О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по формированию и организации деятельности административных комиссий на территории Орловской области см. Закон Орловской области от 23 ноября 2001 г. N 218-ОЗ
Проверка деятельности административных комиссий администраций районов г. Орла за период 1999 г. и пять месяцев 2000 года показала следующее.
В своей деятельности административные комиссии руководствуются Кодексом об административных правонарушениях РСФСР, Кодексом об административных правонарушениях Орловской области и Законом Орловской области "Об ответственности за административные правонарушения". Однако нормативного документа, регламентирующего порядок организации работы административных комиссий, ответственных должностных лиц за ее деятельность до настоящего времени не имеется.
В основном административными комиссиями соблюдаются установленные законом сроки рассмотрения материалов о привлечении граждан к административной ответственности, правильно квалифицируются действия правонарушителей и применение санкций, предусмотренных статьями кодекса за конкретные правонарушения и т.д.
В 1999 году на заседаниях административных комиссий рассмотрено 6926 материалов, за пять месяцев 2000 года - 4839, что в процентном отношении больше, чем за аналогичный период прошлого года. За различные правонарушения жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, торговли на транспорте, посягающие на общественный порядок и др. в 1999 году было наложено штрафов на общую сумму 769,047 тыс. руб., за пять месяцев 2000г. эта сумма уже составила больше половины от предыдущего периода - 381,931 тыс. руб.
Административными комиссиями принимались меры по добровольному исполнению гражданами постановлений о наложении штрафов. Так, в 1999 году добровольно исполнено 3155 постановлений, за пять месяцев с.г. - 1934.
Взыскано в 1999 году - 468,138 тыс. руб. штрафных санкций, за пять месяцев с.г. -189,159 тыс. руб., что составило 60,9 % в прошлом году и 49,5% в 2000 г.
В связи с неплатежеспособностью некоторых правонарушителей и невозможностью своевременной уплаты наложенных штрафов, административными комиссиями постановления о наложении штрафных санкций направляются судебным приставам-исполнителям для обращения взыскания на имущество нарушителей. Так, в 1999 г. направлено 1177 постановлений, за пять месяцев 2000 г. - 462.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые к нарушителям меры воздействия за различные административные правонарушения, в районах города остается острой проблема самовольного строительства, самозахвата земель, установки металлических гаражей, содержания и выгула собак, несоблюдения Правил благоустройства и охраны окружающей среды, что может быть связано с теми санкциями, которые предусмотрены соответствующими статьями законодательства об административной ответственности и являющимися малоэффективными из-за их малозначительности (нарушение правил содержания и выгула собак - 0,1 минимального размера оплаты труда (МРОТ), самоуправство - 1/3 МРОТ и др.). Своевременное и объективное рассмотрение дел, а также взимание штрафных санкций с нарушителей иногда невозможно из-за качества предоставляемых в административную комиссию протоколов об административных правонарушениях работниками РОВД в нарушение требования статьи 235 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Таким образом, вследствие ненадлежащего оформления в 1999 году было возвращено 148 протоколов об административных правонарушениях, в 2000 году - 119.
Анализ произведенной работы комиссий показал, что в основном к административной ответственности привлекаются частные граждане и очень редко должностные лица, штрафные санкции за ответственность которых значительно выше.
За проверяемый период деятельности административных комиссий приносились протесты прокуроров районов на постановления, принятые с нарушением закона. Опротестовано 6 постановлений административной комиссии Железнодорожного района, 4 постановления комиссии Заводского района, 1 постановление комиссии Северного района.
Работа административных комиссий могла быть более эффективной при условии принятия всех мер по своевременному и полному взыскиванию штрафов с нарушителей. В этом плане на низком уровне находится вопрос сотрудничества с судебными приставами-исполнителями, которые часто нарушают сроки исполнения постановлений о наложении штрафных санкций. В то же время в судах обжаловано 42 постановления административных комиссий.
