Налогообложение в России: проблемы, перспективы
В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства, которые аккумулируются в бюджете для финансового обеспечения деятельности государства.
Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов.
Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги, и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.
Начавшийся в 90-х годах процесс либерализации экономической жизни на просторах бывшего СССР привел к появлению в России тысяч независимых предприятий и предпринимателей, десятков коммерческих банков и страховых компаний, а также к формированию рынка ценных бумаг и активизации внешней торговли. Это потребовало скорейшего принятия соответствующих законодательных актов, направленных на обеспечение цивилизованного сбора налогов с учетом всего многообразия новых хозяйственных форм и отношений. В связи с этим особенно актуальным стало создание налоговой системы, соответствующей изменившимся экономическим условиям.
За годы функционирования налоговой системы было внесено значительное количество изменений в налоговое законодательство с целью его приведения в соответствие с протекающими в жизни общества процессами.
К сожалению, приходится констатировать, что для налогоплательщиков частые изменения в законодательстве всегда связаны с ростом ошибок как при заполнении форм налоговой отчетности (расчеты по авансовым платежам и декларации), так и платежных документов на уплату новых налогов, сборов, взносов.
Кардинальные изменения действующего налогового законодательства произошли в 1998 - 2001 годах в связи с принятием части I и II Налогового кодекса, которое существенно усовершенствовало систему налогообложения.
Вместо 150 действующих ранее сборов и иных платежей Налоговый кодекс устанавливает 28 налогов: 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных.
Множественность налогообложения отрицательно сказалась на состоянии налоговой базы и финансовом положении предприятий. Дело дошло до того, что прибыль предприятий, остающаяся после налогообложения, не обеспечивает не только расширенного, но даже простого воспроизводства. В последнее время в законодательстве произошли изменения, затрагивающие вопросы налогообложения.
С января 2001 г. при исчислении налога на добавленную стоимость необходимо руководствоваться главой 21 НК РФ. В соответствии со статьей 143 НК РФ плательщиками стали индивидуальные предприниматели, что позволит предприятиям и организациям совершать сделки без потерь, которые возникали из-за невозможности зачета.
Впервые в законодательном порядке устанавливается возможность освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика в зависимости от размера налоговой базы.
С 1 января 2002 г. вступила в действие глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, которая внесла кардинальные изменения в порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций. Изменился состав расходов, учитываемых для целей налогообложения, введено понятие амортизационного имущества, изменился порядок формирования налоговой базы, появилось новое понятие "налоговый учет". Налоговый учет для целей исчисления налога на прибыль ведется независимо от бухгалтерского учета на основании данных первичных учетных документов. Почти полностью отменены льготы. Ставка налога на прибыль снижена до 24 %. Просто снижение ставки налога не может служить стимулом для налогоплательщиков. Льготы являются самым мощным регулятором. Будем надеяться, что через некоторое время льготы по налогу на прибыль будут вновь введены. Утешает еще тот факт, что сейчас применение льгот ограничено сферой материального производства, Налоговый кодекс же дает больше возможностей для инвестирования в другие сферы и позволяет широко использовать ускоренную амортизацию.
Организации получили право на законном основании, учитывая рост инфляции, списывать материально-производственные запасы на затраты производства в оценке последних поступлений, что не предусматривалось ранее. При этом предприятиям дается значительно больше прав списывать в расходы свои материальные издержки, связанные с ведением бизнеса. Это, несомненно, позволит значительно стимулировать обновление основных фондов. На сегодня 50 - 60% оборудования на отечественных предприятиях (а в ряде отраслей и того больше) безнадежно устарело и его надо немедленно менять.
Также появилась возможность переносить убытки: уменьшать налоговую базу на сумму убытка (или ее часть), полученную в предыдущем налоговом периоде, и погашать ее 10 лет.
В главу 25 НК входят 88 статей. В 60 из них предлагается внести изменения и дополнения и ввести в текст 4 новых статьи. В тексте главы 25 НК РФ содержится значительное количество технических неточностей и неясностей, допускающих двойственное толкование некоторых положений. Также нет адекватного комментария по созданию системы налогового учета. Это неизменно приведет к многочисленным столкновениям налогоплательщиков с налоговыми органами, потому что каждый по-своему будет понимать заложенные в главе нормы.
Очень много нареканий вызывает единый социальный налог. Федеральными законами N 198-ФЗ и N 167-ФЗ фактически установлен новый порядок начисления и уплаты единого социального налога в части, перечисляемой в федеральный бюджет на выплату базовой пенсии и страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей пенсии.
Главная проблема - это противоречивость принятых законов по многим нормам и положениям, которая прослеживается практически по каждой статье.
Наиболее существенные из них заключаются в следующем:
1. Различная база для исчисления единого социального налога и страховых взносов, отличающаяся на сумму предоставляемых льгот.
2. Противоречивый механизм уплаты единого социального налога и страховых взносов организациями, в состав которых входят обособленные подразделения.
3. Не определен размер фиксированного платежа по страховым взносам для индивидуальных предпринимателей и адвокатов.
4. Нарушен единый механизм контроля за уплатой страховых взносов налоговыми органами, поскольку взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда в судебном порядке.
Урегулирование основных проблемных вопросов возможно в законодательном порядке путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон N 167-ФЗ и главу 24 Кодекса.
