Еще раз о вмененном доходе
В подпункте 1 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса перечислены только "ремонты". Означает ли это, что "пошив" и "изготовление" относятся к другим видам бытовых услуг и, соответственно, будут облагаться единым налогом как самостоятельные виды деятельности?
Как в данном случае определить количество работников для расчета единого налога по ремонту и пошиву, если этими видами деятельности занимаются одни и те же люди, и куда отнести управленческий и технический персонал организации, если в Налоговом кодексе пропорциональное разделение не предусмотрено?
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.26 главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъектов Российской Федерации в отношении оказания бытовых услуг.
Согласно пункту 2 Методических рекомендаций по применению главы 26.3 Кодекса, утвержденных Приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-22/707 (далее - Методические рекомендации), к бытовым услугам относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам и классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, в группе 01 "Бытовые услуги" (за исключением услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств).
При этом при осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности, учет показателей, необходимых для исчисления единого налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.
Согласно вышеуказанному Общероссийскому классификатору услуг населению в состав услуг по ремонту, окраске и пошиву обуви (код 011000) входят такие виды деятельности, как оказание услуг по ремонту обуви (код 011100) и пошив обуви (код 011300).
В состав услуг по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонту, пошиву и вязанию трикотажных изделий (код 012000) входят, в том числе, ремонт швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи (код 012100), а также их пошив (код 012200).
Изготовление мебели (код 014100) и ремонт мебели (код 014200) относятся к подгруппе "изготовление и ремонт мебели" (код 014000).
Ремонт и изготовление металлоизделий (код 013400) отнесены к подгруппе "ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий" (код 013000).
Исходя из вышеизложенного, учет показателей, необходимых для исчисления единого налога на вмененный доход, ведется раздельно по каждому из вышеназванных видов деятельности, и, соответственно, каждая из них облагается единым налогом на вмененный доход как отдельный вид деятельности.
В соответствии с пунктом 7 Методических рекомендаций под количеством работников, в целях исчисления единого налога на вмененный доход, следует понимать численность работников, занятых в тех сферах предпринимательской деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход, определяемую за налоговый период в порядке, установленном Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения. (Инструкция утверждена постановлением Госкомстата России от 07.12.1998 N 121).
Согласно вышеуказанной Инструкции управленческий и технический персонал организации должен учитываться по ее основному виду деятельности.
Порядок распределения работников организации между видами деятельности в случае осуществления ими одновременно разных ее видов законодательством не урегулирован.
Исходя из этого, при исчислении единого налога на вмененный доход по определенному виду деятельности следует учитывать численность всех работников, занятых данным видом предпринимательской деятельности.
Каким документом необходимо руководствоваться, приравнивая аптеки к магазинам, и какой должен быть порядок перевода аптек на уплату единого налога?
Согласно статье 4 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" аптечное учреждение - организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств, в соответствии с требованиями настоящего федерального закона. К аптечным учреждениям относятся аптеки, аптеки учреждений здравоохранения, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски.
Согласно пункту 28 Государственного стандарта Российской Федерации "Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-99", утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.08.1999 N 242-ст, предприятие розничной торговли, реализующее одну группу товаров или ее часть, является специализированным магазином. При этом под группой товаров подразумевается совокупность товаров определенного класса, обладающих сходным составом потребительских свойств и показателей.
Исходя из этого, аптеки являются таким видом предприятия розничной торговли, как специализированный магазин, и, соответственно, к ним применяется ограничение по площади торгового зала, установленное подпунктом 4 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса.
Одновременно с этим следует иметь в виду, что согласно Федеральному закону от 22.06.98 N 86-ФЗ под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, осуществляемая предприятиями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств.
Таким образом, Федеральный закон от 22.06.98 N 86-ФЗ разграничивает понятия оптовой и розничной торговли, а также изготовления лекарственных средств, возникающие в сфере обращения лекарственных средств на территории Российской Федерации.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.08.93 N 17, изготовление лекарственных средств, являясь одной из функций деятельности аптечного учреждения, носит характер производственного процесса.
