Впереди - более трудный налоговый период
В первом полугодии 2002 года в нашей области был продолжен курс на развитие экономических реформ во всех отраслях и сферах хозяйственной деятельности.
На развитие экономики и социальной сферы Орловской области за январь - июнь 2002 года направлено 2,8 млрд. рублей инвестиций, что в сопоставимых ценах на 27 % больше, чем в соответствующем периоде прошлого года.
Вместе с тем пока не преодолен спад промышленного производства. Недостаток оборотных средств, рост тарифов на электроэнергию в промышленности на 28 % привели к тому, что индекс выпуска продукции снизился до 88 %. Из-за снижения объемов производства потери бюджета составили около 60 млн. рублей, в том числе по городу Орлу - около 50 млн. рублей.
Несмотря на сложную ситуацию в отдельных секторах и направлениях экономики, в собираемости налогов удалось сохранить положительную динамику. Этому способствует в определенной степени стабильность социальной ситуации в области и создание оптимальных условий для уплаты налогов.
За 6 месяцев 2002 года на территории области собрано 5 млрд. рублей налогов и других обязательных платежей, что на 16,1 % больше соответствующего периода прошлого года. Из общего объема собранных налогов в бюджеты городов и районов направлено 2 млрд. рублей, или 40%. В итоге задание по собираемости налогов в территориальный бюджет выполнено на 128,5 %. Дополнительно к заданию получено 446,2 млн. рублей денежных средств.
Все города и районы области, за исключением Колпнянского, Корсаковского, Краснозоренского, увеличили поступления налогов в консолидированный бюджет по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наиболее высокие темпы поступлений налогов сложились в Северном районе города Орла, в Верховском, Новодеревеньковском (межрайонная инспекция N 1), Малоархангельском (межрайонная инспекция N 3), Хотынецком, Шаблыкинском (МРИ N 5), Должанском (МРИ N 6), Мценском (МРИ N 9) районах. Рост платежей в консолидированный бюджет в этих районах превысил среднеобластные показатели и составил свыше 150 процентов.
Благодаря росту поступлений задание по собираемости налогов в консолидированный бюджет выполнено на 104,5 %.
По итогам полугодия сохранилась положительная динамика по большинству основных видов налогов.
В структуре доходов консолидированного бюджета более 40 процентов приходится на платежи налога на добавленную стоимость. На выполнение показателей федерального бюджета эти платежи оказывают наиболее значительное влияние. Вместе с тем, поступления НДС значительно уменьшаются на суммы налога, предъявляемые к вычету. Поэтому налоговики тщательно проверяют заявленный к возмещению НДС по декларациям налогоплательщиков. По оперативной информации, полученной от инспекций за I квартал 2002 года, наиболее значительное увеличение налоговых вычетов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года отмечается в Заводском, Советском районах города Орла, в городе Мценске.
Помимо внутренних налоговых вычетов, снижает поступления и возмещение НДС по операциям от экспорта. Несмотря на усиление контроля за экспортными операциями, объемы возмещения все еще значительны. За 6 месяцев 2002 года возмещено НДС по операциям от экспорта 244,9 млн. рублей - 12 % от поступившего в федеральный бюджет НДС.
Платежи налога на прибыль за 6 месяцев 2002 года составили 1,6 млрд. рублей, или 31,2 % в общих поступлениях, и снизились по сравнению с тем же периодом прошлого года (их доля была 37,9 %). В среднем по России удельный вес налога на прибыль в общих поступлениях составляет 19,8 % (за первый квартал). Есть, конечно, и объективные причины - это и снижение ставки налога, и сокращение объемов производства в ряде отраслей экономики, но имеются и недостатки в работе инспекций.
Налоговые инспекции должны будут при приеме деклараций по налогу на прибыль за II квартал обязательно проследить отражение налогоплательщиками в этих декларациях сумм по так называемой налоговой базе - "прибыли переходного периода", которая ранее не учитывалась при формировании налоговой базы, а теперь подлежит налогообложению в соответствии со ст. 10 Федерального закона N 110-ФЗ.
По налогу на доходы физических лиц рост поступлений составил 128,4 %. Анализ динамики поступлений данного вида налога свидетельствует о снижении темпов. Если за 2001 год по сравнению с 2000 годом платежи данного вида налога увеличились в 1,7 раза, то в первом квартале текущего года собираемость увеличилась в 1,4 раза, а по итогам полугодия рост поступлений составил 128,4 %, при этом в г. Мценске - 104%. И это при том, что фонд оплаты труда увеличился в среднем по области в 1,4 раза. Такие показатели - тревожный сигнал для налоговиков.
