Заслушав и обсудив отчет председателя Контрольно-счетной палаты города Орла Фоминой О.Н. о деятельности Контрольно-счетной палаты города Орла за 2007 год, Орловский городской Совет народных депутатов решил:
Отчет председателя Контрольно-счетной палаты города Орла Фоминой О.Н. "Об итогах работы Контрольно-счетной палаты города Орла за 2007 год" утвердить (прилагается).
Председатель Совета |
В.И. Уваров |
Отчет председателя
Контрольно-счетной палаты города Орла О.Н. Фоминой
"О работе Контрольно-счетной палаты города Орла за 2007 год"
В соответствии со ст. 30 Положения "О Контрольно-счетной палате города Орла" представляю сессии городского Совета народных депутатов отчет об итогах работы за 2007 год.
Приоритетной задачей для всего финансового контроля страны на истекший год, определенной председателем Счетной палаты РФ Сергеем Вадимовичем Степашиным, являлось проведение аудита эффективности расходования бюджетных средств, позволяющего заблаговременно устранять причины возможных финансовых нарушений и тем самым повышать эффективность экономики.
В целях реализации вышеуказанной задачи усилия специалистов Контрольно-счетной палаты города были направлены не только на проведение документальных проверок и экспертных исследований, но и на выявление причин возникновения нарушений и определения их экономических последствий. По итогам анализа, для более эффективного использования бюджетных средств и муниципального имущества, устранения негативных последствий выявленных нарушений, а также принятия мер для предотвращения аналогичных нарушений в будущем, разрабатывались предложения, которые направлялись мэру города.
Все предусмотренные планом работы на 2007 год мероприятия, выполнены.
По итогам за год сотрудниками проведено 21 экспертно-аналитическое исследование (для сравнения в 2006 году - 14) и 25 контрольных мероприятий (в 2006 году - 23). Кроме того, были подготовлены материалы для публичных слушаний по исполнению бюджета за 2006 год и по проекту бюджета города Орла на 2008 год и на плановый период 2009-2010 годы. Сотрудники Контрольно-счетной палаты принимали участие в работе профильных комитетов и сессий городского Совета народных депутатов, а также в еженедельных рабочих совещаниях Администрации города.
Контрольно-ревизионными мероприятиями, проводимыми в течение года, были охвачены:
- 10 муниципальных предприятий;
- 7 бюджетных учреждений;
- 5 структурных подразделений Администрации города.
В истекшем году сохранилась практика проведения тематических проверок в нескольких организациях одновременно, что позволяло вскрывать системные проблемы, как в деятельности отдельной организации, так и выявлять нарушения характерные для конкретного направления деятельности, а, следовательно, по результатам анализа и обобщения материалов проверок давать более полные и системные предложения по их устранению и повышению эффективности использования средств.
По результатам проведенных за год контрольно-ревизионных мероприятий палатой выявлено нарушений при использовании бюджетных средств и муниципального имущества на общую сумму 55 млн. руб., в том числе:
- нецелевого использования бюджетных средств на 670,5 тыс. руб. (по итогам за 2006 год - 755,8 тыс. руб.);
- необоснованного расходования средств, с нарушением действующих нормативно-правовых актов - 5044,6 тыс. руб. (в 2006 году - 18673,8 тыс. руб.);
- неэффективного использования средств - 27500,8 тыс. руб. (в 2006 году - 386,5 тыс. руб.);
- потери доходов бюджета и муниципальных предприятий, а также муниципального имущества - 22179,2 тыс. руб. (в 2006 году 11709,4 тыс. руб.).
Приведенные итоги деятельности подтверждают, что аудит эффективности вошел в повседневную практику работы сотрудников Контрольно-счетной палаты города в соответствии с поставленными Счетной палатой России задачами на 2007 год.
Основным и позитивным результатом деятельности является создание системности в контрольной работе и обязательное выполнение всей процедуры реализации материалов проверок.
По итогам проводимых проверок в адрес руководителей проверяемых предприятий и учреждений выносились представления для принятия мер по устранению нарушений, возмещению ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства.
Мэру города по всем проверкам направлялась информация, содержащая установленные факты нарушений, анализ по итогам обобщения результатов проверок и предложения по устранению выявленных недостатков и нарушений и предотвращению подобных нарушений в будущем.
Результаты контроля регулярно и в полном объеме представлялись Орловскому городскому Совету народных депутатов. Так в течение года были направлены отчеты по результатам всех проведенных проверок, а также ежеквартально направлялась информация об итогах деятельности Контрольно-счетной палаты.
В бюджет города и в состав муниципального имущества в результате принятых Контрольно-счетной палатой мер возвращено 3,9 млн. руб., которые состоят из возмещения в бюджет использованных не по целевому назначению бюджетных средств и дополнительного внесения в реестр муниципального имущества ряда ранее не учтенных объектов. При этом следует отметить, что в бюджетном законодательстве не предусмотрены механизмы непосредственного властного принуждения и ответственности за неэффективное использование бюджетных средств и потери бюджета.
