С 1 января 2007 года изменится порядок взаимодействия с налоговыми
органами
Федеральным законом от 27.07.06 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" внесены важные изменения в законодательство о налогах и сборах, которые вступают в силу с 1 января 2007 года (за исключением отдельных положений, для которых установлены более поздние сроки введения в действие).
Поправки коснулись практически всех аспектов взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов. Остановимся подробнее на наиболее важных из них.
Новые обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов
В соответствии с п. 5 ст. 23 НК РФ введена обязанность индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа представлять по месту жительства книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; организации - представлять по месту нахождения бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным ФЗ не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгучета.
П/п. 4 п. 3 ст. 24 НК РФ на налоговых агентов распространена обязанность в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.
Обязанности налоговых органов
Новой редакцией ст. 32 НК РФ расширен перечень обязанностей налоговых органов. Помимо предусмотренных предыдущей редакцией документа добавились следующие обязанности:
1) руководствоваться письменными разъяснениями Минфина РФ по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах (п/п. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ);
2) сообщать налогоплательщикам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также доводить до налогоплательщиков сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему РФ (п/п. 6 п. 1 ст. 32 НК РФ);
3) представлять налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) по его запросу в течение 5 рабочих дней справки о состоянии лицевого счета (п/п. 8 п. 1 ст. 32 НК РФ). Раньше выдача таких справок налогоплательщику предусматривалась Приказом ФНС России от 09.09.05 г. N САЭ-3-01/444@;
4) проводить совместную сверку сумм уплаченных налогов (сборов, пеней и штрафов) по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) (п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ). До 01.01.07 г. сверки осуществлялись только по инициативе налоговых органов;
5) выдавать по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) (п/п. 12 п. 1 ст. 32 НК РФ).
Порядок уплаты налога
Статья 45 НК РФ "Исполнение обязанности по уплате налога или сбора" изложена в новой редакции, содержащей перечень случаев, когда обязанность по уплате налога признается исполненной налогоплательщиком (п. 3 ст. 45 НК РФ), а когда - нет (п. 4 ст. 45 НК РФ).
В п. 7 ст. 45 НК РФ указано, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в платежном поручении на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик может подать заявление в произвольной форме в налоговый орган с просьбой уточнить платеж. На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки (если такая сверка проводилась), налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
Статья 58 НК РФ дополнена пунктом 3, предусматривающим уплату в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Ранее порядок уплаты авансовых платежей Налоговым кодексом не регулировался, вследствие чего возникали споры о правомерности взыскания налоговых санкций за нарушения этого порядка. С 1 января 2007 года обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога. В случае просрочки уплаты авансовых платежей на их сумму начисляются пени. Что касается штрафов за нарушения, связанные с исчислением или уплатой авансовых платежей (их просрочка, неправильное определение суммы), они взиматься не будут.
Начисление пеней
В случае, если налогоплательщик следовал письменным разъяснениям Минфина России, при возникновении недоимки на него не только не будет наложен штраф, но и не будут начислены пени. Это предусматривает новый п. 8 ст. 75 НК РФ. Налогоплательщик будет освобождаться от начисления пеней только в соответствии с теми разъяснениями, которые будут даны уже после 31 декабря 2006 года. Однако разъяснения должны соответствовать нескольким условиям.
1. Разъяснения должны быть даны финансовым, налоговым или иным уполномоченным органом.
2. Разъяснения должны быть даны непосредственно самому налогоплательщику или же, как указывается в п. 8 ст. 75 НК РФ, "неопределенному кругу лиц". Что касается разъяснений Минфина России, оформленных в виде частных ответов на запросы налогоплательщиков, правомерность их использования может быть оспорена.
3. Разъяснения должны по смыслу относиться к тому налоговому или отчетному периоду, в котором образовалась недоимка, вне зависимости от даты разъяснений. Если налогоплательщик укажет в своем запросе неполные или недостоверные сведения, освобождения от пеней не будет.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика
При взыскании налога или сбора за счет денежных средств налоговый орган может приостанавливать операции по счетам налогоплательщика (агента). При этом приостанавливаются операции не со всеми денежными средствами на счете, как это было ранее, а только в пределах суммы, указанной в решении налогового органа. То есть если сумма на счете превышает сумму задолженности, этот "остаток" налогоплательщик может использовать по своему усмотрению.
Зачет и возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм налога
Согласно новой редакции ст. 78 НК РФ, процедура зачета и возврата излишне уплаченных сумм распространяется на авансовые платежи и штрафы.
