Рекламные щиты, световые табло, стенды, вывески... выбираем
оптимальный вариант учета
Казалось бы, несложная задача - учесть затраты фирмы на рекламный щит или фасадную вывеску. Однако изучив налоговое законодательство на эту тему, в замешательство приходят и бухгалтеры, и налоговые инспекторы. Оказывается, принять верное решение не так-то просто.
Нужно выяснить, является ли новое оборудование фирмы рекламным или просто информационным. Затем предстоит определиться со способом списания расходов в налоговом учете.
Рекламные конструкции
Рекламными можно посчитать только такие конструкции, информация на которых:
адресована неопределенному кругу лиц;
привлекает внимание к товару, изготовителю, продавцу или другому объекту рекламирования;
формирует или поддерживает интерес к объекту рекламирования и способствует его продвижению на рынке.
Именно такие признаки рекламы перечислены в статье 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
Два способа учета
Если вы уверены, что ваше новое информационное приспособление обладает свойствами рекламы, выберите один из двух способов, которым вы будете списывать его стоимость в налоговом учете.
Вариант 1: расходы на рекламу. Они относятся к прочим расходам на производство и реализацию продукции (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). Уменьшить налогооблагаемую прибыль на их сумму НК РФ разрешает единовременно - в том периоде, в котором они возникли (ст. 272 НК РФ).
В пользу этого способа свидетельствует то, что в пункте 4 статьи 264 НК РФ прямо поименованы:
расходы на световую рекламу и иную наружную рекламу (включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов);
расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, а также на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов.
Учитывать такие расходы при налогообложении прибыли разрешено в полном объеме. А вот расходы на рекламные установки, которые не относятся к наружной рекламе, для расчета налога на прибыль нужно нормировать (п. 4 ст. 264 НК РФ). Списать их на расходы в налоговом учете можно только в пределах нормируемых рекламных расходов фирмы (он составляет 1% выручки от реализации и определяется нарастающим итогом по результатам каждого отчетного периода).
Вариант 2: основные средства. Затраты на изготовление или приобретение рекламных конструкций, по мнению инспекторов, формируют первоначальную стоимость основных средств. А ее, как известно, нужно списывать на расходы постепенно, через амортизационные отчисления.
Уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму амортизационных отчислений со стоимости рекламных конструкций налоговики предлагают с учетом "рекламных" норм (п. 4 ст. 264 НК РФ). То есть амортизацию расходов на световую и иную наружную рекламу (а также на оформление витрин и т. п.) они разрешают списывать в полном объеме. А амортизационные отчисления со стоимости других видов рекламных установок - только в пределах лимита.
Самое неприятное, что Минфин России поддержал такой подход в письме от 25 апреля 2003 г. N 04-02-05/3/35. А налоговые инспекторы, конечно же, ухватились за мнение чиновников и руководствуются им на практике (письма УФНС России по г. Москве от 7 декабря 2005 г. N 20-12/90022 и от 17 июня 2005 г. N 20-12/43635). Более того, в пользу этого мнения высказались даже арбитражные судьи (постановление ФАС Центрального округа от 5 июля 2006 г. N А68-АП-4/11-05). Тем не менее назвать его бесспорным никак нельзя.
Как доказать право на выбор
Поспорить с мнением инспекторов позволяют как минимум два факта. Во-первых, высказывая свою точку зрения, и чиновники, и судьи почему-то совсем забывают, что в Налоговом кодексе РФ существует еще и пункт 4 статьи 252. Он посвящен как раз таким ситуациям, в которых Кодекс с равными основаниями позволяет отнести одни и те же затраты к нескольким группам расходов. Право выбора в таких случаях законодательство оставляет за налогоплательщиком. Это неоднократно признавали как сами инспекторы (письмо УФНС России по г. Москве от 4 марта 2005 г. N 20-12/146196), так и арбитражные судьи (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 мая 2006 г. N АЗЗ-21067/05-Ф02-1877/ 06-С1). Отсюда вывод: фирма, которая изготовила или приобрела рекламную конструкцию, вправе сама решить, в какой именно группе расходов она учтет ее стоимость. А теперь второе. Как известно, расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на четыре группы (п. 2 ст. 253 Налогового кодекса РФ):
материальные расходы;
расходы на оплату труда;
суммы начисленной амортизации;
прочие расходы.
Именно между этими группами и возможен выбор. Причем этот выбор должен быть однозначным. То есть спорные затраты можно учесть по правилам, установленным либо для одной, либо для другой группы. А значит, если рекламную установку решено признать основным средством, то при списании ее стоимости нужно руководствоваться статьями 256-259 Налогового кодекса РФ. Если же затраты на конструкцию компания отнесла к рекламным расходам, то уменьшать на их сумму налогооблагаемую прибыль она должна по правилам статьи 264 Налогового кодекса РФ.
На сегодняшний день у Минфина России нет четкой позиции по поводу способа списания затрат на рекламные конструкции. Тем не менее, если вы выберете первый вариант учета, отстаивать свое право на это, скорее всего, придется в суде.
Как обойти спорную ситуацию
Избежать конфликтной ситуации могут помочь небольшие хитрости в оформлении документов. Ведь именно на основании того, что конкретно в них написано, во многих случаях и зависит, подходит ли имущество под признаки основного средства, и если да, то в течение какого срока вы будете его списывать. А документы, как известно, иногда можно и "подкорректировать". При этом можно выбрать как минимум два пути.
