Мэр города Орла |
Е.Н. Вельковский |
Приложение N 1
к постановлению мэра г. Орла
от 5 февраля 2001 г. N 322
Положение о порядке подготовки населения города Орла в области
гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
Обучение населения города организовывать и проводить по соответствующим возрастным и социальным группам.
1. Подготовку руководителей и специалистов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера осуществлять в Академии гражданской защиты МЧС России, учебно-методическом центре ГОЧС, на курсах ГО, в учебных заведениях повышения квалификации и подготовки кадров министерств и ведомств Российской Федерации, а также непосредственно по месту работы.
Основными целями подготовки должностных лиц считать выработку общегосударственного подхода к разработке и осуществлению практических мероприятий по защите населения, территорий и объектов экономики в чрезвычайных ситуациях мирного времени и от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, навыков в осуществлении руководства по ликвидации последствий аварий, катастроф, экологических и стихийных бедствий, для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне, создании и обеспечении готовности сил и средств для этих целей.
Подготовку командно-начальствующего состава проводить в учебно-методическом центре ГОЧС Орловской области, остальной категории - на курсах ГО города.
Первичную и повторную подготовку руководящего состава объектов экономики осуществлять на курсах ГО города в соответствии с Программой подготовки руководящего состава учреждений, организаций и предприятий, независимо от форм собственности, утвержденной МЧС России 3 ноября 1994 года.
Текущую подготовку руководящего состава объектов экономики, предприятий, учреждений и организаций организовать руководителями объектов экономики по месту работы из расчета 15 часов на учебный год. При этом в зависимости от уровня подготовки обучаемых, специфики производства и местных условий по согласованию с Управлением по делам ГОЧС города определить конкретные темы и время на их изучение без сокращения общего количества часов.
2. Подготовку работников предприятий, учреждений и организаций в составе аварийно-спасательных, военизированных и специализированных формирований постоянной готовности осуществлять в учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров, учебно-методическом центре. При этом особое внимание обратить на углубление знаний слушателей и совершенствование их навыков в руководстве и управлении производством в ЧС природного и техногенного характера, а также при защите от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
3. Подготовку работников предприятий, учреждений и организаций в составе гражданских организаций гражданской обороны осуществлять путем:
- повышения квалификации руководителей формирований в учебно-методическом центре ГОЧС области и на курсах ГО;
- проведения занятий с личным составом формирований по месту работы по Программе специальной подготовки невоенизированных формирований к действиям в ЧС, утвержденной МЧС России 3 ноября 1994 года, в объеме 15 часов. При этом общая тематика (10 часов) изучается личным составом всех формирований, а специальная (5 часов) - с учетом предназначения формирования.
- участие в учениях и тренировках по гражданской обороне.
При подготовке руководителей формирований особое внимание обратить на приобретение обучаемыми практических навыков по ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, добиваться, чтобы личный состав формирований умел профессионально пользоваться имеющейся в наличии техникой и оборудованием при выполнении задач в зонах ЧС и военного характера. При проведении практических занятий обратить внимание на вопросы морально-психологической подготовки личного состава формирований.
4. Обучение работников организаций, не входящих в состав формирований осуществлять путем:
- проведения занятий по месту работы без отрыва от производственной деятельности как на плановых занятиях по утвержденной программе (в объеме 12 часов);
- участие в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- индивидуального изучения способов защиты от чрезвычайных ситуаций мирного времени и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Для организации и проведения занятий на объектах экономики, в учреждениях, организациях, учебных заведениях независимо от их организационно-правовой формы деятельности создать учебные группы. К проведению занятий привлекать должностных лиц, руководящий состав и инженерно-технических работников предприятий, учреждений и организаций, руководителей цехов, участков, членов комиссий по ЧС, а также других подготовленных лиц. С руководителями занятий (учебных групп) проводить одно-двухдневные сборы на базе учебно-методического центра ГОЧС, в ходе которых отрабатывать методику проведения занятий и тренировок по тематике предстоящего года обучения. При подготовке указанной категории граждан шире использовать технические средства обучения, современные образцы защитных средств, измерительной аппаратуры, специальной техники, используемой при проведении спасательных и других неотложных работ.
