Предпринимательство - бизнес перспективный, но ему нужна поддержка
Мы не должны недооценивать возможности и стремление частной трудовой и экономической инициативы граждан, которые хотят что-то сделать для улучшения собственного благосостояния и благосостояния своей страны. В Орловской области внимание к развитию малого бизнеса и поддержка предпринимательства ощутимы, но нерешенных проблем в этой сфере, наверное, сегодня остается гораздо больше, чем уже сглаженных "острых углов".
Чтобы работа по поддержке малого бизнеса была более эффективной и целенаправленной, систематически анализируемой, в области сформирована инфраструктура, на которую возложены функции поддержки и развития предпринимательства. В нее входят управление Министерства по антимонопольной политике, организованное полгода назад при администрации области управление по предпринимательству, Орловский государственный фонд поддержки малого бизнеса, торгово-промышленная палата. Заметная роль в этом направлении отводится общественным формированиям. Одним словом, у нас достаточно структур, которые в своей деятельности в той или иной мере ответственны за развитие малого бизнеса. В области разработана и реализуется конкретная программа по развитию предпринимательства.
Малый бизнес на Орловщине востребован, и его потенциал достаточно перспективен. Но то, какими темпами он будет развиваться и в каком объеме раскроется, далеко не всегда зависит лишь от организаторского таланта предпринимателя.
Начнем с финансирования. Ведь каждое дело в самом начале его развития требует определенных вложений. Окупаемость и прибыль приходят позже.
Банковские структуры дают кредиты для малого бизнеса под 20 и выше процентов, но для предпринимателей, еще не вставших на ноги, и эта ставка высока. У нас никто не занимается льготным кредитованием, нет кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования. Целенаправленно в этом аспекте работает лишь фонд поддержки предпринимательства при центре "Развитие". Но он один финансовой проблемы не решит. Нужна государственная система поддержки малого бизнеса, где государство гарантирует погашение части кредитных ставок банков, выдавших ссуды на развитие предпринимательства. Нечто близкое разработано в Москве: правительство дает дотацию на погашение части кредитов, взятых для развития нужного столице направления малого предпринимательства - переработки вторичного сырья, экологии и т. д. Но в целом в стране такай системы не создано.
Еще один негативный момент - административные бюрократические барьеры при регистрации предприятий, лицензировании деятельности, сертификации. Чиновник не имеет права не выполнить инструкцию, согласно которой оформляются все эти документы. Он, правда, умело ее затягивает, если подвержен коррупции. Но первопричиной торможения является сама государственная система, которая обязывает к огромному количеству документов. Я, например, чиновник, у меня есть инструкция, и я рад бы раздвинуть рамки свободы деятельности предпринимателя, изменить инструкцию в сторону либерализации, но я этого сделать не вправе. За 10 лет предпринимательства как отрасли сверху спущено почти 34000 различных подзаконных актов и инструкций по всяким ведомоствам. Как мне быть?..
Непонятна и вертикаль управления развитием малого бизнеса на федеральном уровне. В свое время этим занимался комитет по поддержке предпринимательства. Потом все это передали в Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Малый бизнес при антимонопольной деятельности существует просто досадным придатком. А ведь он уже составляет значительную долю и в объемах производства продукции, и в территориальных и российском бюджетах.
Пока не будет определенности и согласованности наверху в отношении того, что же надо делать с малым бизнесом, коренного перелома в развитии предпринимательства ожидать не приходится. Хотя Президент РФ В. В. Путин неоднократно заострял внимание на том, что необходимо создать надлежащие условия для развития малого и среднего бизнеса в стране, пока что немногое изменилось. Что-то, конечно, делается для облегчения предпринимательской деятельности. Произошли некоторые позитивные изменения в отчетности, в налоговой политике: введены единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и упрощенная система налогообложения. Но кардинальных перемен в подходах к развитию предпринимательства пока нет.
Это основные проблемные моменты, о которые приходится чаще всего спотыкаться, работая в сфере развития малого бизнеса. И наше управление призвано заниматься их решением. Структура создана всего полгода назад. Областная программа поддержки развития предпринимательства на 2002 - 2004 годы, принятая в феврале минувшего года, - основной документ, исполнение которого лежит на плечах управления.
