У каждого кодекса - своя сфера
С 1 июля этого года вступает в силу Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП). В главе 14 этого нормативного акта определен состав правонарушений в области предпринимательской деятельности. В частности, административная ответственность предусмотрена за:
осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица;
продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил;
продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин;
нарушение порядка ценообразования, обман потребителей и т.д.
Всего в новом Кодексе предусмотрено 25 правонарушений в области предпринимательской деятельности, в случае совершения которых виновное лицо должно быть привлечено к административной ответственности. Следует подчеркнуть, что КоАП установил достаточно высокие размеры штрафов. Так, например, за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на юридических лиц будет налагаться штраф от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда (40 - 50 тысяч рублей). Одновременно и руководитель предприятия должен быть оштрафован в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Этиловый спирт и спиртосодержащая продукция при этом конфискуются.
Другой пример - обман потребителей. Под ним понимается неправильный обмер, обвес, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги). Указанные действия влекут наложение административного штрафа на юридических лиц Ч от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
В последнее время ведется дискуссия о соотношении административной и финансовой ответственности за правонарушения, имеющие схожие составы, но содержащиеся сразу в двух нормативных актах - Налоговом и Административном кодексах. В частности, возникает вопрос: не противоречит ли это законодательству, которое запрещает дважды применять меры ответственности за одно и то же нарушение? Попробуем разобраться.
Начнем с Налогового кодекса, который хорошо известен, так как действует давно. В нем четко прописано, за какие нарушения в уплате и исчислении налогов и насколько могут оштрафовать провинившихся. Многие предприятия успели не раз заплатить, скажем, за неправильный учет доходов и расходов и за занижение налогооблагаемой прибыли. Статья 120 Налогового кодекса позволяет штрафовать за это на сумму от 5 до 15 тыс. рублей. В этих же пределах НК РФ установил штрафы и за другие нарушения - например, за то, что организация не встала вовремя на налоговый учет (ст. 116-117) либо не сообщила об открытии счета в банке (ст. 118) А за просрочку подачи налоговой декларации штраф может быть весьма внушительным - в размере 5 процентов от суммы налога, указанной в декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления (ст. 119).
Новый кодекс об административных правонарушениях в главе 15 также предусматривает штрафы за эти нарушения. Правда, есть одна существенная деталь. КоАП предписывает штрафовать главным образом должностных лиц предприятия - директора и его заместителей, главного бухгалтера и его заместителей. А Налоговый кодекс - юридических лиц, то есть организации. Причем все статьи НК РФ, предусматривающие наказания для физических лиц, с вступлением в силу КоАП прекращают свое действие на основании закона РФ от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Таким образом, говорить о двойном применении наказания не приходится. Наказание одно, просто применяется к разным лицам.
Также следует сказать, что дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц. Кроме того, при рассмотрении дела обязательно должно присутствовать и само лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Оно вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника и т.д. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как и ранее, о совершении административного правонарушения составляется протокол. В нем указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, а также иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Административным кодексом, о чем делается запись в протоколе. При этом указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Следует подчеркнуть, что подписание протокола не означает согласия с ним. Просто данный факт подтверждает то, что вы ознакомились с протоколом. В случае отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении должно быть вынесено одно из следующих постановлений:
1) о назначении административного наказания;
2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
При этом, если правонарушитель не согласен с постановлением, то он вправе его обжаловать. Срок и порядок обжалования указаны в самом постановлении.
В. Панкратов,
начальник юридического отдела УМНС России по Орловской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: В 2001 году нами был получен банковский кредит на покупку товара. Проценты за кредит в целях бухгалтерского учета в соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н, (Вопрос-ответ, "Деловой Орел", N 38, октябрь 2002 г.)
Учредители: УМНС РФ по Орловской области, ОГУП "Редакция "Просторы России"
Главный редактор: Александр Макушев
Адрес редакции: 302021, г. Орел, ул. Ленина, 1
Телефоны редакции: (486-2) 43-50-18, (486-2) 43-48-13