Из этого следует, что изготовление лекарственных средств, в том числе по рецептам врачей, рассматривается как производственная деятельность. Деятельность аптечных учреждений по реализации изготовленных лекарственных средств населению и организациям является одним из способов извлечения доходов от осуществления деятельности в сфере производства готовых лекарственных средств. Данный вид деятельности не подпадает под действие главы 26.3 Кодекса.
В связи с этим, аптечные учреждения, в том числе и аптеки, в части розничной торговли готовыми лекарственными средствами являются плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а в части реализации изготовленных лекарственных средств должны производить уплату всех видов налогов в общеустановленном порядке.
Какое количество автомобилей необходимо указать в налоговой декларации при расчете единого налога за квартал, если физическим показателем установлено количество эксплуатируемых автомобилей? И как распределить численность руководящего аппарата и технических работников (уборщицы, сторожа) при определении количества работников для расчета единого налога, если в Налоговом кодексе о пропорциональном делении не сказано?
Федеральным законом от 31.12.2002 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" внесены изменения в главу 26.3 Кодекса, в том числе в подпункт 6 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса.
В соответствии с указанными изменениями МНС России будут разработаны и внесены соответствующие изменения в Методические рекомендации по применению главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-22/707, в которых найдет отражение и вопрос порядка определения количества эксплуатируемых транспортных средств.
Порядок определения количества работников для расчета единого налога на вмененный доход в случае осуществления работниками одновременно разных видов деятельности указан в ответе на первый вопрос.
Магазин, имеющий согласно инвентаризационным документам площадь торгового зала 195 квадратных метров, часть его в размере 62 квадратных метров сдает в аренду индивидуальному предпринимателю. Означает ли это, что магазин должен исчислять единый налог на вмененный доход по оставшейся, используемой самим магазином площади в 133 квадратных метра?
Согласно пункту 2 статьи 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации, в частности, в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров.
В соответствии со статьей 346.27 Кодекса под магазином понимается специально оборудованное стационарное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, а под площадью торгового зала - площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов. При этом следует иметь в виду, что к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) и т.п.
Если часть магазина сдается организацией в аренду другим юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям на основе договоров аренды, то в целях применения единого налога на вмененный доход у такой организации будет учитываться площадь всех помещений и открытых площадок, фактически используемых непосредственно данной организацией для организации торговли, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов. Если площадь используемого непосредственно данной организацией торгового зала составляет не более 150 квадратных метров, организация подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход (при отсутствии превышения вышеуказанного ограничения по другим имеющимся у данной организации магазинам).
Какую ставку базовой доходности необходимо применить при расчете единого налога по хранению автотранспортных средств на платных стоянках, если этот вид деятельности относится к бытовым услугам в подвиде "прочие услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств"?
В соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 2 статьи 346.26 главы 26.3 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъектов Российской Федерации соответственно в отношении оказания бытовых услуг и оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.
Согласно пункту 2 Методических рекомендаций по применению главы 26.3 Кодекса, утвержденных Приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-22/707, к бытовым услугам относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам и классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, в группе 01 "Бытовые услуги" (за исключением услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), а к услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств - платные услуги, классифицируемые в соответствии с данным Классификатором по коду подгруппы 017000.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.29 Кодекса базовая доходность по бытовым услугам установлена в размере 5000 рублей, а для услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств - в размере 8000 рублей.
Услуги по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (код 017608) входят в состав услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования (код 017100).
Исходя из этого, услуги по хранению автотранспортных средств на платных стоянках будут облагаться единым налогом на вмененный доход в случае их осуществления на территории субъекта Российской Федерации, в котором будет введена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств. При этом при исчислении суммы единого налога на вмененный доход по данному виду деятельности должна применяться базовая доходность в размере 8000 рублей.
Е. Цунин
главный госналогинспектор отдела оперативного
контроля и применения ККМ УМНС России
по Орловской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: В 2001 году нами был получен банковский кредит на покупку товара. Проценты за кредит в целях бухгалтерского учета в соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н, (Вопрос-ответ, "Деловой Орел", N 38, октябрь 2002 г.)
Учредители: УМНС РФ по Орловской области, ОГУП "Редакция "Просторы России"
Главный редактор: Александр Макушев
Адрес редакции: 302021, г. Орел, ул. Ленина, 1
Телефоны редакции: (486-2) 43-50-18, (486-2) 43-48-13