Революция длиною в семь лет
Почти год мы живем в условиях революционных преобразований в сфере обязательных требований государства к продукции и видам деятельности. С 1 июля 2003 года вступил в силу Федеральный закон "О техническом регулировании".
Реформирование здесь действительно назрело: в условиях рынка устаревшая, оставшаяся еще от плановой экономики жесткая система стандартов и технических нормативов сдерживает развитие реального сектора экономики, и особенно малого и среднего бизнеса. А кроме того, препятствует интеграции России в мировой рынок, создает технические барьеры в торговле - с учетом перспективы вступления нашей страны в ВТО пересмотр системы технического регулирования стал просто необходим.
Поскольку действие закона распространяется на значительные группы объектов - продукцию, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы, услуги - можно сказать, что революционные изменения затронут всех производителей товаров или услуг, независимо от формы собственности предприятий, а также индивидуальных предпринимателей и, соответственно, потребителей. Понятно, что столь масштабные преобразования не совершаются одномоментно, поэтому законом предусмотрен семилетний переходный период. Что же изменится?
Обязательные регламенты и добровольные стандарты
Вместо многочисленных, противоречивых и дублирующих друг друга ведомственных нормативов, усложняющих работу предприятий, предусмотрено создание двухуровневой системы нормативных документов, когда все требования к продукции (услугам) будут четко разделены на две категории: обязательные к исполнению - это требования по безопасности, которые определяются техническими регламентами, и добровольные, зафиксированные стандартами, выполнение которых отдается на откуп производителям. Технические регламенты могут быть приняты только федеральными законами, постановлениями Правительства РФ или указами Президента. За семилетний переходный период предстоит подготовить семь общих, так называемых горизонтальных регламентов, касающихся общих норм безопасности - пожарной, биологической, экологической и т.п., которые планируется принять до 2005 г. Затем наступит очередь "вертикальных", т.е. специальных технических регламентов, учитывающих специфические особенности тех или иных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения и т.д.
По мнению начальника экономического управления Администрации Президента А.В. Данилова-Данильяна, "реализация закона чрезвычайно важна и для снижения коррупции, и административных барьеров на пути бизнеса, в том числе малого и среднего. Если сейчас практически любой проверяющий может прийти на предприятие с любым набором требований (а они содержатся в 60 тыс. различных нормативных документов), то в будущем он сможет появиться там с одним-единственным техническим регламентом, который исчерпывающим образом описывает все требования к производству конкретной продукции". До того как будет принят и опубликован тот или иной технический регламент, будут действовать все нынешние нормативы, правила, документы. На сегодня некоторые регламенты разработаны, но ни один еще не утвержден Правительством.
Демократичность и прозрачность
В отличие от существовавшего до сих пор закрытого от общества ведомственного нормотворчества в разработке и технических регламентов, и стандартов могут принять участие все заинтересованные стороны - как юридические, так и физические лица. Более того, этот процесс будет прозрачным, вся информация о разработке норм, их применении будет публиковаться в официальном издании федерального органа по техническому регулированию и в Интернете.
Добровольная ответственность
Закон предусматривает два вида стандартов: национальные, которые принимает и утверждает национальный орган по стандартизации (бывший Госстандарт РФ), и стандарты предприятий (организаций). Существующих на сегодня отраслевых стандартов не будет: они должны быть переведены в ранг национальных или в стандарты предприятий. Национальные стандарты, вероятнее всего, сохранят привычную аббревиатуру - ГОСТ.
В отличие от "железобетонных" стандартов советских времен нынешние носят добровольный характер. В российской традиции, как известно, добровольность нередко трактуется как необязательность выполнения. Между тем в условиях цивилизованного рынка, куда мы стремимся попасть, "добровольность" интерпретируется как необходимость и даже обязанность поставщика добровольно возлагать на себя и нести перед потребителем ответственность за выполнение требований национальных стандартов. Если, к примеру, в договоре на поставку продукции есть ссылка на стандарт, потребитель будет принимать у поставщика продукцию только соответствующую стандарту. В широком понимании стандарты - это "универсальный язык" общения. Поэтому в них заинтересованы в первую очередь сами производители и именно поэтому фонды стандартов, например Германии, составляют 35 тысяч, Франции - более 23 тысяч, Великобритании - свыше 19-ти, в России - 23,5 тысячи стандартов. В производственной практике отечественных предприятий, к примеру, ОАО "Московский завод "Микромашина" - 1725 стандартов, завода "Стинол" - 6650.
