Налоговый учет: взгляд юриста, человека и гражданина
Как известно, с 2002 года введен специальный учет для целей уплаты налога на прибыль - так называемый "налоговый учет" (ст. 313 НК РФ). Проектом закона о внесении изменений и дополнений в гл. 25, находящимся на рассмотрении в Государственной Думе РФ, предлагается исключить из абз. 1 ст. 313 слова "если статьями настоящей главы предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленного правилами бухгалтерского учета". Предлагается дополнить эту же статью следующими положениями: "В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета. Налогоплательщик также вправе вести самостоятельные регистры налогового учета". Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета". Как мы видим, и в старой, и в новой редакции статьи 313 НК РФ предполагается возможность использования данных бухгалтерского учета.
Федеральный закон "О бухгалтерском учете" определяет бухгалтерский учет как упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Основными задачами бухгалтерского учета являются в первую очередь формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, а также обеспечение информацией, необходимой как внутренним, так и внешним пользователям бухгалтерской отчетности (в том числе налоговым органам) дением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
Достоверность бухгалтерской отчетности и соответствие ведения бухгалтерского учета законодательству подтверждаются официальным документом - аудиторским заключением, выдаваемым в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".
Таким образом, бухгалтерский учет как нормативно урегулированная информационная система предоставляет достаточно возможностей для осуществления налогового контроля. Это обстоятельство учтено при решении общих вопросов исполнения обязанности по уплате налогов: в соответствии со статьей 54 Кодекса налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
На протяжении девяти лет - с 1992 по 2001 г. - для целей налогообложения прибыли использовались данные бухгалтерского учета и применялась система корректировок бухгалтерских показателей, которая не приводила к лишним трудозатратам, а также не вызывала неясностей у налогоплательщиков и налоговых органов. Для того чтобы отойти от общих подходов, необходимы веские основания.
Даже при максимальном сближении налогового и бухгалтерского учета и использовании принципов бухгалтерского учета для построения налогового учета, даже в случае устранения избыточности налогового учета внедрение в практику налогообложения налогового учета в том виде, в каком он предусмотрен в статьях 313 - 333 Налогового кодекса, связано с материальными расходами организаций, а также с большими затратами труда и здоровья людей.
В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции России). Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции России). Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции России). В Постановлении Конституционного Суда РФ от 16.05.00 г. N 8-П подчеркивается необходимость соблюдения баланса частных и публичных (в данном случае - фискальных) интересов.
Необходимость снижения административных барьеров для предпринимательства подтверждается принятием Федерального закона от 08.08. 01 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Данный закон в силу его п. 3 ст. 1 прямо не применяется к отношениям, ем налогового контроля. Тем не менее данный закон содержит новые положения, направленные на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля. Налоговый контроль является частью государственного финансового контроля.
Можно представить, что получится, если государство в целях контроля каждый раз будет вводить специальный валютный, страховой, пожарный, санитарный, таможенный, антимонопольный и другие виды учета ва ли не худшее толкование смысла жизни за всю историю. Человеческая жизнь - не бизнес".
Для организаций налоговый учет означает лишние издержки, не связанные с повышением производительности. Для малого и среднего бизнеса налоговый учет означает очередное снижение конкурентоспособности по сравнению с крупным бизнесом. И все это в то время, когда официально провозглашена политика поддержки отечественного товаропроизводителя, малого и среднего бизнеса!
Цель налогового учета очевидна - облегчить налоговый контроль. ция уникальна, и уже поэтому введение налогового учета не приведет к серьезному повышению эффективности и качества их положения либо повторяют общие положения двадцать пятой главы, либо дублируют принципы бухгалтерского учета, либо содержат внутренне противоречивые нормы. логовый учет означает повышение общественных издержек лишь для того, чтобы перераспределить валовой (совокупный) общественный продукт. Готово ли общество платить такую плату за то, что законодатель не посчитал нужным или не смог тщательнее продумать систему определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций?
Положения Налогового кодекса о налоговом учете должны быть рассмотрены на предмет соответствия Конституции России, ее статьям 8, 35 и 55. В ходе рассмотрения дела в Конституционном Суде налогоплательщикам, возможно, удастся узнать, чем же обоснованно введение в России системы налогового учета, аналогичной которой нет нигде в мире.
Всех давно волнует и такой вопрос. Важнейшими объектами налогу на прибыль организаций признается прибыль, которая определяется как разница между ованы данные бухгалтерского учета, предназначенного для формирования полной и достоверной информации? В отдельных случаях государство ограничивает принятие некоторых расходов в целях борьбы со ществует только одна прибыль, и именно с этой прибыли всегда платится налог. Если, к примеру, налогоплательщик получил доход на 100 рублей и произвел расходы на 60 рублей, но для целей налогообложения в качестве расходов были учтены лишь 20 рублей, то фактическая ставка налога на прибыль составляет не номинальные 24%, а 48%!
Если существующий на сегодняшний день бухгалтерский учет не позволяет адекватно отражать экономическую ситуацию в организации, то он должен быть реформирован, и в этом заинтересованы не только контролирующие органы, но и другие пользователи бухгалтерской отчетности: руководители, учредители, участники и собственники имущества, организации, инвесторы, кредиторы и т.д. Однако введение налогового учета В. Зарипов,
главный специалист ОАО "Объединенные Консультанты ФДП".
г. Москва.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: В 2001 году нами был получен банковский кредит на покупку товара. Проценты за кредит в целях бухгалтерского учета в соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н, (Вопрос-ответ, "Деловой Орел", N 38, октябрь 2002 г.)
Учредители: УМНС РФ по Орловской области, ОГУП "Редакция "Просторы России"
Главный редактор: Александр Макушев
Адрес редакции: 302021, г. Орел, ул. Ленина, 1
Телефоны редакции: (486-2) 43-50-18, (486-2) 43-48-13