Эффективность работы административных комиссий во многом зависит и от тесного сотрудничества с районными отделами внутренних дел, с территориальными комитетами общественного самоуправления, общественностью. Однако и в этом вопросе имеются значительные недоработки. Так, из направленных судебным приставам-исполнителям административной комиссией Заводского района 117 постановлений о наложении штрафов в 1999 году и 54 - за 5 месяцев 2000 года для принудительного взыскания, только по 11 пришли сообщения об исполнении. По Северному району в 1999 г. направлено 275 материалов, исполнено - 65; за 5 месяцев 2000 г. - 95 материалов, возвращено с отметкой об исполнении на сумму 14503 рубля. По Железнодорожному району в 1999 году судебным приставам-исполнителям направлено 562 постановления, исполнено 111. Судебными приставами-исполнителями Советского района не взыскано штрафов по постановлениям административной комиссии за период с 1.01.99г. по 01.06.2000 г. на сумму более 100 тыс. руб. Кроме того прекращено исполнительное производство по материалам на сумму 24,556 тыс. руб., в т.ч. на частных предпринимателей. Ни одно из постановлений судебных приставов-исполнителей обжаловано не было.
С учетом изложенного и в целях недопущения нарушений законодательства об административной ответственности, более эффективной работы административных комиссий администраций районов города Орла, постановляю:
1. Признать работу административных комиссий районных администраций по взысканию наложенных штрафов и полноте их поступлений неудовлетворительной.
2. Положение об административной комиссии администрации района г. Орла утвердить (прилагается).
3. Председателям административных комиссий - первым заместителям глав районных администраций (Крючкову В.Г., Шкадину В.М., Морозову С.А, Ермакову Е.П.) принять исчерпывающие меры по активизации деятельности возглавляемых комиссий по вопросам полноты поступлений денежных средств по наложенным административным штрафам.
4. Главам районных администраций (Ничипоров Н.И.. Тарасов Ю.М., Рвачев Н.Г., Уваров В.И.):
4.1. Решить вопрос об объявлении замечания ответственным секретарям административных комиссий районных администраций г. Орла (главным специалистам Гутниковой Н.И., Полосухиной Е.А.. Орловой С.В., Карташовой И.В.) за допущенные упущения в работе по своевременному и полному взысканию наложенных штрафных санкций.
4.2. Определить порядок более тесного взаимодействия между административной комиссией районной администрации с одной стороны и органами внутренних дел, приставами-исполнителями и судами, для чего ежеквартально проводить координационные совещания по проблемам работы административных комиссий.
4.3. Организовать более тесное взаимодействие с органами территориального общественного самоуправления (уличные, домовые комитеты) как в части выявления административных правонарушений, так и в части общественного контроля за исполнением постановлений административных комиссий.
4.4. Разработать перспективный план взаимодействия районных администраций и районных подразделений приставов-исполнителей с целью оказания последним всевозможной помощи со стороны органов местного самоуправления, структурных подразделений федеральных органов власти и органов государственной власти субъекта РФ расположенных на территории района по определению платежеспособности должника, места его нахождения и иных факторов способных повлиять на своевременное исполнение решения административной комиссии. Срок - 15.07.2000 г.
5. Отметить недостаточную работу службы судебных приставов-исполнителей районов города по исполнению постановлений административных комиссий районных администраций по наложению штрафов.
Рекомендовать службам судебных приставов-исполнителей районов города организовать более тесное взаимодействие с административными комиссиями районных администраций по взысканию штрафов, налагаемых в административном порядке.
6. Начальникам РОВД города Орла (Ризаеву А.Х., Солопову А.В., Кузнецову В.А., Казюре В.И.) усилить контроль за работой подчиненных сотрудников, в служебные обязанности которых входит составление протоколов об административном правонарушении. Особое внимание обратить на соблюдение требований статьи 235 КоАП РСФСР.
7. Установить впредь, что координация деятельности административных комиссий районных администраций возлагается на организационно-правовое управление администрации города Орла (Соколов В.В.).
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя мэра города Орла Крапивченкова А.Н.
Мэр города Орла |
Е.Н. Вельковский |
Положение
"Об административной комиссии администрации района города Орла"
(утв. постановлением Администрации города Орла
от 27 июня 2000 г. N 1359)
Статья 1.
Административная комиссия образуются при администрациях районов гор. Орла в составе председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря, и членов административной комиссии.