5. Обучение неработающего населения осуществлять по месту жительства путем:
- проведения занятий в учебно-консультационных пунктах по программе, утвержденной МЧС России 3 ноября 1994 года;
- проведения пропагандистских и агитационных мероприятий (бесед, лекций, показа учебных фильмов);
- самостоятельного чтения пособий, памяток, листовок, прослушивания радиопередач и просмотра телепрограмм по тематике гражданской обороны и защиты от ЧС.
Основное внимание при обучении неработающего населения уделять его морально-психологической подготовке. Добиваться, чтобы граждане умели решительно и правильно действовать в ЧС, характерных для мест их проживания, воспитывать у каждого человека чувства высокой ответственности за свою личную подготовку и подготовку семьи к защите от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Практиковать проведение тренировок с населением, на которых отрабатывать действия по сигналам оповещения.
Подготовку организаторов (консультантов) учебно-консультационных пунктов ежегодно осуществлять на курсах ГО по 14-ти часовой программе.
Ответственность за организацию обучения возложить на глав администраций районов и начальника МУП ЖРЭО города.
Обучение осуществлять, как правило, с декабря по май по месту жительства граждан.
6. Обучение студентов учреждений высшего профессионального образования осуществлять в учебное время по программе дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" для всех специальностей высшего профессионального образования объемом 136 учебных часов, утвержденной Госкомвузом России 27 апреля 1995 года и согласованной с МЧС России 10 мая 1995 года. При этом особое внимание обратить на повышение качества подготовки студентов на привитие им навыков безопасного поведения дома, на улице, в учебном заведении, а также на умелые действия при возникновении ЧС природного, техногенного и военного характера. Продолжать совершенствовать организацию подготовки студентов по вопросам ГО, включая их в учебные планы в виде специального раздела дисциплины "Безопасности жизнедеятельности", либо в качестве самостоятельного курса. Обучение студентов по разделу Защита населения и территорий от ЧС" планировать в объеме не менее 50 учебных часов обязательных аудиторных занятий на старших курсах. Контроль усвоения учебных вопросов по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях и гражданской обороне проводить в форме зачета.
7. Подготовку учащихся в учреждениях среднего профессионального образования проводить по примерной программе дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" для всех специальностей среднего профессионального образования в объеме 90 часов, утвержденной Минобразования России 27 декабря 1996 года и согласованной с МЧС России 26 декабря 1996 года. В рабочих программах курса БЖД, разрабатываемых образовательными учреждениями, возможны изменения и дополнения в отдельных темах и разделах, с учетом местных условий, специфики обучения, учебно-материальной базы и квалификации преподавателей. При этом не допускать изменение перечня и основного содержания разделов, подразделов и тем, а также сокращение общего объема учебных часов.
8. Подготовку учащихся в учреждениях начального профессионального образования проводить по программе курса "Основы безопасности жизнедеятельности" для учащихся профессиональных учебных заведений Российской Федерации в объеме 140 учебных часов, введенной в учебный процесс указанием Минобразования России и МЧС России от 4 февраля 1994 года N 15-М/22-201-10. Основной целью изучения данного курса считать формирование у учащихся знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях ЧС мирного и военного времени.
9. Городскому Управлению образования (Шатохин А.В.) совместно с районными отделами образования организовать:
9.1. Подготовку учащихся государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений по программе курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) в объеме 400 учебных часов, введенной в учебный процесс приказом Минобразования России и МЧС России от 4 февраля 1994 года N 15-М/22-201-10.
