Вопросы заполнения платежных документов юридическими и физическими лицами
при уплате налогов и сборов
В целях обеспечения своевременного и правильного зачисления доходов, поступающих от уплаты налогов и сборов в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, перед МНС России, Минфином России и Банком России была поставлена задача разработать такой механизм прохождения платежных документов налогоплательщиков, который предполагал бы наименьшие сроки нахождения денежных средств в пути, т.е. от налогоплательщика до соответствующего бюджетного счета, а также наименьшее количество ошибок при зачислении причитающихся доходов в соответствующий бюджет.
Для реализации поставленной задачи прежде всего необходимо было отказаться от ручной обработки платежных документов, т.е. внедрить на всех этапах прохождения денежных средств электронную версию платежного документа, подтверждающего факт уплаты налога или сбора.
Кроме того, для обеспечения автоматизированной обработки информации, содержащейся в электронном платежном документе, следовало установить единый порядок для заполнения всех реквизитов платежного документа, поскольку машина - не человек и способна считывать только кодовые значения, указанные строго в соответствии с заданными правилами.
В целях установления единого порядка заполнения налогоплательщиками платежных документов, электронную версию которых возможно обрабатывать в автоматизированном режиме как в органах федерального казначейства, так и в налоговых органах, МНС России, ГТК России и Минфином России разработаны и согласованы с Банком России Правила указания информации в полях "Плательщик", "Получатель" и "Назначение платежа" расчетных документов, утвержденные совместным приказом от 01.10.2001 N БГ-3-10/373/961/80н.
При установлении единых правил заполнения поля платежного поручения "Назначение платежа" преследовались следующие цели:
- обеспечение своевременного поступления денежных средств по принадлежности в соответствующий бюджет, то есть правильное формирование доходов бюджетов;
- правильное отражение в учете налоговых органов исполненной обязанности по уплате соответствующих налогов (сборов), т.е. соблюдение интересов самих налогоплательщиков.
Налогоплательщик - юридическое лицо при заполнении платежных документов прежде всего должен руководствоваться Правилами, утвержденными вышеназванным приказом.
В соответствии с указаниями МНС России налоговыми органами проведена огромная работа по обучению налогоплательщиков - юридических лиц правильному заполнению платежных документов. Помимо доведения до налогоплательщиков текста Правил заполнения платежных документов, всем налоговым органам поручено провести разъяснительную работу с налогоплательщиками, вывесить образцы правильно заполненных платежных документов, осветить важность проблемы в печати, использовать для размещения указаний по порядку заполнения платежных документов все возможные средства, включая СМИ и Интернет.
Каждому налогоплательщику направлены специальные памятки, в которых указаны все необходимые кодовые значения реквизитов, обеспечивающие правильность зачисления платежа.
Кроме того, МНС России разработан программный продукт по автоматизированному заполнению платежных документов налогоплательщиками - юридическими лицами, который размещен на сайте налоговых органов и является общедоступным и бесплатным для налогоплательщиков.
Но самое главное - это то, что налогоплательщик должен четко знать, что он хочет уплатить - налог, пени, штраф, сумму задолженности по графику реструктуризации, сумму задолженности по акту налоговой проверки и т.д. Для этого он должен знать налоговое законодательство и вести учет своих обязательств по расчетам с бюджетом. Его обязанность налогоплательщика, установленная Налоговым кодексом.
Что касается физических лиц, то, понимая труднодостижимость цели обучения физических лиц правильному заполнению платежных документов, МНС России вменило в обязанность налоговым органам самостоятельно оформлять платежные документы за физических лиц, распечатывать их на бумажном носителе и направлять их по почте каждому налогоплательщику - физическому лицу для предъявления в отделение Сбербанка России.
Но это только начало работы, проводимой МНС России, Минфином России, Банком России и Сбербанком России в части совершенствования системы прохождения платежных документов и внедрения новых технологий по их обработке.
Так, в настоящее время МНС России совместно с Банком России и Минфином России подготовлен проект новой формы платежного документа для юридических лиц на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей. В новом формате платежного документа для заполнения наиболее важных кодовых значений показателей, определяющих вид и назначения платежа, введены специальные зоны, т.е. формализованные поля.
Внедрение нового формата платежного документа потребует внесения изменений и дополнений в нормативные документы Банка России, МНС России и Минфина России, а также доработки программных продуктов всех ведомств по приему и обработке платежных документов. Это очень серьезная задача, реализация которой планируется на 1-2-й кварталы 2003 года.
В целях решения проблем, связанных с платежами физических лиц, которые пока по объективным причинам не могут быть включены в единую систему электронных платежей, МНС России совместно со Сбербанком России в настоящее время решается вопрос по внедрению штрих-кодовой технологии при оформлении платежных документов физических лиц по форме N ПД (налог). В первоочередном порядке штрих-кодовая технология будет внедряться на территории Москвы и Московской области, где зарегистрировано наибольшее количество налогоплательщиков - физических лиц, с последующим распространением полученного опыта на территории других субъектов Российской Федерации. Начало эксперимента планируется на первое полугодие 2003 года. Использование штрих-кодовой технологии также предполагает формирование платежных документов для налогоплательщиков - физических лиц самими налоговыми органами.
Таким образом, работа по внедрению новых технологий в систему обработки платежных документов еще не завершена и будет проводиться МНС России, Минфином России, Банком России и Сбербанком России в течение всего 2003 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: В 2001 году нами был получен банковский кредит на покупку товара. Проценты за кредит в целях бухгалтерского учета в соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н, (Вопрос-ответ, "Деловой Орел", N 38, октябрь 2002 г.)
Учредители: УМНС РФ по Орловской области, ОГУП "Редакция "Просторы России"
Главный редактор: Александр Макушев
Адрес редакции: 302021, г. Орел, ул. Ленина, 1
Телефоны редакции: (486-2) 43-50-18, (486-2) 43-48-13