Как сделать регион инвестиционно привлекательным
Из выступления председателя Орловского регионального отделения ФКЦБ России Ю. Н. Распутного на коллегии администрации области
В экономической периодике появляются ссылки на новую книгу нобелевского лауреата, главного экономиста Всемирного банка Джозефа Стиглица "Глобализация и недовольство ею", и одну выдержку из нее о месте России в мировой экономике хотелось бы привести: "С Россией случилось худшее из возможного: невероятный спад производства и невероятный рост социального неравенства. Прогноз на будущее мрачен. Крайнее неравенство тормозит экономический рост, ведет к социально-политической нестабильности". Причины сложившейся обстановки автор видит в догматическом неолиберализме, в попустительстве (или благословении как учения) грабительской приватизации периода Ельцина, предлагая как один из выходов из создавшегося положения обложение сверхналогами сверхприбыли от сделок с имуществом, полученной в результате приватизации госсобственности. То есть, в момент выхода некой компании на фондовый рынок ее нынешний владелец получит, к примеру, лишь 10% от сверхприбыли с продаваемых активов. Вот это как раз обратная сторона капитализации акционерных обществ. И даже западные экономисты обращают внимание на социальную сторону рынка ценных бумаг. Весь ход мировой истории подтверждает, что будущее за крупными холдингами и корпорациями, и главное, что мы должны сделать, - это не потеряться в этом процессе, найти свое место и твердо и уверенно его занять. Но для этого необходимо предпринять ряд конкретных мер и избавиться от целого ряда недостатков. В частности, одной из причин, сдерживающих процесс привлечения инвестиций на предприятия области, может явиться и нарушение действующего законодательства о рынке ценных бумаг.
По состоянию на 1 января 2004 года на территории Орловской области, по данным УМНС, перерегистрировано 1349 акционерных обществ, из которых 491 - открытые акционерные общества и 858 - закрытые. Из них выпуски ценных бумаг зарегистрировали 1136 (439 - открытых акционерных обществ и 697 - закрытых).
Таким образом, 16 %, или 213 акционерных общества, грубо нарушают требования законодательства о рынке ценных бумаг, и в настоящее время Орловским РО ФКЦБ ведется работа по привлечению данных обществ и их должностных лиц к административной ответственности. Напомню, что все сделки с ценными бумагами, не прошедшие регистрацию, являются незаконными, такие бумаги нельзя продать, внести в залог и т.д.
Взаимодействие Орловского РО ФКЦБ России и подразделений областной администрации оказывает положительное влияние на этот процесс, в связи с чем по подведомственному Орловскому РО ФКЦБ России региону показатели нарушений ниже, чем в других областях (Белгородская - 33%, Брянская - 54%, Воронежская - 36%, Курская - 51%, Липецкая - 45%, Орловская - 16% и Тамбовская - 49%). На протяжении всего периода работы Орловского РО ФКЦБ России (начиная с середины 1997 г.) в подведомственных ему семи областях (Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская, Орловская, Брянская) по инвестиционной активности Орловская область наряду с Белгородской областью занимает лидирующие позиции и уступает лишь Воронежской. Всего по Орловской области по состоянию на 1 января 2004 года зарегистрировано 1854 выпуска ценных бумаг (для сравнения: по Белгородской области - 1822 выпуска, по Воронежской - 2514). По Орловской области в два раза больше эмитентов и регистраций ценных бумаг, чем по Липецкой, Курской и Брянской областям, и почти в три раза выше, чем по Тамбовской.
В связи с изменениями в законодательстве в настоящее время значительно увеличилось количество отказов в регистрации выпусков ценных бумаг. Их причинами послужили несоответствие регистрируемых документов действующему законодательству и неисполнение сроков предоставления документов. Многие нарушения действующего законодательства о рынке ценных бумаг являются следствием в том числе и низкого уровня подготовки соответствующих специалистов на предприятиях-эмитентах.
В октябре - декабре 2003 года Орловским РО ФКЦБ России проведены 23 выборочные проверки соблюдения законодательства о рынке ценных бумаг акционерными обществами Орловской области. Результаты проведенных проверок свидетельствуют о неудовлетворительном положении, сложившемся в ряде акционерных обществ в области корпоративного права, о фактах недобросовестного отношения руководства акционерных обществ к вопросам корпоративного управления, незнании основ законодательства о рынке ценных бумаг и инвестиционной деятельности либо нежелании им следовать. В частности, практически все проверенные акционерные общества допускают нарушения при подготовке и проведении общих собраний акционеров.
Однако есть общества, которые выполняют все требования законодательства, - это ОАО "Орловская промышленная компания", ЗАО "Юность", АО НП "Успенское". А в целом, обеспечение соблюдения требований законодательства о рынке ценных бумаг способствует процессу привлечения инвестиций на предприятия и ведет к улучшению инвестиционного климата на территории Орловской области.
Одним из важнейших средств реализации инвестиционной политики государства являются целевые программы развития фондового рынка субъектов Российской Федерации, которые уже приняты по многих регионах России.
В дополнение к уже существующей и оправдавшей себя системе проведения "ярмарок инвестиций" разработка такой программы на 3 - 5 лет способствовала бы долгосрочному планированию инвестиционных решений.
Комплексная программа, с одной стороны, будет способствовать большей согласованности в осуществлении инвестиционной политики в регионе, с другой стороны - позволит создать условия для дальнейшего развития фондового рынка на территории Орловской области и привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.
В частности, целевая программа развития рынка ценных бумаг должна решать вопросы совершенствования качества корпоративного управления в акционерных обществах Орловской области и повышения их информационной прозрачности, уровня защищенности прав и законных интересов инвесторов, стимулирования увеличения уставных капиталов предприятий в соответствии с размерами активов, формирования инвестиционной и организационной инфраструктуры рынка ценных бумаг Орловской области, например, создание регионального сервера раскрытия информации, а также постоянное взаимодействие со СМИ для обобщения и распространения опыта работы эмитентов области и других регионов, успешно привлекающих инвестиции с помощью инструментов рынка ценных бумаг.
Одновременно это способствовало бы подготовке специалистов в акционерных обществах по вопросам корпоративного управления и соблюдения законодательства по рынку ценных бумаг.
P.S. В связи с упразднением ФКЦБ России согласно Указу Президента РФ от 09.03.2004 г. N 314 и созданием на ее основе Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) функции по контролю за соблюдением законодательства на рынке ценных бумаг будут только расширяться.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: В 2001 году нами был получен банковский кредит на покупку товара. Проценты за кредит в целях бухгалтерского учета в соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н, (Вопрос-ответ, "Деловой Орел", N 38, октябрь 2002 г.)
Учредители: УМНС РФ по Орловской области, ОГУП "Редакция "Просторы России"
Главный редактор: Александр Макушев
Адрес редакции: 302021, г. Орел, ул. Ленина, 1
Телефоны редакции: (486-2) 43-50-18, (486-2) 43-48-13