О налогообложении представительских расходов
В соответствии с пунктом 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Письмом ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. N 18, лица, получившие из кассы организации наличные деньги под отчет, обязаны предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который выданы денежные средства.
В случае, если работник не представит в установленные сроки документы, подтверждающие целевое использование выданных ему денежных средств на представительские расходы, суммы таких средств признаются в целях исчисления налога на доходы физических лиц доходом, полученным в натуральной форме, подлежащим налогообложению по ставке 13 % на основании пункта 1 статьи 210 и пункта 2 статьи 211 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Кодекса объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков, указанных в абзацах 2 и 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 235 Кодекса признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Согласно пункту 3 статьи 236 Кодекса указанные в пункте 1 настоящей статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков - организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Статьей 264 Кодекса установлен перечень прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией продукции и учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль. К прочим расходам согласно пункту 2 указанной статьи относятся представительские расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема для указанных лиц и другие расходы, поименованные в названном пункте.
Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период. На выданные работникам денежные авансы на командировочные, представительские и другие аналогичные расходы, целевое использование которых не подтверждено в установленные сроки оправдательными документами, налог начисляется в установленном порядке. Таким образом, на основании пункта 1 статьи 236 Кодекса представительские расходы, целевое использование которых не подтверждено оправдательными документами и которые произведены в размерах более нормативных, признаются объектом налогообложения единым социальным налогом с учетом применения пункта 3 статьи 236 Кодекса.
В соответствии со статьей 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. При этом к расходам на оплату труда в целях главы 25 Кодекса относятся, в частности, суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда, кроме расходов, предусмотренных статьей 270 Кодекса, в частности, пунктом 21.
Таким образом, если в трудовой договор, заключенный с конкретным работником, включены те или иные вознаграждения, то такие расходы учитываются для целей налогообложения прибыли как расходы по оплате труда при их соответствии критериям статьи 252 Кодекса.
14 июня 2004 г.
Главный госналогинспектор отдела организации работы
с налогоплательщиками и СМИ Н.А. Верижникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.