Административная комиссия в своей работе руководствуется Конституцией РФ, Федеральными законами РФ, Кодексом об административных правонарушениях РСФСР, нормативными актами местных органов государственной власти и управления.
Статья 2.
Административная комиссия рассматривает дела об административных правонарушениях, ответственность за которые прямо предусмотрена актами высших органов государственной власти и управления РФ, а также законодательными актами, принимаемыми Орловским областным Советом народных депутатов и городским Советом народных депутатов.
Статья З.
К лицу, совершившему административное нарушение, административная комиссия может применить одно из следующих взысканий:
а) предупреждение;
б) штраф;
в) иное взыскание, которое предусмотрено актом, устанавливающим ответственность за данный вид нарушения, за исключением административного ареста, исправительных работ и административного выдворения за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.
Статья 4.
Предупреждение применяется в качестве самостоятельной меры административного взыскания, если оно предусмотрено актом, устанавливающим ответственность за данный вид нарушения, так и вместо наложения штрафа на нарушителя.
Статья 5.
Размер штрафа определяется в пределах, предусмотренных нормативным актом (КоАП РСФСР, Законом Орловской области "Об ответственности за административные правонарушения", устанавливающим ответственность за данный вид нарушения, с учетом тяжести совершенного нарушения, личности и имущественного положения виновного.
Статья 6.
О наложении административного взыскания административная комиссия, как правило, доводит до сведения руководителей по месту работы, учебы или жительства нарушителя.
Статья 7.
Постановление административной комиссии о наложении административного взыскания может быть отменено или изменено самой административной комиссией, мэром города, судебными органами и органами прокуратуры.
Статья 8.
Административная комиссия вправе требовать от учреждений, предприятий и организаций необходимые документы, а также вызывать должностных лиц и граждан для получения сведений по опросам, рассматриваемым комиссией.
Статья 9.
Если при рассмотрении дела об административном нарушении будет установлено, что нарушение по своему характеру подпадает под признаки преступления, административная комиссия направляет материалы в отношении нарушителя в органы милиции или в прокуратуру.
Статья 10.
Административные комиссии могут рассматривать дела об административных нарушениях по месту работы, учебы или жительства нарушителя.
Статья 11.
Руководство и контроль за деятельностью административных комиссий осуществляется главой администрации района, или по его поручению первым заместителем.
Статья 12.
Административные комиссии во всей своей деятельности ответственны перед руководством администрации города и района.
Статья 13.
Председатель комиссии руководит деятельностью комиссии и организует ее работу.
Председатель комиссии имеет право в пределах своей компетенции:
- созывать заседания комиссии;
- давать поручения, обязательные для членов комиссии;
- выносить на рассмотрение комиссии вопросы об исключении из ее состава членов, пропускающих заседания комиссии по неуважительным причинам.
Статья 14.
Ответственный секретарь комиссии осуществляет организационно-координирующую деятельность комиссии и в пределах своей компетенции:
- отвечает за правильность составления принимаемых протоколов об административных правонарушениях, их временные рамки и территориальную юрисдикцию;
- подготавливает проекты постановлений выносящихся на рассмотрение Административной комиссии;
- определяет рамки штрафных санкции, предусмотренных КоАП РСФСР за конкретные правонарушения;
- под руководством председателя Административной комиссии ведет заседания Административной комиссии.
Статья 15.
Техническое обслуживание административных комиссий возлагается на хозяйственные структуры районной администрации.
Раздел II. Порядок рассмотрения административной комиссией
дел об административных правонарушениях
Статья16.
Основанием для рассмотрения дела об административной ответственности служит протокол (акт) об административном нарушении, составленный уполномоченным должностным лицом.
Статья 17.
Административная комиссия при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении решает следующие вопросы:
1) относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела;
2) правильно ли составлен протокол и другие материалы дела об административном правонарушении;
3) извещены ли лица участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения;
4) истребованы ли необходимые дополнительные материалы;
5) о ходатайствах лица привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, законных представителей, адвоката.
Статья 18.
Дела об административных правонарушениях рассматривается административной комиссией в сроки определенные в соответствии с требованиями статьи 57 КоАП РСФСР.
Статья 19.
