Малый бизнес
как приоритет экономической политики
Как известно, в конце прошлого года на заседании Госсовета была принята концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, которая определяет малый бизнес как один из основных приоритетов экономической политики государства. Согласно концепции деятельность всех органов государственной власти должна быть направлена на создание благоприятных условий для легализации и развития предпринимательства.
А как обстоит дело на Орловщине? Этому вопросу было посвящено заседание коллегии областной администрации, серия совещаний, прошедших в течение февраля во многих горрайадминистрациях, и в частности, в мэрии г. Орла, где речь шла о проблемах, которые тормозят развитие малого бизнеса: это и неоправданно растущая арендная плата, и неотрегулированность вопросов налогообложения сферы малого предпринимательства, сложность процедур регистрации и ликвидации малых предприятий, избыточный контроль многочисленных надзорных органов, трудности в получении кредитов и т. д.
На коллегии областной администрации были приняты постановление "О дальнейших мерах по развитию малого предпринимательства в Орловской области", а также "Региональная программа поддержки и развития предпринимательства в области на 2002 - 2004 годы" - основные документы, которые определяют перспективы развития этого важного сектора экономики области, взаимоотношения малого бизнеса с властью, а также меры, предпринимаемые для решения назревших проблем.
О состоянии дел в сфере малого предпринимательства в нашей области и перспективах его развития мы попросили рассказать секретаря попечительского совета областного фонда поддержки предпринимательства (ОФПП), заместителя директора Государственного фонда поддержки малого предпринимательства Константина Ивановича Федотова.
- Вообще Орловщина - благодатный край для предпринимательства. Почему? Потому что область под патронажем своего губернатора всегда очень внимательно занималась этим сектором экономики, понимая, что основные рабочие места дают предприниматели, да и налоговые поступления от них растут.
Если касаться истории, то малое предпринимательство, как и система мер по его регулированию и поддержке, у нас в области начала формироваться в первой половине 90-х годов. В 1993 году был создан соответствующий профильный комитет обладминистрации, в 1994 году - ОЦРО "Развитие", в 1995 г. - областной фонд поддержки предпринимательства. В этот же период и в последующие годы были сформированы многие другие элементы инфраструктуры поддержки предпринимательства, осуществлены конкретные меры по созданию и укреплению так называемого "среднего класса". Такие меры помогли нам сгладить остроту социальных проблем, избежать потрясений, вызванных безработицей, которые прокатились по всей стране. Несмотря на все трудности, администрация области все эти годы находила и время, и финансовые ресурсы для поддержания устойчивого роста этого сектора экономики области.
Если в 2000 году в области действовало около 4500 малых предприятий всех форм собственности, то по состоянию на конец 3-го квартала 2001 г. их стало 4888, кроме того, по данным налоговой инспекции, в области работают 8382 ИЧП. Численность занятых на малых предприятиях всех форм собственности - 55 470 человек. Численность занятых в среде индивидуальных предпринимателей с учетом того, что большинство из них работает семьей или нанимает персонал (в среднем 2 - 3 человека), составляет не менее 30 тысяч человек. Общее количество занятых в малом бизнесе, таким образом, - это более 85 тыс. человек. В общем количестве экономически активного, занятого населения это составляет около 27 %.
В целом показатели развития предпринимательства в области характеризуются следующими данными (см. таблицу).
Вклад предприятий малого бизнеса и ИЧП всех форм собственности в валовой внутренний продукт Орловской области составляет около 27 %.
Кстати, и об этом говорилось на заседании Госсовета, одной из проблем сегодня является отсутствие единых критериев оценки малого бизнеса, в т. ч. даже определения количества МП. Для примера: комитет госстатистики только в прошлом году начал готовить и рассылать бюллетень по МБ и только после того, как ФПП заключил с ним договор и стал оплачивать ему эту работу. Однако и сейчас здесь нет единого подхода: у комитета госстатистики, регистрационных органов и налоговой службы данные разные.
