Налоговая реформа дошла до малого бизнеса
На прошлой неделе в центре внимания делового сообщества был законопроект Правительства РФ об изменении налогообложения малых предприятий.
Напомним, еще в декабре прошлого года Президент РФ заявил о необходимости государственной поддержки малого бизнеса и одобрил концепцию государственной политики в данной сфере. Однако фактически облегчения налогового бремени для предпринимателей не наступило. Более того, с 1 января к налогу на вмененный доход добавились ЕСН и необходимость платить пенсионные взносы.
К чему приводит такая политика в отношении предпринимательства и об ожидаемых изменениях в ней мы беседуем с заместителем директора областного государственного фонда поддержки малого предпринимательства К. И. Федотовым.
- Константин Иванович, каковы сегодня настроения в предпринимательской среде, чего ждут наши бизнесмены от власти?
- Самое главное - облегчения налогового пресса. Возможно, наша налоговая система скоро станет чуть ли не самой либеральной в мире.
Движение вперед есть. Сокращается количество налогов, снижаются их ставки. Но спросите любого директора фирмы или бухгалтера - услышите: не меньше, чем раньше. В реальности наша фискальная система проще не стала.
Беда в том, что без инструкций МНС кодекс не работает. А они постоянно запаздывают и появляются в таком виде, что гора налоговых отчетов растет и растет. Скажем, с этого года каждое предприятие обязано вести отдельный отчет по налогу на прибыль. Это мировая практика. Но зачем тогда сдавать в инспекцию еще и финансовый баланс? Какой смысл делать двойную работу? В США бухгалтерский учет обязателен только для крупных компаний. А у нас - даже для ларька, где работают три человека.
Что делать предпринимателю, особенно мелкому? Либо терять деньги и время на заполнение всех этих мудрых бумаг, либо уходить в тень, чтобы просто пореже отчитываться перед государством.
В прошлом году сборы подоходного налога увеличились на 50 процентов. Но не меньше половины этого успеха надо записать на счет инфляции, отмены ряда льгот и роста зарплат. На самом деле из тени пока вышло не так уж много доходов.
Еще часто получают деньги из "черной" кассы.
Реформа налогов, взимаемых с фонда оплаты труда, не доведена до конца. До сих пор очень высок единый социальный налог. На бумаге у предприятий и предпринимателей есть право заплатить его по пониженным ставкам. Однако не каждый предприниматель может себе это позволить: надо платить работникам свыше 100 тысяч рублей в год. А у нас большинство населения страны даже половины этой суммы не зарабатывает.
В результате, несмотря на усилия правительства облегчить налоговое бремя, доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП) в последнее время даже увеличивается.
Это говорит о том, что, снизив одни налоги, государство стало активнее "чистить" наши карманы через другие: НДС, налог с продаж и т. д. Ведь все они включены в цену товаров и услуг, которые мы покупаем. Но очевидно: чтобы раз и навсегда покончить с высокими налогами, надо устранить причину, которая их порождает.
Налоговая реформа дошла наконец и до малого бизнеса. Правительство внесло в Госдуму закон, заметно упрощающий систему, по которой россияне, имеющие свое небольшое дело, рассчитываются с казной.
Ведь не на одних же банкиров и директоров заводов опираться в реформировании экономики. Миллионы мелких торговцев, таксистов, работников кафе и разных мастерских - опора куда более надежная.
- Что конкретно изменится в налогообложении малого бизнеса?
1. Новая налоговая система для малого бизнеса - по праву "революционная" и сравнима по значению с введением единого для всех граждан 13-процентного подоходного налога. Вводится упрощенная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей и предприятий, где работают не больше 20 человек и чей годовой доход не превышает 10 миллионов рублей. Они не будут платить НДС, подоходный налог (или налог на прибыль), налог с продаж, налог на имущество. Вместо этого для них будет введен новый упрощенный налог.
2. Этот новый налог планируется ввести в двух вариантах, и предприниматели будут сами выбирать, как им выгоднее воспользоваться.
3. Пo первому варианту уплачивается 20 процентов с дохода, уменьшенного на затраты, понесенные предпринимателем или предприятием (включая сделанные инвестиции).
4. По второму варианту уплачивается предположительно 8 процентов от выручки.
5. Малый бизнес, перешедший на эту упрощенную систему, не будет платить единый социальный налог. Но отчисления в Пенсионный фонд сохраняются на уровне 14 процентов.