При изучении данного курса особое внимание обратить на формирование в сознании детей и подростков обостренного чувства личной и коллективной безопасности, привитие навыков в распознавании и оценке опасности, а также безопасного поведения при ЧС дома, в школе, на улице и других общественных местах.
9.2. Изучение курса ОБЖ в общеобразовательных учреждениях планировать по одному часу в неделю в 1-9 и 11 классах и по два часа - в 10 классе. Заключительный этап занятий с учащимися по курсу ОБЖ на всех уровнях ежегодно проводить методом тренировки.
9.3. В рамках дополнительного образования по курсу ОБЖ планировать и проводить соревнования в рамках движения "Школа безопасности", полевые лагеря "Юный спасатель" с участием учреждений детско-юношеского туризма.
9.4. В дошкольных образовательных учреждениях проводить занятия по программе "Основы безопасности детей дошкольного возраста", введенной в действие письмом Минобразования России от 18 июня 1997 года N 112/34-16. В ходе этих занятий ребенок должен научиться правильно вести себя в опасных ситуациях на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с опасными предметами, животными и ядовитыми растениями, способствовать становлению у ребенка основ экологической культуры и здорового образа жизни.
10. В целях практической подготовки в области защиты от ЧС планировать и проводить:
- командно-штабные учения (КШУ) продолжительностью до трех суток проводить с районами города один раз в три года.
Командно-штабные или штабные тренировки на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от их организационно-правовой формы проводить ежегодно продолжительностью до одних суток.
Основной задачей при проведении КШУ и штабных тренировок считать выработку у руководителей и специалистов всех уровней городского звена ОТП РСЧС навыков управления силами и средствами в ходе ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера, проведении мероприятий гражданской обороны.
- комплексные учения продолжительностью до двух суток с периодичностью один раз в три года на всех категорированных объектах, на некатегорированных объектах с численностью 300 и более работающих и в лечебно- профилактических учреждениях емкостью 600 и более коек, на некатегорированных объектах, производящих или использующих в технологическом процессе пожаро-, взрывоопасные и опасные химические вещества. На объектах с численностью работающих 5 тыс. чел. и более комплексные учения проводить по производствам, цехам, группам цехов.
- тактико-специальные учения (ТСУ) продолжительностью до восьми часов с формированиями повышенной готовности проводить один раз один раз в год, с формированиями предприятий, учреждений и организаций - один раз в три года.
В ходе тактико-специальных учений личный состав формирований обучается умелым действиям при проведении спасательных и других неотложных работ, умению оказывать само-и взаимопомощь при ранениях, при получении различных травм, применять закрепленную штатную технику, спасательное оснащение и оборудование, а также средства индивидуальной защиты при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, проведении мероприятий гражданской обороны.
В других организациях один раз в три года проводить тренировки продолжительностью до восьми часов.
Тренировки с учащимися общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования проводить ежегодно.
Одной из важнейших задач при проведении комплексных учений и тренировок считать отработку действий по защите населения и материальных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от последствий возможных ЧС.
Перед комплексными учениями (тренировками) на объектах, где они предусмотрены, провести КШУ.
Начальник управления по делам
гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям города Орла полковник |
М.В. Вдовин |
31.01.2001.
Приложение N 2
к постановлению мэра г. Орла
от 5 февраля 2001 г. N 322
Программа
ускоренной подготовки населения к защите от современных средств поражения
Организационные указания
Настоящая программа имеет цель: в сжатые сроки подготовить рабочих и служащих к практическим действиям по защите от современных средств поражения на основе приобретенных ранее знаний и навыков по гражданской обороне. Занятия проводятся по территориально производственному принципу в организациях, на предприятиях и по месту жительства, а так же с использованием средств массовой информации. Начальники гражданской обороны объектов организуют и несут ответственность за качество обучения работающего населения. Занятия проводятся по цехам, отделам и другим структурным подразделениям под руководством их начальников. С руководителями учебных групп организуются 4-6 часовые инструкторско - методические занятия по темам программы.
