Учет ОС в свете новых Методических рекомендаций
Взамен старых, утративших свою силу Методических рекомендаций N 33 н, Приказом от 13.10.03 N 91н Министерство финансов утвердило новые Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств.
Теперь при поступлении ОС организация вправе разрабатывать сама формы первичных учетных документов. Трудности, которые возникали при заполнении формы ОС-1 "Акт о приемке-передаче объекта основных средств", остаются позади. Как известно, в ОС-1 реквизитом, подлежащим заполнению, были данные организации-сдатчика. Но не всегда было возможно определить организацию-сдатчика, т.к. если ОС приобреталось в розницу, то данные об организации-сдатчике было трудно получить. Розничной торговлей предусмотрена выдача чека, счета-фактуры и накладной, и зачастую информации об организации-сдатчике они не содержат.
С выходом новых Методических указаний формы первичных документов разрабатываются внутренними положениями или инструкциями. Эти документы должны обеспечить необходимый для организации учет ОС и контроль за их использованием. Обязательные реквизиты, которые должны содержаться в первичных учетных документах:
а) наименование документа;
б) дата составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи и их расшифровки.
Кроме обязательных реквизитов, возможны и дополнительные, в зависимости от характера хозяйственных и технологических операций.
При приобретении ОС в первую очередь следует позаботиться о наличии всех необходимых документов, позволяющих отнести затраты на приобретение, на расходы для целей налогообложения. Если организация решит не пользоваться в качестве первичных документов унифицированными документами по учету ОС, утвержденными Постановлением Госкомстата от 21.01.03 N 7, то разработанные первичные документы должны быть надлежаще оформлены с обязательным применением необходимых реквизитов, приведенных выше.
Если организация приобретает ОС за наличный расчет, то необходимо получить кассовый чек, товарный чек и накладную на это основное средство. Если ОС не требует монтажа, то оформление в учетных документах производится в момент его покупки. Составляется акт приема-передачи объекта ОС (или ОС-1).
Отдельное ОС учитывается в бухгалтерском учете как отдельный инвентарный объект. На вновь приобретенное ОС заводится отдельная инвентарная карточка учета (можно использовать унифицированную форму ОС-6). Заполняется инвентарная карточка на основании акта приемки-передачи ОС, технического паспорта или другого документа на приобретение. В инвентарной карточке должны быть отражены основные данные об ОС, срок полезного использования, способ начисления амортизации.
Если приобретается автомобиль, трейлер или прицеп, то в инвентарный объект включаются все приспособления и принадлежности; в стоимость автомобиля включается стоимость запасного колеса с покрышкой, камерой с ободной лентой. Комплект инструмента также включается в стоимость автомобиля.
Если объект ОС состоит из нескольких частей, имеющих различный срок полезного использования, то каждый объект учитывается в отдельности и каждой части присваивается отдельный инвентарный номер.
Приобретение ОС
Как известно, ОС в бухгалтерском учете принимаются по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость складывается из суммы всех фактически понесенных затрат.
Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:
суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
суммы, уплачиваемые за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объекта основных средств;
регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
таможенные пошлины и таможенные сборы;
невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации и иным лицам, через которых приобретен объект основных средств;
иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
Первоначальная стоимость ОС корректируется на суммовые разницы. Напомним, что суммовые разницы возникают в том случае, если оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте.
Пример:
Фирма "Гамма" приобрела оборудование для изготовления чулок 10 января 2004 г. на сумму 5000 у.е., НДС - 18 процентов - 900 у.е.
Согласно договору организация оплатила стоимость оборудования 10 февраля 2004 г. Стоимость монтажа оборудования, выполненного строительной организацией, составила 20000 руб. В марте 2004 г. оборудование было введено в эксплуатацию.
В бухучете делаются проводки:
10 января 2004 г.
Дт 08 Кт 60 - 148000 руб. (5000 у.е. х 29,6 руб., где 29,6 руб. - курс $, установленный ЦБ РФ 10.02.04) - приобретено ОС;
Дт 19 Кт 60 - 26640 руб. (900 у.е. х 29,6 руб.) - учтен входной НДС.
10 февраля 2004 г. (курс доллара 29,9 руб.)