Добровольно, но не бесконтрольно
Чтобы оградить граждан от потребления опасной и недоброкачественной продукции, законом предусмотрено подтверждение соответствия продукции установленным требованиям - в форме сертификата соответствия либо декларации о соответствии. Обязательная сертификация будет применяться, по словам специалистов, для наиболее опасных видов продукции. Но в любом случае схема декларирования или сертификации тех или иных изделий будет оговорена в соответствующем техническом регламенте.
Общеизвестно, что сегодня сертификация, особенно для предприятий малого бизнеса, довольно изнурительный процесс. Теперь есть возможность использовать более простую процедуру декларирования соответствия. Подписывая декларацию, производитель тем самым заверяет всех о том, что полностью выполнил все предусмотренные техническим регламентом мероприятия. То есть ответственность за потребительские качества продукции несет теперь бизнес. Как заметил по этому поводу президент Международной конфедерации обществ потребителей (КонФОП) А.А. Аузан, "производителю (продавцу) придется отвечать не за качество "бумажки", а за качество товара. Причем отвечать не только штрафами, но и отзывом небезопасного товара от потребителя". То есть закон не отменяет государственный контроль и надзор: если в ходе проверок будут выявлены несоответствия продукции установленным требованиям, органы госконтроля и надзора вправе приостановить производство, запретить передачу продукции, приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата, отозвать продукцию с рынка и т.д. А новое состоит в том, что этот контроль переносится из сферы производства продукции исключительно в сферу ее обращения, т. е. на рынок, что тоже снижает административную нагрузку на бизнес. Для информации потребителей товары, которые соответствуют требованиям технических регламентов, маркируются знаком обращения на рынке (см. рис. вверху).
От информирования - к практике внедрения
Насколько закон оправдает наши ожидания, улучшится ли ситуация в отраслях с внедрением новых норм и стандартов, вздохнет ли легче малый бизнес и насколько защищенным будет потребитель - сегодня об этом никто не берется говорить, в том числе и в Орловском ЦСМ. Информация на эту тему в СМИ крайне скудна, широкой общественной дискуссии вокруг нового закона не наблюдается. А та информация, которая содержится в специализированных изданиях Госстандарта РФ, посвящена в основном реформированию самого органа.
В этих условиях определенным прорывом "информационного вакуума" можно считать состоявшийся в Орле по инициативе управления промышленности обладминистрации, ОАО "Орловская промышленная компания" и ФГУ "Орловский ЦСМ" семинар, посвященный вопросам реализации ФЗ "О техническом регулировании" и управления качеством. Семинар проводил зам. главного редактора журнала "Стандарты и качество", доктор экономических наук, профессор В. Я. Белобрагин, а его участниками были свыше 50 специалистов промышленных предприятий области, таких как ЗАО "Фригорекс Евразия", "ПродмашОрел", ОАО "Орелстроймаш", "Флакс", "Погрузчик", "Техноприбор", "Орловская крепость", ПК "Орловский комбинат хлебопродуктов". К сожалению, не было представителей малого бизнеса, не говоря уже об организациях потребителей. Похоже, промышленники первыми поняли значение грядущих перемен, специалисты некоторых предприятий уже побывали на подобном семинаре в Воронеже. Не отрицая важности и полезности таких мероприятий, говорили о том, что главное - поскорее переходить непосредственно к внедрению технических регламентов. Например, как заметила Н.В. Овчинникова, инженер-конструктор ОАО "Орелстроймаш", "прошел уже год, как закон вступил в силу, а конкретных результатов пока мало, мы работаем вслепую. Конечно, хорошо, что теперь у самих предприятий появилась возможность разрабатывать стандарты, но чтобы реализовать это право на практике, нужны финансы и специально подготовленные кадры, чего сегодня у большинства предприятий нет".
(При подготовке материала использован сборник статей "Техническое регулирование: закон вступил в силу" РИА "Стандарты и качество", 2003 г.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: В 2001 году нами был получен банковский кредит на покупку товара. Проценты за кредит в целях бухгалтерского учета в соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н, (Вопрос-ответ, "Деловой Орел", N 38, октябрь 2002 г.)
Учредители: УМНС РФ по Орловской области, ОГУП "Редакция "Просторы России"
Главный редактор: Александр Макушев
Адрес редакции: 302021, г. Орел, ул. Ленина, 1
Телефоны редакции: (486-2) 43-50-18, (486-2) 43-48-13