Правило, согласно которому зачет переплаты по налогу мог производиться только в тот же бюджет, в котором эта переплата образовалась, с 1.01.2007 года действовать не будет. В соответствии с новым порядком зачет излишне уплаченных налогов будет производиться по соответствующим видам налогов и сборов, а также по начисленным пеням по этим видам налогов, т. е. федеральные налоги зачитываются в счет федеральных, региональные - в счет региональных, местные - в счет местных. С 2008 года зачет переплаты будет производиться независимо от бюджета по видам налогов.
Налоговая декларация
На законодательном уровне решен вопрос представления налоговых деклараций в электронном виде. Начиная с 1 января 2007 года налогоплательщики с численностью работников свыше 250 человек обязаны будут представлять на логовые декларации и авансовые расчеты в электронной форме. С 1.01.2008 года отчетность в электронном виде должны представлять все налогоплательщики со среднесписочной численностью работников свыше 100 человек.
Остальные налогоплательщики, а также плательщики сборов и налоговые агенты самостоятельно выбирают способ представления отчетности в налоговый орган.
Установлено, что налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, не представляют отчетность по налогам, от уплаты которых они освобождены. Для налогоплательщиков, у которых отсутствовала хозяйственная деятельность, Минфин должен будет принять упрощенную форму декларации, по которой такие налогоплательщики будут представлять отчетность (п. 2 ст. 80 НК РФ).
Порядок представления уточненной налоговой декларации в случае обнаружения налогоплательщиком ошибок в поданной им в налоговый орган декларации подробно описан в новой редакции ст. 81 НК РФ.
Налоговые проерки
С 01.01.07 г. камеральной проверкой могут быть охвачены любые периоды деятельности налогоплательщика, а не только три календарных года, предшествующих году проведения проверки (после внесения изменений ограничение в три года осталось только для выездных).
Основное изменение, касающееся камеральных проверок, - установлена обязанность налогового органа при выявлении налогового правонарушения составлять акт проверки (в том же порядке, что и при выездной проверке, только в иной срок - 10 дней после ее окончания) (п. 1 ст. 100 НК РФ). Составление акта по итогам камеральной проверки обязывает налоговый орган дать налогоплательщику возможность представить свои возражения на акт и участвовать в рассмотрении материалов проверки.
Как и прежде, при выявлении ошибок в налоговой декларации и противоречий в имеющихся сведениях налоговый орган обязан сообщить об этом налогоплательщику. При этом налоговый орган должен предложить либо внести в представленные документы исправления в установленный срок, либо представить в течение 5 дней необходимые пояснения. Представленные налогоплательщиком документы и пояснения должны быть обязательно рассмотрены (п. 5 ст. 88 НК РФ).
В новом п. 7 ст. 88 НК РФ установлено, что налоговый орган не вправе требовать дополнительных сведений и документов, за исключением тех случаев, когда документы (согласно требованиям НК РФ) должны представляться вместе с налоговой декларацией.
В то же время налоговый орган вправе требовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие, в соответствии со ст. 172 НК РФ, правомерность применения налоговых вычетов по НДС.
Порядок проведения выездных налоговых проверок с 01.01.07 г. прописан в новой редакции ст. 89 НК РФ.
Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Предусмотрена возможность налогоплательщиков перенести проведение проверки на территорию налогового органа, в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки (п. 1 ст. 89 НК РФ).
Срок проведения налоговой проверки составляет два месяца, начинается со дня вынесения решения о ее назначении и заканчивается днем составления справки о проведенной проверке. Ранее в срок проведения проверки включалось только время фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика. Увеличен срок, на который проверка может быть продлена - до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести (ранее - только до трех месяцев).
В то же время в новой редакции ст. 89 НК РФ предусмотрено право налогового органа приостановить проведение выездной проверки по решению его руководителя (или заместителя руководителя) (п. 9 ст. 89 НК РФ).
Предусмотрено общее ограничение числа выездных проверок: в течение одного календарного года налоговые органы не смогут проводить более двух выездных проверок вне зависимости от проверяемого налога и периода (п. 5 ст. 89 НК РФ), но самостоятельные выездные проверки филиалов и представительств при этом не учитываются. Также выездная проверка сверх этого ограничения может быть проведена на основании решения руководителя ФНС России.