Дт 60 Кт 51 - 149500 руб. (5000 х 29,9) - оплачено оборудование;
Дт 08 Кт 60 - 1500 руб. (5000 х (29,9-29,6) руб.) - суммовая разница включена в стоимость приобретаемого объекта ОС;
Дт 19 Кт 60 - 270 руб. (900 х (29,9 - 29,6) руб.) - учтен входной НДС на суммовую разницу
В марте 2004 г. в бухгалтерском учете следует отразить:
Дт 01 Кт 08 - 169500 руб. - введен объект ОС в эксплуатацию (148000 руб. + + 1500 руб. + стоимость монтажных работ 20000 руб.)
Дт 68 Кт 19 - принят к вычету НДС в сумме 26910 руб. (26640 руб. + 270 руб.).
После того, как ОС введено в эксплуатацию, суммовые разницы стоимость основного средства уже не изменяют. Эти разницы следует учитывать в составе внереализационных доходов (расходов). Это предписывает делать ПБУ 9/99 (10/99).
Амортизация ОС
Начисление амортизации по ОС производится, если выполняются условия:
- оформлены первичные учетные документы по приему-передаче;
- закончены капитальные вложения в объекты ОС;
- документы переданы на государственную регистрацию (если она нужна);
- ОС должны быть введены в эксплуатацию.
Амортизация начисляется в общем порядке с первого числа месяца, следующего за месяцем введения ОС в эксплуатацию.
Основные средства - по которым закончены капитальные вложения; оформлены документы по приемке-передаче; фактически ОС эксплуатируются; документы поданы на регистрацию, - учитываются на отдельном субсчете счета 01 "Основные средства". После госрегистрации по этим основным средствам можно при необходимости производить уточнение ранее начисленной амортизации.
Амортизация начисляется по всем объектам основных средств коммерческих организаций, а некоммерческие организации начисляют износ один раз в год, исходя из установленного организацией срока их полезного использования. Сумма износа в таких организациях должна учитываться на забалансовом счете.
Не начисляется амортизация на объекты ОС, потребительские свойства которых с течением времени не меняются, - это объекты природопользования и земельные участки.
Не начисляется амортизация и в том случае, если ОС приобретено за счет бюджетного финансирования. Касается это, в основном, некоммерческих организаций.
Как правило, для сближения бухгалтерского и налогового учета организации применяют линейный способ начисления амортизации, совершенно забывая о таких способах, как способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему производимой продукции (работ).
Если организация выбирает начисление амортизации производить способом уменьшаемого остатка, то малые предприятия могут применять коэффициент ускорения, равный двум. Коэффициент ускорения не выше 3 разрешено применять по движимому имуществу, составляющему объект финансового лизинга, если это отмечено в условиях договора.
Пример:
ОАО "Гамма" приобретен станок в феврале 2004 г. на сумму 200.000 руб. Документы на регистрацию поданы в феврале, тогда же был оформлен акт приемки-передачи по форме ОС-1, оформлена инвентарная карточка ОС-6 и ОС введено в эксплуатацию в конце февраля 2004 г. Амортизация начисляется с марта 2004 г., исходя из срока полезного использования - 5 лет. Годовая норма амортизации - 20 процентов. Годовая амортизация составит 40.000 руб. (200.000 руб. х 20%). Ежемесячная - 3333.33 руб. (40000 / 12 мес.).
Восстановление ОС (продление срока службы)
Как известно, восстановление объекта ОС осуществляется за счет ремонта, модернизации и реконструкции.
Для того, чтобы равномерно относить затраты, рекомендуется создавать резервы расходов на ремонт ОС. В конце года излишне зарезервированные суммы сторнируются. А если ремонтные работы с длительным сроком их производства, то допускается перенос остатков резерва на будущий год. И если возникают по окончании ремонта излишне зарезервированные суммы, то они списываются на счета прибылей и убытков в качестве внереализационных доходов.
Если происходит реконструкция или модернизация ОС, то их стоимость увеличивает первоначальную стоимость основного средства. Организация может также увеличить и срок полезного использования ОС. С увеличением стоимости ОС сумму амортизации следует также пересмотреть.
Пример:
На балансе организации числится ОС стоимостью 50 тыс. руб. Срок полезного использования - 5 лет. Ежегодно начислялась амортизация 20 процентов. Через 3 года организация провела модернизацию этого ОС, расходы на модернизацию составили 9 тыс. руб. После модернизации решено было срок полезного использования увеличить на 1,5 года. К моменту проведения модернизации сумма амортизации за три года составила 30.000 руб. (50.000 / 3 х 20%). Остаточная стоимость - 20000 руб. (50000 - 30000) руб. С учетом расходов на модернизацию остаточная стоимость объекта составит 29.000 руб. (20000 + 9000) руб. Срок полезного использования увеличился после модернизации на 1,5 года. и оставшийся срок составит 3,5 года (2 года + 1,5 года).