Поступления платежей в бюджет от физических и юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, за I полугодие 2002 года составили 103,1 млн. рублей, из них 84,7 млн. рублей (82%) - это платежи единого налога на вмененный доход, рост которых составил 194,2 % по сравнению с первым полугодием прошлого года.
Под постоянным контролем налоговых органов находятся исчисления и уплата акцизов от реализации алкогольной продукции. В итоге проведенной работы, а также благодаря увеличению объемов произведенной продукции и повышению эффективности использования мощностей удается сохранить позитивные результаты в поступлении акцизов. За январь - июнь 2002 года поступило акцизов от реализованной алкогольной продукции 265,6 млн. рублей, что в 1,2 раза превысило их объем за соответствующий период прошлого года.
Возросло производство спирта на 19 % (за счет ООО "Этанол" и СВК "Орловская крепость"), водочных изделий на 14 % (за счет СВК "Орловская крепость"). Однако производство вина сократилось на 41 %.
Налоговые поступления (по сравнению с прошлым годом) увеличили ОАО "Этанол" - на 21 % и ООО "Агротраст" - на 85 %. Ежеквартально увеличиваются поступления акцизов по акцизным складам, но их доля в общей сумме акцизов составляет всего 2,9 %.
Резервом для увеличения поступлений акцизов является сокращение задолженности перед бюджетом, которая на 1 июля 2002 года составляет 46,2 млн. рублей.
Стабильно выполняется задание по единому социальному налогу. За 6 месяцев текущего года его поступления составили более 1,5 млрд. рублей, что в 1,3 раза выше соответствующего периода прошлого года.
Своевременная работа с налогоплательщиками и внебюджетными фондами по всем вопросам ЕСН позволила обеспечить выполнение полугодового плана на 108% (без учета расходов ФСС за II квартал).
Изменения законодательной базы (главы 24 в редакции ФЗ-167 от 15.12.01г. и ФЗ - 57 от 29.05.02 г.) с 01.01.02 г. усложнили методологию ЕСН и его контроля.
Однако наряду с положительной практикой работы по ЕСН, существуют проблемные вопросы, требующие незамедлительного разрешения:
- недоимка и ее рост;
- организация контрольной работы и ее эффективность;
- эффективность работы при изменении технологичности законодательной базы.
Проводимые руководством области реформы в большинстве отраслей экономики области в сочетании с благоприятным налоговым климатом способствовали расширению потенциала. это положительно повлияло на повышение собираемости налогов в первую очередь в промышленном комплексе, которому традиционно принадлежит ведущее место в отраслевой структуре налоговых доходов. В общих поступлениях за I полугодие 2002 года (без учета инвесторов) это составило 42%. По итогам первого полугодия налогоплательщиками промышленного комплекса области внесено в бюджет всех уровней 911 млн. рублей, что в 1,2 раза превысило платежи января - июня 2001 года.
Более 70 процентов налоговых поступлений от промышленности сформировано за счет трех отраслей: электроэнергетики, машиностроения, предприятий пищевой отрасли.
Рост платежей в консолидированный бюджет области сложился в электроэнергетике - 103,6 % за 6 месяцев 2002 года по сравнению с тем же периодом прошлого года. В цветной металлургии поступления налогов увеличились в 2,7 раза, химической и нефтехимической отрасли - в 1,7 раза, машиностроении - в 1,2 раза, лесной и деревообрабатывающей промышленности - в 1,5 раза, легкой - в 1,1 раза, пищевой - в 1,3 раза.
Итоги поступлений налогов в бюджет по другим отраслям экономики характеризуются позитивными результатами: в транспорте рост поступлений налогов за I полугодие составил 189,6 %, в связи - 133,3 % по сравнению с тем же периодом 2001 года.