Нужно отметить, что и другие проблемы, о которых говорилось на заседании Госсовета, в той или иной степени актуальны для нас. Среди них проблема создания "качественной правовой среды предпринимательства". Как сказал президент, "у нас нет даже рамочного закона, защищающего права предпринимателя". Поэтому очень важным является решение коллегии обладминистрации о подготовке закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Орловской области".
Кроме того, отмечались проблемы информационного обеспечения МП, необходимость создания и развития консультационных центров в регионах РФ. Поставлена задача улучшения "начальных стартовых условий" МБ и обеспечения его доступности к кредитным и финансовым ресурсам.
И если эти проблемы только поднимались на заседании Госсовета, то у нас они были поставлены Е. С. Строевым еще в 1994 году, при создании ОЦРО "Развитие" и ФПП. Их основной задачей стала разработка программ и методических документов, практическая помощь в становлении и поддержке еще неокрепших предпринимателей в их адаптации к новым рыночным условиям, создание системы их финансово-кредитного обеспечения.
Сегодня фонд оказывает финансовую поддержку предпринимательским проектам в виде краткосрочных и среднесрочных займов (на 1 - 2 года), помогает в разработке бизнес-планов, дает всесторонние юридические консультации, консультации по организации производства, бухгалтерского учета. На курсах в фонде прошли обучение более 400 человек, в т. ч. работе на компьютерах обучились более 100 человек.
Всего фондом профинансировано более 220 инвестиционных проектов на сумму 265 млн. рублей.
Второй год фонд реализует новое направление в оказании финансовой помощи предпринимателям: производит выдачу займов индивидуальным предпринимателям в рамках программы "Микрокредитование". Займ предоставляется в сумме до 100 тыс. рублей на срок до 6 месяцев. Реализация этой программы позволила, прежде всего индивидуальным предпринимателям, получить быстрый и удобный доступ к финансовым ресурсам. По программе микрокредитования на сегодня выдано более 360 микрозаймов на общую сумму более 16 млн. рублей.
Кстати сказать, срок оформления микрокредита в фонде не превышает 3 дней. Практически любой индивидуальный предприниматель имеет возможность его получить. Возвратность средств по микрокредитам составляет не менее 98 %.
Предполагаем в 2002 - 2003 году довести по программе микрокредитования количество выдаваемых займов до 600 - 800 в год, а объемы - до 24 - 30 млн. рублей в год.
Перспективы дальнейшего развития малого бизнеса определены "Региональной программой поддержки и развития предпринимательства в Орловской области на 2002 - 2004 гг.". Коротко остановлюсь на ее основных разделах.
1. Совершенствование внешней среды развития малого предпринимательства.
Это направление включает в себя мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и самоорганизацию субъектов малого предпринимательства, а также мероприятия по созданию положительного имиджа предпринимательства в обществе.
В частности, предполагается осуществить мероприятия, включающие в себя доработку проектов региональных законов, продвижение необходимых поправок в федеральные законы и разработку проектов подзаконных актов (постановлений, порядков, инструкций, правил и др.), разработку изменений и дополнений в нормы действующего законодательства, тормозящие развитие предпринимательства.
2. Развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства.
Предполагается осуществить мероприятия по дальнейшему развитию кредитно-финансовых механизмов, включающие: систему микрокредитования, создание регионального гарантийного фонда, развитие финансового лизинга, обществ взаимного кредитования.
Первоочередной задачей является максимальное упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым и имущественным ресурсам, для чего уже создается лизинговая компания, работающая по запросам малого и среднего предпринимательства области.
В комплексе с другими мерами поддержки будут осуществлены и мероприятия, включающие апробацию и внедрение механизмов передачи и сдачи в аренду малым предприятиям бездействующих производственных площадей и прочего имущества крупных предприятий, имущества ликвидируемых предприятий, незавершенных объектов производственного назначения.
