Регистрация юридических лиц. Правовые аспекты
Одним из этапов перехода государства к либерализации экономики в Российской Федерации и снижению административных барьеров в развитии предпринимательства стал принятый 8 августа 2001 года Федеральный закон N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", вступивший в силу с 1 июля 2002 года. Данный закон существенно упростил процедуру государственной регистрации юридических лиц путем перехода к организации приема и выдачи документов по принципу "единого окна", а также установил единый фиксированный перечень необходимых документов.
Для регистрации впервые созданного юридического лица в регистрирующий орган необходимо представить следующие документы.
1. Заявление о государственной регистрации, форма которого утверждена постановлением Правительства РФ N 439 от 19.06.2002 г.
2. Документ об уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.
3. Решение о создании юридического лица.
4. Учредительные документы (подлинники или нотариально удостоверенные копии).
5. Если учредителем созданного юридического лица выступает иностранное юридическое лицо, то выписку из соответствующего реестра иностранных юридических лиц как доказательство юридического статуса.
Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании помимо засвидетельствования соответствующего волеизъявления о регистрации юридического лица содержит декларацию о подтверждении следующих данных:
- соответствия учредительных документов требованиям законодательства РФ,
- достоверности сведений в учредительных документах, заявлении и иных документах, представленных на государственную регистрацию,
- соблюдения порядка создания юридического лица (в том числе оплаты уставного капитала или его аналога).
Согласно ст. 25 п.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" за непредставление, или несвоевременное представление, или представление необходимых для включения в государственный реестр недостоверных сведений заявители и (или) юридические лица несут ответственность, установленную законодательством РФ.
Ответственность должностных лиц юридического лица предусмотрена за:
- осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации,
- непредставление сведений,
- несвоевременное представление сведений,
- предоставление недостоверных сведений,
- предоставление документов, содержащих заведомо ложные сведения.
С 1 июля 2002 года вступили в силу положения Кодекса об административных правонарушениях (ст.14.25, ст.19.7) и Уголовного кодекса Российской Федерации (ст.140, ст.169 , ст. 285 ч. 2, ст. 293, ст. 324, ст. 327), в которых содержатся меры ответственности к нарушителям законодательства в области государственной регистрации юридических лиц как со стороны регистрирующего органа, так и со стороны заявителя.
Наиболее характерные ошибки со стороны юридических лиц допускаются при их создании. Отметим следующие.
l Создание юридических лиц в организационно-правовых формах, не предусмотренных российским законодательством. Коммерческие организации могут создаваться в форме полных товариществ, товариществ на вере (коммандитных), акционерных обществ (ОАО, ЗАО), обществ с дополнительной ответственностью, обществ с ограниченной ответственностью, производственных кооперативов, унитарных предприятий. Перечень коммерческих организаций является исчерпывающим. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут быть представлены в форме потребительских кооперативов, учреждений, автономных некоммерческих организаций, некоммерческих партнерств, ассоциаций, союзов, фондов. Перечень некоммерческих организаций остается открытым и может дополняться только законодательным путем.
Введенным в действие 3 декабря 2002 года Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" установлена норма, согласно которой унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
- Несоблюдение количественного состава учредителей, установленного для той или иной организационно-правовой формы. Так, для полного товарищества, товарищества на вере число учредителей - не менее 2-х, для ООО - не более 50, для ЗАО - не более 50, для ОАО - не ограничено, для производственного кооператива - не менее 5 учредителей.
- Несоблюдение ограничений, связанных с качественным составом учредителей. Общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества не могут иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Участниками полных товариществ и полными товарищами на вере могут быть лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и (или) коммерческие организации
- Несоответствие размера уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов), несоблюдение порядка его формирования. Уставный капитал юридических лиц необходимо формировать в случаях, когда образование уставного капитала для юридического лица выбранной организационно-правовой формы предусмотрено законом. Так, для впервые учреждаемых ООО и ЗАО минимальный размер уставного капитала составляет не менее стократной величины минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом, а для вновь учреждаемых ОАО минимальный размер уставного капитала составляет не менее тысячекратной величины минимального размера оплаты труда. Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, а для муниципального предприятия - не менее чем 1000 МРОТ, установленных на дату государственной регистрации, и должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации. Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме ( ст.13 ФЗ N 161-ФЗ от 14.11.2002 г.). Согласно статье 73 п.2 ГК РФ участник полного товарищества к моменту регистрации обязан внести не менее половины своего вклада в складочный капитал полного товарищества. А член производственного кооператива обязан внести к моменту регистрации не менее 10 % паевого взноса, который должен быть полностью оплачен собственником (ст. 109 ГК РФ).
- Указание в учредительных документах коммерческих организаций в качестве места нахождения юридического лица домашнего адреса. Согласно статье 288 ГК РФ жилые помещения предназначены для проживания граждан, юридические лица могут размещаться в жилом доме исключительно в нежилых помещениях. Размещение собственником в принадлежащем ему помещении предприятий, учреждений , организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством. При этом запрещается размещение в жилых домах промышленных производств.
При выявлении вышеуказанных нарушений должностное лицо юридического лица может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной Кодексом РФ об административных нарушениях, к уголовной ответственности - УК РФ.
Согласно ст.14.25. п.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту - КоАП РФ) непредоставление, или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях если такое предоставление предусмотрено законом, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 МРОТ.
Согласно ст. 14.25 п. 4 КоАП РФ предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 МРОТ или дисквалификацию (лишение права занимать руководящие должности) на срок до 3-х лет.
Согласно ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в государственный орган ( должностному лицу) сведений ( информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом ( должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган ( должностному лицу) таких сведений ( информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 3 МРОТ, на должностных лиц - от 3 до 5 МРОТ , на юридических лиц- от 30 до 50 МРОТ.
В случае, если в действиях заявителя содержатся признаки состава уголовно наказуемого деяния (причинение крупного ущерба гражданам, организациям, государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, приобретение документов, предоставляющих права и освобождающих от обязанностей, использование заведомо подложного документа, похищение у гражданина паспорта или другого важного личного документа), то соответствующие санкции предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации ( далее по тексту - УК РФ).
Согласно ст. 173 УК РФ создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившие крупный ущерб гражданам, организациям или государству, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев либо лишением свободы на срок до 4-х лет со штрафом в размере 50 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.
Согласно ст. 324 УК РФ незаконные приобретение или сбыт официальных документов , предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, : наказываются штрафом в размере от 100 до 200 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев , либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
Согласно ст. 327 УК РФ подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа , а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных штампов, печатей, бланков, наказываются ограничением свободы на срок до 3-х лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до 2-х лет. Те же деяния, совершенные неоднократно, наказываются лишением свободы на срок до 4-х лет. Использование заведомо подложного документа наказывается штрафом в размере от 100 до 200 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 2 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок до 2-х лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев.
А. Меркулова
специалист юридического отдела
УМНС России по Орловской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: В 2001 году нами был получен банковский кредит на покупку товара. Проценты за кредит в целях бухгалтерского учета в соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н, (Вопрос-ответ, "Деловой Орел", N 38, октябрь 2002 г.)
Учредители: УМНС РФ по Орловской области, ОГУП "Редакция "Просторы России"
Главный редактор: Александр Макушев
Адрес редакции: 302021, г. Орел, ул. Ленина, 1
Телефоны редакции: (486-2) 43-50-18, (486-2) 43-48-13