Производство алкоголя - под жесткий контроль
Акцизы издавна являлись одним из основных источников пополнения казны государства Российского. В настоящее время акцизы применяются во всех странах рыночной экономики. Россия не составляет исключения.
Поэтому контроль за производством, оборотом и реализацией алкогольной продукции - одно из важных направлений деятельности налоговых органов.
В настоящее время на территории Орловской области зарегистрировано:
шесть спиртзаводов - ЗАО "Верховский спиртзавод"; 000 "Чистые ключи"; ЗАО "Троицкий спиртзавод"; ЗАО "Любовшенский спиртзавод"; ОАО "Этанол"; ЗАО "Орловский Кристалл"; 000 МСВК "Орловская крепость";
пять производителей алкогольной продукции, в том числе три производителя водки и ликероводочных изделий - ОАО "Этанол"; ЗАО "Орловский Кристалл"; 000 МСВК "Орловская крепость"; ОАО "Орловский винзавод"; 000 "Орловский завод концентратов и напитков".
В 2005 г. в области произведено 1525,9 тыс. декалитров этилового спирта, или 82,2 % к соответствующему периоду прошлого года, произведено 1199,1 тыс. дал водки и ликероводочных изделий, что на 155, б тыс. дал (или 14,9 %) больше, чем в 2004 г. Из общего количества 440 тыс. дал (или 40 %) реализовано на территории Орловской области.
Потребление водки на 1 жителя области в 2005 г. составило 8,4 литра на человека.
На большинстве действующих спиртзаводов внедрены современные технологии, для гидролиза крахмала используются ферментные препараты, что позволяет экономить энергоресурсы и стабилизировать производственный процесс.
На ликероводочных заводах области существенно улучшилась водоподготовка, для которой используются последние достижения науки и техники. Так, на многих заводах это достигается мембранным способом, а там, где внедрен физико-химический способ очистки воды, применяются новые адсорбенты.
В 2005 г. общее поступление акцизов на спирт и алкогольную продукцию в бюджеты всех уровней составило 652,6 млн руб., в том числе в федеральный бюджет -139,3 млн руб., или 21,3 %.
Объем поступлений акцизов в территорию превысил уровень поступлений 2004 г. на 75,0 млн рублей (или на 17,5 %).
Рост налоговых поступлений в территориальный бюджет обусловлен увеличением объемов поставок алкогольной продукции.
С 1 января 2006 года введены значительные изменения в законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Государство идет по пути ужесточения требований к предприятиям и организациям, осуществляющим производство и оборот алкоголя.
К 1 января 2006 года организации, осуществляющие деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обязаны были привести свою деятельность в соответствие с требованиями Закона по следующим основным позициям:
1) уставному капиталу;
2) денатурирующим добавкам;
3) оснащенности техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС).
С 1 января 2006 года производство этилового спирта вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее десяти миллионов рублей.
Производство и оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции (в том числе водки) вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее десяти миллионов рублей.
Производство водки могут осуществлять предприятия, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее 50 миллионов рублей.
Новые условия будут побуждать производителей бороться за качество продукции и ее конкурентоспособность.
С 01.01.2006 г. в регионе управлением ФНС России по Орловской области было приостановлено действие лицензий четырех организаций, осуществляющих закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, которые не смогли привести в соответствие с требованиями закона размер уставного капитала.
Поставки и (или) розничная продажа алкогольной продукции могут осуществлять только организации при наличии соответствующих лицензий и при условии предварительной оплаты поставляемой алкогольной продукции. Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная одним субъектом РФ, может действовать на территории другого субъекта РФ при условии наличия между ними соответствующего соглашения. Индивидуальным предпринимателям запрещается заниматься предпринимательской деятельностью по розничной продаже алкогольной продукции с 01.07.06 г.
В новой редакции Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" появилась новая статья, определяющая перечень денатурирующих веществ и их концентрации.