3. Развитие бизнеса и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Это целый комплекс мер, направленных на информационную и консультационную поддержку малого предпринимательства, содействие выставочно-ярмарочной деятельности, обучение и подготовку кадров для предпринимательских структур, развитие и повышение эффективности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Программой предусматривается развитие информационного обеспечения предприятий научно-технической сферы правовой, финансовой, экономической и иной информацией с использованием Интернет-ресурсов.
Для продвижения продукции субъектов малого предпринимательства на региональный и внешний рынок будет оказываться содействие выставочно-ярмарочной деятельности. Для этого также предусматривается создание функциональных систем поиска партнеров для малых предприятий, информации о новых товарах и услугах, предоставление дополнительных возможностей малым предприятиям для заключения сделок.
В рамках мероприятий по подготовке и переподготовке кадров будет организована система дополнительного профессионального образования для специалистов, работающих в сфере малого предпринимательства.
В результате осуществления региональной программы количество действующих малых предприятий должно превысить 8 тыс. Удельный вес занятых на малых предприятиях, а также индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица, достигнет более 30 % экономически активного населения, или около 100 тыс. человек. Для достижения этих целей необходимо обеспечить среднегодовые темпы прироста количества действующих малых предприятий на уровне 6 % в год, а прирост занятости в малом секторе - на уровне 8,4 % в год.
В итоге вклад малого предпринимательства в ВВП области должен возрасти до 35 - 40 %.
/---------------------------------------------------------\
| |Кол-во |Числен- |Выпуск |2001 г. в |
| |предприя-|ность |товаров |% к 2006 |
| |тий |(чел.) |(услуг) за |году |
| | | |9 мес. 2001| |
| | | |г., млн. | |
| | | |руб. | |
|---------------+---------+--------+-----------+----------|
|Всего по |4888 |55472 |5204,3 |1-18.2 |
|области | | | | |
|---------------+---------+--------+-----------+----------|
|Промышленность |687 |18288 |2507,6 |115,5 |
|---------------+---------+--------+-----------+----------|
|Сельское |1643 |5997 |492,3 |134,6 |
|хозяйство | | | | |
|---------------+---------+--------+-----------+----------|
|Транспорт |85 |3087 |203,2 |107,9 |
|---------------+---------+--------+-----------+----------|
|Связь |16 |235 |11,7 |102,5 |
|---------------+---------+--------+-----------+----------|
|Строительство |495 |11274 |773,8 |125,2 |
|---------------+---------+--------+-----------+----------|
|Торговля и |1398 |10022 |936,7 |105,3 |
|общественное | | | | |
|питание | | | | |
|---------------+---------+--------+-----------+----------|
|Жилищно-комму- |29 |677 |11,9 |128 |
|нальное | | | | |
|хозяйство | | | | |
|---------------+---------+--------+-----------+----------|
|Непроизводстве-|44 |386 |13,9 |75,5 |
|нные виды | | | | |
|бытового | | | | |
|обслуживания | | | | |
|---------------+---------+--------+-----------+----------|
|Здравоохранение|44 |876 |39,7 |144,7 |
|, физическая | | | | |
|культура и | | | | |
|социальное | | | | |
|обеспечение | | | | |
|---------------+---------+--------+-----------+----------|
|Образование, |100 |1004 |54,7 |232,8 |
|культура, наука| | | | |
|---------------+---------+--------+-----------+----------|
|Прочие |347 |3626 |158,8 |153,7 |
\---------------------------------------------------------/
(В таблице не учтены численность и объемы работ, выполненные индивидуальными предпринимателями.)
Л. Федосова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: В соответствии с протоколом Воронежская межтерриториальная коллегия адвокатов переходит на централизованную бухгалтерию и все отчисления по ЕСН производятся в ОФК по месту нахождения головной организации в г. Воронеже.Просим снять с учета по уплате ЕСН структурное подразделение ВМКА (Вопрос-ответ, "Деловой Орел", N 32, август, 2002 г.)
Главный редактор: Александр Макушев
Адрес редакции: 302021, г. Орел, ул. Ленина, 1
Телефоны редакции: (086-2) 43-50-18, (086-2) 43-48-13