Об установленных фактах грубого нарушения законодательства информировались Управление Федеральной антимонопольной службы по Орловской области, Орловское отделение фонда медицинского страхования, районные прокуратуры.
В 2007 году по итогам проведенных экспертиз подготовлено 21 заключение на проекты решений Орловского городского Совета народных депутатов. Изложенные в них предложения и замечания учитывались при доработке и принятии решений. Так, по предложениям Контрольно-счетной палаты в 2007 году, в целях приведения в соответствие с действующим законодательством вносились изменения:
- в перечень целевых городских программ,
- в перечень распорядителей и получателей бюджетных средств;
- в перечень администраторов доходов и расходов бюджета;
- в доходы и расходы бюджета, в том числе получаемые по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- по уточнению и распределению расходов по текущему и капитальному ремонту образовательных учреждений и другие изменения.
В целях повышения качества и эффективности, проводимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в 2007 году была продолжена работа по повышению профессионального уровня сотрудников. Так, один сотрудник Контрольно-счетной палаты в ноябре 2007 года прошел обучение в Государственной академии профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов в г. Москве по программе "Реформирование бюджетной системы и организация муниципального финансового контроля" с выдачей удостоверения.
Кроме того, сотрудники палаты в течение года повышали квалификацию на семинарах, проводимых Санкт-Петербуржской консультационно-издательской фирмой АТТАШЕ.
Контрольно-счетная палата города Орла является членом Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации, и в 2007 году принимала участие в 6-ой конференции Союза, проводимой в г. Тюмень по проблемам деятельности муниципальных контрольно-счетных органов в условиях проводимых реформ.
В течение года продолжалась работа по улучшению организационной структуры, по решению кадровых вопросов, по организации делопроизводства, по изменению регламента проводимых проверок и другим вопросам. Решена проблема размещения сотрудников, оснащения рабочих мест информационно-консультационными и справочными системами, создана единая компьютерная сеть.
В истекшем году мы заключили соглашение о консультационной и методологической взаимопомощи с Контрольно-счетной палатой области.
В 2007 году внесены серьезные и масштабные изменения в бюджетное законодательство, и вся бюджетная политика переориентирована на решение стратегически значимых задач социально-экономического развития страны. Это означает создание новых инструментов независимого контроля за реализацией конечных стратегических задач. Перед контрольными органами стоит задача своевременной, профессиональной оценки реального вклада каждого из государственных экономических институтов в социально-экономическое развитие страны, включая оценку эффективности использования ресурсов.
17 октября 2007 года в Мраморном зале Кремля состоялось совещание по вопросам совершенствования системы государственного контроля Российской Федерации, на котором Дмитрий Анатольевич Медведев сообщил, что на 2008 год поставлена задача создать сквозную систему контроля, сквозную систему мониторинга, которая консолидирует контрольные полномочия всех уровней власти - и федерального, и регионального, и местного. Приведенное высказывание дает надежду на то, что наконец-то проект федерального закона "Об общих принципах организации государственного и муниципального финансового контроля" будет рассмотрен и принят. Ведь существующая трехуровневая бюджетная система требует и трехуровневой системы контроля, основанной на единой методологии и единых принципах. К сожалению, до настоящего времени, единая методология и единые принципы финансового контроля на законодательном уровне не приняты.
Задачи Контрольно-счетной палаты города Орла на 2008 год определены исходя из основных принципов бюджетной стратегии на 2008 - 2010 годы, сформулированные в бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации, и включают в себя следующее:
- внедрение в практику деятельности палаты современных методов оценки эффективности бюджетных расходов, с точки зрения достигнутых результатов;
- усиление контроля за целевым использованием бюджетных средств, за соблюдением требований законодательства, состоянием и использованием муниципального имущества, ориентированного не только на выявление, но и главным образом на предотвращение финансовых нарушений.
Кроме того, необходимо продолжить и совершенствовать:
- работу по улучшению взаимодействия, координации и конструктивному сотрудничеству с другими контрольными органами;
- профессиональную подготовку кадров и повышение их квалификации;
- работу по использованию современных информационно-коммуникационных технологий для улучшения эффективности и качества финансового контроля.
Завершая отчет, хочу вас проинформировать, что в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации с 1 января 2008 года начала работу новая "территориальная" инспекция. Задача инспекции - поставить на регулярную основу проверки муниципалитетов, а также выявление экономических проблем реализации реформы местного самоуправления. В этой связи, считаю, что наша общая задача - объединить усилия и организовать конструктивное сотрудничество для создания в нашем городе, в самый возможно короткий срок, законной, прозрачной и эффективной системы использования муниципальных средств, для достижения конкретных и позитивных результатов.
Председатель Контрольно-счетной
палаты города Орла |
О.Н. Фомина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Орловского городского Совета народных депутатов от 27 марта 2008 г. N 30/445-ГС "Об итогах работы Контрольно-счетной палаты города Орла за 2007 год" (принято на тридцатом заседании городского Совета)
Текст решения опубликован в Вестнике Орловского городского Совета народных депутатов (Выпуск 3), 2008 г., (подписано в печать 16 апреля 2008 года)