О налогообложении затрат на подписку
Организация, выписывающая бухгалтерские журналы, применяет упрощенную систему налогообложения. Единый налог считает с разницы между расходами и доходами. Срок использования периодических печатных изданий - не более 12 месяцев. Можно ли учесть расходы на подписку в качестве расходов по приобретению основных средств (подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)?
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
Исходя из положений п/п. 16 п. 3 ст. 346.12 и пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, состав основных средств определяется в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете (см. также п. 3 ст. 4 от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Согласно п. 12 Методических указаний по бухучету основных средств, основные средства могут группироваться применительно к Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1. Названной Классификацией бухгалтерские журналы к основным средствам не отнесены.
В связи с этим, а также в связи с тем, что перечень расходов, учитываемых при налогообложении, приведенный в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации ограничен, расходы по подписке на бухгалтерские журналы при определении налоговой базы по единому налогу организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, учитываться не должны.
Замдиректора
департамента налоговой и таможенно-тарифной
политики Министерства финансов РФ А.И. Иванеев
Комментарий
Наиболее простой способ своевременно получать информацию об изменениях в законодательстве - оформить подписку на профильное периодическое издание. Могут ли "упрощенцы" учесть такие траты в уменьшение базы единого налога?
Следуя традиции
Как правило, бухгалтеры собирают подшивку выписываемых периодических изданий. Поэтому логично предположить, что срок полезного использования такой литературы превышает 12 месяцев. Получается, что подписные расходы - это затраты на приобретение основных средств. И значит, "упрощенцы" имеют полное право учесть их в уменьшение базы единого налога (подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Если, конечно, экономически обоснуют издержки и подтвердят их документально (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Однако работники Минфина России с таким выводом не согласны. Финансисты замечают, что пользователи УСН должны определять состав основных средств в соответствии с бухгалтерским законодательством (п. 3 ст. 4 Закона от 21.11.96 N 129-ФЗ). При этом согласно Методическим рекомендациям по бухучету, утвержденным приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, такие активы группируются в соответствии с Классификацией основных фондов, включаемых в амортизационные группы. Специализированные бухгалтерские журналы в этой Классификации не значатся.
Поэтому причислить оформление подписки к затратам на приобретение основных средств нельзя. Такие операции пользователи УСН могут осуществлять только за счет собственных средств.
Инспекторы ряда регионов неоднократно подчеркивали, что расходы на подписные издания не поименованы в закрытом перечне дозволенных "упрощенцам" трат, поэтому учесть их нельзя.
Опираясь на НК РФ
Однако мнение госслужащих далеко не бесспорно.
Если говорить об этих доказательствах Минфина России, можно отметить такие слабые места.
Бухгалтерский учет
Во-первых, относительно бухгалтерского учета активов. Положение Методических рекомендаций (п. 12), на которое ссылаются финансисты, позволяет, но не обязывает фирмы использовать упомянутую Классификацию по амортизационным группам. Ведь разработана она прежде всего для отнесения стоимости имущества в расчет налога на прибыль. Поэтому использовать данный документ выгодно тем организациям, которым важно совместить бухгалтерский учет с налоговым.
Но "упрощенцы" не рассчитывают "прибыльный" платеж, поэтому
применять Классификацию им нет необходимости (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).
Фирма -пользователь УСН может самостоятельно установить в бухучете
стоимостный предел амортизируемого имущества (п. 18 ПБУ 6/01). Лучше
взять максимально возможный лимит - то есть 10 000 рублей. Затем
организация вправе сама определить срок полезного использования объектов
(п. 20 ПБУ 6/01) и рассчитать амортизационные отчисления относительно них
(на основе выбранного метода - п. 18 ПБУ 6/01).
Правда, цена даже годовой подписки, скорее всего, не превысит "амортизационный" предел. Поэтому затраты на ее оформление войдут в состав издержек на приобретение "малоценных" основных средств (п. 18 ПБУ 6/01). А их стоимость может быть списана на бухгалтерские затраты единовременно.
Плюс налоговый учет
Для исчисления единого налога "упрощенцы" вообще не рассчитывают амортизацию (п. 3 ст. 346.16 НК РФ).
Нет в главе 26.2 НК и условия о том, что под затратами на приобретение основных средств подразумеваются только издержки на покупку амортизируемого имущества.
По законодательству, фирма может определить сама, относится или нет приобретенный актив к объектам основных средств, например, при помощи "Общероссийского классификатора основных фондов" ОК 013-94 (утвержден приказом Госстандарта России от 26.12.94 N 359). Кстати, в соответствии с ним периодические издания входят в состав таковых - код 19 0001112.
Если основное средство было приобретено в период применения УСН, затраты на покупку войдут в налоговые расходы сразу после одновременного выполнения двух условий:
- актив оплачен поставщику;
- объект введен в эксплуатацию (п. 3 ст. 346.16 НК РФ).
Если основное средство фирма приобрела до перехода на "упрощенку", порядок отнесения его стоимости на расходы зависит от срока полезного использования.