Занижаем срок службы оборудования. В Классификации основных средств (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1) упомянут только один вид имущества, под который может попасть ваша рекламная установка. Это "электрифицированная рекламная конструкция", которая входит в пятую группу Классификации. Если оборудование не подходит под это определение, то срок его службы можно установить на основании информации, указанной в технической документации. Либо на основании рекомендаций организации-изготовителя (п. 5 ст. 258 Налогового кодекса РФ).
Соответственно, если есть возможность, можно попросить поставщика прописать в документации устраивающий вас срок службы имущества, в течение которого вы и будете амортизировать его стоимость. Кстати, этот срок может и не превысить 12 месяцев. В этом случае имущество вообще не будет считаться амортизируемым.
Разбиваем имущество на несколько частей. Если рекламная конструкция состоит из нескольких частей с существенно различающимися сроками службы, то каждую из этих частей можно учесть как самостоятельный инвентарный объект (п. 6 ПБУ 6/01). Не исключено, что стоимость хотя бы одного из этих объектов составит не более 10 000 руб. А значит, для целей налогового учета такое имущество не будет являться основным средством. Единственное, к чему могут придраться инспекторы в этом случае, это к "существенности" различий в сроках службы самостоятельных частей оборудования. Лучше, если подходящий критерий "существенности" будет прописан у вас в учетной политике.
Не рекламные вывески и указатели
Вывески и указатели, которые не содержат рекламной информации, к рекламному оборудованию отнести нельзя (подп. 5 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ). Кроме того, не являются рекламными вывески и стенды со сведениями, которые фирма обязана сообщать потребителям по закону (подп. 2 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ).
Вопрос о том, каким образом нужно учитывать оборудование, содержащее такую информацию, тоже неоднозначен. Проанализировав действующее законодательство, можно предложить несколько способов решения этой задачи.
Вариант 1: основные средства
Информационные вывески, стоимость которых превышает 10 000 руб., а срок полезного использования - более 12 месяцев, налоговые работники предпочтут считать основными средствами. И соответственно, будут требовать, чтобы их стоимость фирмы списывали через амортизацию.
Однако шанс поспорить с ними и в этой ситуации есть. Интересную идею по этому поводу можно найти в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 июня 2005 г. N А55-9804/04-43. В нем судьи отказались признать основным средством вывеску с наименованием компании. При этом они обратили внимание сотрудников налоговой инспекции на то, что основными средствами в пункте 1 статьи 257 Налогового кодекса РФ названа "часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией". Объяснить, каким из вышеуказанных "средств труда" является фасадная вывеска, налоговые инспекторы не смогли.
Все это привело судей к выводу о том, что вывеска с названием фирмы не является основным средством. А значит, фирма не должна списывать ее стоимость через амортизационные отчисления. К сожалению, на вопрос о том, к какому же тогда виду расходов нужно относить затраты на такие вывески, судьи не ответили. Попробуем разобраться в этом самостоятельно.
Вариант 2: расходы на раскрытие обязательной информации
Фирмы и предприниматели, которые производят или продают товары (оказывают услуги, выполняют работы) для граждан, могут учесть затраты на вывески в прочих расходах на производство и реализацию. Как будто специально для них в пункте 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ предусмотрен подпункт 20. В нем поименованы расходы "на публикацию и иное раскрытие" информации, доводить которую до общественности требует закон.
Такой информацией, в частности, является фирменное наименование и адрес продавца (или изготовителя), а также сведения о режиме его работы (ст. 9 Федерального закона от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей"). Указывать эти сведения продавцы и изготовители обязаны именно на вывесках. Причем размещать вывески они должны не только в местах своей постоянной работы, но и в любых временных помещениях, при торговле на ярмарках, с лотков и т. п.
Таким образом, учесть затраты на информационные вывески при налогообложении прибыли розничные предприятия могут в полной сумме - в периоде, в котором они возникли (ст. 272 Налогового кодекса РФ).
Вариант 3: "другие" прочие расходы на производство и реализацию
Компании, деятельность которых не связана с розницей, размещать сведения о себе на вывесках по закону не обязаны. Однако, по мнению судей, эта практика является "общераспространенной" и "соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота" (постановление ФАС Поволжского округа от 9 июня 2005 г. N А55-9804/04-43). Такое предназначение вывесок позволяет учесть затраты на них в составе "других" прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Естественно, при условии, что они соответствуют всем требованиям, установленным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. То есть являются обоснованными, документально подтвержденными и связанными с деятельностью, направленной на получение дохода.
Г. Н. Соколова,
эксперт журнала "Главбух"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вычет НДС при взаимозачете - только после уплаты налога контрагенту ("Деловой Орел", N 7, февраль 2008 г.)
Газета выходит с марта 1998 г.
Учредители: УФНС РФ по Орловской области, ОАО "Редакция "Просторы России"
Главный редактор: Екатерина Глазкова
Адрес редакции: 302028, г. Орел, ул. Ленина, 1
Телефоны редакции: (486-2) 76-07-26, (486-2) 43-58-08
E-mail: delovoyorel@mail.ru