Установлен жесткий контроль за исполнением условий реструктуризации, проводится индивидуальная работа с каждым налогоплательщиком. Применяется процедура банкротства в отношении всех отсутствующих должников, организаций, представляющих нулевую отчетность и утративших право на реструктуризацию и не уплачивающих налоговые платежи и платежи во внебюджетные фонды
За I полугодие 2002 г. налоговыми органами области приняты меры по повышению эффективности налогового контроля и, в частности, повышению результативности выездных налоговых проверок. Так, по предварительным данным, дополнительно начислено платежей в бюджет 218,2 млн. руб. (104% к уровню I полугодия 2001 г.), в том числе по выездным налоговым проверкам 84,6 млн. руб., или на 11,5% выше аналогичного периода прошлого года. Усилена работа по взысканию дополнительно начисленных платежей в бюджет. Общая сумма поступлений составила свыше 30 млн. руб., средний процент взыскания по области - 35,6%, что выше аналогичного показателя прошлого года на 4%, а против первого квартала т. г. он вырос в 2,4 раза. Возросла эффективность налоговых проверок, сумма доначислений на одну проверку в текущем году составила 34 тыс. руб. и увеличилась в 5 раз против первого полугодия 2001 года.
По применению главы 25 НК по налогу на прибыль проводится определенная разъяснительная работа. Однако, несмотря на это, не все налогоплательщики правильно выполняют положения главы 25 НК по вопросу уплаты сумм авансовых платежей по налогу на прибыль в I и II кварталах 2002 года. Некоторые предприятия вообще не представили деклараций или представили, занизив сумму налога. Инспекциями самостоятельно доначислены авансовые платежи в бюджет.
По предприятиям, заявившим льготы, инспекциями были проведены углубленные камеральные проверки, по которым доначислены налоги и штрафы по необоснованным льготам.
В целях легализации налично-денежного оборота, предотвращения сокрытия прибыли от налогообложения и обеспечения поступлений в доход бюджетов всех уровней налоговыми органами осуществляются мероприятия по обязательному применению контрольно-кассовых машин в соответствии с действующим законодательством. За 6 мес. 2002 г. налоговыми органами проведено 1140 проверок соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовых машин.
В результате проведенных мероприятий в налоговых органах за 6 мес. текущего года налогоплательщиками зарегистрировано 390 ККМ.
Однако налоговые инспекции уделяют недостаточное внимание данным вопросам. Так, при проведении оперативных рейдов Управлением МНС России по Орловской области с привлечением налоговых инспекций г. Орла и правоохранительных органов установлены нарушения законодательства по применению ККМ, составлено 27 актов проверок.
В I полугодии 2002 года Управлением МНС РФ по Орловской области продолжалась работа по совершенствованию Закона о едином налоге на вмененный доход. За данный период было внесено 3 предложения о внесении изменений в законодательство о едином налоге. Так, для предприятий потребительской кооперации был снижен льготный коэффициент с 0,7 до 0,35. С 1 апреля текущего года были переведены на уплату единого налога аптеки, аптечные киоски и аптечные пункты, а также разрабатывались предложения о целесообразности перевода АЗС на уплату единого налога на вмененный доход.
В июне была проведена большая работа по подготовке к осуществлению функций государственной регистрации юридических лиц.
В третьем квартале необходимо продолжить работу по инициированию процедуры ликвидации организаций, состоящих на учете с нарушением законодательства. За отчетный период проинициировано банкротство 160 организаций. На 357 организаций поданы в суд иски на ликвидацию. По 227 из них уже принято решение суда. За последнее время налоговые органы обратились в Регистрационное управление Орловской области с инициативой аннулировать более 4000 свидетельств о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя за нарушение налогового законодательства. Более 700 из них уже аннулированы.
Подведены основные итоги прошедшего полугодия, впереди - более сложный во всех отношениях налоговый период. Несмотря на положительную динамику в целом, в условиях действия нового законодательства обозначен ряд проблем высокого уровня сложности, учитывая к тому же напряженное задание по поступлению налогов в бюджеты всех уровней и особенно в федеральный.
В. Рыжов,
руководитель УМНС России по Орловской области
"Деловой Орел", N 30, август 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: В 2001 году нами был получен банковский кредит на покупку товара. Проценты за кредит в целях бухгалтерского учета в соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н, (Вопрос-ответ, "Деловой Орел", N 38, октябрь 2002 г.)
Учредители: УМНС РФ по Орловской области, ОГУП "Редакция "Просторы России"
Главный редактор: Александр Макушев
Адрес редакции: 302021, г. Орел, ул. Ленина, 1
Телефоны редакции: (486-2) 43-50-18, (486-2) 43-48-13