Контроль за применением ККМ ужесточился
За неприменение контрольно-кассовых машин предпринимателей штрафовали и раньше, но с принятием Кодекса об административных правонарушениях контроль ужесточился. Каким он стал? Об этом говорится в письме МНС РФ от 14 августа 2002 г. N С-6-06/1243@ "Oб отдельных вопросах применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении контроля за исполнением Закона Российской Федерации от 8.06.93 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". Прокомментировать его мы попросили главного госналогинспектора отдела оперативного контроля и применения ККМ УМНС России по Орловской области Галину Павловну Мурко:
- Статья 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность при продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин. На основании статьи 23.5 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.5 КоАП РФ, в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения контрольно-кассовых машин рассматривают налоговые органы. А вот что касается штрафов за невывешенные ценники, то, как пояснила Г. П. Мурко, это функция Госторгинспекции.
Денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации, в соответствии со статьей 1 Закона РФ N 5215-1 от 18 июня 1993 года "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", производятся всеми предприятиями, в том числе и предприятиями без образования юридического лица (индивидуальными предпринимателями) с обязательным применением контрольно-кассовых машин. В соответствии со статьей 3 Закона требования к контрольно-кассовым машинам, включая порядок и условия их применения и регистрации, определяются Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 745 от 30 июля 1993 года (с изменениями и дополнениями).
На основании статьи 4 Закона, а также пункта 1 и подпункта "е" пункта 7 Положения при осуществлении денежных расчетов с населением допускается применение только зарегистрированных в налоговых органах контрольно-кассовых машин.
Таким образом, применение незарегистрированных в налоговых органах контрольно-кассовых машин является нарушением требований закона и рассматривается как осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины и влечет за собой применение к нарушителям штрафных санкций. А в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ это суммы весьма ощутимые: 15-20 МРОТ на физическое лицо, 30-40 - на должностных лиц и от 300 до 400 МРОТ - на юридическое лицо.
- За что еще могут оштрафовать?
- За то, что на ККМ отсутствует либо повреждена пломба центра технического обслуживания, нет маркировки предприятия-изготовителя.
Можно использовать только исправные контрольно-кассовые машины с долговременным хранением информации в фискальной (контрольной) памяти. Если чьи-то шаловливые ручонки заменили "чип" или "откорректировали" фискальную память, за это также оштрафуют по полной программе. Применение контрольно-кассовых машин с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти приравнивается к неприменению контрольно-кассовых машин и, следовательно, является основанием для привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.
Предприятия и индивидуальные предприниматели, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин (перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации N 745 от 30 июля 1993 года с последующими изменениями и дополнениями) обязаны выдавать клиентам документы строгой отчетности, приравниваемые к чекам, по формам, утвержденным Минфином России. Тех, кто этого не делает, привлекают к ответственности за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.
Все это подтверждается постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 4 августа 1999 года "О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
- Кто может проверить и оштрафовать?
- Проверку правильности выдачи чеков прежде всего осуществляют налоговые органы.
Вместе с тем в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.5 КоАП РФ, вправе составлять органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей - Госторгинспекция, должностные лица органов внутренних дел и налоговой полиции. На основании статьи 23.49 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.5 КоАП РФ, рассматривают органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей.
Итак, выявленные налоговыми органами правонарушения, предусмотренные статьей 14.5 КоАП РФ, должны быть зафиксированы в акте проверки, который затем должен быть направлен в орган, полномочный составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном вышеназванной статьей КоАП РФ.
Еще один момент: Галина Павловна Мурко попросила напомнить предпринимателям, что они во время работы должны обязательно применять кассовый аппарат и выдавать вместе с товаром чек покупателю. Штраф за нарушение не маленький - от 40 до 50 МРОТ на руководителя, на юридическое лицо - 400-500 МРОТ.
Беседовал В. Некрасов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: В 2001 году нами был получен банковский кредит на покупку товара. Проценты за кредит в целях бухгалтерского учета в соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н, (Вопрос-ответ, "Деловой Орел", N 38, октябрь 2002 г.)
Учредители: УМНС РФ по Орловской области, ОГУП "Редакция "Просторы России"
Главный редактор: Александр Макушев
Адрес редакции: 302021, г. Орел, ул. Ленина, 1
Телефоны редакции: (486-2) 43-50-18, (486-2) 43-48-13