Итого
Если периодические издания подпадают под определение основных средств по ПБУ 6/01, значит, их нужно принять к бухучету как таковые. При этом для включения подписных издержек в расчет единого налога достаточно доказать их экономическую оправданность и подтвердить документами (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Обратите внимание: бухучет основных средств должны вести только фирмы-"упрощенцы", а вот предприниматели от такой обязанности освобождены (п. 3 ст. 4 Закона от 21.11.96 N 129-ФЗ). Поэтому для них единственным способом классифицировать периодические издания как основные средства остается ОК 013-94, утвержденный приказом Госстандарта России от 26.12.94 N 359.
Пример. ООО "Марс" применяет упрощенную систему налогообложения.
Налог платит с разницы между доходами и расходами. В феврале 2005 года "Марс" оформил подписку на журнал "Нормативные акты для бухгалтера" у официального представителя на 6 месяцев 2005 года (март- август) за 1896 руб. (в т. ч. НДС - 172 руб.). Цена одного журнала - 158 руб. (1896 руб. : 6 мес. : 2) (в т. ч. НДС - 14 руб.).
Бухгалтер "Марса" сделал в бухгалтерском учете такие проводки:
в момент перечисления денег
Дебет 60 субсчет "Авансы выданные" Кредит 51: - 1896 руб. - перечислены деньги за подписку; 2 раза в месяц по мере получения журнала
Дебет 08 Кредит 60: 144 руб.
(158 - 14) - списана стоимость полученного издания;
Дебет 19 Кредит 60: 14 руб. - отражен НДС по полученным изданиям;
Дебет 60 Кредит 60 субсчет
"Авансы выданные": 158 руб. - зачтена предоплата;
Дебет 08 Кредит 19: 14 руб. - НДС включен в первоначальную стоимость журнала;
Дебет 01 Кредит 08: 158 руб. - журнал передан в бухгалтерию;
Дебет 26 Кредит 01: 158 руб. - списана стоимость полученного издания.
Другие способы. Учесть в налоговых расходах подписные издержки фирма, применяющая "упрощенку", может и по-другому.
Материальные затраты
Организация вправе указать в учетной политике, что пользуется спецлитературой менее 12 месяцев. Объяснение этому - быстро меняющееся законодательство. Тогда выписываемые журналы, газеты и т. д. будут входить в состав материально-производственных запасов.
Затраты на их приобретение "упрощенцы" смогут принять к учету как материальные расходы в соответствии со статьей 254 Налогового кодекса (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). При соблюдении правил статьи 252 (п. 2 ст. 346.16). При этом исключить подписные издержки из базы единого налога "спецрежимники" имеют право сразу после расчета с поставщиком. НДС по приобретенным материально-производственным запасам также можно учесть в налоговых расходах (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Причем как отдельную трату (письмо Минфина России от 24.08.2004 N 03-03-01-04/1/4).
Компенсация
Организация может подписаться на периодику не сама, а через своего сотрудника. В этом случае работник оформляет все подписные документы на свое имя, а фирма компенсирует ему эти затраты (ст. 163 или 188 ТК РФ). Сумму компенсации в соответствии со статьей 255 НК можно включить в расходы на оплату труда (подп. 25 ст. 255 НК РФ). На эти затраты "упрощенцы" вправе сократить базу единого платежа (подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Сразу после выплаты возмещения сотруднику (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Нужно соблюсти ряд "предосторожностей". Во-первых, условие о том, что подписку оплачивает работник, а предприятие компенсирует ему эти расходы, надо отразить в коллективном и трудовом договоре с конкретным работником. А во-вторых, перечень требующихся для работы изданий необходимо утвердить приказом руководителя.
НДФЛ с суммы компенсации, выплачиваемой сотруднику, работодатель может не удерживать (п. 3 ст. 217 НК РФ). Не нужно платить с нее и взносы в ПФР (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ).
Ведь такое возмещение предусмотрено трудовым и коллективным договором. И значит, не включается в базу расчета этих платежей (письмо Минфина России от 02.11.2004 N 03-05-01-04/72).
Почтовые услуги
Еще один "своеобразный" способ учета подписных расходов в уменьшение единого налога по УСН предложили сами инспекторы. Подмосковные управленцы посоветовали "упрощенцам" отнести затраты на оформление подписки к расходам, связанным с оплатой услуг связи (подп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), поскольку согласно ОКВЭД, перечень таких услуг (код 64) включает "подписку на печатные издания" (код 64.11.14). Отметим, что пока возможность списания издержек на подписку таким образом письменно ни одно из ведомств не подтвердило. Однако данный вариант не лишен логики.
Письмо Министерства финансов РФ от 14.02.2005 N 03-03-02-04/1/40 "О налогообложении затрат на подписку";
Р. Любушкина,
"Нормативные акты для бухгалтера"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: В 2001 году нами был получен банковский кредит на покупку товара. Проценты за кредит в целях бухгалтерского учета в соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н, (Вопрос-ответ, "Деловой Орел", N 38, октябрь 2002 г.)
Учредители: УМНС РФ по Орловской области, ОГУП "Редакция "Просторы России"
Главный редактор: Александр Макушев
Адрес редакции: 302021, г. Орел, ул. Ленина, 1
Телефоны редакции: (486-2) 43-50-18, (486-2) 43-48-13