В самом начале деятельности мы определили для себя четыре приоритетных направления:
1. Финансово-кредитная система. Надо помочь в выделении фонду поддержки предпринимательства большей суммы средств для помощи предпринимателям и повлиять на то, чтобы недавно созданная лизинговая компания плотнее работала с малым бизнесом. Это на данном этапе - конкретные рычаги улучшения финансово-кредитной системы.
2. Информационное обеспечение бизнеса. Мы работаем в контакте с Орловской торгово-промышленной палатой. В Интернете создан и раширяется ее сайт, в помощь предпринимателям работает "горячая линия". Фонд поддержки предпринимательства и созданный более года назад фонд "Правовая реформа" тоже занимаются разработкой информационной системы.
3. Кадры. Их надо готовить. У нас в предпринимательстве ведь почти все - самоучки. Специальное профессиональное, высшее образование имеют многие, а непосредственно в сфере предпринимательства не очень компетентны. Кадры надо готовить. Уже в ближайшее время мы выйдем с конкретным предложением по подготовке кадров для бизнеса.
4. Улучшение законодательной базы. Готовим и в ближайшее время внесем на рассмотрение областного Совета народных депутатов проект закона о поддержке предпринимательства в Орловской области. Привлекаем специалистов и разрабатываем закон о кредитных кооперативах. На селе этим занимается и уже имеет опыт их создания Фонд поддержки аграрной реформы "АгроМир".
80 процентов предпринимательства у нас сосредоточено в Орле. Недавно состоялась встреча с заместителем мэра В. В. Глуховым и с председателем комитета экономического анализа, прогнозирования и информации Б.К. Кичкиным. У них создана и постоянно обновляется база свободных помещений, которые можно было бы отдать в аренду начинающим предпринимателям на льготных условиях. Готовятся соответствующие документы. Сейчас город объявляет конкурс "Предприниматель года". Его итоги будут подводиться 5 августа - в День города;
Первый заместитель губернатора В. А. Кочуев ориентирует нас на совместную с управлением по делам молодежи и физической культуре администрации области работу по привлечению к участию в экономической жизни области, в предпринимательство молодых людей с интересными мыслями, инновационными проектами. Разработано положение о конкурсе молодых предпринимателей. И если мы найдем по-настоящему интересные проекты, мы выставим на традиционной областной ярмарке инвестиций блок "Предпринимательство в молодежной среде", чтобы и на молодых обратили серьезное внимание инвесторы. Надеемся, что это получится.
Контактов с потенциальными инвесторами очень много: приезжали представители дальнего зарубежья, проявляют интерес к нашему региону москвичи, страны СНГ и др. Наша задача - помочь определить инвесторам конкретные адреса, где можно использовать их средства. Есть интересные проекты, востребованные на внутреннем и межрегиональном рынках, под которые банки готовы выделить кредиты. Например, строительство завода стеклянной тары, солодовни и другие экономически эффективные и привлекательные для инвесторов проекты.
Мы бы хотели еще теснее работать с предпринимателями, быть в курсе их насущных проблем и перспективных планов, осуществлению которых наше управление в какой-то мере сможет помочь. Для этого мы хотели бы через "Деловой Орел" наладить диалог с предпринимателями. Я являюсь одновременно и председателем исполкома региональной общественной организации "Союз предпринимательских сил Орловской области". Мы проводим встречи, семинары, но за полтора-два часа во многих вопросах не разобраться. Поэтому мне бы хотелось через печать найти те болевые точки, куда еще нужно приложить усилия, чтобы помочь снять напряжение и дать дорогу перспективному развитию малого бизнеса. Мы свяжемся с любым предпринимателем и дадим ему на страницах областной экономической газеты "Деловой Орел"ответ на интересующие вопросы.
А. Володкин,
зам. начальника управления по предпринимательству,
инвестиционной и инновационной деятельности,
внешнеэкономическим и межрегиональным связям
администрации Орловской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: В 2001 году нами был получен банковский кредит на покупку товара. Проценты за кредит в целях бухгалтерского учета в соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н, (Вопрос-ответ, "Деловой Орел", N 38, октябрь 2002 г.)
Учредители: УМНС РФ по Орловской области, ОГУП "Редакция "Просторы России"
Главный редактор: Александр Макушев
Адрес редакции: 302021, г. Орел, ул. Ленина, 1
Телефоны редакции: (486-2) 43-50-18, (486-2) 43-48-13