во-вторых, - корпоративные органы экономического регулирования промышленной деятельности. Ключевые линии управленческой деятельности в корпорациях таковы: обеспечение рациональных (партнерских, договорных) связей с государственными органами управления; подготовка, координация и контроль выполнения корпоративных планов и программ совместной деятельности ряда хозяйствующих субъектов; разработка и реализация корпоративной стратегии деятельности на фондовом рынке; выполнение других управленческих функций, связанных с реализацией и защитой интересов акционеров.
В-третьих, - органы управления деятельностью отдельных хозяйственных субъектов, специализирующиеся на рационализации взаимодействия с корпоративными управленческими структурами, а также (применительно к государственным или муниципальным предприятиям) с государственными органами регулирования экономики, выработке и рационализации самостоятельной стратегии хозяйствования в рыночной среде, осуществлении функций внутрифирменного управления.
В рыночной экономике функция прямого государственного целеполагания деятельности хозяйствующих субъектов сохраняет свое значение в плане формирования государственных целевых программ, определения системы приоритетов развития тех или иных сфер экономики, пользующихся государственной поддержкой, задействования механизмов получения и доведения до хозяйствующих субъектов (с уровня федеральных и региональных органов) агрегированной аналитико-маркетинговой информации вспомогательно-рекомендательного характера.
В этой связи возможен трехэтапный алгоритм взаимодействия органов исполнительной власти по выявлению и реализации приоритетов промышленной политики.
1-й этап: выработка общих приоритетов государственной поддержки промышленной деятельности, исходя из стратегических целей социально-экономического развития.
2-й этап: конкретизация приоритетов, то есть обоснование приоритетов второго уровня. При этом направления промышленной деятельности регламентируются с упором на те группы отраслевых предприятий и на те технологические цепочки, устойчивое функционирование которых непосредственно связано с реализацией приоритетов первого уровня.
3-й этап: детализация приоритетов второго уровня корпоративными маркетинговыми и аналитическими службами. Этот выход на приоритеты третьего уровня одновременно становится решающим фактором для последующей работы по формированию пакета предложений к федеральным целевым программам, корпоративным и заводским инвестиционным и реализационным программам.
Новизна предложенного подхода состоит в жесткой увязке приоритетов первого уровня с последующей работой ведомств, исполнительных органов на местах, а также отдельных хозяйствующих субъектов, то есть проводится не отраслевой, а целевой принцип.
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что основными принципами государственной поддержки промышленных предприятий как на федеральном, так и на региональном уровне являются:
- осуществление на селективных началах программ и проектов, признанных экономически эффективными;
- поддержание обороноспособности и безопасности страны;
- строительство социальных объектов федерального и регионального значения.
Ресурсами проведения структурной перестройки промышленности региона являются: средства федерального бюджета; средства регионального и муниципального бюджетов; внебюджетные фонды региона; собственные средства предприятий; средства населения; иностранные инвестиции; банковские ссуды.
Формами государственного регулирования структурной перестройки экономики региона являются: программное регулирование; контрактное регулирование; финансовое планирование; субсидирование; кредитование; ускоренная амортизация; налоговая политика.
Таким образом, разграничение функций Федеральных и региональных органов управления должно, с одной стороны, обеспечивать целостность, единство Федерации и, с другой стороны, расширение самостоятельности, прав и ответственности регионов, подкрепленных соответствующими ресурсами и собственностью.
Поздняков М.С.,
к.э.н., директор ОБШ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Деловой Орел"
Газета выходит с марта 1998 г.
Учредители: УМНС РФ по Орловской области, ОГУП "Редакция "Просторы России"
Главный редактор: Александр Макушев
Адрес редакции: 302021, г. Орел, ул. Ленина, 1
Телефоны редакции: (086-2) 43-50-18, (086-2) 43-48-13