Ежемесячная сумма амортизации составит 690,47 руб. (29.000 руб./ 3,5 года / 12 месяцев).
Выбытие ОС
Если ОС больше не используется для производства, оно подлежит списанию со счетов бухгалтерского учета. Для списания ОС создается комиссия, утвержденная приказом руководителя. В состав комиссии обязательно должны входить главный бухгалтер (или бухгалтер) и лицо, ответственное за сохранность этого ОС. Комиссия определяет причину списания ОС, возможность использования отдельных узлов, производит оценку этих узлов, осуществляет контроль за изъятием цветных и драгоценных металлов, составляет акт на списание ОС.
Детали и материалы, которые пригодны для ремонта, приходуются по рыночной стоимости и учитываются в качестве операционных доходов.
В инвентарной карточке делается отметка о выбытии ОС на основании оформленного акта на списание. Инвентарные карточки по выбывшим объектам хранятся не менее 5 лет.
Пример:
Принято решение комиссии о списании станка стоимостью 200.000 руб., срок полезного использования которого истек в марте 2004 г. От списания ОС комиссия оценила материалы на основании акта о списании на сумму 6000 руб. Для разборки станка привлекались рабочие, их заработная плата с начислениями составила 5000 руб.
Схема бухгалтерских проводок такова:
Дт 01/ субсчет "Выбытие основных средств" Кт 01 - 200.000 руб. - списан объект ОС;
Дт 02 Кт 01/ субсчет "Выбытие основных средств" - 200.000 руб. - списана амортизация по выбывающему объекту ОС;
Дт 10 Кт 91 - 6000 руб. - отражена стоимость деталей, узлов, которые могут использоваться в производстве;
Дт 91 Кт 70,69 - 5000 руб. - отражены затраты от разборки станка.
Новый налог на имущество организаций
Необходимость изменить порядок исчисления и уплаты налога на имущество назрела уже давно. Законопроектные работы велись не один год. И вот наконец вторая часть Налогового кодекса пополнилась очередной, 30-й главой.
Налог на имущество организаций обязателен к уплате на территории конкретного субъекта РФ и должен вводиться там соответствующим законом. В нашей, Орловской области такой закон принят областным Советом народных депутатов 21 ноября 2003 года (N 364-ОЗ).
Налогоплательщиками, как и сейчас, будут российские организации. Независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности налог будут уплачивать все организации. Законом N 364-ОЗ определены следующие льготы.
Освобождаются от налогообложения:
1) организации - в отношении объектов, признаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке памятниками истории и культуры областного значения;
2) организации - в отношении объектов, используемых (предназначенных) исключительно для отдыха и (или) оздоровления детей в возрасте до 18 лет;
3) организации - в отношении объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности и гражданской обороны;
4) организации - в отношении объектов, используемых исключительно для обеспечения задач и функций органов государственной власти и органов местного самоуправления;
5) организации - в отношении территориальных автомобильных дорог общего пользования, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой частью. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается коллегией администрации Орловской области;
6) организации - в отношении имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы;
7) имущество религиозных организаций.
Ставка налога на имущество предприятий устанавливается в размере 2,2 процента от среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения (для объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации, - от инвентаризационной стоимости указанных объектов по данным органов технической инвентаризации) Главой 30 НК РФ установлены особенности уплаты налога для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, а также не осуществляющих, но имеющих здесь имущество на праве собственности.
Иностранные организации, работающие через представительства, признаются плательщиками налога в отношении движимого и недвижимого имущества, имеющегося на территории РФ. Они будут уплачивать налог со стоимости основных средств, учет которых должны вести по правилам бухучета России.
Иностранные организации, не осуществляющие деятельность в России, но имеющие имущество, будут платить налог с его инвентаризационной стоимости по данным органов БТИ.
Что нового ждет организации в 2004 г. в части налогообложения
принадлежащего им имущества?
Изменился объект налогообложения. Действующее законодательство предусматривает налогообложение основных средств, нематериальных активов, запасов и товаров, находящихся на балансе организаций.
С 01.01.2004 объектом налогообложения будет движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве основных средств в соответствии с бухгалтерским учетом.