Административная комиссия рассматривает дела в открытом заседании.
Заседание комиссии считается правомочным, если в нем участвует не менее половины состава комиссии.
Статья 20.
Дела рассматриваются при участии лица, привлекаемого к административной ответственности, ему обеспечивается право ознакомления с актом, на основании которого возбуждено дело, и другими материалами, относящимися к делу, а также право давать объяснения по существу нарушения и заявлять ходатайства.
В случае необходимости, до рассмотрения дела, административная комиссия поручает члену комиссии проверить существо дела.
Заочное рассмотрение дела может иметь место лишь в случае, когда имеются данные об извещении нарушителя о дне и месте заседания комиссии.
В случае необходимости на заседание комиссии могут быть вызваны свидетели, а также представители государственных органов и общественных организаций.
Статья 21.
Вызов нарушителя, свидетелей и других лиц на заседание комиссии производится не позднее, чем за 3 дня до заседания комиссии.
Статья 22.
В протоколе заседания административной комиссии указываются: дата заседания, фамилии участвующих в заседании комиссии лиц, содержание рассматриваемого дела и решение комиссии.
Статья 23.
Постановление комиссии по делу выносится и объявляется немедленно по окончании его рассмотрения. Вынесение постановления обязательно и в том случае, когда лицо, привлекавшееся к ответственности, признано невиновным в совершении административного нарушения или когда взыскание не наложено.
Статья 24.
В постановлении комиссии о наложении взыскания должны быть указаны:
а) год, месяц, число и место вынесения постановления;
б) наименование комиссии, рассматривавшей дело;
в) фамилия, имя, отчество, возраст, место работы (учебы) и место жительства нарушителя;
г) время, место и сущность нарушения;
д) вид административного взыскания, а при наложении денежного штрафа - его размер, срок и порядок уплаты;
е) срок и порядок обжалования постановления.
Статья 25.
Постановление комиссии принимается простым большинством голосов и подписывается председателем и ответственным секретарем Административной комиссии.
Раздел III. Порядок обжалования постановлений
о наложении административных взысканий
Статья 26.
Постановление административной комиссии может быть обжаловано нарушителем в 10-дневный срок со дня вручения ему этого постановления.
Статья 27.
Жалоба на постановление административной комиссии о наложении штрафа подается в районный (городской) суд по месту жительства нарушителя.
Жалоба на постановление административной комиссии о наложении иного взыскания подается в администрацию города, района, прокуратуру.
Статья 28.
При рассмотрении жалоб в судебных органах по протестам граждан на постановления административных комиссий, представителем от Администраций районов города выступает помощник Главы администрации района по правовым вопросам.
Раздел IV. Порядок исполнения постановлений
о наложении административных взысканий
Статья 29.
Постановление о наложении штрафа должно быть исполнено нарушителем в течение 15 дней со дня вручения ему постановления.
Штраф вносится в учреждения банка. Квитанция об уплате штрафа предъявляется в административную комиссию.
Статья 30.
В случае неуплаты штрафа в 15-дневный срок постановление о наложении штрафа направляется по месту работы оштрафованного для удержания суммы штрафа в бесспорном порядке из его заработка.
В случае отсутствия у оштрафованного заработка постановление о наложении штрафа направляется судебному исполнителю по месту жительства оштрафованного для обращения взыскания на его имущество.
Статья 31.
Постановления о наложении иных административных взысканий исполняется в порядке, определяемом нормативным актом, устанавливающим ответственность за данный вид нарушения.
Примечание
1. Функциональные обязанности членов административной комиссии, состоящих в штатах администрации, разрабатываются индивидуально, в зависимости от вида исполняемой работы и образования.
2. Ответственный секретарь административной комиссии должен иметь высшее юридическое образование.
Начальник организационно-правового управления |
В.В. Соколов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В утвержденном Положении об административной комиссии администрации района г. Орла определены правовые основы деятельности, функции и задачи комиссии, порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, а также порядок обжалования и исполнения постановлений о наложении комиссией административных взысканий.
Постановление Администрации города Орла от 27 июня 2000 г. N 1359 "О работе административных комиссий администраций районов города Орла"
Текст постановления официально опубликован не был