Изменены правила проведения повторных выездных проверок (п. 10 ст. 89 НК РФ):
1) повторной проверкой может быть охвачен только 3-летний срок, предшествовавший году вынесения решения о назначении повторной проверки;
2) предусмотрено новое основание для ее проведения - подача уточненной декларации, по которой сумма налога меньше первоначально заявленной;
3) предусмотрено, что если в ходе повторной проверки выявлено налоговое правонарушение, то штраф на проверяемое лицо не налагается, за исключением тех случаев, когда правонарушение было скрыто в ходе первоначальной проверки по сговору с должностным лицом налогового органа. Но подобного ограничения в отношении сумм недоимки и пени не установлено. Это правило будет применяться, если решение о проведении первоначальной проверки было принято уже после 1 января 2007 года (п. 12 ст. 7 Закона N 137-ФЗ).
Уточнено, что с подлинниками документов сотрудники налоговых органов могут знакомиться только на территории налогоплательщика (п. 12 ст. 89 НК РФ). Изъять и забрать с собой подлинники документов можно только путем проведения выемки (п. 8 ст. 94 НК РФ).
Перечень реквизитов акта налоговой проверки установлен в п. 3 ст. 100 НК РФ, а значит, становится обязательным. Изменилась процедура вручения акта налогоплательщику. Ранее акт налоговой проверки мог быть как вручен под расписку, так и направлен по почте заказным письмом. Теперь акт может быть направлен по почте заказным письмом только в том случае, если проверяемое лицо уклоняется от его получения. Срок подачи возражений по акту увеличен с двух недель до 15 рабочих дней (п. 6 ст. 100 НК РФ).
В п. 2 ст. 101 НК РФ теперь прямо установлено, что налогоплательщика обязаны известить о рассмотрении материалов проверки вне зависимости от того, представил он письменные возражения по акту или нет.
Новым является то, что уже на стадии рассмотрения материалов проверки, если нужно получить дополнительные доказательства, налоговый орган может вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ).
Решение подлежит обязательной отмене (вышестоящим налоговым органом или в суде) в случае нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов, к которым относятся обеспечение возможности проверяемого лица участвовать в процессе рассмотрения материалов, а также обеспечение возможности представить объяснения.
Налоговые проверки, начавшиеся до 1 января 2007 года, проводятся в ранее действовавшем порядке, результаты таких проверок также должны оформляться по старым правилам (п. 14 ст. 7 Закона N 137-ФЗ).
Истребование документов
Начиная с 1 января 2010 года налоговые органы не вправе будут требовать те документы, которые ранее уже представлялись налогоплательщиками при проведении камеральных или выездных проверок (п. 5 ст. 93 НК РФ).
Правила истребования документов о налогоплательщике или информации о конкретных сделках у других лиц установлены в ст. 93.1 НК РФ, которая значительно расширяет полномочия налоговых органов по истребованию документов о налогоплательщике у его контрагентов. Истребовать документы о налогоплательщике можно как при проведении налоговой проверки, так и после ее завершения, если будут назначены дополнительные мероприятия налогового контроля. Также налоговый орган имеет возможность истребовать информацию о конкретных сделках вне рамок проведения проверок, когда у него возникнет обоснованная необходимость получить информацию о той или иной сделке.
Порядок истребования документов (информации) предусматривает, что налоговый орган должен направить соответствующее поручение не напрямую лицу, у которого данная информация имеется, а в налоговый орган по месту учета этого лица (п. 3 ст. 93.1 НК РФ). В 5-дневный срок налоговый орган, получивший поручение, направляет лицу требование о предоставлении документов, которое должно его исполнить (также в 5-дневный срок) или же сообщить, что интересующими документами или информацией оно не располагает.
Исчисление сроков
Новой редакцией ст. 6.1 НК РФ определено, что сроки, установленные законодательством о налогах и сборах и обозначаемые днями, исчисляются в рабочих днях, если только прямо не определено, что срок устанавливается в календарных днях. В связи с этим внесены уточнения в ряд статей части первой НК РФ.
Если течение сроков, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, не завершилось до 1 января 2007 года, они будут исчисляться по старым правилам (п. 6 ст. 7 Закона N 137-ФЗ).
С. Г. Гладкова,
"Эпиграф"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вычет НДС при взаимозачете - только после уплаты налога контрагенту ("Деловой Орел", N 7, февраль 2008 г.)
Газета выходит с марта 1998 г.
Учредители: УФНС РФ по Орловской области, ОАО "Редакция "Просторы России"
Главный редактор: Екатерина Глазкова
Адрес редакции: 302028, г. Орел, ул. Ленина, 1
Телефоны редакции: (486-2) 76-07-26, (486-2) 43-58-08
E-mail: delovoyorel@mail.ru