Как с минимальными потерями исправить ошибку в платежке
Если ошибка в платежке не привела к бюджетной потере, то налоговики должны обнулить начисленные недоимки и пени. Это правило действует с начала 2007 года. Однако до сих пор ведутся споры между бухгалтерами и налоговыми инспекторами о том, какую именно ошибку можно исправить, а в каких случаях налог придется перечислять заново.
Когда налог придется заплатить в бюджет повторно
С 1 января 2007 года статья 45 Налогового кодекса РФ определяет, какие ошибки в платежках являются причиной начисления недоимки и пеней, а какие нет. Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 45 Налогового кодекса РФ, перечислить налог повторно компании придется в том случае, если в платежном поручении неверно указаны:
- номер счета Федерального казначейства;
- наименование банка-получателя.
Из-за таких ошибок бюджет недополучит причитающуюся ему сумму налогов.
Отметим, что сумму, которая ушла по платежке с ошибкой и была зачислена налоговиками на невыясненные платежи, впоследствии можно вернуть. Делается это по правилам, предусмотренным статьей 78 Налогового кодекса РФ. Об этом Минфин России, в частности, сообщал в своем письме от 19 декабря 2006 г. N 03-02-07/2-122.
Когда платеж можно уточнить
Допуская ошибку, которая не приводит к бюджетным потерям, платить налог повторно не нужно. В этом случае есть возможность просто уточнить платеж. Это значит, что в инспекцию нужно подать заявление и копии платежек, а также, возможно, пройти сверку. Как сказано в пункте 7 статьи 45 Налогового кодекса РФ, уточнить платеж можно в случае, если ошибка была допущена в следующих полях платежного поручения:
- основание платежа;
- тип платежа;
- принадлежность платежа - КБК;
- налоговый период;
- статус налогоплательщика.
Как бороться с последствиями ошибок в платежках | |
В каком поле допущена ошибка | Что делать |
Номер счета Федерального казначейства (поле 17) |
Перечислить налог повторно. Также надо перечислить пени, если налоговики успели их начислить |
Наименование банка-получателя (поле 13) |
|
Основание платежа (поле 106) | Платеж можно уточнить. Для этого нужно подать в инспекцию соответствующее заявление и копии платежных поручений |
Тип платежа (поле 110) | |
Налоговый период (поле 107) | |
Статус налогоплательщика (поле 101) | Платеж можно уточнить. Для этого нужно подать в инспекцию соответствующее заявление и копии платежных поручений. А также пройти сверку, если этого требует инспекция |
ОКАТО (поле 105) | Все зависит от того, попал ли налог в нужный бюджет. Если да, то платеж можно уточнить. Если нет, то налог придется перечислить повторно. Также надо перечислить пени, если налоговики успели их начислить |
КБК (поле 104) |
После уточнения платежа инспекторы должны перевести деньги по нужному адресу, а недоимку и пени, если они уже были начислены, обнулить. Именно об этом Минфин России сообщил в письме от 14 августа 2007 г. N 03-02-07/1-377. В этом письме чиновники также напомнили, что положения статьи 45 распространяются и на платежи, которые были перечислены в бюджет до 2007 года.
На практике все происходит следующим образом. Если компания обнаруживает ошибку самостоятельно, то сразу подает в инспекцию заявление об уточнении платежа.
Если же компания не заметит ошибку, то инспекция начислит ей недоимку и пени, после чего выставит требование на их уплату. Получая требование, компания узнает об ошибке и подает заявление с просьбой уточнить платеж. Если налоговики, получив это заявление, решают провести сверку, то процесс уточнения может занять более чем 10 дней. А 10 дней - это крайний срок для исполнения требования об уплате налога, если в самом документе не указано иного (п. 4 ст. 69 НК РФ). В результате может оказаться, что налоговики самостоятельно взыщут средства с расчетного счета компании до того момента, как платеж будет уточнен. В этом случае компании после принятия решения об уточнении платежа придется обращаться в инспекцию с просьбой возвратить или зачесть излишне взысканные налоги и пени (ст. 79 НК РФ).
Какие ошибки исправят без проблем. Как показывает практика, инспекторы без проблем уточняют ошибки только в трех полях: основание и тип платежа, а также налоговый период. "Если все остальные реквизиты указаны верно, то эти ошибки значения не имеют. Мы сами разнесем налог куда положено", - уверяют одни инспекции. "При ошибке в основании или типе платежа компания должна принести нам копии платежек и заявление с просьбой уточнить платеж, чтобы мы обнулили недоимку и пени", - таково требование других налоговых. Проходить сверку, чтобы исправить подобную ошибку, не нужно.
Когда придется пройти сверку. Сложнее обстоит дело с неточностью в указании статуса налогоплательщика. Например, компания, перечисляя НДФЛ и НДС, вместо статуса налогового агента (02) указала статус налогоплательщика (01). Или при перечислении ЕСН вместо статуса 14 проставили 01. Бюджет от такой погрешности ничего не теряет. Однако многие инспекторы считают эту ошибку достаточно существенной. Чтобы обнулить начисленную недоимку и пени, скорее всего, придется пройти сверку платежей. А эта процедура сегодня может растянуться на несколько месяцев.
Кроме того, встречаются прецеденты, когда инспекторы вообще отказываются рассматривать заявления об уточнении платежей при указании неправильного статуса. И требуют, чтобы компании уплатили начисленные недоимки и пени. Если вы столкнулись с таким фактом, дайте инспектору понять, что не намерены выполнять незаконное требование, и укажите на арбитражную практику, которая на стороне налогоплательщиков (например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21 марта 2007 г. N Ф04-1626/2007(32723-А8137), постановление ФАС Московского округа от 7 марта 2007 г. N КА-А40/1391-07). Возможно, это убедит налоговиков поступить по закону.