Ранее в перечень денатурирующих добавок были включены 16 веществ. Значительная часть такой денатурированной спиртосодержащей продукции часто являлась продукцией "двойного назначения", то есть использовалась как заменитель спиртных напитков в свободной продаже. Многие пользовались тем, что при разведении водой концентрация диэтилфталата уменьшалась в два-три раза, а следовательно, такая продукция, как правило, была бесцветной и не имела неприятного запаха.
Теперь государство четко расставило все точки в данном вопросе. Законом устанавливается жесткий перечень денатурирующих веществ: бензин, кротоновый альдегид, битрекс, которые позволяют обеспечить основное предназначение денатурации, а именно - не допустить использования денатурированной спиртосодержащей продукции в пищевых целях. Диэтилфталат из этого перечня исключен. Эти технические жидкости, как когда-то в старые времена, будут иметь яркий цвет и четко выраженные неприятные вкус и запах.
На этикетках спиртосодержащей не пищевой продукции, предназначенной для розничной продажи, наряду с иной обязательной информацией должна содержаться информация о недопустимости использования спиртосодержащей не пищевой продукции в пищевых целях (при этом в отношении денатурированной спиртосодержащей продукции вместо слов "этиловый спирт" должно использоваться слово "денатурат"). Данная информация должна быть расположена на лицевой стороне этикетки и занимать не менее 10 процентов ее площади (за исключением этикеток парфюмерно-косметической продукции) (п. 8).
С 01.01.2006 г. маркировка алкогольной продукции будет осуществляться федеральными специальными марками нового образца, которые будут иметь размер 90x26 мм и надписи:
- "Алкогольная продукция свыше 9 до 25 %"
- "Вина"
- "Вина натуральные"
- "Вина шампанские и игристые"
- "Алкогольная продукция свыше 25 %" (с надписью, обозначающей предельную вместимость потребительской тары алкогольной продукции - "до 0,1 л", "до 0,25 л", "до 0,5 л", "до 0,75 л", "до 1 л", "свыше 1 л").
Федеральные специальные марки нового образца, в отличие от старых, станут самоклеящимися (как в настоящее время региональные федеральные специальные марки), и имеющим поле, свободное от графического и текстового оформления, размером 35x20 мм, на которое будет нанесена вся информация об этой алкогольной продукции.
С 1 января 2006 года упраздняются акцизные склады, а обязанность по уплате акцизов с алкогольной продукции, отгруженной после 01.01.06 г., полностью возлагается на предприятия - производителей алкогольной продукции.
Если раньше налоговые органы осуществляли контроль за движением продукции на акцизном складе, то с 01.01.2006 г. для осуществления госконтроля за объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции законом вводится единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС).
Принцип ее действия заключается в том, что управление ФНС России по Орловской области будет держать под контролем весь путь движения алкогольной продукции -от производителя этилового спирта до конечного потребителя. Информация от каждого звена будет собираться, анализироваться и использоваться для проведения рейдов и проверок.
В настоящее время все производители водочной продукции области технически оснащены для работы в Единой государственной автоматизированной информационной системе и подключены к серверу управления ФНС России по Орловской области. В областном управлении по налогам и сборам создан центр управления и контроля единой системы учета и наблюдения за движением алкогольной продукции (или, как его здесь называют, ЦУК).
Работа этого комплекса позволит оперативно получать полную и достоверную информации о состоянии рынка алкогольной продукции в области, а также обеспечить защиту потребителей от фальсифицированной или недоброкачественной алкогольной продукции.
В конечном счете, все это положительно скажется на сборе акцизов на алкогольную продукцию и увеличении поступления налогов в местные бюджеты.
М. Грибанова,
начальник отдела контроля применения ККТ,
производства и оборота алкогольной и табачной продукции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: В 2001 году нами был получен банковский кредит на покупку товара. Проценты за кредит в целях бухгалтерского учета в соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н, (Вопрос-ответ, "Деловой Орел", N 38, октябрь 2002 г.)
Учредители: УМНС РФ по Орловской области, ОГУП "Редакция "Просторы России"
Главный редактор: Александр Макушев
Адрес редакции: 302021, г. Орел, ул. Ленина, 1
Телефоны редакции: (486-2) 43-50-18, (486-2) 43-48-13