6. Для отдельных видов деятельности (оказание бытовых услуг, общественное питание, техобслуживание и мойка автомобилей, торговля горюче-смазочными материалами) сохраняется нынешняя система - единый налог на вмененный доход. Его по-прежнему будут устанавливать региональные власти. Однако, как сегодня, взвинчивать ставки будет нельзя. В федеральном законе решено установить для них потолок - 15 процентов.
Похоже, это решает несколько задач. Во-первых, создается стимул для роста и развития мелкого бизнеса. Во-вторых, есть надежда, что он выйдет из тени, в которую он погружен сейчас едва ли не на 80 процентов. Просматривается аналогия с таможенной политикой государства: там снижаются пошлины, и уже очевидно, что это привело к резкому росту таможенных сборов - импортеры легализуются.
- Можно ли теперь с уверенностью говорить о том, что все проблемы малых предприятий решены?
То, что новая система далась непросто, об этом не принято кричать на каждом углу.
Решающее значение имела воля президента Владимира Путина, хотя ему постоянно говорили, что "такой либерализм разорит казну". Президент "толкал", подбадривал и в конце концов своей речью в Байкальске расставил все точки над i. Ему, конечно, писали письма бизнесмены, жалуясь на высокое налогообложение. Но скажите, сколько таких писем писали и раньше и в какой стране предприниматели не жалуются на высокие налоги?
Тем не менее из Кремля последовал импульс такой силы, что все было сделано в рекордные сроки и именно так, как хотели предприниматели.
Важно понять следующее. Малых предприятий в стране - почти миллион, на них работают 5 миллионов человек, и они дают 10 - 15 процентов ВВП страны.
Однако доходило до смешного. Брали налог на количество окон в магазинах, причем, если они выходили на улицу - налог больше. Перевозчики заматывали выхлопные трубы у машин, потому что налог брали за каждую трубу.
В результате малый бизнес хирел, и налоговики тоже перестали получать то, что могли бы, поскольку плательщики потянулись в тень, другие перемерли.
По новой схеме, которая, как считают, заработает с 1 января 2003 года (хотя хотели ввести уже с 1 июля), ставки налогов устанавливаются на федеральном уровне. В компетенции местных властей осталось одно - принять или "вмененку" для строго очерченного круга видов бизнеса, или упрощенную систему налогообложения.
Не будем лукавить: льготы для малого бизнеса - не навсегда. Сегодня называют срок 8 - 10 лет.
Есть "пограничная" проблема: как быть фирмам с оборотом чуть выше порога? Ее отчасти решили: для предприятий, оборот которых свыше 10 миллионов, но ниже 15, установлены промежуточные правила игры. Фирмы с оборотом от 16 миллионов все равно обижаются и уже озвучили свою обиду через СМИ. Как-никак нарушается равенство условий для всех участников рынка, что нехорошо.
Налицо проблема НДС. Пока в Минэкономразвитии полагают, что субъект малого бизнеса может взять на себя расходы по хотя бы частичному возмещению НДС в добровольном порядке, снизив свою отпускную цену, например, на 10 процентов.
Есть основания полагать, что на этом реформы не закончатся. На очереди - проблема стандартов. 90 процентов товаров подлежит обязательной сертификации, причем по изрядно поседевшим ГОСТам. Это сильно тормозит развитие производства, на малых предприятиях в том числе. Только один факт: с 2003 года россиянин не сможет не только полететь в Европу на отечественных самолетах, но и въехать на колесах: наши шины не выдерживают шумового стандарта, принятого в ЕС. Российские производители подтянули бы шины к мировым требованиям хотя бы по шумам, да стандарт не дает.
Что ж, как говорится, нет у революции конца. В том числе у экономической.
Беседовала Л. Федосова.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: В соответствии с протоколом Воронежская межтерриториальная коллегия адвокатов переходит на централизованную бухгалтерию и все отчисления по ЕСН производятся в ОФК по месту нахождения головной организации в г. Воронеже.Просим снять с учета по уплате ЕСН структурное подразделение ВМКА (Вопрос-ответ, "Деловой Орел", N 32, август, 2002 г.)
Главный редактор: Александр Макушев
Адрес редакции: 302021, г. Орел, ул. Ленина, 1
Телефоны редакции: (086-2) 43-50-18, (086-2) 43-48-13