Камеральные проверки в уходящем и новом годах
Налоговые проверки с 2007 года будут проходить по-новому. Однозначно оценить, выгодны изменения или нет, нельзя.
С начала 2007 года вступает в силу новая редакция статьи 88 Налогового кодекса РФ. Причем все внесенные в нее изменения носят принципиальный характер. Главная поправка ограничивает объем документов, которые инспекторы могут потребовать при камеральной проверке. Правда, конкретного перечня бумаг в Кодексе не появилось. Вместо него оговорены все ситуации, когда налоговики вправе запросить дополнительные документы.
Подача дополнительных документов
На данный момент. Пожалуй, самые распространенные из спорных вопросов, связанных с камеральной проверкой: что за бумаги могут требовать инспекторы от фирмы и каким может быть объем запрашиваемой документации? Сегодняшняя редакция статьи 88 Налогового кодекса РФ фактически предоставляет чиновникам право изучать в ходе камеральной проверки неограниченное количество бумаг. Что, по сути, превращает камеральную проверку в выездную.
В частности, проверяющие требуют бумаги, подтверждающие правомерность вычетов по НДС. Но при этом статья 172 Налогового кодекса РФ не содержит конкретного и закрытого перечня документов, которые могут быть основанием для вычета. Результат - нынешняя судебная практика, которая поддерживает инспекторов. В качестве примера можно привести постановление Президиума ВАС РФ от 23 мая 2006 г. N 14766/05. Тогда арбитры позволили налоговикам при камеральной проверке деклараций по НДС требовать первичные документы.
С 2007 года. В новом пункте 7 статьи 88 Налогового кодекса РФ установлено: инспекция не вправе требовать дополнительные сведения и документы, за исключением тех, что должны прилагаться к декларации. Таким образом, новая редакция статьи 88 призвана существенно ограничить права налоговых органов при камеральной проверке.
Перечислим случаи, когда при камеральной проверке фирме придется подать в ИФНС дополнительную информацию.
1. Организация пользуется налоговыми льготами. Инспекторы просят ее подтвердить право на это (п. 6 ст. 88 НК РФ).
2. Чиновники проверяют налоги, связанные с использованием природных ресурсов. В таком случае чиновники могут истребовать документы, на основании которых рассчитывался налог (п. 9 ст. 88 Налогового кодекса РФ).
3. Фирма подает декларацию по НДС, в которой заявлено возмещение налога. Чиновники вправе заинтересоваться документами, подтверждающими право на вычет (п. 8 ст. 88 НК РФ). Хотя статья 172 Кодекса по-прежнему не поясняет, какие это могут быть бумаги.
4. Инспектор выявил в декларации какие-либо ошибки или несовпадения. Тогда он попросит бухгалтера представить пояснения. Вот только какие именно несоответствия могут послужить основанием для запроса дополнительных сведений - об этом в Кодексе говорится всесьма# туманно. И что за пояснения должен предоставить налогоплательщик, статья 88 не уточняет. А это дает возможность налоговикам для маневров. Например, запросить дополнительные сведения инспекторы смогут, если их не устраивают какие-либо из соотношений, проверять которые налоговиков обязывают многочисленные внутренние методички.
Таким образом, всех проблем, связанных с истребованием документов при камеральной проверке, поправки не решили. К тому же настораживает неувязка новой редакции статьи 88 Налогового кодекса РФ со статьей 93, в которой прописано право инспекторов запрашивать любые бумаги. И в ней не объясняется, во время каких проверок - выездных или камеральных - у налоговиков есть такая возможность.
Акт по итогам камеральной проверки
На данный момент. Налоговый кодекс РФ не обязывает инспекторов составлять акты камеральных налоговых проверок. Но и не запрещает этого.
Эта неопределенность повлияла на арбитражную практику. Многие суды указывают на то, что когда подобного акта нет, результаты проверки недействительны (ФАС Уральского округа от 20 ноября 2003 г. N Ф09-3923/03-АК). В то же время иногда судьи соглашаются с тем, что по результатам камеральной проверки составлять акт не нужно (ФАС Дальневосточного округа от 29 марта 2006 г. N Ф03-А80/06-2/431).
С 2007 года. По этому вопросу разногласия возникать не будут. В новой редакции Кодекса установлена обязанность налоговой инспекции составлять акт.
Порядок - тот же, что и при выездной проверке. Только установлен иной срок, в который инспекторы должны уложиться с оформлением: 10 рабочих дней после окончания проверки (второй абзац п. 1 ст. 100 Налогового кодекса РФ).
Отметим, что изменение на руку налогоплательщикам. С нового года у бухгалтера будет возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять свои возражения по акту.
Предоставление пояснений
На данный момент. Обнаружив в декларации неточность или ошибку, ИФНС должна предложить налогоплательщику либо исправить оплошность, либо представить пояснения. Так сказано в Налоговом кодексе РФ, на этом настаивают арбитры. Судьи уверены: если фирме не дали возможность внести исправления в налоговую декларацию, то результаты проверки можно оспорить.
Чтобы бухгалтер внес в декларацию исправления, ему отводят определенный срок - его устанавливают в каждом конкретном случае. А в какой срок компания должна предоставить необходимые пояснения, Кодекс ничего не говорит.
С 2007 года. Суть нормы не изменится: инспектор будет обязан сообщить налогоплательщику об ошибках в декларации. Это говорится в пункте 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ. Останется у чиновников и право вызвать в инспекцию бухгалтера, чтобы он пояснил тот или иной спорный момент (подп. 4 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ). Для этого они должны направить в адрес предприятия письменное уведомление. Впрочем, на практике инспектор может вызвать представителя фирмы и по телефону. Игнорировать такой вызов не стоит. Ведь развеять сомнения налоговиков - в интересах организации.
Изменение же состоит в следующем: законодатели зафиксировали срок, который ИФНС обязана дать компании на то, чтобы та смогла внести пояснения. Сделать это будет необходимо в течение пяти дней.
Предоставленные документы и пояснения организации инспекторы обязаны рассмотреть (п. 5 ст. 88 Налогового кодекса РФ). Лишь после этого налоговики вправе принять решение о том, стоит ли привлекать фирму к ответственности. Правда, срока, в который чиновники должны будут изучить пояснения, Налоговый кодекс РФ не оговаривает. Но очевидно, что инспекторы должны уложиться в три месяца с момента подачи декларации, - это максимальный срок, который отводится на камеральную проверку.
Подготовили Юрий Лермонтов,
консультант Минфина России;
Алена Яковлева,
ведущий консультант отдела консалтинга
и методологии 000 "ФинЭкспертиза"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вычет НДС при взаимозачете - только после уплаты налога контрагенту ("Деловой Орел", N 7, февраль 2008 г.)
Газета выходит с марта 1998 г.
Учредители: УФНС РФ по Орловской области, ОАО "Редакция "Просторы России"
Главный редактор: Екатерина Глазкова
Адрес редакции: 302028, г. Орел, ул. Ленина, 1
Телефоны редакции: (486-2) 76-07-26, (486-2) 43-58-08
E-mail: delovoyorel@mail.ru