Учебные вопросы отрабатываются практически. В ходе занятий обучаемые привлекаются для подготовки имеющихся защитных сооружений к приему укрываемых, строительству простейших укрытий, выполнению противопожарных и других мероприятий, повышающих устойчивость работы объекта в военное время. Каждый обучаемый должен изготовить ватно - марлевую повязку или противопыльную тканевую маску.
Для обучения приемам оказания само- и взаимопомощи привлекаются врачи, фельдшера, медицинские сестры, санитарные дружинницы объекта.
В результате изучения программы каждый обучаемый должен уметь:
- четко действовать по сигналу "Внимание всем!";
- пользоваться средствами индивидуальной и медицинской защиты;
- выполнять простейшие противопожарные мероприятия.
Выполнять мероприятия по защите воды и продуктов питания от радиоактивного химического и бактериологического заражения.
- оказывать само- и взаимопомощь;
- проводить мероприятия по обеззараживанию и частичной обработке;
- строить быстровозводимые и простейшие укрытия.
Наименование тем и расчет часов
N пп |
Наименование тем | Кол-во часов |
1* | Подготовка защитных сооружений и заглубленных помещений к приему укрываемых |
3 |
2 | Действия по сигналу "Внимание всем!" и при угрозе радиационного, химического и бактериологического заражения |
2 |
3 | Пользование средствами индивидуальной защиты | 1 |
4 | Подготовка к рассредоточению и эвакуации | 1 |
5 | Выполнение противопожарных мероприятий | 1 |
6 | Защита продуктов питания и воды | |
7 | Оказание само- и взаимопомощи | 2 |
8 | Обеззараживание и частичная санитарная обработка | 1 |
Итого | 12 |
На объектах, где убежища (ПРУ) полностью обеспечивают защиту рабочих и служащих в соответствии с нормами ИТМ и готовы к приему укрываемых, время, отведенное на тему 1, используется для изучения вопросов по повышению устойчивости объекта в военное время.
Тема 1. Подготовка защитных сооружений и заглубленных
помещений к приему укрываемых
Освобождение убежища от хранящихся материальных средств, изготовление и установка нар.
Строительство быстровозводимых убежищ, простейших и противорадиационных укрытий (ПРУ), приспособление под ПРУ заглубленных помещений.
Методические рекомендации
Тема отрабатывается с учетом наличия защитных сооружений и особенностей объекта. При подготовке к занятию руководитель должен ознакомится с планом строительства (достройки) и приведения в готовность защитных сооружений, определить объем предстоящих работ. Предусмотреть обеспечение обучаемых инструментом и необходимыми материалами.
При проведении занятия обучаемым напоминаются места и порядок укрытия в защитных сооружениях, планируемое время готовности убежищ и ПРУ. Организуется выполнение работ.
Тема 2. Действия по сигналу "Внимание всем!" и при угрозе
радиационного, химического и бактериологического заражения
Подача сигнала "Внимание всем!". Порядок действий рабочих и служащих при угрозе радиационного, химического и бактериологического заражения. Режимы радиационной защиты, порядок их доведения. Выполнение режимов радиационной защиты. Выход из поврежденного убежища.
Методические рекомендации
Руководитель занятия путем опроса выясняет знание обучаемыми порядка действий по сигналу "Внимание всем!" и при необходимости напоминает их. Затем руководитель доводит до обучаемых суть режимов радиационной защиты и порядок выхода из поврежденного убежища. В заключение занятия организуется тренировка, на которой обучаемые отрабатывают действия по сигналам оповещения при угрозе радиационного, химического и бактериологического заражения.
Тема 3. Пользование средствами индивидуальной защиты
Подбор и получение противогаза и респиратора. Подготовка противогаза (респиратора) к пользованию. Отработка нормативов по надеванию противогаза на себя и ребенка. Подготовка одежды к защите кожи. Изготовление ватно-марлевой повязки и противопыльной тканевой маски.