Согласно статье 28 Федерального закона N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда России в виде фиксированного платежа, утверждаемого Правительством Российской Федерации. Причем, минимальный размер фиксированного платежа устанавливается Кодексом.
Однако Федеральным законом N 198-ФЗ он не установлен и отсутствует в главе 24 Кодекса.
К сожалению, на сегодняшний день не ясно: будет ли фиксированный платеж налоговым вычетом или налоговое бремя для индивидуальных предпринимателей возрастет на сумму фиксированного платежа (максимально - на 3600 рублей).
В Госдуме рассматривается вопрос о раздельном исчислении единого социального налога и страховых взносов. Для налоговых органов этот вариант был бы более предпочтительным.
Но несмотря на проблемы, перспективы есть, потому что все движется вперед, создаются и применяются новые правила.
Одним из наиболее эффективных направлений экономического роста России на ближайшую перспективу является стимулирование развития малого бизнеса.
В наше время предприятия малого бизнеса призваны стать не только основной базой формирования рациональной структуры местного хозяйствования с учетом особенностей развития региона, но и обеспечить наполняемость местных бюджетов.
В целях совершенствования налогообложения малого предпринимательства, его вывода на новые потенциально заложенные в нем возможности за последние годы на законодательном уровне приняты важные документы - Федеральный закон от 29.12.1995 г. N 222 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 31.07.1998 г. N 148-ФЗ.
Также в настоящее время МНС РФ разрабатывает проект главы НК "Специальные налоговые режимы", посвященной налогообложению субъектов малого предпринимательства.
Планируется отменить все льготы по налогообложению, но для предприятий, начинающих свою деятельность, предусмотрено пониженное налоговое бремя, которое будет расти с развитием бизнеса.
Проблема налогообложения малого бизнеса актуальна. Выступая по телевидению, В. В. Путин заметил: "Необходимо найти золотую середину в налогообложении малого бизнеса. Так как снизить налоги дело не хитрое, необходимо создать такие условия, чтобы и бизнес развивался, и не снизились поступления в бюджет".
На современном этапе экономического развития Российской Федерации особо актуальной является проблема своевременного пополнения государственного бюджета, его сбалансированности по доходам и расходам, обеспечения финансирования федеральных и региональных потребностей. Поэтому обеспечение роста налоговых поступлений и повышение уровня собираемости налоговых платежей стало приоритетной задачей.
Решение этой важной задачи усиливает государственную значимость деятельности налоговых органов и требует создания качественно новой системы сбора налогов. Совершенствование налоговой системы должно идти не только в направлении разработки рациональных мер государственного регулирования всей системы налогообложения, включая контрольные функции, но и в плане повышения достоверности оценки налоговой базы субъектов Российской Федерации, являющейся основой при установлении реальных бюджетных заданий регионам.
Безусловно, большую роль в росте налоговых поступлений играет повышение эффективности работы налоговых органов по всем направлениям, включающим законодательную, методологическую и прогнозно-аналитическую деятельность, а также улучшение налогового администрирования.
В условиях проводимой политики по снижению налоговой нагрузки на реальных товаропроизводителей и ее переносу на потребительский сектор и соответствующего расширения на этой основе налоговой базы посредством реализации регулирующей и стимулирующей функций, налоговая система призвана обеспечивать сбалансированность федеральных, региональных, местных и частных интересов, создавать основу для структурных изменений в экономике и ее подъема, активизации инвестиционной деятельности.
Принятие Налогового кодекса позволило систематизировать действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения. Налоговый кодекс приводит налоговую систему в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную, устраняет также недостатки существующей налоговой системы - отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов и отсутствие достаточных гарантий для участников налоговых отношений.
Либерализация малого бизнеса и заметное усиление защищенности налогоплательщиков будут способствовать улучшению инвестиционного климата и возврату в легальную сферу капиталов, выведенных из-под налогообложения.
С целью совершенствования налогообложения необходимо шире использовать сравнительный анализ налоговых систем зарубежных государств, который позволит выявить сильные и слабые стороны налогообложения.
Введенные I и II части Налогового кодекса скорректировали налогообложение, однако насколько оно правильно - покажет время. То, что Кодекс нуждается в доработке, говорит тот факт, что во II часть Налогового кодекса вместе с его вводом одновременно вносились изменения и продолжают вноситься.
Таким образом, реформирование налогообложения происходит недостаточно взвешенно. Конечно, никому еще не удавалось создать непогрешимый закон, иначе не было бы судебной практики. Так что будем ждать очередных разъяснений, указаний, изменений и дополнений.
Меры по совершенствованию налогообложения прежде всего должны быть направлены на устранение несоответствий и противоречий в налогообложении, создании для законопослушных налогоплательщиков комфортных условий для уплаты налогов, в общей либерализации и переводе в цивилизованные рамки действующего налогового законодательства.
А. Афонина,
старший госналогинспектор отдела налогообложения юридических лиц.
г. Ливны.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: В 2001 году нами был получен банковский кредит на покупку товара. Проценты за кредит в целях бухгалтерского учета в соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н, (Вопрос-ответ, "Деловой Орел", N 38, октябрь 2002 г.)
Учредители: УМНС РФ по Орловской области, ОГУП "Редакция "Просторы России"
Главный редактор: Александр Макушев
Адрес редакции: 302021, г. Орел, ул. Ленина, 1
Телефоны редакции: (486-2) 43-50-18, (486-2) 43-48-13