Следует ли восстанавливать
вычеты НДС при переходе на единый сельскохозяйственный налог?
Налоговые органы утверждают, что при переходе организации на специальный режим налогообложения (в том числе единый сельскохозяйственный налог, Единый налог на вмененный доход и др.) она обязана восстановить налог на добавленную стоимость, ранее принятый к вычету, и перечислить его в бюджет. Аргументируют они свою позицию тем, что на момент перехода у налогоплательщика имеются остатки товаро-материальных ценностей, при этом уплаченный ранее поставщикам данных товаров налог на добавленную стоимость был принят к вычетам в предыдущих налоговых периодах.
Так как эти остатки будут использованы при осуществлении операций, не облагаемых НДС, то суммы налога по остаткам ТМЦ подлежат восстановлению и уплате в бюджет.
Также, по мнению налоговых органов, суммы НДС по амортизируемому имуществу, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со ст.ст. 171,172 НК РФ до перехода на специальный режим налогообложения и используемому для производства и реализации товаров (работ, услуг) после перехода организации на указанную систему налогообложения, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в доле недоамортизированной стоимости указанного имущества.
Попробуем проанализировать обоснованность данных требований. Так, в ст. 171 НК РФ установлено право налогоплательщиков на налоговые вычеты: право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении:
- товаров, приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктах 2 и 6 ст. 170 НК РФ;
- товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В ст. 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров и при наличии соответствующих первичных документов.
В пунктах 2 и 6 ст. 170 НК РФ приведены случаи, когда суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) и уплаченные им, не могут быть включены в состав налоговых вычетов.
Так, согласно п. 6 ст. 170 НК суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости соответствующих товаров (работ, услуг) в случае:
- приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг) лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с гл. 21 НК РФ либо освобожденными от обязанностей в соответствии со ст. 145 НК РФ.
- приобретения (ввоза) амортизируемого имущества для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ.
Если организация до перехода на специальный режим налогообложения, не подпадала под действие п. 6 ст. 170 НК РФ, от обязанностей налогоплательщиков не была освобождена и в момент приобретения спорных товаров и услуг являлась плательщиком налога на добавленную стоимость, то она правомерно применяла налоговые вычеты и у нее в налоговом периоде, предшествующем переходу на специальный режим налогообложения, отсутствовали основания для восстановления ранее возмещенного НДС.
Статьи 170, 171, 172 НК РФ не предусматривают, что суммы налога, принятые к вычету (возмещенные) в установленном законом порядке, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в случае, если налогоплательщик в дальнейшей деятельности вправе осуществлять реализацию товаров (работ, услуг) без НДС.
Аналогичная позиция сформировалась и судебной практикой. Так, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 1 июля 2003 г. N КА-А40/4309-03 опровергло мнение налоговой инспекции о восстановлении и уплате в бюджет сумм НДС по остаткам товаров при переходе на упрощенную систему налогообложения, а Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 мая 2003 г. N А28-9013/02-373/15 опровергло мнение налоговой инспекции о восстановлении и уплате в бюджет сумм НДС по остаткам товаров при переходе на единый налог на вмененный доход.
В обоих случаях судом использовались вышеприведенные доводы и в обоих постановлениях указывается, что налоговыми органами не указано ни одной нормы права, предусматривающей соответствующую обязанность восстановления налога.
Нет таких правоустанавливающих положений и в обновленной главе 26.1 НК РФ по единому сельскохозяйственному налогу.
На основании вышеизложенного можно с полной уверенностью заявлять, что организации при переходе на единый сельскохозяйственный налог не обязаны последним налоговым периодом, предшествующим дате перехода, восстанавливать и уплачивать в бюджет суммы НДС по остаткам товаро-материальных ценностей и сумм остаточной стоимости амортизируемого имущества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: В 2001 году нами был получен банковский кредит на покупку товара. Проценты за кредит в целях бухгалтерского учета в соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н, (Вопрос-ответ, "Деловой Орел", N 38, октябрь 2002 г.)
Учредители: УМНС РФ по Орловской области, ОГУП "Редакция "Просторы России"
Главный редактор: Александр Макушев
Адрес редакции: 302021, г. Орел, ул. Ленина, 1
Телефоны редакции: (486-2) 43-50-18, (486-2) 43-48-13