Методические рекомендации
Руководитель заблаговременно ставит задачу обучаемым о том, чтобы они прибыли на занятие с материалом для изготовления ватно-марлевой повязки и противопыльной тканевой маски. На занятии разъясняется порядок получения противогазов и респираторов, проводит на выбор контрольные измерения лиц обучаемых. Руководитель выдает противогазы и отрабатывает вопросы: подготовки их к использованию, надевания противогаза на себя и на ребенка, пользования поврежденным противогазом. На одном из обучаемых показывается подготовка одежды к защите кожи. Заканчивается занятие изготовлением под контролем руководителя ватно марлевой повязки и противопыльной тканевой маски.
Тема 4. Подготовка к рассредоточению и эвакуации
Порядок оповещения о рассредоточении и эвакуации на объекте. Подготовка квартиры к сдаче ее жилищным органам. Подготовка вещей, документов, продуктов питания и воды. Организация рассредоточения и эвакуации рабочих объекта, членов их семей. Прибытие на сборный эвакуационный пункт, порядок отправки в загородную зону.
Методические рекомендации
Занятие начинается с разъяснения порядка о рассредоточении и эвакуации на объекте, обязанностей рабочих и служащих с получением распоряжения о рассредоточении и эвакуации.
Вопрос подготовки квартиры и сдаче ее жилищным органам рассматривается в классе или другом помещении. Обучаемым показывается специально подготовленный вещевой мешок, который должен при себе иметь каждый эвакуируемый, разъясняется что в нем нужно иметь. Порядок отправки в загородную зону доводится на месте развертывания сборного эвакуационного пункта. Руководитель занятия рекомендует обучаемым подготовить в семьях все необходимое к эвакуации.
Тема 5. Выполнение противопожарных мероприятий
Профилактические противопожарные мероприятия, проводимые на объекте экономики: покрытие огнестойким веществом деревянных строений, очистка территории от строительного и иного мусора, быстро возгораемых материалов, защита емкостей с горючими жидкостями, подготовка средств тушения пожаров. Тушение возгораний и пожаров. Действия населения при пожарах.
Методические рекомендации
Занятие начинается в классе (учебном пункте, убежище). В начале руководитель раскрывает характер противопожарных мероприятий на объекте и на рабочем месте. После показывает места расположения средств пожаротушения и порядок приведения их в действие. Затем выполняются практические работы в цехе или на объекте по повышению противопожарной устойчивости объекта. Объем работ устанавливается руководителем занятия или структурного подразделения, в котором работают обучаемые.
Тема 6. Защита продуктов питания и воды
Использование герметической тары и пленок для защиты продуктов питания и воды. Упаковка различных продуктов питания (мясо, масло, рыба, хлеб, сухари, кондитерские изделия, сыпучие продукты, овощи). Защита продуктов питания хранящихся вне помещений. Защита открытых источников воды.
Методические рекомендации.
На занятии показывается набор тары и пленок, используемых для защиты продуктов. Подчеркивается опасность употребления в пищу не защищенных продуктов и воды в условиях радиоактивного, химического или бактериологического заражения местности. Нескольким обучаемым предлагается вскрыть упаковку продуктов с соблюдением соответствующих мер безопасности, исключающих контакт, продуктов с наружной поверхностью тары. Разъясняется необходимость в данных мерах.
Тема 7. Оказание само- и взаимопомощи
Само- и взаимопомощь при переломах, ушибах и вывихах. Остановка кровотечения. Приемы наложения повязок на раны и обожженные участки тела. Приемы и способы обеспечения неподвижности при переломах с применением подручных материалов. Способы переноски пораженных. Само- и взаимопомощь при поражении отравляющими веществами.