Какие ошибки не всегда возможно исправить. Неточности в указании КБК и ОКАТО (о которых Налоговый кодекс вообще молчит) - наиболее сложные. Все дело в том, что иногда из-за подобных ошибок бюджет недополучает часть средств. А это значит, что налог нужно платить повторно.
Особый случай 1 - ошибка в ОКАТО
Ошибки в ОКАТО допускают часто. И это неудивительно: региональные власти нередко меняют состав и границы муниципалитетов, что отражается на кодах.
В письме от 19 декабря 2006 г. N 03-02-07/2-122 Минфин России высказал мнение, что при ошибке в ОКАТО инспекторы пени не пересчитают. Однако из приказа ФНС России от 2 апреля 2007 г. N ММ-3-10/187@ можно сделать другой вывод. Этим приказом чиновники закрепили форму решения, которое налоговики выдают налогоплательщикам при уточнении платежа. Среди возможных причин уточнения там назван и код ОКАТО. Следовательно, ошибка в этом коде не всегда приводит к потерям бюджета и платеж с подобной ошибкой иногда можно уточнить. Разберемся, когда такое возможно.
Когда платеж можно уточнить. Во-первых, ошибка в коде ОКАТО не приведет к бюджетной потере, если компания перечисляла какой-то федеральный платеж. В этом случае код ОКАТО вообще не играет решающей роли. При правильном указании всех остальных реквизитов деньги обязательно окажутся в федеральном бюджете.
Во-вторых, казна ничего не потеряет, если налогоплательщик, перечисляя региональный платеж, вместо своего ОКАТО укажет код другого муниципалитета, но в пределах своего региона. В этой ситуации региональный бюджет также не понесет никаких потерь, если все остальные реквизиты будут указаны верно.
Кроме того, есть еще один случай, когда платеж с неверным ОКАТО можно уточнить. Речь идет о ситуациях, когда бухгалтер ошибся в коде до 2006 года. Причем ошибка была допущена по коду муниципального образования того региона, который был реорганизован. Об этом, в частности, Минфин России сообщал в уже упомянутом нами письме N 03-02-07/2-122.
Когда налог нужно заплатить повторно. Если компания, уплачивая региональный платеж, укажет несуществующий ОКАТО или ОКАТО муниципалитета из другого региона, то такую ошибку исправить нельзя. Налог придется перечислять заново. Ведь в этом случае региональный бюджет ваши деньги не получит.
Аналогичная ситуация возникает, если бухгалтер ошибается в коде ОКАТО при перечислении местных платежей. Муниципальный бюджет в этом случае несет потери, и компании приходится платить налог второй раз, то есть погашать начисленную налоговиками недоимку и пени.
Особый случай 2 - ошибка в КБК
Еще одна распространенная ошибка в платежке - это неправильное указание кода бюджетной классификации. Как и ошибку в ОКАТО, эту неточность иногда можно исправить, подав заявление с просьбой уточнить платеж. Рассмотрим ситуации, когда это возможно.
Когда платеж можно уточнить. Уплачивать налог повторно не придется, если бухгалтер ошибся в 14-м знаке КБК. Эта цифра показывает, что именно - налог, пени по нему или штраф -перечисляет организация. Следовательно, 14-й знак - это 1, 2 или 3. Если фирма указала не то значение или просто указала 0, то платеж все равно попадет в нужный бюджет.
Можно уточнить платеж, если бухгалтер перепутал КБК двух налогов одного уровня. Так, уплачивая один федеральный налог (например, НДС), бухгалтер указал код другого федерального налога (например, налога на прибыль в части, перечисляемой в федеральный бюджет). Бюджет из-за такой ошибки ничего не потеряет, а следовательно, второй раз налог перечислять не нужно. Для этого необходимо уточнить платеж - по той же схеме, которую мы описали выше. Об этом Минфин напомнил в письме от 15 января 2007 г. N 03-02-07/2-3.
Также простительна ошибка следующего типа: вместо КБК конкретного налога указали общий код, который относился к целой группе платежей. Например, вместо КБК для НДФЛ с доходов, облагаемых по ставке 13 процентов, поставили общий КБК для всех видов НДФЛ. Или схожая ошибка: налог выбран верно, но КБК не совсем тот. Например, вместо КБК для НДФЛ с доходов, облагаемых по ставке 13 процентов, указан КБК для НДФЛ с дивидендов. В таких случаях платеж также можно уточнить. Когда налог нужно заплатить повторно. Все остальные ошибки в КБК приводят к недоимкам и пеням. В частности, если компания указала несуществующий КБК, то заплатить налог придется повторно.
Александр Сергеичев,
советник государственной гражданской службы 1-го класса;
Марина Ильина,
эксперт журнала "Главбух"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вычет НДС при взаимозачете - только после уплаты налога контрагенту ("Деловой Орел", N 7, февраль 2008 г.)
Газета выходит с марта 1998 г.
Учредители: УФНС РФ по Орловской области, ОАО "Редакция "Просторы России"
Главный редактор: Екатерина Глазкова
Адрес редакции: 302028, г. Орел, ул. Ленина, 1
Телефоны редакции: (486-2) 76-07-26, (486-2) 43-58-08
E-mail: delovoyorel@mail.ru