Таким образом, из-под налогообложения выведены нематериальные активы, запасы (включая товары) и затраты. А это значительная часть имущества (примерно 40%, а для отдельных отраслей экономики и более).
Как и прежде, облагаться будет имущество, принадлежащее организациям на праве собственности, переданное в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление, совместную деятельность.
В главе 30 Кодекса предусмотрены отдельные льготы по объекту налогообложения.
Так, не признаются объектом налогообложения земельные участки (они облагаются земельным налогом), а также иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы), относящиеся к основным средствам.
Кроме того, не будет облагаться имущество, используемое для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в России, находящееся в ведении федеральных органов власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.
Главой 30 НК РФ отменено значительное число прежних льгот, кроме тех, что вводятся местным законом.
На 2 года сохранена льгота в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры ЖКХ, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств субъектов РФ и (или) местных бюджетов.
Также на 2 года предусмотрена льгота в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
Порядок определения налоговой базы
Налоговая база по-прежнему определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого для целей исчисления налога по остаточной стоимости, сформированной в соответствии с бухгалтерским учетом.
Налоговая база будет определяться отдельно в отношении имущества:
- по месту нахождения организации (месту госрегистрации);
- каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
- каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации или обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
- облагаемого по разным налоговым ставкам.
Таким образом, в отличие от действующего законодательства, предусматривающего исчисление и уплату налога по месту нахождения организации и месту ее обособленных подразделений (в том числе не имеющих отдельный баланс), новая глава предусматривает исчисление и уплату налога по месту нахождения имущества, за исключением движимого имущества, которое включается в налоговую базу только по месту нахождения организации или обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс.
Следовательно, по месту нахождения обособленного подразделения, не имеющего отдельный баланс, налоговая база будет исчисляться только в отношении основных средств, относящихся к недвижимости.
Налог со стоимости недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации или ее обособленного подразделения, должен уплачиваться и включаться в налоговую базу по месту его нахождения.
Упрощен порядок исчисления среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Среднегодовая стоимость имущества за налоговый период будет определяться как частное от деления суммы, полученной в результате сложения остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и 1-е число следующего за налоговым периодом месяца, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
Налоговая база и сумма налога в целом по организации, имеющей вне места своего нахождения имущество, исчисляться не будут, как это было предусмотрено ст. 7 Закона N 2030-1.
В отношении имущества, переданного в совместную деятельность (простое товарищество) или доверительное управление, порядок налогообложения не изменился.
Сохранены налоговый и отчетные периоды
Уплата налога производится путем внесения авансовых платежей, рассчитанных в соответствии со статьями 382, 384 и 385 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в сроки до 5 мая, 5 августа и 5 ноября.
По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога в срок до 5 апреля года, следующего за налоговым периодом.
От уплаты авансовых платежей освобождаются организации со среднегодовой стоимостью налогооблагаемого имущества, не превышающей 200000 рублей. Указанное право приобретается налогоплательщиком на основании расчета среднегодовой стоимости облагаемого имущества за предыдущий налоговый период, а для вновь созданных организаций - на основании расчета за первый отчетный период.
Сумма налога, причитающаяся к уплате, перечисляется налогоплательщиком одним платежным документом на счет Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Орловской области с последующим зачислением 50 процентов суммы налога на счет областного бюджета и 50 процентов - на счет местного бюджета, если иное не установлено законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого Налоговым кодексом Российской Федерации установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу по установленной форме, разработанной и утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Налогоплательщики представляют:
- налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу - не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода (за исключением организаций, указанных в пункте 2 статьи 4 настоящего закона);
- налоговые декларации по итогам налогового периода - не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Обращаю также внимание организаций, что новой главой предусмотрен механизм исчисления авансовых платежей по налогу на имущество и их уплата по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения налоговой ставки и среднегодовой стоимости имущества.
В то же время законом субъекта РФ о налоге может быть предусмотрено для отдельных категорий налогоплательщиков не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.
Орловский закон N 364-ОЗ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1 января 2004 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: В 2001 году нами был получен банковский кредит на покупку товара. Проценты за кредит в целях бухгалтерского учета в соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н, (Вопрос-ответ, "Деловой Орел", N 38, октябрь 2002 г.)
Учредители: УМНС РФ по Орловской области, ОГУП "Редакция "Просторы России"
Главный редактор: Александр Макушев
Адрес редакции: 302021, г. Орел, ул. Ленина, 1
Телефоны редакции: (486-2) 43-50-18, (486-2) 43-48-13