Методические рекомендации
При подготовке к занятию руководитель должен подготовить необходимое материальное обеспечение. В ходе занятия показывается приемы оказания само- и взаимопомощи приемы наложения повязок на раны и обожженные участки тела, приемы и способы обеспечения неподвижности при переломах с применением подручных материалов, способы переноски пораженных, приемы само- и взаимопомощи при поражении отравляющими веществами, затем под контролем руководителя обучаемые тренируются в их выполнении. Условно пораженным является один из обучаемых.
При отработке приемов переноски пострадавших особое внимание необходимо уделить действиям в сложных условиях.
Тема 8. Обеззараживание и частичная санитарная обработка
Проведение обеззараживания территории внутренних поверхностей помещений, станочного оборудования.
Частичная специальная обработка одежды, обуви и средств защиты. Действия при частичной и полной санитарной обработке. Соблюдение мер безопасности.
Методические рекомендации
При подготовке к занятию руководитель особое внимание обращает на материальное обеспечение. Оно должно позволить каждому обучаемому проводить обеззараживание помещения, рабочего места, одежды и обуви. Для частичной санитарной обработки следует использовать учебные противохимические пакеты, заменив реальные растворы водой.
Начальник управления по делам
гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям города Орла полковник |
М.В. Вдовин |
Структурная схема
подготовки населения города в области ГО и ЧС
/------------------------------\
| Мэр города Орла - |
| начальник ГО |
\------------------------------/
| Управление по делам |
/--------------------| ГО и ЧС города |---------------------------------\
| \---------------------/ |
| |
| 1. Методическое руководство и контроль за подготовкой |
| населения |
| 2. Подготовка руководителей и специалистов администраций |
| города и городских районов |
| 3. Определение объема программ и периодичности обучения |
| на курсах ГО города в УМЦГОЧС Орловской области |
| 4. Развитие движения "Школа безопасности" |
\----------------------------------------------------------------------------/
/--------\ | |
| УМЦ | | |
| ГОЧС | | |
|Орл.обл.| | |
\--------/ | |
| | |
/---------------------\ | /----------------------------\ | /----------\
| Городское управление| | | Глава администрации района | | | МУП ЖРЭО |
| образования | | | | | | |
\---------------------/ | \----------------------------/ | \----------/
| | | | | /---\ |
| РОНО | | |НО ГОЧС района | |ВУЗ| |
\------------/ | \---------------/ |ПТУ| |
| /------------------\ \---/ |
| | Руководитель ОЭ | |
| \------------------/ |
| | НОГОЧС ОЭ | |
| \-----------/ |
/-----------------\ | | |
| Подготовка | | | /-----------\
| (обучение) детей| | | | Учебно- |
| дошкольного | | | |конс.пункты|
| возраста, | | | | при ЖРЭУ |
| учащихся | | | \-----------/
| общеобра- | | | |
| зовательных | | | |
| учреждений | | | |
| начального, | /----------------------------------------\ |
| среднего | |Подготовка населения, занятого в сферах | |
| образования. | |производства и обслуживания | |
| Организация | |(предприятий, учреждений и организаций).| /-------------\
| дополнительного | |Подготовка руководителей командно- | |Подготовка |
| образования по | |начальствующего состава формирований | |населения, не|
| основам | |сил городского звена подсистемы РСЧС, | |занятого в |
| безопасности | |специалистов органов местного | |сферах |
| жизнедеятель- | |самоуправления, работников | |производства |
| ности | |предприятий, учреждений и организаций | |и обучения |
\-----------------/ \----------------------------------------/ \-------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о порядке подготовки населения города в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций определяет основные мероприятия по подготовке населения, их исполителей, органы, уполномоченные организовывать и контролировать обучение населения по соответствующим возрастным и социальным группам.
Утверждена Программа ускоренной подготовки населения к защите от современных средств поражения с приведенным перечнем тем и методическими рекомендациями по подготовке рабочих и служащих.
Постановление Администрации города Орла от 5 февраля 2001 г. N 322 "О порядке подготовки населения города в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций"
Текст постановления официально опубликован не был